Региональный компонент. Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Гнездилова Лариса Анатольевна

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

(региональный компонент программы)

МДОУ детский сад №10 города Алушты РК

 

2016г.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

 

 

Месяц года

неделя

Содержание работы

сентябрь

2 неделя

Познавательное развитие. Горная зона и южный берег Крыма

Крымские горы расположены вдоль южного берега Крыма. Кое-где они вплотную подступают к морю, создавая неповторимый пейзаж дикой природы. В уютных плодородных долинах люди могут выращивать теплолюбивые растения, поскольку горы защищают эту территорию от холодных ветров и создают условия естественной оранжереи. 

                                                                                             

Климат

Климат определяется наличием теплого моря и гор: море смягчает холодный воздух зимой, отдавая свое тепло, и жаркий воздух летом, делая его более прохладным, горы защищают от холодных, северных ветров. Особенно ярко это проявляется на Южном берегу, где высокие горы задерживают тепло и не пропускают холодные ветры. В Крыму выделяется три климатических района: равнинный, горный и южнобережный.

 

4 неделя

Познавательное развитие. Горы

Горы, так же как и наш полуостров, называются Крымскими. Наиболее известные из них: Чатыр-Даг, Демерджи, Ай-Петри, Кара-Даг.

Горы состоят в основном из известняков и других легко растворимых пород. Дождевая и талая вода скапливается на плоских вершинах и по трещинам и углублениям проникает в известняки, размывает и растворяет их - так образуются пещеры. В Крыму много пещер. Наиболее известные: Красная («Кизил-Коба»), Холодная («Суук-Коба» с подземным озером), Мраморная и Эмине-Баир-Хосар, поражающие своей красотой. Некоторые из них специально оборудованы для посещения.

В горах встречаются и ценные горные породы: диабаз, мрамор и другие, а также полудрагоценные поделочные камни: агат, сердолик, яшма и другие.

Речевое развитие. Легенды крымских гор.

октябрь

2 неделя

Познавательное развитие. Сезонные изменения в природе

В связи с тем, что море остывает медленно и долго отдает тепло, осень в районах побережья теплая, продолжительная. Холод дает себя чувствовать ближе к ноябрю.

Зима мягкая, часто дождливая. Снег выпадает и задерживается в основном во второй половине января. Часто (особенно в феврале), бывают теплые дни, когда набухают почки, а на Южном берегу цветут деревья и кустарники.

Весна затяжная, прохладная, с ветрами и неустойчивой погодой, что связано с медленным нагреванием морской воды.

Лето в основном жаркое, засушливое. В середине июля и в августе растительность в степи и предгорьях высыхает, почва трескается, сильно мелеют или пересыхают реки.

Художественно-эстетическое развитие. Рисуем крымские пейзажи.

4 неделя

Речевое развитие. Подраздел «Речевое общение на родном языке и «языке соседа»

В процессе общения детей на «языке соседа»  формировать умения действовать в речевом и неречевом планах. Уметь пользоваться основными словами приветствий, прощаний, благодарности, вежливых слов и обращений. Уроки Дружбы и Толерантности.

 

ноябрь

2 неделя

Социально-коммуникативное развитие. Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму

Как поздравить с праздником. Какие подарки и как нужно дарить на семейные и религиозные праздники. Гостевой этикет в нашей семье и у наших соседей.

Праздники народов Крыма

Как отмечают свои праздники христиане  (Рождество, Пасха, Троица, Св. Николая и др.), мусульмане (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, Наврез и др.), иудеи (Пурим, Песах, Ханука и др.).

Примерная тематика занятий

  • Ура! Я тебя понимаю!

Примерная тематика игр на взаимодействие детей

“Встанем в пары”,  “Угадай, кто вышел”, “Я дарю тебе подарок”, “Соберемся вместе”, «Расскажи о своём друге»

 

4 неделя

Познавательное развитие. Растительный мир лесов и парков ЮБК

Деревья: сосна обыкновенная, можжевельник, можжевельник древовидный, тис, держидерево, кедр, земляничник, пальма, кипарис, магнолия, ленкоранская акация, багряник, каштан, грецкий орех, платан, ива и др.

Плодовые деревья: дикая груша, инжир, миндаль, хурма, айва, гранат, фисташка, садовая рябина, яблоня и др.

Кустарники: лавр благородный, розмарин, олеандр, будлея, сирень, кизил, калина, спирея, форзиция, дрок, розы; лианы: глициния, декома и др.                                          

Ядовитые растения

Ядовитые травы: белена, дурман, болиголов, паслен, лютик едкий, ландыш, купина неопалимая и др.

                        Ядовитые ягоды: вороний глаз, жимолость обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, крушина майская и др.

                        Ядовитые грибы: бледная поганка, ложный опенок, ложная лисичка, сатанинский гриб, мухомор и др.

 

декабрь

2 неделя

Познавательное развитие. Подземные воды

Подземные воды постепенно стекаются в маленькие ручейки, которые объединяются в подземные реки и озера, вытекающие на поверхность в виде родников.

Реки

Водохранилища

Из-за того, что большая часть талой и дождевой воды стекает в море, население Крыма испытывает недостаток пресной воды. Для ее сбора и сохранения создаются специальные водохранилища. Самое крупное из них – Симферопольское. Оно снабжает питьевой водой население административного центра Крыма.

Озера

В приморской полосе равнинного Крыма находится много озер-лиманов и соленых озер, из которых с древних времен люди добывали соль. Их вода – «рапа» – содержит много полезных веществ, поэтому является лечебной. Самые известные лечебные озера: Сакское и Мойнакское.

Растительный мир морей

Водоросли: спирулина, филлофора, морская капуста («ульва»), зостера и др.

 

4 неделя

Художественно-эстетическое развитие. Подраздел «Музыка народов Крыма»

Вечера развлечений для детей могут быть посвящены национальным праздникам, проведенным в доступной для детей форме. Детей дошкольного возраста рекомендуется знакомить с наиболее известными и значимыми праздниками людей, проживающих в Крыму.

Примерный перечень  музыкальных игр

Русские: «Гуси-лебеди», «Заря», «Каравай», «Горелки»

Украинские:, нар.мелодия «Пойдем в лес», нар.песня, «Мак»

 

январь

2 неделя

 Физическое развитие. Примерный перечень подвижных игр для разучивания с детьми

Крымскотатарские: «Мермерша» и др.

Немецкие: «Я не знаю, где я»,«Рыбак, глубока ли вода?»

Русские:  «Горелки»,  «Пятнашки», «Лапта»

Украинские: “Котився горішок”, “Гоп-гоп”,  “Панас”,  “Котилася торба” и др.

Цыганские:  «Не зазвени!» .

 

4 неделя

Художественно-эстетическое развитие. Декоративно-прикладное искусство

Национальные особенности народных промыслов ярко проявляются в художественных ремеслах: вышивке, гончарном производстве, вязании, плетении, резьбе по дереву, чеканке по металлу, изготовлению ювелирных изделий.

Ковроткачество

Изготовление безворсовых ковров: болгарских писану, крымскотатарских килимов, русских ковров, украинских килимов. Особенности их рисунков, колорита. Практическое использование в жилище. Современные тканые изделия.

Вышивка

Практическая деятельность детей (по выбору):  рисование, аппликация – украшение игрового уголка, ручной и художественный труд – вышивание стебельчатым швом и швом «крест».

 

февраль

2 неделя

Речевое развитие. Чтение детям. Примерный перечень прозаических произведений

(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)

Крымскотатарские:). Волк и овца (сказка). Волк и коза (сказка) и др.

Крымчакские: Орлица и ее сыновья (притча). Падишах и три сестры (сказка) и др.

Крымские легенды:  «Кипарис», « Как был основан Бахчисарай», « Фонтан слез», «Морское сердце»

Русские: былины про богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича

 

4 неделя

Познавательное развитие. Степная зона Крыма

На востоке полуострова (р-н г. Керчи) и в Присивашье почвы засолены, в остальной части степи земли плодородные. Они распаханы и используются под сельскохозяйственные угодья.  Недалеко от Керчи можно увидеть грязевые вулканы. 

Предгорье Крыма

Предгорье вобрало в себя  своеобразие севера и юга полуострова. Продольные долины и невысокие пологие холмы создают живописные виды: степь перемежается рощицами, холмами, лесопосадками.

Охрана природы Крыма

Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть заповедников. Самый большой – Крымский государственный заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде природу горного Крыма. Заповедник международного значения «Лебяжьи острова» в Каркинитском заливе Черного моря является одним из крупнейших мест гнездования и зимовки диких водоплавающих птиц. Объектом охраны является также Кара-Даг - древневулканический массив с оригинальными формами рельефа, многочисленными выходами редких минералов и богатой южной лесной флорой, насчитывающей более 1000 видов растений. Своеобразным памятником природы является и Никитский ботанический сад.

 

март

2 неделя

Речевое и познавательное развитие. Примерный перечень художественно-познавательных произведений о Крыме

Козеева И.И. - «Крымское солнышко»; Кондрашенко Л.И. – «Солнечный Крым»,  «Гости» и др.

Примерный перечень произведений для чтения и рассказывания детям

Дьяченко Т.М. – «Котенок»; Иванов В.А.  – «Мяч»; Иванова О.А. – «Об улыбках», «Барабан»; «Удивленный барбос», «Теленок», «Цыплята» и др.

 

4 неделя

Познавательное развитие. Растения, занесенные в Красную книгу

Деревья: крымский можжевельник высокий, сосна Станкевича (судакская), земляничник мелкоплодный, тис ягодный и др.

Травянистые растения: подснежник складчатый, цикламен, чабер крымский, шалфей, горицвет, прострел, ковыль, солодка, василек, тюльпаны, крокусы, бессмертник песчаный и др.

Животные, занесенные в Красную книгу 

Животные: краб, дельфины: афалина и белобочка, землеройка хутора малая и др.

Птицы: белоголовый сип, орлан белохвост, черный гриф, дрофа и др.

Пресмыкающиеся: средиземноморский гекон, леопардовый полоз и др.

Насекомые: бражник «мертвая голова», крымская зернистая жужелица и др.

 

апрель

2 неделя

Социально-коммуникативное развитие. Подраздел «История людей и памятников»

Учитывая то, что религия каждого народа является неотъемлемой частью его культуры, рекомендуется дать детям элементарные понятия об основных мировых религиях.

Материал о войне рекомендуется представить детям в соответствии с их возрастным восприятием в виде бесед, проблемных ситуаций на тему: «Что может случиться, если люди не могут договориться, уступить, понять друг друга?». 

Примерный перечень памятников, событий, предприятий,

которые сделали Крым известным во всем мире

·        Пантикапей – столица Боспорского царства (г. Керчь).

·        Предприятие «Крымская роза» (г. Симферополь).

·        Судостроительные заводы (г.Керчь, г.Феодосия)

·        Херсонес Таврический (г. Севастополь).

·        и другие.

 

4 неделя

Речевое развитие. Произведения крымских писателей и поэтов помогут воспитателю в приобщении детей к богатому национальному наследию Крыма и развить речь ребёнка.

Источниками художественного чтения, рассказывания детям, пересказа являются: Произведения классической и современной литературы о Крыме (Л. Украинка, М. Коцюбинский, А. Мицкевич, А. Пушкин, Я. Полонский, М. Рыльский, М. Волошин и др.)

3. Произведения крымских писателей и поэтов.

Примерный перечень произведений классической и современной литературы о Крыме

Вяземский П.А. -  «Слуху милые названья», «Аю-Даг»; Полонский Я.П. – «Ночь в Крыму» (отрывки); Пушкин А.С. – «Бахчисарайский фонтан» (отрывки), «Покинув Север наконец…»

 

май

2 неделя

Познавательное развитие. Опасные животные

Дикий кабан, тарантул, паук каракурт, клещ, сколопендра,  степная гадюка, морской ерш (скорпена), морской кот и морской дракон, некоторые виды медуз, крымский усач (марена).

 

4 неделя

Социально-коммуникативное развитие. Примерная тематика сюжетно-ролевых игр

  • Путешествие.
  • Столовая.
  • Библиотека.
  • Школа.
  • Герои-спасатели. Космонавты.
  • Рекламное агенство.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по образовательной области «Музыка»

Песрпективное планирование работы с детьми подготовительной группы по образовательной области "Музыка" по программе "Детство"...

Региональный компонент. Перспективное планирование работы с детьми младшей группы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ(региональный компонент программы)МДОУ детский сад №10 города Алушты РК 2016г. МЛАДШАЯ ГРУППАМесяц годанеделяСодержание работысентябрь2 неделяРечевое развитие...

Региональный компонент. Перспективное планирование работы с детьми средней группы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ(региональный компонент программы)МДОУ детский сад №10 города Алушты РК 2016г. СРЕДНЯЯ ГРУППА Месяц годанеделяСодержание работысентябрь2 неделяПознавател...

Региональный компонент. Перспективное планирование работы с детьми старшей группы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ(региональный компонент программы)МДОУ детский сад №10 города Алушты РК 2016г. СТАРШАЯ ГРУППА Месяц годанеделяСодержание работысентябрь2 неделяПознавател...

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое раз...

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества в МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка».

Приказом Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Правительства Ростовской области, в 2016 году МБДОУ «Д/с №4 «Ласточка», п. Матвеев Курган,  был присвоен статус «казачий». ...

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы с ФНР

Перспективное планирование логопедической работы на логопункте с детьми подготовительной группы с диагнозом ФНР....