Приобщение детей к мордовскому языку в условиях дошкольного образования
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Любой народ по-своему велик,
Бесценен вклад его в наследство вековое.
Так сбережем свою культуру и родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев. Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуально для многонациональной России. Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становиться актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности.
Неотъемлемой частью мордовского народа является его язык. Это орудие мышления, инструмент познания и живая связь поколений. Каждый из нас должен быть благодарен своему народу за родной язык. Ведь на нём каждый из нас произносит первые, дорогие сердцу слова: мать, отец (тядяй, аляй). Видимо поэтому его называют ещё языком, впитанным с молоком матери.
Но в наше время идёт деградация мордовского языка, что тревожит мордву. Всё-таки невнимание к родному языку ведёт к непредсказуемым последствиям. И никто в этом не виноват, кроме самих людей и их отношения к родному языку, к истории и традициям. Лишить ещё с младенческих лет новое поколение мордвы своего языка - значит оторвать от накопленного за столетия духовного наследия народа и чувства национального достоинства.
Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. Региональная культура является для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В связи с этим остро стоит вопрос о применении национально-регионального компонента в воспитании детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Первичное овладение языком должно происходить в семье, когда родители используют его для повседневной коммуникации. Но мордовские языки теряют сегодня свою коммуникативную направленность, всё больше людей предпочитают общаться не на родном языке, а на русском языке. Дети дошкольного возраста из мордовских семей зачастую даже не понимают родного языка. Причина в том, что утрачена естественность обучения.
В дошкольных учреждениях республики Мордовия практикуется обучение мордовским языкам (эрзя и мокша) в плане кружковой работы, но при таком обучении довольно сложно сделать его средством общения. И в нашем детском садув рамках предоставления дополнительного образования создан кружок по обучению детей мордовскому языку и привитию культурного наследия. Я являюсь руководителем мокшанского кружка «Пайгоня», в переводе «Колокольчик». В течение 2-х лет ведётся работа в данном направлении, где главной целью является:
-обучение мордовскому (мокша) языку;
-познание национальных традиций;
-изучение культуры мордовского народа.
Работа кружка создана на основе регионального образовательного модуля « Мы в Мордовии живём». В своей работе основываюсь на научные положения известного исследователя в области двуязычия Екатерины Юрьевны Протасовой. Даже имела возможность послушать её лекции при участии в семинаре «Этнокультурное образование в республике Коми» в г. Сыктывкар в декабре 2015 года. Также в работе опираюсь на методические разработки преподавателей и практических работников мордовского государственного педагогического института.
В моём кружке занимаются не только дети мордовской национальности, но и русскоязычные дети. Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается - лучше, прочнее, глубже. Считаю, что этому способствует игра, создание игровых ситуаций и, конечно же, фольклор. Содержание образовательного процесса, при обучении мордовскому языку, включает: знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, частушек, загадок. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития дошкольников. Мордовский народ создал богатый детский фольклор, который вводит ребёнка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развлекает, воспитывая доброту и красоту. Колыбельные песни, потешки, прибаутки доставляют ребёнку большое удовольствие и радость. Ещё не понимая их содержания, он прислушивается к их звучанию, улавливает их ритмичность и музыкальность. Для подросших детей произведения фольклора являются ценным материалом, содействующим их развитию речи, обогащению словаря, эти произведения становятся близкими и понятными им и легко заучиваются.
С большим интересом дети играют в различные мордовские игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. А ведь этому уделяли большое внимание ещё наши предки. В играх используются мячи, кукла, специальные палочки, камушки и т.д.. Среди детей старшего возраста весьма распространенные игры «В палочки», «В колечко», «В белочку» и др. Все они включают в себя бег, ходьбу с проговаривание сопровождающего текста, поэтому имеют важное значение.
Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, на занятиях отвожу время на небольшие инсценировки сказок, например, «Колобок», «Репка», «Теремок» с использованием кукол, масок, сделанных самими же дошкольниками и их родителями. Дети любят изображать сказочных героев, которые говорят по-мордовски. Импровизированные игры помогают усваивать богатство языка, развивают память, воображение, способствуют умственному развитию. Запоминание новых слов мордовского языка не вызывает утомление, а многократное повторение в различных вариантах хорошо запоминается.
На тематических занятиях: «Моя семья», «Новый год», «Зимние забавы» и т.д. дети рисуют яркие рисунки по данной теме. Изображенные предметы на рисунке дети называют на мордовском языке.
Одновременно с обучением языку идёт работа по созданию уголка национального быта мордвы- мокша «В гостях у Алдуня». Родители принимают активное участие в оформлении уголка и мини-музея. Они находят предметы быта и мордовской старины. Все предметы старины используются для занятий и праздничных мероприятий.
В нашем ДОУ проводят фольклорные праздники - яркие, красочные: «Масленица», «Пасха», «Тундась сась!», «День родного языка». Проведенные праздники и развлечения с привлечением материала на мордовском языке, на мой взгляд, являются одной из форм закрепления языка. Ребята с желанием называют окружающие предметы, читают стихи, поют песни и частушки. У детей расширяется языковой кругозор. Не стесняясь, они пытаются составлять диалоги и монологи на мордовском языке.
Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины. Это залог будущей любви к своей Отчизне и своему народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Воспитание толерантности детей в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя (татарский язык) в условиях дошкольного образования»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать в детском саду необходимые условия для толерантного воспитания дошкольников, приобщить дошкольников к национальной культуре разных народов....
Работа с родителями по приобщению детей к мордовскому фольклору.
За годы дошкольного детства ребенок получает немало сведений, конкретных знаний об общественной жизни, о людях России, их труде, возможностях, о просторах и могуществе нашей Родины. Это не просто свед...
Приобщение детей к мордовскому языку
Приобщение детей к мордовскому (эрзянскому) языку(из опыта работы) «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспит...
«Создание условий в младшей группе детского сада для приобщения детей к истокам языка и национальной культуры»
laquo;Создание условий в младшей группе детского сада для приобщения детей к истокам языка и национальной культуры»...
"Приобщение детей к традициям русской народной культуры в современных условиях дошкольного образования"
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания дет...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»
Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Приобщение детей к семейным ценностям по возрастам.Общение ребенка со взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание....