Приобщение детей к мордовскому языку
проект (старшая группа) на тему
Приобщение детей к мордовскому (эрзянскому) языку
(из опыта работы)
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают»
Э.К. Суслова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к мордовскому (эрзянскому) языку
(из опыта работы)
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают»
Э.К. Суслова
В Федеральном закон "Об образовании в Российской Федерации" от29.12.2012 N 273-ФЗ одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношения в сфере образования названо единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Соответственно, и содержание образования сегодня должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Таким образом, в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" обоснована возможность учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании образования на всех уровнях, начиная с дошкольного образования.
Этнокультурное воспитание малышей - один из важных современных аспектов дошкольного образования. Основная идея этого процесса - приобщения детей к культуре, сохранению национальных традиций, обучать детей родному языку. Уже в первые годы жизни человек должен всей душой, всем сердцем полюбить родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытывать чувство гордости, пустить корни в родную землю. И от нас, от взрослых зависит, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать и развивать мордовские национальные традиции, понимать родной язык.
Язык- уникальное достояние человечества, это орудие мышления, инструмент познания и живая связь поколений . Каждый из нас должен быть благодарен своему народу за родной язык . Ведь на нем каждый из нас произносит первые , дорогие сердцу слова: мать, отец (тятяй , авай ).
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорной речи, становления и развитие всех сторон речи, фонетической, лексической . грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку , тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Во время обучения языку, решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками , праздниками и обычаями мордовского народа , осознают собственную национальную принадлежность.
Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания , стремление понять и познать культуру своего народа. Региональная культура является для ребенка первым шагом в освоения богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей , формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной , этнокультурной традиции.
В нашем детском саду в рамках предоставления дополнительного образования создан кружок по обучению детей мордовскому (эрзя) языку и привитию культурного наследия. Я являюсь руководителем этого кружка "Лейне" в переводе "Ручеек", в течение 12 лет.
Главной целью является:
-обучение мордовскому(эрзя) языку;
-познание национальных традиций;
-изучение культуры мордовского народа.
Разработала программу «Обучение детей мордовскому (эрзя) языку», на основе программы А.И. Исайкиной "Обучению мордовскому (эрзя, мокша) языкам", региональный образовательный модуль дошкольного образования "Мы в Мордовии живем". Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (4-7лет).
В своей работе основываюсь на научные положения известного исследователя в области двуязычия Екатерины Юрьевны Протасовой. Даже имела возможность послушать ее лекции при участии в Международном семинаре "Этнокультурное образование в республике Мордовии в ноябре 2014 года.
В моем кружке занимаются не только дети мордовской национальности, но и русскоязычные дети. Кружок создан с согласия родителей , но и учитывается мнение детей: хотят ли они учить мордовский язык.
Я начала свою работу в первую очередь с обогащения информационного поля ребенка краеведческим содержанием .
Создала в группе предметно-пространственную среду , которая позволяет ребенку ощутить связь с историческим прошлым через предметы быта. Родители принимали активное участие в оформлении мини-музея «Уголок родного края».
В детском саду есть мини-музей «Краеведение» в котором находятся предметы мордовского быта (прялка, люлька, кухонная утварь ) используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с мордовским фольклором .Здесь же находится познавательный материал: произведения мордовских писателей , художников , предметы декоративно- прикладного искусства, детские и взрослые национальные костюмы, портреты композиторов, атрибуты к мордовским играм, песням и танцам. Здесь же проходят занятия кружка по изучению мордовского (эрзя) языка.
Занятия проходят в игровой форме. Считаю, что этому способствует игра, создание игровых ситуаций и , конечно же фольклор. Стараюсь сделать процесс познания ребенком языка ненавязчивым. Самое главное - создать эмоциональный настрой, привить интерес к изучению языка. То, что интересно усваивается - лучше, прочнее , глубже.
Содержание образовательного процесса, при обучении мордовскому (эрзя) языку включает знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, частушек и загадок и было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития дошкольников. Мордовский народ создал богатый детский фольклор , который вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его , учит и развлекает , воспитывая доброту и красоту, колыбельные песни, потешки, прибаутки доставляют ребенку большое удовольствие и радость.
Знакомлю детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом , стихотворением , сказкой. среди различных жанров самым популярным и любимым детьми сказка.
С большим интересом дети играют в различные мордовские игры, которые развивают физические качества (силу , ловкость , быстроту , меткость) и творческие способности. в играх используем мячи , куклу , специальные палочки , камушки и. т. д. среди детей старшего возраста весьма распространенные игры " В платочки" , "В колечко", " В горшки" и другие. все они включают в себе бег , ходьбу с проговаривание сопровождающего текста, поэтому имеет важное значение.
Учитывая , что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими , на занятиях отвожу время на небольшие инсценировки сказок, с использованием кукол , масок. дети любят изображать сказочных героев которые говорят по-мордовски. Импровизированные игры помогают усваивать богатство языка, развивают память , воображение способствуют умственному развитию. Запоминание новых слов мордовского языка не вызывает утомление, а многократное повторение в различных вариантах хорошо запоминается.
На тематических занятиях дети рисуют яркие рисунки по данной теме .Изображенные предметна на рисунке дети называют на мордовском языке.
С детьми и родителями проводятся мордовские обрядовые праздники и развлечения. В рождество дети ходили "со звездой" славили Христа , встречали и провожали масленицу , провели праздник "Троиця". "День родного языка". Проведенные праздники и развлечения с привлечением материала на мордовском языке , на мой взгляд являются одной из форм закрепление языка. Ребята с большим желанием называют окружающие предметы , читают стихи , поют песни и частушки. не стесняясь, они пытаются составлять диалоги и монологи на мордовском языке.
Полученные знания на занятиях по дополнительному образования дети применяют на различных открытых мероприятиях.
Главным результатом своей работы я считаю то, что благодаря тесному общению с народными песнями, фольклором, языком , играми, обрядами, декоративно-прикладным искусством на всю жизнь формируется уважение и любовь к родному краю , своему народу, языку.
Уледе шумбрат!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по приобщению детей к мордовскому фольклору.
За годы дошкольного детства ребенок получает немало сведений, конкретных знаний об общественной жизни, о людях России, их труде, возможностях, о просторах и могуществе нашей Родины. Это не просто свед...
Приобщение детей к мордовскому языку в условиях дошкольного образования
из оыта работы по кружку на мордовском (мокша) языке....
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Мастер - класс по обучению детей мокшанскому (мордовскому) языку.
Мастер - класс по сказке "Колобок"...
Приобщение детей к мордовской художественной литературе и народному фольклору
В статье указана важность приобщения детей дошкольного возраста к народному фольклору и мордовской художественной литературе...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»
Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.
Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС ДО....