Образовательный проект Познавательное развитие «По улицам родного города» Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста посредством создания рукотворной книги
проект по теме
Идём мы по улицам своего города, читаем их названия и думаем:
«Вероятно, нет ни одного города в мире, где не было бы именных улиц, то есть улиц, названных именами выдающихся людей,
деятелей культуры, науки, современников и личностей из давно прошедших времен».
Не исключение и наш город. В нашем городе много больших и маленьких улиц. Улицы носят имена известных и неизвестных нам людей,
но мы так привыкли к этим названиям, что не задумываемся над тем, кому принадлежит это имя и чем известен этот человек.
Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ulitsy_goroda.docx | 41.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
направлению художественно-эстетического развития детей
Образовательный проект
Познавательное развитие
«По улицам родного города»
Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста посредством создания рукотворной книги
Авторы проекта:
Воспитатель - Белицкая Э.М.
Старший воспитатель – Новикова Н.В.
Г.Дзержинск,
Нижегородская область
2015 г.
Информационно- познавательный, нравственно- патриотический проект «По улицам родного города»
Актуальность проекта:
Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не дано человеку, прожить вторую жизнь. Каждый из нас носит образ Родины в своём сердце. Для нашего многонационального народа, каждый уголок обширнейшего нашего Отечества – свой дом, одна общая Родина, раскинувшая свои бескрайние просторы от Баренцева моря до Тихого океана.
Многие из нас родились в Дзержинске и этот город стал для нас самым родным и любимым - это наш город! И мы с гордостью говорим: «Мы – Дзержинцы»! Идём мы по улицам своего города, читаем их названия и думаем: «Вероятно, нет ни одного города в мире, где не было бы именных улиц, то есть улиц, названных именами выдающихся людей, деятелей культуры, науки, современников и личностей из давно прошедших времен». Не исключение и наш город. В нашем городе много больших и маленьких улиц. Улицы носят имена известных и неизвестных нам людей, но мы так привыкли к этим названиям, что не задумываемся над тем, кому принадлежит это имя и чем известен этот человек. Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ.
Если все люди, начиная с детства, будут интересоваться историей своего города, поселка, села и будут передавать ее своим детям, то никто и никогда не сможет нас назвать «Иванами, не знающими родства». В этом проекте мы запланировали познакомить детей, посещающих наше дошкольное учреждение и их родителей с названиями тех улиц, которые носят имена героев Великой отечественной войны.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления гордости за свою малую Родину, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своего города, Героях ВОВ, начнут проявлять интерес к событиям жизни Родного края и страны, и отражать свои впечатления в творческой деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Описание проекта:
Исходя из этого, мы определили проблему:
Постановка проблемы:
Дети и многие родители владеют достаточно скудной информацией о родном городе. Многие знают названия всех улиц родного города, но не владеют информацией, либо не верной информацией о людях в честь которых названы улицы.
Для того чтобы вооружить детей правильной информацией, знаниями о родном городе, названиях улиц города мы предложили написать книгу о нашем городе. Для решения данной проблемы необходимо воспитанникам совместно с родителями исследовать в чью честь названы его улицы и изучить те, которые названы в честь героев ВОВ.
Исходя из всего выше изложенного, мы определили цель и задачи нашего проекта:
Цель проекта:
Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с улицами родного города, названными в честь героев ВОВ.
Задачи:
- Изучить и проанализировать биографии героев ВОВ, именами которых названы улицы Дзержинска;
- Рассказать о людях достойных уважения и подвигах, которые они совершили;
- Укрепить нравственно-патриотические чувства детей через создание книги «По улицам родного города»
Для детей:
- Познакомить их с историей города Дзержинска.
- Познакомить с подвигами людей, чьи имена присвоены улицам.
- Расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их с со знаменательными датами, важными для нашей страны( 75 лет со дня победы)
- Формировать представление о себе, как о жителе родного города
- Воспитание чувства гордости за подвиги русских людей во время ВОВ.
Для родителей:
- Привлечь родителей к проблеме развития нравственно- патриотической сферы ребёнка через анкетирование, экскурсии, беседы и т.д.
- Стимулировать творческую деятельность родителей через участие в конкурсах, досугах, круглых столах и т.д.
- Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
- Привлечение родителей к совместной деятельности- созданию общей книги о городе
Для педагогов:
- Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей
- Пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материал по теме «Родной город»
Создать :
- 1. презентацию, содержащую сведения об улицах города, которые носят имена героев ВОВ
- 2.Книгу об улицах родного города.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов.
- Технологический блок: Разработка конспектов, тематического планирования, сценариев и др. с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: Создание развивающей предметно – пространственной среды.
Вид проекта:
- Информационно- познавательный.
- Участники: воспитанники ДОУ, родители воспитанников, педагоги, музыкальный руководитель, психолог, воспитатели по изобразительной деятельности.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей
- Познавательное развитие:
- Социально – коммуникативное развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Развитие речи
- Физическое развитие
Срок реализации: долгосрочный с 1 октября до 30 мая.
Методы работы:
Анкетирование, беседы, рассказы воспитателя, самостоятельная поисковая деятельность детей и их родителей, чтение художественной литературы, рассматривание, индивидуальная и дифференцированная работа, просмотр презентаций, дидактические игры, ИКТ,
Формы работы:
Выставки, викторины, консультации для родителей, Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые НОД, беседы, экскурсии, проблемные ситуации.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
ООП ДОУ
ФГОС
Проектный метод в деятельности ДОУ. Москва
«Тимофеева М.В. «Система сопровождения родителей», Волгоград
Осипова Л.Е. «Работа ДОУ с семьей»,
Данилина Т.А. «Взаимодействие ДОУ с социумом» - М.: АРКТИ
Л.С. Киселева «Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений»
Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина».
Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование»
Материалы Интернет.
Материально-техническое обеспечение:
Презентации «Дети войны», «Наш город», «Подвиги героев», Альбомы с фотографиями города для рассматривания, атрибуты для самостоятельной игровой деятельности, карты города, книги о Дзержинске, видеофильмы о родном городе.
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)
выставки книг, рисунков, поделок,
создание условий для проведения открытых мероприятий
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры
Итоговое мероприятие
Презентация проекта:
Презентация книги « По улицам родного города» на городском конкурсе рукотворной книги.
Предполагаемый результат:
Дети:
- Сформированность у детей элементарных знаний по теме родной город и ВОВ
- Сформированность нравственно- патриотических чувств в процессе реализации проекта
- Заинтересованность детей темой улицы города, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме и делятся ею со своими друзьями в группе детского сада.
Родители:
- Приобретение родителями знаний о родном городе и его улицах, практических навыков при взаимодействии с детьми
- Становление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной деятельности.
Педагоги:
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных педагогических технологий
- Распространение педагогического опыта на уровне городского мероприятия.
Этапы организации работы:
1 этап - Подготовительный
Цель: выявление уровня и качества знаний старших дошкольников о городе, его истории и достопримечательностях.
Определение уровня сформированности знаний у родителей по теме.
Выявление состояния условий развивающей предметно- пространственной среды для осуществления работы в данном направлении;
Разработка проекта.
Содержание:
- Мониторинг уровня знаний воспитанников по теме
- Анкетирование родителей
- Информация для родителей о предстоящей деятельности
- Подбор литературы по истории строительства города, презентаций, фотографий, плакатов.
- Организация РППС.
2 этап - Деятельностный
Цель: Ознакомление и расширение представлений у старших дошкольников в соответствующей форме с родным городом, его достопримечательностями, биографиями людей, в честь которых названы его улицы, историей его строительства.
Содержание:
- Реализация проекта
- Обогащение РППС
- Контроль за реализацией проекта
Перспективный план работы с воспитанниками
№ | Содержание совместной деятельности взрослых и детей | Цель | Образовательная область |
Познавательные занятия: • «Мой город» • «По улицам города» • «Я – гражданин России, я –Дзержинец» • «Мой край родной» • «Моя Родина – Россия» • «Как мой город строился» • «Памятники нашего города» • «Растительный мир родного края» • «Животный мир» • «Предприятия родного города» • «Путешествие по городам Нижегородской области» Творческие рассказы: • «Город, в котором я живу» • «Я хозяин города» Беседы на тему: • «День города»; • «Моя семья на экскурсии по городу»; • «Как мой город строился». Словотворчество детей с родителями: сочини стихи или сказку о Дзержинске; сочини рассказ «Где работает мой папа или мама на выбор ребёнка» Составление кроссвордов о птицах, растениях. Конкурс пословиц и поговорок Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. Заучивание стихов о Дзержинске Сюжетно – ролевые игры: • Пожарные • Защитники Родины • Краеведческий музей • Экскурсия по городу Оформление игрового уголка объёмными игрушками, сделанными руками детей: животные, птицы, рыбы Красной книги Нижегородской области Трудовая деятельность • «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке) • Конкурс на лучшую кормушку, скворечник для птиц • Конкурс на лучшую ледяную постройку • Задание на лето: Собрать гербарий растений Нижегородской области • Привлечение детей к труду в огороде Ручной труд: • Поделки из природного материала • Изготовление макетов зданий города • Изготовление символики города Изобразительная деятельность • Природа родного края • Город глазами детей • Хохлома- жемчужина родного края Лепка: животные, птицы родного города Конструирование ( лоскуты и нитки): куклы- обереги Строительный материал: - Здания города, - Город будущего, -Город прошлого. Здоровье и физическое развитие: • Народные игры • Беседы: - «Полезные привычки» - «Точечный массаж», - «Лечебный чай» - «Дышите правильно» • День здоровья. • Эстафета «Мама, папа, я» • Спортивные праздники, развлечения Экологическое воспитание • Беседа о климатических условиях города,области. • Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. • Составление экологической сказки о городе. Мероприятия по охране окружающей среды: Акции «Посади дерево- сбереги природу», «Накормим птиц вместе», «Чистый город- наше будущее». • Викторина «Что лично я сделал для родного города» (Чистота, уют). Социальное развитие - Экскурсии по родному городу: - по детскому саду; - по территории вокруг детского сада; - к Вечному огню, - по улице Победы; - в Детский парк у Дворца детского творчества, - по улицам города, названным в честь героев ВОВ - в краеведческий музей. • Знакомство с материалами о героях ВОВ • Организация мини музея Дзержинска в группе Музыкальная деятельность • Разучивание стихов песен о родной сторонушке, о городе, о родине • Прослушивание песен о Дзержинске • Развлечения • Оркестр народных инструментов | -Формирование представлений детей о родной стране, родном городе; -Воспитание нравственно- патриотических чувств детей; - Вызвать интерес к историческому прошлому нашей страны; - Формирование представлений о родном крае и его промыслах; - Развитие творческого потенциала и творческого мышления; -Развитие связной речи детей и творческого воображения; -Расширить кругозор детей в области краеведения; -Привлечь детей к изготовлению поделок своими руками. - Вызвать интерес к истории своего края , своего города. | познавательное развитие развитие речи Социально – коммуникативное развитие художественно – эстетическое развитие физическое развитие познавательное развитие социально – коммуникативное развитие художественно – эстетическое развитие |
Перспективный план работы с родителями
№ | Мероприятия | Цель |
• Анкетирование «Знаете-ли вы улицы своего города?»; • «Природа Нижегородского края» - посиделки с мамами; • Фотоальбомы «Как мы отдыхали »; • Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»; • Консультации: - «Расскажите детям о Дзержинске»; - «Природа Нижегородской области – детям». • Помощь в организации экскурсий по улицам города, которые названы в честь героев ВОВ; • Участие в выставках плакатов, рисунков, фотоальбомов; • Участие в акциях «Посади дерево- сбереги природу», «Накормим птиц вместе», «Чистый город- наше будущее». Результат проекта: • Викторина «Знаем ли мы свой город?»; • Фотовыставка «Мы живём в Дзержинске»; • Фотоальбом «Животные и растения Красной книги Нижегородской области»; • Оформление книги с экологической сказкой «Мой город»; •Изготовление макетов детского сада, микрорайона, достопримечательностей города Оформление и презентация детской книги «По улицам родного города» на городском конкурсе рукотворной книги. Пути достижения цели - Защита индивидуальных проектов детей по улицам, названным в честь героев ВОВ; «Я горжусь своей семьёй»( презентация генеалогического древа совместно с родителями); «Герб моей семьи с девизом». - Просмотр презентаций о улицах города на основе семейных фотографий; -Просмотр презентаций о героях ВОВ, в честь которых названы улицы Дзержинска -Рисование: «Моя семья живёт в Дзержинске», «Герб моей семьи», « Подвиг героя» Деловая игра «Семь Я – моя семья». | -Привлечь родителей воспитанников к совместной деятельности; -Привлечь внимание родителей к проблеме развития нравственно- патриотической сферы ребёнка -Стимулировать творческую активность родителей через участие в совместной деятельности с педагогами ДОУ и детьми - Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей - Привлечение родителей к совместной деятельности- созданию общей книги о городе |
Перспективный план работы с педагогами
№ | Мероприятия | Цель |
Воспитатели: Консультации, мастер- классы, круглые столы, открытые занятия, беседы, семинары- практикумы. | - Повышение профессиональной компетенции в области нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. - реализация целей задач ФГОС ДО - Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей | |
Инструктор по физической культуре: Совместные тематические праздники, организация эстафет и досугов, проведение бесед с детьми по заданным темам, организация подвижных игр по теме | ||
Музыкальный руководитель: Организация тематических развлечений, организация оркестра, разучивание стихов и песен о родном крае | ||
Воспитатель по изобразительной деятельности: Рисование с детьми по заданной теме, беседы о родном крае, совместные досуги с детьми и родителями | ||
Педагог- психолог: Организация деловой игры, организация НОД по теме, участие во встречах с родителями воспитанников. |
3 этап- итоговый
Цель:
На данном этапе необходимо проанализировать мероприятия реализованные на 2 этапе. Т.К. этап является итоговым на данном этапе запланированы итоговые мероприятия проекта по улицам родного города:
- Презентация индивидуальных проектов Улица города названная в честь героя ВОВ»
- Презентация рукотворной книги «По улицам родного города»
- Участие в городском конкурсе «Родное слово»
Дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования исторических знаний и нравственно-патриотических чувств к родному краю, так как дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, её способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали патриотическую направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в исторических познаниях.
Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов педагогического воздействия на ребенка.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект будет апробирован в рамках МБДОУ «Детский сад № 146» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно – эстетического развития детей в течении 2015 -2016 г. в образовательной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (группы детей); самостоятельной детской деятельности; совместной деятельности детей и родителей.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в любой группе детского сада, в кружковой работе.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному городу, краю, чувство гордости за свою страну!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта к 70-летию Победы на тему : «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Представлен план работы с детьми и их родителями. Создание мини-музея в группе....
Презентация проекта к 70 летию Победы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста."
Нравственно-патриотическое воспитание детей....
АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"
Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и нац...
Приложение к АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"
Планирование работы с детьми, взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с родным городом...
Развитие нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством формирования представлений о спорте и Олимпийских игр
Презентация "Развитие нравственно- патриотических качеств детей дошколного возраста посредством формирования представлений о спорте и Олимпийских игр"...
План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе» на 2023-2024 уч.год
План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе»...
Проект Тема «Использование инновационных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
ПроектТема «Использование инновационных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»...