Презентация "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Представлен опыт работы по ознакомлению детенй дошкольного возраста с родным городом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Светлячок» г. Лесосибирска
Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогический проект «Прогулки по городу».
Разработала:
Федотова Светлана Викторовна,
воспитатель первой категории;
Свое выступление по теме «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» мы хотим начать такими словами.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Мы не случайно предложили вам прослушать данное стихотворение Георгия Ладонщикова «Родина». Всем нам известно, что одной из основополагающих функций дошкольного образования является: «создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины».
Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада, школы, которые имеют свою историю, особенности природы, традиции.
Научные исследования в области педагогике и психологии последних лет подтвердили, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Конечно же и мы не остались в стороне и решили начать с малого – это знакомство с родным городом в форме долгосрочного педагогического проекта «Прогулки по городу».
Наш проект был начат в младшей группе (4 года назад), в рамка тематической недели «Мой город». В ходе беседы с воспитанниками было выявлено то, что дети в силу своего возраста очень мало знают о нем. Они знают называние города, частично знают названия мест, где они любят гулять с родителями (фонтан, река). Мы провели опрос родителей, и выяснили то, что родители не против помочь своим детям расширить знания о родном городе. Они же и предложили создать фотоальбом «Прогулки по городу». Мы их идею поддержали.
Так было заложено начало проекта. В следующих возрастных группах альбом был продолжен и расширен в соответствии с задачами развития детей данного возраста.
Проект «Прогулки по городу».
Вид проекта: познавательный, творческо-информационный
Продолжительность проекта: долгосрочный (4 года).
Участники проекта: дети и воспитатели группы «Знайки», родители.
Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта:
- Создание условий для осуществления комплексного подхода к формированию у детей основ патриотизма, (приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному региону.)
Задачи проекта:
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой город, своих земляков, бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
-Обогащение предметно-развивающей среды группы.
Задачи для воспитанников: познакомиться с историей, достопримечательностями, известными людьми города.
Задачи для родителей: учитывать, закреплять опыт детей, приобретенный в детском саду; создание благоприятных условий в семье для воспитания патриотических чувств, любви к родному городу.
При разработке педагогического проекта нами были использованы следующие принципы:
- принцип историзма - реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о городе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного региона.
- принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
- сотрудничество дошкольной организации с семьей – предполагает рассматривать семью и дошкольную образовательную организацию в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами;
- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды знаний, стремиться к достижению результата;
- принцип единства эмоционального и интеллектуального развития, проявляющегося в становлении жизненной позиции в результате взаимодействия деятельностной, эмотивной и личностной составляющих;
- ориентация на активную деятельность ребенка, которая основана на интересе, личностном смысле; формирует субъективную позицию ребенка, ответственность, разносторонние мотивации, вызывает положительные эмоции в процессе и результате выполняемых действий, что в совокупности стимулирует дальнейший личностный рост дошкольника;
- расширение жизненного опыта ребенка как условие реализации своего «Я» в той или иной форме деятельности и общения;
- принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «История возникновения города», «Символика», «Памятники ВОВ», «Достопримечательности», «Производство».
Предварительная работа
- Анализ основных подходов к проблеме формирования патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
- Подбор диагностического инструментария для определения результатов работы: метод изучения продуктов детской деятельности; метод наблюдения; методы анкетирования родителей;
- Подбор и подготовка необходимого материала и оборудования для реализации стратегии формирования гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу.
Содержание проекта.
Проект осуществлялся в нескольких направлениях: познавательное, аффективно-оценочное, деятельностное.
Познавательное направление отражено в накоплении знаний о городе (история возникновения, достопримечательности, памятники, и т.д.).
Аффективно-оценочное направление отражено в формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Деятельностное направление было реализовано через организацию продуктивной, игровой деятельности.
Содержание проекта представлено по тематическим блокам:
- «История возникновения города»: дети знакомятся с историей возникновения города, историческими местами, получают знания о географическом местоположении города.
- «Символика»: дошкольники знакомятся с гербом города, его историей и значением тех или иных символов, изображенных на гербе.
- «Памятники ВОВ»: дети знакомятся с подвигами людей, чьими именами названы улицы нашего города, также знакомятся с героическими поступками людей, роли города во время войны.
- «Достопримечательности»: у детей формируются представления о культурной и общественной жизни нашего города. Они получают сведения о людях, внесших вклад в развитие нашего города, а также людях, чьими именами названы наши улицы.
- «Производство»: детям дается представление о предприятиях и их продукции, а также роли города в целом регионе.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о городе, помогает им установить взаимосвязь между событиями и явлениями. Все темы связаны между собой логически и представляют целостную картину сведений о городе.
Календарно-тематическое планирование.
год | Дети | Родители |
Блок «История города». | ||
1-й | Развлечение «День рождения города». | Участие в подготовки и проведении. |
2-й | Рассматривание иллюстраций «Черно-белые страницы прошлого». | Сбор исторических фотографий о городе. |
3-й | Беседа об истории возникновения города. | Папка-раскладушка «История создания нашего города». |
4-й | Рисование «Мой родной город». | Выставка детских рисунков. |
Блок «Символика». | ||
2-й | Беседа «Герб нашего города, значение цветов». | Консультация «Знакомим детей с символикой». |
3-й | Настольно-печатная дидактическая игра на закрепление «Герб города». | Папка-передвижка «История создания герба города». Изготовление настольно-печатной игры «Герб города». |
4-й | Просмотр презентации на тему «История герба г. Лесосибирска». Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | |
Блок «Достопримечательности». | ||
1-й | Рассматривание иллюстраций достопримечательностей «Места прогулок и отдыха горожан». | Сбор фотографий для альбома «Любимые места прогулок совместно с детьми». Папка-передвижка «Места прогулок и отдыха горожан». |
2-й | Составление рассказа «Вот моя улица». | Подготовка сообщения вместе с ребенком «Улица, на которой я живу». Папка-передвижка «Улицы нашего города». |
3-й | Беседа «Районы города. Их название и расположение на карте». Просмотр презентации «Их именами названы улицы нашего города». Выставка фото-стенгазет по теме «Мой любимый город Лесосибирск». | Консультация «Знакомим детей с достопримечательностями, расположенных в различных районах нашего города». Совместное изготовление и оформление фото-стенгазеты дома. |
4-й | Просмотр презентации «Районы города и их достопримечательности». Детские проекты «Прогулки по городу: памятники на набережной реки Енисей». | Папка-передвижка «Достопримечательности районов города». Помощь в подборе и оформлении найденной информации, в подготовке к представлению проекта на конкурсе детских проектов в ДОУ. |
Февраль Блок «Производство» | ||
2-й | Ознакомительная беседа «Предприятия нашего города». | Подготовка сообщений вместе с детьми «Место работы родителей». |
3-й | Рассказ детей «Мой папа (или мама) работают на ЛДК-1». Оформление альбом профессий «Профессии градообразующего предприятия ОАО ЛДК - 1». | Сбор фотографий родителей с места работы (ЛДК-1). Выставка фотографий родителей с рабочих мест. |
4-й | Просмотр презентации «Предприятия нашего города. Готовая продукция», «Специальная техника предприятия». | Папка-передвижка «Заводы города и их продукция», «Вот это машины!» |
Блок «Памятники ВОВ». | ||
2-я | Беседа «Наш город во время ВОВ». | Консультация «Расскажите детям о войне». |
3-я | Рассматривание иллюстраций «Памятники ВОВ в нашем городе». | Папка – передвижка «Памятники нашего города». |
4-я | Просмотр презентации «Знаменитые подвиги земляков». Тематическое мероприятие «День Победы – это праздник со слезами на глазах». | Участие в акции «Окна Победы». Экскурсия с детьми к памятникам ВОВ с возложением цветов. |
Продукт проектной деятельности
- Презентации «Мой город», «История герба г. Лесосибирска», «Их именами названы улицы нашего города», «Районы города и его достопримечательности», Предприятия нашего города. Готовая продукция», «Специальная техника предприятия»; «Знаменитые подвиги земляков»;
- Интерактивная игра «Это мой город»;
- Альбомы тематические «Прогулки по городу», «Профессии градообразующего предприятия ОАО ЛДК-1».
- Выставка стенгазет «Мой любимый город Лесосибирск».
- Развивающие настольно-печатные игры: «Лото «Мой Лесосибирск» (выполнена родителями группы), «Собери и назови», «Герб города», «Районы города», «Предприятия города» и др.
В рамках работы по патриотическому воспитанию, вне проектной деятельности, дети были познакомлены с «Природными зонами Красноярского края», «Историей возникновения Енисейской губернии», «Историей возникновения Красноярского края», «Природными достопримечательностями родного края: Парком флоры и фауны «Роев ручей».
Входе реализации проекта
- Были систематизированы и обогащены знания детей о своей «малой» Родине, об истории города и его культурных ценностях.
- Пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы (центр патриотического воспитания).
Семьи воспитанников заинтересовались в воспитании у детей патриотических чувств и принимали активное участие. Реализация проекта позволила повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность, уровень знаний в вопросах истории, культуры города Лесосибирска.
Таким образом, через систему представлений об истории возникновения родного города, об особенностях труда людей, о быте, культуре своего народа у детей формируется осознание себя, как части общества, чувство гордости и любви к малой Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...
Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)
Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева С.И., ...
«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...
Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...
ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»
Данный проект адресован работникам дошкольных образовательных учреждений с целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, формирования у детей любви к Ро...
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...
"Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
В настоящее время стало все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицит...