Презентация "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Светлана Викторовна Федотова-Панкова

Представлен опыт работы по ознакомлению детенй дошкольного возраста с родным городом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Светлячок» г. Лесосибирска

Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогический проект «Прогулки по городу».

Разработала:

Федотова Светлана Викторовна,

 воспитатель первой категории;

Свое выступление по теме «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» мы хотим начать такими словами.

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Мы не случайно предложили вам прослушать данное стихотворение Георгия Ладонщикова «Родина». Всем нам известно, что одной из основополагающих функций дошкольного образования является: «создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины».

Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада, школы, которые имеют свою историю, особенности природы, традиции.

Научные исследования в области педагогике и психологии последних лет подтвердили, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Конечно же и мы не остались в стороне и решили начать с малого – это знакомство с родным городом в форме долгосрочного педагогического проекта «Прогулки по городу».

Наш проект был начат в младшей группе (4 года назад), в рамка тематической недели «Мой город». В ходе беседы с воспитанниками было выявлено то, что дети в силу своего возраста очень мало знают о нем. Они знают называние города, частично знают названия мест, где они любят гулять с родителями (фонтан, река). Мы провели опрос родителей, и выяснили то, что родители не против помочь своим детям расширить знания о родном городе. Они же и предложили создать фотоальбом «Прогулки по городу». Мы их идею поддержали.

Так было заложено начало проекта. В следующих возрастных группах альбом был продолжен и расширен в соответствии с задачами развития детей данного возраста.

Проект «Прогулки по городу».

Вид проекта: познавательный, творческо-информационный

Продолжительность проекта: долгосрочный (4 года).

Участники проекта: дети и воспитатели группы «Знайки», родители.

Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта:

- Создание условий для осуществления комплексного подхода к формированию у детей основ патриотизма, (приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному региону.)

Задачи проекта:

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;

- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой город, своих земляков, бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

-Обогащение предметно-развивающей среды группы.

Задачи для воспитанников: познакомиться с историей, достопримечательностями, известными людьми города.

Задачи для родителей: учитывать, закреплять опыт детей, приобретенный в детском саду; создание благоприятных условий в семье для воспитания патриотических чувств, любви к родному городу.

При разработке педагогического проекта нами были использованы следующие принципы:

  • принцип историзма - реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о городе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного региона.
  • принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
  • принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
  • сотрудничество дошкольной организации с семьей – предполагает рассматривать семью и дошкольную образовательную организацию в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами;
  • принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды знаний, стремиться к достижению результата;
  • принцип единства эмоционального и интеллектуального развития, проявляющегося в становлении жизненной позиции в результате взаимодействия деятельностной, эмотивной и личностной составляющих;
  • ориентация на активную деятельность ребенка, которая основана на интересе, личностном смысле; формирует субъективную позицию ребенка, ответственность, разносторонние мотивации, вызывает положительные эмоции в процессе и результате выполняемых действий, что в совокупности стимулирует дальнейший личностный рост дошкольника;
  • расширение жизненного опыта ребенка как условие реализации своего «Я» в той или иной форме деятельности и общения;
  • принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «История возникновения города», «Символика», «Памятники ВОВ», «Достопримечательности», «Производство».

Предварительная работа

  • Анализ основных подходов к проблеме формирования патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
  • Подбор диагностического инструментария для определения результатов работы: метод изучения продуктов детской деятельности; метод наблюдения; методы анкетирования родителей;
  • Подбор и подготовка необходимого материала и оборудования для реализации стратегии формирования гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу.

Содержание проекта.

Проект осуществлялся в нескольких направлениях: познавательное, аффективно-оценочное, деятельностное.

Познавательное направление отражено в накоплении знаний о городе (история возникновения, достопримечательности, памятники, и т.д.).

Аффективно-оценочное направление отражено в формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Деятельностное направление было реализовано через организацию продуктивной, игровой деятельности.

Содержание проекта представлено по тематическим блокам:

  1. «История возникновения города»: дети знакомятся с историей возникновения города, историческими местами, получают знания о географическом местоположении города.
  2. «Символика»: дошкольники знакомятся с гербом города, его историей и значением тех или иных символов, изображенных на гербе.
  3. «Памятники ВОВ»: дети знакомятся с подвигами людей, чьими именами названы улицы нашего города, также знакомятся с героическими поступками людей, роли города во время войны.
  4.  «Достопримечательности»: у детей формируются представления о культурной и общественной жизни нашего города. Они получают сведения о людях, внесших вклад в развитие нашего города, а также людях, чьими именами названы наши улицы.
  5. «Производство»: детям дается представление о предприятиях и их продукции, а также роли города в целом регионе.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о городе, помогает им установить взаимосвязь между событиями и явлениями. Все темы связаны между собой логически и представляют целостную картину сведений о городе.

Календарно-тематическое планирование.

год

Дети

Родители

Блок «История города».

1-й

Развлечение «День рождения города».

Участие в подготовки и проведении.

2-й

Рассматривание иллюстраций «Черно-белые страницы прошлого».

Сбор исторических фотографий о городе.

3-й

Беседа об истории возникновения города.

Папка-раскладушка «История создания нашего города».

4-й

Рисование «Мой родной город».

Выставка детских рисунков.

                                         

                            Блок «Символика».

2-й

Беседа «Герб нашего города, значение цветов».

Консультация «Знакомим детей с символикой».

3-й

Настольно-печатная дидактическая игра на закрепление «Герб города».

Папка-передвижка «История создания герба города».

Изготовление настольно-печатной игры «Герб города».

4-й

Просмотр презентации на тему «История герба г. Лесосибирска».

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Блок «Достопримечательности».

1-й

Рассматривание иллюстраций достопримечательностей

«Места прогулок и отдыха горожан».

Сбор фотографий для альбома «Любимые места прогулок совместно с детьми».

Папка-передвижка «Места прогулок и отдыха горожан».

2-й

Составление рассказа «Вот моя улица».

Подготовка сообщения вместе с ребенком «Улица, на которой я живу».

Папка-передвижка «Улицы нашего города».

3-й

Беседа «Районы города. Их название и расположение на карте».

Просмотр презентации «Их именами названы улицы нашего города».

Выставка фото-стенгазет по теме «Мой любимый город Лесосибирск».

Консультация «Знакомим детей с достопримечательностями, расположенных в различных районах нашего города».

Совместное изготовление и оформление фото-стенгазеты дома.

4-й

Просмотр презентации «Районы города и их достопримечательности».

Детские проекты «Прогулки по городу: памятники на набережной реки Енисей».

Папка-передвижка «Достопримечательности районов города».

Помощь в подборе и оформлении найденной информации, в подготовке к представлению проекта на конкурсе детских проектов в ДОУ. 

Февраль

Блок «Производство»

2-й

Ознакомительная беседа «Предприятия нашего города».

Подготовка сообщений вместе с детьми «Место работы родителей».

3-й

Рассказ детей «Мой папа (или мама) работают на ЛДК-1».

Оформление альбом профессий «Профессии градообразующего предприятия ОАО ЛДК - 1».

Сбор фотографий родителей с места работы (ЛДК-1).

Выставка фотографий родителей с рабочих мест.

4-й

Просмотр презентации «Предприятия нашего города. Готовая продукция», «Специальная техника предприятия».

Папка-передвижка «Заводы города и их продукция», «Вот это машины!»

Блок «Памятники ВОВ».

2-я

Беседа «Наш город во время ВОВ».

Консультация «Расскажите детям о войне».

3-я

Рассматривание иллюстраций «Памятники ВОВ в нашем городе».

Папка – передвижка «Памятники нашего города».

4-я

Просмотр презентации «Знаменитые подвиги земляков».

Тематическое мероприятие «День Победы – это праздник со слезами на глазах».

Участие в акции «Окна Победы».

Экскурсия с детьми к памятникам ВОВ с возложением цветов.

Продукт проектной деятельности

  • Презентации «Мой город», «История герба г. Лесосибирска», «Их именами названы улицы нашего города», «Районы города и его достопримечательности», Предприятия нашего города. Готовая продукция», «Специальная техника предприятия»; «Знаменитые подвиги земляков»;
  • Интерактивная игра «Это мой город»;
  • Альбомы тематические «Прогулки по городу», «Профессии градообразующего предприятия ОАО ЛДК-1».
  • Выставка стенгазет «Мой любимый город Лесосибирск».
  • Развивающие настольно-печатные игры: «Лото «Мой Лесосибирск» (выполнена родителями группы), «Собери и назови», «Герб города», «Районы города», «Предприятия города» и др.

В рамках работы по патриотическому воспитанию, вне проектной деятельности, дети были познакомлены с «Природными зонами Красноярского края», «Историей возникновения Енисейской губернии», «Историей возникновения Красноярского края», «Природными достопримечательностями родного края: Парком флоры и фауны «Роев ручей».

Входе реализации проекта

- Были систематизированы и обогащены знания детей о своей «малой» Родине, об истории города и его культурных ценностях.

- Пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы (центр патриотического воспитания).

 Семьи воспитанников заинтересовались в воспитании у детей патриотических чувств и принимали активное участие. Реализация проекта позволила повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность, уровень знаний в вопросах истории, культуры города Лесосибирска.

   Таким образом, через систему представлений об истории возникновения родного города, об особенностях труда людей, о быте, культуре своего народа у детей формируется осознание себя, как части общества, чувство гордости и любви к малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...

Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

"Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

В настоящее время стало все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицит...