Ознакомление с татарским национальным искусством через изодеятельность
консультация (старшая группа) на тему

Зиннатуллина Эльза Ураловна

По данной теме делюсь информацией по изучению и ознакомлению детей с татарским национальным орнаментом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ознакомление детей с татарским национальным искусством через изодеятельность.

На сегодняшний день особенно актуальна морально-этическая проблема среди подрастающего поколения.

По-моему мнению, одним из важных факторов, влияющих на формирование личности, является духовное наследие наших бабушек и дедушек.

 У каждого народа есть обычаи, национальные традиции и культурное наследие оставшийся от предков, в которых хранится дух народа.

В детском саду № 291, города Уфы, дети знакомятся с национальными узорами татарского народа. Воспитываясь среди красивых вещей, ребенок учится ценить беречь красоту.

Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:

- игровой деятельности: игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры;

- экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;

- организация выставок изделий национального декоративного - прикладного творчества;

- театрализованная деятельность, народные праздники.

Ознакомление с искусством татарского народа осуществляется через:

- декоративное рисование;

- аппликация;

- ручной труд (работа с бумагой);

- вышивка

Цели и задачи в рисовании:

Продолжать знакомить с изделиями татарских мастеров;

Научить детей составлять композиции на квадрате, круге;

Продолжать знакомство с орнаментом: тюльпан;

Учить рисовать, используя светлые и темные цвета.

Цели и задачи в аппликации:

Продолжать учить вырезать узоры из бумаги;

Научить детей украшать силуэты;

Вызвать интерес у детей к национальной одежде и головным уборам татарского народа;

Продолжать учить вырезать узоры и наклеивать на силуэты.

Цели и задачи при работе с бумагой:

Знакомить детей с узорами ткачества;

Учить создавать узоры из полосок цветной бумаги;

Продолжать учить вырезать из бумаги квадрат, прямоугольник, ромб.

Цели и задачи в вышивке:

Ознакомление с приемами вышивки гладью;

При вышивании использовать ранее полученные знания детей о татарском орнаменте;

Учить переносить на ткань и вышивать

Изобразительная деятельность является важной частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями.

Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.

Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни. Все это начинается с изучения и ознакомления  детей с народным искусством, с его истоками.

В течение нескольких лет, я работаю над темой: «Ознакомление детей с татарским национальным искусством через изодеятельность» . Произведения народного орнаментального творчества представляют в этом  отношении ценный материал.

Учитывая все эти положительные аспекты, я направила свои труды на ознакомление детей с татарским национальным орнаментом. Целенаправленное использование орнамента в работе с дошкольниками имеет большое значение в интернациональном воспитании, толерантности, развитии у них интереса к народному искусству, содействуют формированию их художественного вкуса.

Выполняя аппликации по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принцип художественного обобщения, познают приемы творческой импровизации декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Раскрытие специфики декоративного творчества на занятиях изодеятельности формирует в детях эстетическое восприятие, развивает их потребности в воссоздании прекрасного, воспитывает бережное отношение к произведениям народного искусства.

Проведение учебно-воспитательной работы по изодеятельности на материале народного орнамента предполагает поэтапную организацию разных форм деятельности воспитателя и детей.

Опираясь на теоретический материал, мною был разработан учебный материал по ознакомлению детей с татским национальным искусством через изодеятельность. Программа распределена на целый год по одному занятию в месяц. В группе имеется достаточное количество наглядного материала по данной теме. Например, имеются дидактические игры: «Украсим платочек, ичиги, калфак, тюбетейку, фартук»; «Татарский национальный орнамент»; альбомы: « Костюм Казанских татар». Национальная посуда, предметы быта с вышивкой (платочки, полотенца, фартуки; скатерть, наволочки, калфак, тюбетейка); готовые шаблоны и образцы национальных орнаментов.

Ознакомление детей с татарским искусством ведется и вне занятий . В режимных моментах дети могут рассматривать альбомы с иллюстрациями традиционных национальных изделий, рисунки предметов быта, куклы в татарских национальных костюмах, знакомится с образцами татарского растительного орнамента. Во время таких бесед особое внимание уделяется разговорам об использованных цветах, о сочетании и чередовании цветов.

Знакомство с образцами татарского изобразительного искусства продолжается и во время проведения дидактических игр. Примеряя я на себя  настоящие изделия, дети знакомятся с характерными признаками национальной одежды, обуви. Играя, знакомятся с предметами быта, изучают орнамент, сочетание цветов, наблюдают симметричность расположения элементов  в узоре. Детям очень нравится раскрашивать орнаменты, используя шаблоны, трафареты. Также детям дается возможность самим создавать несложные композиции.

Для успешного развития изобразительной деятельности особое внимание уделяется подбору интересного, доступного для детей наглядного материала. В этом нам помогают наши родители. Они приносят из дома вышитые полотенца, скатерти, фартуки, старинную посуду, национальные татарские блюда, открытки и фотографии с элементами татарских узоров.

Правильно выбранный материал, литература способствует формированию навыков и умений, развитию эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Тип проекта: Исследовательско - творческий, долгосрочный (2013г.-2015г.) Актуальность: обновление деятельности образовательной организации тесно связано с внедрением национально-регионального ком...

"Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа"

Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произощли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необ...

"Ознакомление дошкольников с татарским национальным декоративно-прикладным искусством."

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. П...

Ознакомление детей с национальными орнаментами через разные продуктивные деятельности.

Цель нашей работы-это помочь ребенку раскрыть мир национальных культур , сформировать многостороннее представления о многообразии культур многих наций; Создать условия для   интеграции в кул...

План повышения профессионального уровня 2021-2025 учебные года воспитателя Шигаповой Альфии Ильдаровны на тему Ознакомление детей с национальными традициями через создание музейной развивающей среды.

План повышения профессионального уровня 2021-2025 учебные года воспитателя Шигаповой Альфии Ильдаровны на тему Ознакомление детей с национальными традициями через создание музейной развивающей среды....