Ознакомление детей с национальными орнаментами через разные продуктивные деятельности.
проект (старшая группа)
Цель нашей работы-это помочь ребенку раскрыть мир национальных культур , сформировать многостороннее представления о многообразии культур многих наций; Создать условия для интеграции в культуре других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национально-прикладным искусством и традициями, воспитывать положительное отношение к культурным различиям народов.
Еще одна цель педагогического процесса: Прожить жизнь с каждой народностью, для этого в течении года, вместе с детьми и взрослыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации ленинского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад №45 “ Сказка”
Конспект открытого занятия
в подготовительной группе №10
На тему: Ознакомление детей с национальными орнаментами через разные продуктивные деятельности.
Рисование « Ознакомление с узбекским орнаментом на тюбетейке»
Составила:
Акаева З.А.
п. Развилка 2018г
Занятие Рисование на тему: «Ознакомление с узбекским орнаментом на тюбетейки.»
Цель:
Дать понятие о национальной одежде и головного убора; рассмотреть виды национального орнамента,
формирование у детей интереса к духовной культуре, через знакомство с узбекским народным искусством и национальным орнаментом.
Задачи.
Образовательные задачи: познакомить детей подготовительной группы с разновидностями узбекского орнамента и его особенностями.
Учить детей рисовать национальный орнамент на тюбетейке, находящейся в незафиксированном положении (в руках ребенка.)
Развивающие задачи:
развивать творческие способности дошкольников, чувство цвета, формы и композиции;
развивать связную речь, память, внимание, мышление, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное;
совершенствовать технические умения и навыки рисования красками.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к обычаям и традициям братских народов.
Предварительная работа: Аппликация - изготовление тюбетейки, тонированные тюбетейки, рассматривание альбома, иллюстраций, беседа, просмотр узбекского мультфильма.
Словарная работа: обогащение словаря – разновидности орнамента: цветочно-растительный, геометрический, калфак, тюбетейка, чалма, паранджа, халат, Узбекистан.
Наглядный материал и оборудование: Иллюстрации с изображением национальных костюмов, узбекский национальный костюм, сапоги, тюбетейка, кукла в женском узбекском костюме, проигрыватель с национальной музыкой, сухофрукты и орешки, шаблоны для раскрашивания, краски, кисточки, клеенки, стаканчики с водой влажные салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям сесть на коврик, на коврике расположены маленькие подушки по кругу.
Дети сидят на коврике вместе с воспитателем.
Воспитатель: Мы уже знаем, что в нашей группе есть дети разных национальностей: и русской национальности и армянской, азербайджанской, есть татары, есть даргинцы и кумычки это представители народов, живущих в Дагестане. Сегодня я хочу вас познакомить с народном Узбекистана, родной язык у них узбекский. Давайте сядем на коврике так, как принято сидеть в узбекском доме, и послушаем. Я расскажу вам о традиционной одежде узбеков. Посмотрите на картинки какие у них национальные костюмы, (показ иллюстрации национальных узбекских костюмов.)
Узбеки – народ с богатой историей и интересными традициями.
Когда вы придёте в гости к узбекам, вас обязательно напоят чаем! На стол поставят орешки, и сухофрукты. И, поверьте, одной чашкой чаепитие не закончится. Таковы традиции гостеприимства! Хозяин будет с радостью подливать чай дорогому гостю, и предложит на обед легендарный узбекский плов. Узбеки – доброжелательный и терпеливый народ. Исповедуя ислам, узбеки с уважением относятся к каждой вере.
Узбекистан- большая страна, над которой много и ярко светит солнце. Может быть, поэтому в Узбекистане исторически, никто не носил костюмы из черной и темно-синей материи.
Палитра цветов в женской одежде выдавала не только тонкий вкус красавиц, но и положение в обществе. Например, дамы, чьи мужья занимали высокую должность, облачались в одежды голубых и фиолетовых оттенков, жены ремесленников- одевались в зеленый одежды.
Женщины – узбечки одеты в яркие платья с особым восточным узором, сверху- черный, вышитый золотом жилет, на ногах обязательно штанишки и кожаные туфли. Волосы заплетены в косички, на голове- тюбетейка, вышитая золотом. Это не только красивый, но и удобный в работе костюм, он защищает от палящего солнца и от прохлады в зимнее время, в нем удобно трудиться, а его яркость и изящество радует в будни и в праздники.
Мужчины узбеки одеты в полосатый халат из хлопка, и штаны, на ногах- кожаные туфли, на голове - тюбетейка, она спасает от палящего солнца.
Воспитатель: Дети а давайте мы с вами поиграем в игру которая называется «одень куклу в национальный костюм».
Дети: давайте!
Игра проводится один раз.
Воспитатель: Дети скажите какие цвета используются в национальном узбекском костюме.
Дети: Красные, желтые, синие, зеленые.
Звучит узбекская музыка и под музыку входят в группу взрослый и ребенок одетый в национальный узбекский костюм.
Воспитатель: Здравствуйте!
Ходжа Насреддин: Асаламу алейкум ! (здороваются как положено в Узбекистане)
Мир вашему дому! Меня зовут - Ходжа Насреддин а это мой младший сын Мурад.
Воспитатель: А, кто вы такие и откуда?
Ходжа Насреддин: Мы приехали из Узбекистана. Мы узнали, что у вас сегодня занятие, посвященное нашей стране, и решили прийти к вам в гости в национальных костюмах что бы вы могли увидеть настоящий узбекский костюм.
Ходжа Насреддин: Я хочу вам рассказать о головном уборе и мужчин и женщин которая называется тюбетейка.
Само слово "тюбетейка" произошло от татарского "тюбете": тюбе - верх, вершина. Узбекская тюбетейка — это не просто красивый головной убор! Рисунок на тюбетейке символизирует достаток в доме. Это растительные узоры: завитки разных размеров, цветы. Орнаменты вышивают золотыми и серебряными нитями.
Ходжа Насреддин: Ой Мурад где твоя тюбетейка?
Мурад : Я наверное ее потерял.
Ходжа Насреддин: Что же теперь делать?
Воспитатель: Вы не переживайте! Мы с детьми вам поможем. На прошлом занятии мы делали тюбетейки, а сегодня будем их украшать. Вы присаживайтесь.
Воспитатель: Дети, а вас я попрошу пройти к своим рабочим местам, но прежде чем начнем рисовать, мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.
Наша группа
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно
Это Дима, начиная с мизинца).
Это Ренат,
Это Айлин,
Это Камилла.
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Молодцы! У вас на столе лежат краски и тюбетейки, которые мы с вами изготовили на прошлом занятии. Нам нужно еще украсить тюбетейки «обшивкой» нанести орнамент.
Воспитатель: Мы будем наносить орнамент растительного вида. По краям мы нанесем завитки. Завиток растет с одной веточки в одну сторону и в другую. Рисунок должен повторятся по всей боковой части тюбетейки. Мы будем рисовать серой или желтой краской. Это будет означать что орнамент золотой или серебряный.
Воспитатель: возьмите пожалуйста нужную краску и откройте ее.
Воспитатель: А почему никто не спрашивает меня где взять серую краску? Кто знает?
Дети: Чтобы получить серую краску, нужно смешать белую и чёрную краску.
Воспитатель: Правильно молодцы!
Воспитатель: Для начала обмакните кисточку в воду, а затем в нужную краску. Но не всю, а только кончик кисточки и если вам нужно серая краска вы можете смешать краски в палитре до нужного цвета. Держим кисточку вертикально и наносим орнамент.
А на верхушке тюбетейки мы нарисуем цветок примакиванием , а от цветка-завитки (такие-же какие мы нарисовали по краям.) Цветок должен быть в центре нашей тюбетейки.
Воспитатель: Молодцы! кто закончил можете протереть руки влажной салфеткой.
Воспитатель: Дорогой наш гость, посмотрите какие у нас получились тюбетейки!
Воспитатель: Дети, вы так старались! Тюбетейки получились очень красивые. молодцы!
Воспитатель: Вы можете выбрать любую из них, мы Вам ее подарим (обращение к гостям).
Хаджа Насреддин: Спасибо большое! И мы хотим вам подарить подарок орешки и сухофрукты к чаю.
Воспитатель: Спасибо и вам.
Ходжа Насреддин: Нам очень понравилась у вас в гостях! Но нам пора уезжать. До свидания!
Итог: Дети, молодцы вы постарались, нарисовали красивый орнамент. Нашим гостям тюбетейки очень понравились, и теперь вы точно знаете какая национальная одежда узбекского народа.
Литература:
Эстетическая развивающая среда в ДОУ О.Ю. Филлипс
Изобразительная деятельность в детском саду Т.С. Комарова
Узбекские исторические костюмы для театра Ю.Е. Шевелев
Искусство Узбекистана Акбар Хакимов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум на тему: " Приобщение детей к народной культуре через разные виды деятельности"
Краткий план мероприятия с участием педагогов....
Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»
Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для нравственного и духовног...
Развитие мелкой моторики пальцев рук для детей 3 -4 лет через разные виды деятельности
Дидактические пособия по развитию мелкой моторики рук для детей 3-4 лет...
Развитие мелкой моторики пальцев рук для детей 3 -4 лет через разные виды деятельности
Дидактическое пособие по мелкой моторике рук " Пальчиковые шаги".Цель: выполнение движений кончиками пальцев рук .Направлено на развитие координации, гибкости и автоматизации кистей и пальце...
Мастер -класс"Развитие познавательной активности у детей стар шего возраста через разные виды деятельности при изучении астрономических явлений."
Мастер - класс ....
План повышения профессионального уровня 2021-2025 учебные года воспитателя Шигаповой Альфии Ильдаровны на тему Ознакомление детей с национальными традициями через создание музейной развивающей среды.
План повышения профессионального уровня 2021-2025 учебные года воспитателя Шигаповой Альфии Ильдаровны на тему Ознакомление детей с национальными традициями через создание музейной развивающей среды....