Ознакомление детей с национальными орнаментами через разные продуктивные деятельности.
проект (старшая группа)

Акаева Зарема Алишбиевна

Цель нашей работы-это помочь ребенку раскрыть мир национальных культур , сформировать многостороннее представления о многообразии культур многих наций; Создать условия для   интеграции в культуре других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национально-прикладным искусством и традициями, воспитывать положительное отношение к культурным различиям народов.

Еще одна цель педагогического процесса: Прожить жизнь с каждой народностью, для этого в течении года, вместе с детьми и взрослыми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации ленинского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад №45 “ Сказка”

Конспект открытого занятия

 в подготовительной группе №10

На тему: Ознакомление детей с национальными орнаментами через разные продуктивные деятельности.

Рисование « Ознакомление с узбекским орнаментом на тюбетейке»

                                                                                              Составила:

                                                                                              Акаева З.А.

п. Развилка 2018г

Занятие Рисование на тему: «Ознакомление с узбекским орнаментом на тюбетейки.»

Цель:

 Дать понятие о национальной одежде и головного убора; рассмотреть виды национального орнамента,

формирование у детей интереса к духовной культуре, через знакомство с узбекским народным искусством и национальным орнаментом.

Задачи.

Образовательные задачи: познакомить детей подготовительной группы с разновидностями узбекского орнамента и его особенностями.

Учить детей рисовать национальный орнамент на тюбетейке, находящейся в незафиксированном положении (в руках ребенка.)

Развивающие задачи:

развивать творческие способности дошкольников, чувство цвета, формы и композиции;

развивать связную речь, память, внимание, мышление, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное;

совершенствовать технические умения и навыки рисования красками.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к обычаям и традициям братских народов.

Предварительная работа: Аппликация - изготовление тюбетейки, тонированные тюбетейки, рассматривание альбома, иллюстраций, беседа, просмотр  узбекского мультфильма.

Словарная работа: обогащение словаря – разновидности орнамента: цветочно-растительный, геометрический, калфак, тюбетейка, чалма, паранджа, халат, Узбекистан.

Наглядный материал и оборудование: Иллюстрации с изображением национальных костюмов, узбекский национальный костюм, сапоги, тюбетейка, кукла в женском узбекском костюме, проигрыватель с национальной музыкой, сухофрукты и орешки, шаблоны для раскрашивания, краски, кисточки, клеенки, стаканчики с водой влажные салфетки.

                                                                 Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям сесть на коврик, на коврике расположены маленькие подушки по кругу.

        Дети сидят на коврике вместе с воспитателем.

Воспитатель: Мы уже знаем, что в нашей группе есть дети разных национальностей: и русской национальности и армянской, азербайджанской, есть татары, есть даргинцы и кумычки это представители народов, живущих в Дагестане.  Сегодня я хочу вас познакомить с народном Узбекистана, родной язык у них узбекский. Давайте сядем на коврике так, как принято сидеть в узбекском доме, и послушаем. Я расскажу вам о традиционной одежде узбеков. Посмотрите на картинки какие у них национальные костюмы, (показ иллюстрации национальных узбекских костюмов.)

Узбеки – народ с богатой историей и интересными традициями.

Когда вы придёте в гости к узбекам, вас обязательно напоят чаем! На стол поставят орешки, и сухофрукты. И, поверьте, одной чашкой чаепитие не закончится. Таковы традиции гостеприимства! Хозяин будет с радостью подливать чай дорогому гостю, и предложит на обед легендарный узбекский плов.  Узбеки – доброжелательный и терпеливый народ. Исповедуя ислам, узбеки с уважением относятся к каждой вере.

Узбекистан- большая страна, над которой много и ярко светит солнце. Может быть, поэтому в Узбекистане исторически, никто не носил костюмы из черной и темно-синей материи.

Палитра цветов в женской одежде выдавала не только тонкий вкус красавиц, но и положение в обществе. Например, дамы, чьи мужья занимали высокую должность, облачались в одежды голубых и фиолетовых оттенков, жены ремесленников- одевались в зеленый одежды.

     Женщины – узбечки одеты в яркие платья с особым восточным узором, сверху- черный, вышитый золотом жилет, на ногах обязательно штанишки и кожаные туфли. Волосы заплетены в косички, на голове- тюбетейка, вышитая золотом. Это не только красивый, но и удобный в работе костюм, он защищает от палящего солнца и от прохлады в зимнее время, в нем удобно трудиться, а его яркость и изящество радует в будни и в праздники.

Мужчины узбеки одеты в полосатый халат из хлопка, и штаны, на ногах- кожаные туфли, на голове - тюбетейка, она спасает от палящего солнца. 

Воспитатель: Дети а давайте мы с вами поиграем в игру которая называется «одень куклу в национальный костюм».

Дети: давайте!

Игра проводится один раз.

Воспитатель: Дети скажите какие цвета используются в национальном узбекском костюме.

Дети: Красные, желтые, синие, зеленые.

Звучит узбекская музыка и под музыку входят в группу взрослый и ребенок одетый в национальный узбекский костюм.

Воспитатель: Здравствуйте!

Ходжа Насреддин: Асаламу алейкум ! (здороваются как положено в Узбекистане)

Мир вашему дому! Меня зовут - Ходжа  Насреддин а это мой младший сын Мурад.

Воспитатель: А, кто вы такие и откуда?

Ходжа Насреддин: Мы приехали из Узбекистана. Мы узнали, что у вас сегодня занятие, посвященное нашей стране, и решили прийти к вам в гости в национальных костюмах что бы вы могли увидеть настоящий узбекский костюм.

Ходжа Насреддин: Я хочу вам рассказать о головном уборе и мужчин и женщин которая называется тюбетейка.

Само слово "тюбетейка" произошло от татарского "тюбете": тюбе - верх, вершина. Узбекская тюбетейка — это не просто красивый головной убор! Рисунок на тюбетейке символизирует достаток в доме. Это растительные узоры: завитки разных размеров, цветы. Орнаменты вышивают золотыми и серебряными нитями.

Ходжа Насреддин: Ой Мурад где твоя тюбетейка?

Мурад : Я наверное ее потерял.

Ходжа Насреддин: Что же теперь делать?

Воспитатель: Вы не переживайте! Мы с детьми вам поможем. На прошлом занятии мы делали тюбетейки, а сегодня будем их украшать. Вы   присаживайтесь.

Воспитатель: Дети, а вас я попрошу пройти к своим рабочим местам, но прежде чем начнем рисовать, мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.

Наша группа

В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно

Это Дима, начиная с мизинца).

Это Ренат,

Это Айлин,

Это Камилла.

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

Мы закончили считать.

Молодцы! У вас на столе лежат краски и тюбетейки, которые мы с вами изготовили на прошлом занятии.  Нам нужно еще украсить тюбетейки «обшивкой» нанести орнамент.

Воспитатель: Мы будем наносить орнамент растительного вида. По краям мы нанесем завитки. Завиток растет с одной веточки в одну сторону и в другую. Рисунок должен повторятся по всей боковой части тюбетейки. Мы будем рисовать серой или желтой краской. Это будет означать что орнамент золотой или серебряный.

Воспитатель: возьмите пожалуйста нужную краску и откройте ее.

Воспитатель: А почему никто не спрашивает меня где взять серую краску?   Кто знает?

Дети: Чтобы получить серую краску, нужно смешать белую и чёрную краску.

Воспитатель: Правильно молодцы!

Воспитатель: Для начала обмакните кисточку в воду, а затем в нужную краску. Но не всю, а только кончик кисточки и если вам нужно серая краска вы можете смешать краски в палитре до нужного цвета. Держим кисточку вертикально и наносим орнамент.

А на верхушке тюбетейки мы нарисуем цветок примакиванием , а от цветка-завитки (такие-же какие мы нарисовали по краям.) Цветок должен быть в центре нашей тюбетейки.

Воспитатель: Молодцы! кто закончил можете протереть руки влажной салфеткой.

Воспитатель: Дорогой наш гость, посмотрите какие у нас получились тюбетейки!

Воспитатель: Дети, вы так старались! Тюбетейки получились очень красивые. молодцы!

Воспитатель: Вы можете выбрать любую из них, мы Вам ее подарим (обращение к гостям).

Хаджа Насреддин: Спасибо большое! И мы хотим вам подарить подарок орешки и сухофрукты к чаю.

Воспитатель: Спасибо и вам.

Ходжа Насреддин: Нам очень понравилась у вас в гостях! Но нам пора уезжать. До свидания!

Итог: Дети, молодцы вы постарались, нарисовали красивый орнамент. Нашим гостям тюбетейки очень понравились, и теперь вы точно знаете какая национальная одежда узбекского народа.

                                 Литература:

Эстетическая развивающая среда в ДОУ О.Ю. Филлипс

Изобразительная деятельность в детском саду Т.С. Комарова

Узбекские исторические костюмы для театра   Ю.Е. Шевелев

Искусство Узбекистана Акбар Хакимов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для нравственного и духовног...

Развитие мелкой моторики пальцев рук для детей 3 -4 лет через разные виды деятельности

Дидактические пособия по развитию  мелкой моторики рук для детей 3-4 лет...

Развитие мелкой моторики пальцев рук для детей 3 -4 лет через разные виды деятельности

Дидактическое пособие по мелкой моторике рук " Пальчиковые шаги".Цель: выполнение движений кончиками пальцев рук .Направлено на развитие координации, гибкости и автоматизации кистей и пальце...

План повышения профессионального уровня 2021-2025 учебные года воспитателя Шигаповой Альфии Ильдаровны на тему Ознакомление детей с национальными традициями через создание музейной развивающей среды.

План повышения профессионального уровня 2021-2025 учебные года воспитателя Шигаповой Альфии Ильдаровны на тему Ознакомление детей с национальными традициями через создание музейной развивающей среды....