Тематическое планирование по ознакомлению с городом Иркутском
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Серых Ольга Николаевна

Тематическое планирование по ознакомлению с городом Иркутском.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_blok.docx45.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Тематический блок «Иркутск  -  его главные символы»

Цель: знакомство с гербом, флагом города, история возникновения городской символики.

Задачи по образовательным областям

Содержание работы

Младшая группа

1.Социально-коммуникативное развитие: Дать первое представление о родном городе.

2.Познавательное развитие:

  Закрепить название города Иркутска.

3.Речевое развитие.

Продолжать расширять и активизировать словарный запас

4.Художественно-эстетическое развитие. Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Беседа «Знакомство с городом Иркутском»

Беседа «Где ты живешь»

Рассматривание иллюстраций с изображением города.

Д/и «Как зовут твой город?»

Рисование «Дом, в котором я живу»

Проект Аппликация «город Иркутск»

Средняя группа

1.Социально-коммуникативное развитие:

Формировать чувство принадлежности к жителям города

2.Познавательное развитие:

Ознакомление с окружающим и социальным миром, расширение кругозора

3. Речевое развитие.

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о городе.

4.Художественно-эстетическое развитие.

Продолжать формировать у детей умение создавать сюжетные композиции.

Найди свой город на картинке.

Беседа «Твои любимые места в городе»

Рассматривание иллюстраций с изображениями гербов разных городов.

Объяснить термин город, герб, флаг.

Коллективная работа

«Герб города Иркутска»

Старшая группа.

1. Социально-коммуникативное развитие

Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду.

2. Познавательное развитие:

Формирование принадлежности к иркутской истории.

3.Речевое развитие.

Помогать детям, употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

4.Художественно-эстетическое развитие.

Развивать наблюдательность, замечать характерные особенности.

Выходной всей семьей

«Экскурсия к памятнику  Бабра »

Беседа «Историческое происхождение мифического животного»

Д/и «Угадай животное»

Пластилиновая живопись по контуру

Лепка «Бабра»

Подготовительная группа.

1.Социально-коммуникативное развитие.

Привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения.

2.Познавательное развитие.

Расширять представления о родном крае,

 углублять и уточнять представления о городе.

3.Речевое развитие.

Продолжать работу по обогащению словаря детей.

4.Художественно-эстетическое развитие.

Поощрять активное участие в художественном творчестве.

Оформить уголок по патриотическому воспитанию

Сравнить гербы разных городов найти схожесть и отличия

закрашивание изображения герба

Составь рассказ «Герб Иркутска»

Коллективная работа

«Нарисуй герб своей семьи»

Тематический блок «Достопримечательности города Иркутска»

Цель: познакомить с достопримечательностями Иркутска и Иркутской области (архитектурные памятники) - памятниками деревянного зодчества (Тальцы), кирпичные строения (Драматический  театр), церквями (Спасская церковь, Польский костел.)  

Задачи по областям

Содержание работы

Младшая группа

1.Социально-коммуникативное развитие.

Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям

2.Познавательное развитие.

Продолжать способствовать формированию интереса к достопримечательностям города.

3.Речевое развитие.

Побуждать рассказывать о деревянном убранстве исторических домов

4.Художественно-эстетическое развитие

Развивать эстетический вкус, видеть красоту в деревянном кружеве.

Рассматривание иллюстраций

Городская улица

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Просмотр фильма «Иркутск, – город

в котором я живу»;

Беседа «Чем отличаются дома»

Просмотр слайдов «Такой разный город».

Изготовление коллажа:

 « Дом, в котором я живу»

Средняя группа

1. Социально-коммуникативное развитие

Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом родного города

Показать значение родного языка в формировании основ прошлого города.

2.Познавательное развитие.

Закрепить представление детей об архитектуре исторических зданий

Рассказать о самых красивых местах родного города, его улицы, деревянные дома.

3.Речевое развитие.

Познакомить с историческими названиями

деревянных элементов

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

4. Художественно-эстетическое развитие

Формировать навык выполнять коллективную работу.

Продолжать развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции деревянных домов.

Рассматривание альбома

«Архитектурно-этнографический музей Тальцы»

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Беседа «Деревянные дома города Иркутска»

Просмотр слайдов «Уголки родного города».

Изготовление коллажа «Гостиный двор»

Беседа «Музей Тальцы »

Дидактическая игра «Опиши деревянный дом»

Составление описательного рассказа по репродукции картины «Мой город Иркутск»

Конструктивно-модельная деятельность

«Построй деревянный дом для кукол»

«Улица города Иркутска»

Старшая группа

1. Социально-коммуникативное развитие

Познакомить с историческим прошлым Спасской церкви.

Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.

2. Познавательное развитие.

Закрепить представление об истории возникновения Спасской церкви как одного из символов Иркутска сердца нашего города.

Формировать элементарные представления об истории города через знакомство с архитектурными памятниками.

Познакомить детей с церквями

г. Иркутска, их ролью в жизни людей. Воспитывать чувство ответственности и бережливости к памятникам архитектуры.  

3. Речевое развитие.

Дать понятие «Иркутянин» указывающее на принадлежность человека к городу, в котором он живет.

Развивающая речевая среда.

Предлагать детям для рассматривания иллюстрированные книги с рисунками разных иркутских художников.

4.Музыкальное развитие.

Познакомить детей со звучанием колоколов Спасской башне.

Беседа «Древний Иркутск, одно из первых каменных сооружений Иркутска, сначала было деревянным»

Просмотр слайдов «Росписи святых на стенах Спасской церкви в честь, которой она была построена»

Участие в конкурсе «Иркутская история»

Дидактическая игра «Иркутские храмы»

Выставка детского рисунка «Белокаменная красавица Иркутска »

Прослушивание колокольного звона

Сюжетно ролевая игра «Школа звонарей»

Рассказывание по серии картинок «Церкви города Иркутска»

Чтение художественного произведения  «Для чего нужны храмы?»

Дидактическая игра «Покажи и расскажи»

Игра-ситуация «Воскресное утро в городе?»

Беседа «Старые церкви города»

Экскурсия в музей детского сада.

Прослушивание колокольного звона в записи.

Подготовительная группа

1. Социально-коммуникативное развитие

Учить правильно, называть городские памятники.

Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды города

2. Познавательное развитие.

Развитие познавательной активности детей.

На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства , любовь к Родине.

3.Речевое развитие

Дать понятие терминам «памятник», «пьедестал», «вандализм».

Развивающая речевая среда

Приучать детей  - будущих школьников  - проявлять инициативу с целью получения новых знаний

4.Художесттвенно-эстетическое развитие

Дать детям знание о том, как народ хранит память о людях прославивших наш город.

Рассмотреть иллюстрации с изображением Драматического театра

Беседа «Что ты видел в театре?»

Литературная викторина «Театры города »

Изготовление альбома

«Твой любимый театр»

Беседа «Для чего нужны театры»

Создание альбома

«Театральные афиши»

Дидактическая игра

 «Достопримечательности города»

Составление рассказа: «Что я увидел

интересного на улицах города»

Изготовление презентации  «Артисты нашего города»

Тематический блок  Промышленный Иркутск

Цель: 

Развивать представление о промышленности и предприятиях города.

Формировать представление о трудовых династиях.

 

Задачи по областям

Содержание работы

Младшая группа

Социально-коммуникативное развитие

Дать элементарные представления социально-экономической значимости города.

Познавательное развитие

Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о предприятиях города

Речевое развитие

Познакомить с элементами самолета: крылья, хвост, кабина, фюзеляж.

Художественно-эстетическое развитие

Развивать умение изображать контур самолета выделяя характерные особенности его внешнего вида.

Прогулка вместе с семьей «Первые шаги по родному городу»

Беседа «Где работает папа»

Рассматривание иллюстраций с изображением самолетов

Персональная выставка детского творчества «Такие разные самолеты»

Средняя группа

Социально-коммуникативное развитие

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств, к прошлому, настоящему и будущему самолетостроения.

Познавательное развитие

Организовать центр краеведения с учетом возрастных особенностей детей, отобрать  наиболее актуальный объем материала:

Речевое развитие

Воспитание у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Познакомить детей с терминами «самолетостроение», «аэродинамика», «обтекаемая форма».

Художественно-эстетическое развитие:

Конструктивная деятельность.

Сформировать умение создавать самолеты разной формы и назначения

Беседа «Самолетостроение»

Дидактическая игра «Военные самолеты»

Рассматривание альбома об авиационном заводе города Иркутска

экскурсия к Дому офицеров на выставку военной техники

Настольная игра «военная техника»

Экскурсионная программа для дошкольников «Крылья России» с осмотром самолетов и вертолетов.

Составление рассказа

 «Зачем самолету крылья?»

Конструктор ЛЕГО

создание взлетной полосы для самолетов

Старшая группа

Социально-коммуникативное развитие:

Сформировать понятие о гидротехническом сооружении на реке Ангаре - Плотина Иркутской ГЭС

Познавательное развитие:

Дать элементарные знания о главной достопримечательности города – Плотине Иркутской  ГЭС которая охраняется государством и является памятником регионального значения.

Речевое развитие

Развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка его речевое развитие.

Художественно – эстетическое развитие

Продолжать развивать умение создавать коллективные работы, умение договариваться.

Прогулка всей семьей

«Плотина Иркутской ГЭС»

Беседа «Иркутское водохранилище, история его возникновения»

Дидактическая игра  

«Покажи и назови плотину»

Составление рассказа по аналогии «На берегах водохранилища»

Проект «Боевой  ледокол «Ангара».

Подготовительная группа

Социально – коммуникативное развитие

Активизировать работу с дошкольниками  по вопросам патриотического  воспитания детей.

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста любовь и уважение к родному городу  

Познавательное развитие

Сбор, накопление и представление информации о реке Ангаре.

 Описание событий из прошлого и настоящего, связанного с рекой. 

Сформировать понятие о сооружении Иркутской  ГЭС в которую входят две земляные плотины.

Речевое развитие

Обогатить словарь новыми терминами: «водозабор», «турбина», «станция».

Обеспечить запоминание что, Иркутская ГЭС стала первой крупной гидроэлектростанцией в Сибири.

Художественно - эстетическое

Обеспечить узнавание и воспроизведение в рисунках гидроэлектростанции, отображать характерные особенности Иркутской ГЭС

Обеспечить запоминание пословиц, песен,

поговорок

 

Экскурсионная программа для дошкольников

«Плотина Иркутской ГЭС

Создание фотовыставки

 «Река Ангара, водохранилище, плотина »  

Изготовление фотографий и составление альбома, папок, стенда.

Составление рассказа, описание переживаний, связанных с отдыхом на реке

Создание фотохроники

Дидактическая игра

 «Зачем нам электричество»

Выполнение аппликаций, поделок, рисунков на речную тематику

«Река Ангара – богатство Сибири»

Сбор пословиц, поговорок, песен о реке.

Тематического познавательного мероприятия - «Путешествие по городу»

Тема: «Любимому Иркутску 355 лет»

Актуальность:

Важным условием успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является:

  • понимание значимости проблемы,
  • приобщение ребенка дошкольного возраста к истокам истории и культуры родного города (малая родина)
  • необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников, может быть, достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны.

Уметь преподнести материал доходчиво, понятно, увлекательно.

основная цель: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного города, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.

задачи:

  •  сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории и культуры своего города;
  •  спроектировать культурно-образовательную среду в ДОУ;
  •  ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.

Вид деятельности

-игровая

-коммуникативная

-познавательно-исследовательская

-трудовая

-двигательная

- музыкальная

-продуктивная

направления  краеведческой работы:

Ознакомление с особенностями своего города, архитектурного наследия г. Иркутска:

• мой детский сад и район, где я живу;

• история города Иркутска;

• улицы родного города

Материалы и оборудование: познавательно информационная игра, презентация «Город на Ангаре», музыкальное прослушивание «Иркутский орган», дидактическая игра – «Собери из частей и назови» (фонтан), речевые этюды – «Сценка путешественник», дидактическая игра – «Чистый город», продуктивная деятельность (аппликация, рисование)

Тематического  познавательного  мероприятия – «путешествие по городу»

Тема: любимому   Иркутску – 355 лет

 1 Организационный момент  (мотивационное поле)

     Под музыку «Любимый Иркутск», дети входят в зал, садятся на стулья

В. Ребята, вы любите свой день рожденья?

 Дети – от них принимаются любые ответы    

В. - Да, этот праздник любят взрослые  и дети. Потому, что приходят друзья,  именинника, поздравляют, дарят подарки. А сегодня вы присутствуете на необычном празднике, - дне рождения  города.

«д\у»-  ответы на вопросы

  • Вы знаете, как называется город, в котором мы живём

Дети – Иркутск, Ангарск

В. –Вы согласны с этим названием Иркутск?

Дети – согласны Иркутск.

В. - Правильно!

  • В. - Кто из вас знает, как называется река, на берегу которой мы живём?

Дети – Ангара.

  • В. - Нашему городу Иркутску исполняется  355 лет!

Вы, наверное, подумали, какой же он  уже старик? Вы не правы, город не может быть старым, если живут в нём такие жители, как вы! Мы все такие разные, мы Иркутяне. Я думаю, что мы все любим свой город.

  • В. Ребята, а что значит любить свой город?

Дети - Беречь, охранять, много знать о нём.

  • В. Правильно, это значит беречь, охранять
  • В. Какие у вас есть любимые места в городе Иркутске?

Дети: ответы рассуждения, доказательство, уточнения.

  • В.: Правильно! вы уверенно и точно рассказали об интересных местах нашего города.

Сюрпризной момент. Ребенок читает заранее подготовленное стихотворение.

Стихотворение

                                                                                          Автор: Иванов С.А.

Осенью жёлтой, и снежной зимой

Стоит величаво Иркутск, город мой.

А дочка Байкала, течёт не спеша,

Красавица наша, река Ангара.

Люблю твои парки и скверы люблю.

И дворик твой каждый легко узнаю.

Всё с детства знакомо, и дорого мне,

В какой бы я не был в красивой стране

  • В. – всё о чём мы говорили рассказано в стихотворении. 

Поблагодарить за прочитанное стихотворение, отметить выразительность его исполнения

- Продолжаем наше путешествие по городу. Нас ждет экскурсионный автобус.

Познавательно информационная игра». - ИКТ

  • Просмотр слайдов «Город на Ангаре»
  1. Посмотрите прямо, это красивое здание «Польский Костёл». В нём находится король всех музыкальных инструментов орган. Иркутяне очень гордятся этим, потому, что не в каждом, даже большом  городе есть орган. Давайте послушаем, как звучит этот чудесный инструмент.
  • М /прослушивание.  «Иркутский орган»

физ. минутка

В. - А сейчас, давайте немного прогуляемся (дети маршируют, ходят парами). Вот перед нами сквер им. Кирова, где стоит фонтан. Горожане и гости города любят бывать здесь и летом и зимой. Зимой на сквере делают ледяные городки, горки. А в другие времена года, взрослым приятно посидеть на лавочках, посмотреть на фонтан и цветы, которые растут в сквере, а детям поплескаться в фонтане, и поиграть. Предлагаю тоже поиграть. У меня есть конверт с частями картинки с изображением фонтана.

д/и.

  • «Собери из частей и назови» (фонтан) – плоскостной из разрезных частей.

В. - Нас ждёт экскурсионный автобус. Мы продолжаем наше знакомство с городом

  • Мы подъезжаем к «Драматическому театру». Ребята, вы узнали  это красивое, старинное, кирпичное здание, на одной из улиц города, Карла Маркса.

Дети- ответы 

В. -  На сцене этого театра показывают  спектакли. Актёры говорят, танцуют, и поют. А весной каждого года, на этой сцене выступают детские танцевальные коллективы.

Давайте вспомним для чего нужны театры?.

Дети – ответы.

В. -  Многие из вас уже побывали в иркутском драматическом  театре.  Давайте уточним - как нужно себя вести в театре?

Дети – ответы в д\у.

 д/у           «Назови правила поведения в театре» 

  • Не забывать,  актёрам  кланяться;
  •  Зрители  хлопают артистам
  •  Соблюдать тишину во время спектакля
  • другое                                                                                                                      

В. – « д\у» на воображение или погружение :   заглянем за кулисы, кажется, там идёт репетиция. Давайте  посмотрим, что же там играют.

  • Речевые  этюды; -  Сценка «путешественник»;

д/у «Работа с художественным словом»  -  загадки;

В. -   Думаю, это место узнает каждый.

Этот цирк знаком любому.

Каждый здесь, наверно был.

Даже папа мой когда-то

Посмеяться приходил.

Фото слайд «Цирк»

В. – В нашем городе много разных театров. Попробуйте отгадать загадку.

Оживают в нём игрушки,

Куклы, мишки и зверушки.

Он всегда ребятам рад.

Это ….(кукольный театр)

Фото слайд «Кукольный театр»

Дидактическая игра на правила поведения в социуме:

В. - А когда вы бываете в парке, вам, наверное, покупают разные сладости, напитки…

Скажите, можно бросать на землю; бутылки от соков, бумажки от конфет и мороженого? Представляете, во что превратится парк, если все станут бросать мусор?

В начале нашего путешествия  вы сказали, что любить город, это значит беречь, убирать, что бы он был ещё чище. Поиграем в игру «Чистый город»!

д/и «Чистый город» (раскидать из мешка припрятанный мусор)

Дети - ответы

В. - Самое правильное, не бросать ничего, тогда и убирать не придётся.

 Наша экскурсия продолжается. Все удобно сели?

В. – Помогите мне сделать плакат «Улица нашего города»

 Продуктивная деятельность (аппликация и рисование)  

- выполняются аппликация домов в старинном стиле

Выставка плаката для родителей и детей.

Вывод: Сегодня мы с вами совершили путешествие по городу и его улицам, познакомились с историческими зданиями г. Иркутска, прослушали произведения иркутских поэтов и конечно же после этого убрали весь мусор.

Каждый из вас сегодня стал настоящим маленьким иркутянином который любит свой город с исторической архетектурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром Для детей 4-5 лет (по программе С.Г.Шевченко)

данное планирование совтавлено по программе С.Г.Шевченко для детей с задержкой психичнского развития 4-5 лет. опора  в планировании идет на лексические темы, от которых ооталкиваемся в изучении м...

Тематическое планирование по ознакомлению с родным краем

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников- сложный процесс,который требует от педагога убежденности и вдохновения.Эта работа должна вестись систематически и всесторонне,во всех видах воспитательно...

Тематическое планирование по теме "Мой город. Родная страна" в средней группе.

Планирование по теме " Мой город. Родная страна" Воспитатели Цыганова Т.и.  Плакса Т.Н....

Тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с городом Дзержинск и родным краем.

Тематическое планирование  по ознакомлению старших дошкольников с  городом Дзержинск и родным краем....

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с родным городом- Лесосибирск

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке обществе, культуре.Задача современного д...

Календарно - тематическое планирование по теме: "Путешествуем по Иркутской области"

Цель:  Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своему родному краю. Обобщить и систематизировать знания об городе Иркутске,    Усть – Илимске  и Иркутской област...

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной.

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной....