СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ ПО МОТИВАМ МОРДОВСКИХ СКАЗОК С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ И ОБЫЧАЯМИ МОРДОВСКОГО НАРОДА
статья по художественной литературе

Фадеева Екатерина Васильевна

Создание мультипликационных фильмов по мотивам МОРДОВСКИХ сказок с детьми старшего дошкольного возраста как условие ознакомления с культурой и обычаями МОРДОВСКОГО народа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Фадеева, Е.В. Зенченко

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ ПО МОТИВАМ МОРДОВСКИХ СКАЗОК С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ И ОБЫЧАЯМИ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Сказка, как художественное произведение, является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

В настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение, компьютер и смартфоны. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы через мультипликацию.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. Многие психологи подтверждают, что мультипликация – это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.

Создание мультфильмов на основе мордовских народных сказок позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (мордовский фольклор, литературное, музыкальное, театральное, изобразительное творчество). Соединение инновационных и оригинальных техник изобразительного и декоративно – прикладного творчества и техники анимационного мультфильма [2].

Для создания мордовского национального мультфильма была выбрана пластилиновая анимация в техники объемная мультипликация.

Этапы работы по созданию мультфильма:

1. Идея

2. Сценарий

3. Персонаж

4. Фото – съемка

4. Озвучивание

5. Монтаж

1. Идея. На данном этапе путем обсуждения с дошкольниками мы выбрали сюжет мордовской сказки «Как собака себе друга искала» [1].

2. Сценарий. Познакомили детей со сценарием нашего будущего мультфильма, детально разобрали сценки и распределили роли. Кто-то будет говорить голосами персонажей, кто – то голосом за кадром.

3. Персонаж. Персонаж — основная фигура любой анимации, поэтому ему стоит уделить особое внимание. Важно определить образ, характер будущего персонажа, задать цвет, наиболее его определяющий. Декорации — это художественное воплощение мира мультфильма. С помощью декораций обозначается место и время мультипликационного действия, передаётся настроение и идея фильма. Декорации — это фон, оживляющие его элементы и предметы обстановки. Количество фонов для одного мультфильма определяется по количеству сцен в сценарии.

4. Фото – съемка. После создания героев и персонажей можно начинать снимать на фотоаппарат каждое малейшее движение персонажей.

5. Озвучивание. Речь детей записывается на диктофон.

6. Монтаж. Когда все кадры готовы, можно приступить к монтажу фильма. В результате работы мы получили мультипликационный фильм по основе мордовской сказки «Как собака себе друга искала» [3].

Когда все было готово, дети с удовольствием посмотрели мультфильм, созданный своими руками. Мультик длился почти 3 минуты, но эти минуты были минутами восторга и гордости, за сделанное дело!

 Проанализировав свою работу можно сделать вывод, что, работая над темой «Создание мультипликационных фильмов по мотивам мордовских сказок с детьми старшего дошкольного возраста как условие ознакомления с культурой и обычаями мордовского народа» у детей появились не только новые представления о социальной действительности, но и эмоционально – положительный настрой по отношению к национальной культуре. Они лучше узнали и полюбили природу родного края, культуру мордовского народа, познакомились с традиционным мордовским фольклором и его разнообразием.

Проведенная работа была интересной и завораживающей. Мы приобрели новые знания и навык работы с видеокамерой и монтажом. Немного затронули тему синтетических искусств, а точнее создание пластилинового фильма. Думаем, что дальше будем работать в направлении связанным с созданием мордовских мультфильмов.

Литература

1. Бабушкины сказки : русские сказки : комплексный демонстрационный материал / Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации : науч. рук. проекта Е. А. Хамраева, авт. – сост. С. В. Игнатова : худож. С. А. Волков. – Москва : Просвещение – Союз, 2023. – 1 обл. (32, 32 отд. л. В 2 папках) : ил. – (Диалог культур).

2. Пластилиновая анимация // Анимапедия. http://www.animapedia.ru/index.php/Пластилиновая_анимация

3. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 5. С. 54 – 59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина на тему: «Герои любимых мордовских сказок» (для детей старшего дошкольного возраста)

Литературная викторина проводится на материале мордовских сказок и призвана пробудить интерес дошкольников к изучению устного народного творчества родного края....

Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов России

Статья о приобщении старших дошкольников к восприятию людей другой культуры и других традиций, о воспитании в детях общечеловеческих ценностях (доброты, дружбы, честности, любви, справедливости, взаим...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа

         Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...

Проект «Сочинение сказок с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития связной монологической речи»

Данный проект направлен на развитие у старших дошкольников одного из направлений работы по развитию речи - развитие связной монологической речи через сочинение сказок....

Конспект развлечения на тему «В мир сказок» с детьми старшего дошкольного возраста

Доставить детям радость от встречи с добрым и красивым миромсказок. Формировать способность эмоционально откликаться навоображаемые события, сопереживать героям сказок....

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Формировать у детей исследовательские способности впроцессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.  Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении...