Описание слайдов к презентации "Использование народной тряпичной куклы в работе с детьми"
презентация на тему
Здесь представлен текстовой материал, раскрывающий содержание презентации по использованию тряпичной народной куклы в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС. Использование народной куклы в работе с дошкольниками.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Вхожу в зал с куклой.
- Здравствуйте, у меня в руках кукла. Начать общение с вами, я хочу с вопроса. Как вы думаете, как эту куклу зовут? Когда я пришла на выставку мастера карельских кукол Маргариты Керн, я узнала, что это – карельская домовиха. Такую куклу подвешивали над входом в дом. Это – древнейший карельский оберег, сохранившийся еще со времен матриархата. Единственная кукла с глазами, так как злой дух ей не страшен. Мне захотелось научиться делать такие куклы самой. И у меня получился целый мини-музей карельской тряпичной куклы. Часть музея я сегодня привезла вам. И у меня возникла идея использовать карельских кукол в своей работе с детьми. Как я это делаю, сегодня вам расскажу и покажу.
Слайд 1. Итак, тема моего мастер-класса «Использование народной тряпичной куклы в работе с дошкольниками».
Слайд 2. Я считаю, что эта тема сегодня очень актуальна. Культурно– образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Народному искусству в процессе образования отводится особая роль. Сохранение, восстановление и приумножение богатства народного искусства – одна из важных задач на этапе изменения нашего общества. Народное искусство отражает историческое и культурное наследие нашего народа. Задача взрослых – передать детям культурные традиции, ценности, несмотря на то, что нужно и идти в ногу со временем. Еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Как гибнет без корней дерево, так и духовно умирает общество, не интересующееся своим прошлым, не сохранившее традиции, знания предыдущих поколений.
Слайд 3.
Образовательная программа ДОУ предполагает использование регионального компонента в различных видах детской деятельности. Ведь знакомство жизнью народа своего края, его опытом, просеянным через сито веков, его духовным миром, мыслями, чувствами наших предков позволит детям ощутить себя частью своего народа. Работая с детьми в этом направлении, я выбрала для себя следующие приоритеты:
- Создание атмосферы национального быта. (создание мини-музея, воссоздание быта карельской избы и др.)
- Широкое использование карельского фольклора, так как фольклор – это богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомство с карельскими народными играми. Они интересны не только как жанр УНТ, но и как потенциал для физического развития ребенка.
- Знакомство с народными праздниками, их традициями.
Многие педагоги все эти приоритеты используют в работе с детьми. Но я для себя выделила еще один, на мой взгляд, не менее интересный. Это использование народной куклы в работе с дошкольниками.
Слайд 4.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Это знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, народа, отражая их движение и развитие. С давних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе. Народная кукла была многофункциональна: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли.
Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти качества сплетались в одно – духовную функцию общения. Через куклу старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше жизненный опыт. Знакомить дошкольников с традиционной карельской куклой можно уже с младшего дошкольного возраста, включая ее в разные виды деятельности. Например, можно собрать мухоморчики для Домовихи, посчитать сколько их. Работая по лексической теме «Семья», показать куклу с таким же названием. В театрализованной деятельности – разыграть сказку, используя 1-2 куклы как персонажей. Можно изготовить целую картину с тряпичными куклами, которую использовать как дидактический материал. Например, картина «В гостях у сказки». Можно использовать на развитии речи. Например, придумать сказку, описать картину и др. В старшем дошкольном возрасте дети могут сами изготавливать простых кукол по определенным алгоритмам и образцам.
Слайд 5. Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие для успешного приобщения детей к народной тряпичной кукле. Это следующие методы:
- создание ситуации успеха. (Задания доступные, нарастающей сложности).
- Использование игр и игровых форм организации. (Создание игровой, сказочной атмосферы, разыгрывание сюжетных сцен с помощью изготовленных кукол).
- Создание ярких наглядно-образных представлений Восприятие музыки, худ.литературы, природы и т.д. с целью вызвать желание изготовить самим куколку).
- Создание познавательной ситуации. (Удивительные факты, загадки и т.д.)
- Организация предварительной работы. (знакомство и народным творчеством, посещение музеев, рассматривание фотоальбомов, презентаций).
- Создание креативного поля: свободный выбор задания, содержания, темы.
- Постановка системы перспектив: участие в выставке, конкурсе, подарок родителям.
Слайд 6. По образу – кукла-крестьянка и кукла-барыня. Отличаются они костюмом. Может быть образ девушки (коса, пояс завязан набок) и образ замужней женщины (волосы убраны под платок, пояс завязан прямо).
Слайд 7.
Тряпичных кукол можно разделить по назначению на игровые, обереговые и обрядовые.
Обрядовые куклы в языческие времена использовались для жертвоприношения. Наряженныъх кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, а затем – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям, прося у богов взамен счастливой жизни. У нас сохранилась традиция – сжигать масленицу. Обрядовые куклы использовались на свадьбе – неразлучники, при рождении - пеленашка Обережные куклы защищали человека и его дом от бед, несчастий, сглаза. Мастерили из старой одежды, с заговором. Они просто стояли в доме, их брали с собой, к ним обращались со словами «Отвернись злом, повернись добром».
Игровые куклы не считались пустой забавой. Чем усерднее ребенок играет с куклой, тем больше будет достаток в семье. А если с куклой обращаться плохо – беды не миновать.
Слайд 8.
По способу изготовления – 1. Столбушки 2. В основе куклы мешочек. 3. Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. 4. Основа куклы – два прямоугольника.
Слайд 9. Изготавливая с детьми тряпичную куклу важно придерживаться определенного алгоритма.
2 часть.
Материалы: квадрат ткани 20х20, вата, нитки, круг из ткани диаметр 20 см., 2 треугольника из ткани – платок и фартук.
Алгоритм изготовления.
- Вводная часть. Формулировка цели, знакомство с историей и традицией этой куклы, определение последовательности изготовления.
- Изготовление основы куклы (репродуктивный режим – поэтапный показ и изготовление или творческий режим – воплощение собственных замыслов на основе усвоенных технологий).
- Создание костюма куклы.
- Оформление куклы.(Волосы, головной убор, отделка костюма, украшение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование народной тряпичной куклы в работе с дошкольниками
Эта презентация раскрывает работу с дошкольниками по использованию народной куклы. В младшем возрасте - это показ, беседа, игрушка в разных видах детской деятельности. В старшем дошкольном - изготовле...
Использование воспитателем народной тряпичной игрушки в работе с детьми с общим недоразвитие речи.
" Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!"...
Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....
"Народная тряпичная кукла" опыт работы
Русская тряпичная куколка простая.Славила Россию игрушка удалая.Бодрая, веселая, немного озорная,А по нраву русская, значит нам родная...
Конспект Итоговой интегрированной деятельности в рамках проекта «Традиционная народная тряпичная кукла» на тему: «Народная тряпичная кукла» (форма проведения – посиделки)
в подготовительной группе рассатрели тряпичный кукол,детям очень понравилось....
«Народная тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - работаем по проекту «Быт и традиции русского народа».
laquo;Из всех существующих в мире загадоктайна куклы – самая загадочная;без понимания сущности куклыневозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-ЩедринИзучение национальной культуры и нар...
Мастер-класс "Возможности использование традиционных народных тряпичных кукол в работе с детьми".
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народног...