Мастер-класс "Возможности использование традиционных народных тряпичных кукол в работе с детьми".
методическая разработка
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности использование традиционных народных тряпичных кукол в работе с детьми.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей посредством знакомства их с народными тряпичными куклами. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения технологии изготовления традиционной тряпичной народной куклы.
Задачи:
- познакомить педагогов с историей возникновения традиционных народных кукол
- вызвать интерес у педагогов к данному виду народного творчества, желание применять его в практической деятельности с детьми.
- создание игровой куклы «Зайчик на пальчик» по традиционной технологии.
- создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Планируемые результаты:
- Появление интереса у педагогов к изготовлению традиционных народных кукол.
- Изготовление русской народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»
Оборудование:
Выставка традиционных тряпичных кукол.
Тряпичные лоскутки для изготовления куклы, вата, нитки
Ход мастер-класса
Во все времена простые люди на Руси занимались рукоделием и прикладным творчеством. И одним из видов творчества было изготовление тряпичных кукол.
Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым детям кукол делали мамы, старшие сёстры, бабушки, а детей постарше обучали специально традиционным приёмам изготовления куклы. С пяти лет девочек начинали учить делать простейшие тряпичные куклы.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой, а наоборот, всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше девочка играет, тем счастливее и благополучнее будет её жизнь. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Изготовлять кукол было не трудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов.
Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и всё больше и больше современных людей начинают интересоваться не только их изготовлением, но и народными обрядами, связанными с ними, культурой и традициями Древней Руси.
Традиционные русские народные куклы можно разделить на три группы игровые, обрядовые и обереговые. Все куколки были безликими. Изначально считалось, что с лицом в куколку вселялся дух, который может навредить человеку
Обереговые куклы делались для защиты от болезней, несчастий, злых духов. Для их изготовления нужно было знать особые приёмы. Куклы – обереги передавались от матери к дочери. Считалось, что они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим хозяевам от невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье. («Кубышка – травница», «Крупеничка (Зерновушка)», «Колокольчик», «Кувадка» )
Обрядовые куклы играли главные роли в праздниках и бытовых народных обрядах, в традициях крестьян. Невозможно представить быт народа без обрядов и сопровождавших их народных кукол. Существует даже календарь изготовления народной тряпичной куклы. («Рождественская Коза», «Купавка», «Желанница»)
Игровые куклы предназначались ребенку в самом малом возрасте. С игровыми куклами всё просто. Эти куколки использовались для детских игр и забав. Названия у кукол были самые простые и отражали сущность и принадлежность куклы.
Кукла «Утешница». Эту куколку можно было носить в своём кармане. А когда ребёнок грустит, плачет или капризничает, тогда из кармана доставали куколку и с её помощью утешали плачущего малыша. И даже говорят, что последние слёзки на личике ребёнка вытирали подолом юбочки этой куколки. Само название этой куколки говорит о многом. Утешница была самым сильным и верным средством от детских слез.
Кукла «Хороводница» - очень весёлая и забавная игрушка. И сделать её своими руками несложно. Кукол лучше делать сразу пару – одну для левой, а другую для правой руки. Эта тряпичная кукла была и остаётся не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы Хороводница расправила свои юбочки надо быстро вращать пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило ручки девочки к работе пряхи. Если совсем не получается вращать одной рукой, то куклу можно поместить между двух ладоней и при этом совершать движение, как будто потираете руки.
Кукла « Зайчик на пальчик». Чаще всего делали детям с трёх лет, чтобы они имели собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становится скучно или страшно к нему можно обратиться как другу, пожаловаться или просто поиграть.
Сегодня я предлагаю сделать Вам вместе со мной такую куклу.
Для изготовления куклы нам понадобится:
1. Прямоугольный лоскут ткани размером 10 на 20см
2. Красные нитки
3. Вата или любой другой наполнитель.
Технологическая карта изготовления куклы «Зайчик на пальчик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-114603-1369854284.jpg)
Использование традиционных и нетрадиционных методов работы с семьей по физическому воспитанию детей.
...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-148402-1486911930.jpg)
Традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми при ознакомлении с окружающим миром.
Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность. Учить накапливать опыт гуманного отно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-659161-1440929093.jpg)
Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679586-1443974089.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/12/picture-718086-1492027879.jpg)
Мастер - класс «Использование традиционной народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей ГБОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-250842-1510314060.jpg)
Развивающее занятие с использованием традиционных лоскутных кукол для детей 3-4 лет
В структуру занятия входит: пальчиковые игры, элементы театрализации, ручной труд, рисование песком, подвижные игры, логоритмика....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/01/picture-1017481-1519910669.jpg)
Консультация для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь....