"Народная тряпичная кукла" опыт работы
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prez.docx | 38.79 КБ |
мастер класс кукла "Благополучница" | 15.39 КБ |
Конспект открытого занятия в средней группе "Кукла на ложке" | 19.37 КБ |
виды тряпичных кукол | 549.89 КБ |
Стихи о тряпичных куклах | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
« Народная тряпичная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре русского народа»
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная
СЛ Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура .
Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу.
Кукла - это любимая игрушка ребенка , она близка и понятна ему. Через игру с куклой ребенок познает взрослую жизнь, а изготавливая ее узнает историю , культуру, традиции своего народа. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен.
СЛ Целью моей работы стало формирования у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы, был разработан долгосрочный проект «Русская тряпичная кукла»
Для реализации цели поставила следующие задачи
СЛ Задачи :
- Изучение истории возникновения русской тряпичной куклы.
- Научить изготовлять тряпичную куклу
- Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их
СЛ значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре ее традициям, праздникам в которых были задействованы тряпичные куклы.
СЛ Работу по данной теме я решила начать с подробного изучения информации о народной кукле
Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru)
«Традиционная тряпичная кукла» Шайдуровой Н.В.СПб., «Детство –ПРЕСС», 2012 г.
«Кукольный сундучок» Берстневой Е.В., Догаевой Н.В. М.. 2012 г.¬
СЛ Работа с куклой носит не только воспитательный характер, но и образовательный. В совместной деятельности с детьми удалось организовать работу по всем направлениям развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО.
- социально-коммуникативное развитие: дидактические игры «Найди пару», «Укрась платочек», «Оденем куклу», «Кто в домике живет» и др., , сюжетно-ролевая игра «Семья»;
- познавательное развитие: рассматривание иллюстраций с народными игрушками, обследование игрушек и приобретение знаний о куклах «Бессонница», «День-ночь», «Утешница», «Зайчик на пальчик» , Дидактические игры «Какой , какая, какие?», «Найди цвет какой назову.
- речевое развитие: заучивание народных песенок, потешек, составление описательных рассказов, беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле, обыгрывали произведения устного народного творчества
- художественно-эстетическое развитие: проведение народных праздников «Весна –красна», развлечение « Масленица», подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности , рисование « Укрась бабушкин платок», изготовление кукол «Мартиничка», создание детьми своих игрушек из разного материала.
-физическое развитие: разучили народные подвижные игры «Зайка серенький сидит», «Шла коза по лесу», хороводные игры «Божья коровка», «Каравай», использованием кукол «Масленица», «Мартиничка» в играх эстафетах.
СЛ Для родителей предложена анкета на тему «Игрушки в жизни ребёнка»
Проведённый анализ анкетирования показал, что дети ориентированы на современные игрушки, игрушки из мультфильмов и не имеет представления о традиционной русской кукле. Кроме этого многие родители имеют недостаточные знаний , какими игрушками играли наши прадедушки и прабабушки , а это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
С этой целью в нашей группе решено создать мини-музей открытого типа «Кукла - народная игрушка» с подробной информацией о народных тряпичных куклах. сделанные куклы привлекли внимание детей , все экспонаты можно было трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делали дети
СЛ Получили первые знания о тряпичной кукле «Утешница» которая успокаивает малышей , вытирает их слезы если случилась неприятность
СЛ Оформленное панно «У солнышка в гостях» . дала возможность детям познакомиться с временами года особенностями каждого месяца, названием ,загадками, а кукла «День-ночь» научила определять время суток.
СЛ Приобрести первые навыки по изготовлению кукол узелковым способом дети смогли на мастер-классе для родителей « Превращение носового платка» на котором мамы с любовью и старанием сделали для своих малышей колыбельную магическую куклу «Бессонницу» и «Зайчик на пальчик» , которые поселились в спальне под подушкой у каждого ребенка .
Малыши ложась спать, видят что мамина куколка рядом с ними, чувствуют себя спокойнее. кроме этого кукла несла оздоравливающий эффект голова куклы наполнена лекарственными травами и ребенок играя с ней вдыхал аромат трав.
СЛ Способствуя погружению детей в культуру русского народа, разучивали с детьми весенние заклички, а родители изготовили нитяные куколки Мартинички для обряда заклинания весны. которые мы развешали на территории детского сада
СЛ В процессе работы с детьми мы совместными усилиями превращали исторический опыт человечества в систему открытых проблем, так узнав о международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы» которая проходила На Международном русскоязычном социальном образовательном интернет-проекте Маам.ru мы с ребятами решили принять участие в этой акции. пригласили родителей вместе стали делать гирлянду из куколок-кувадок для объединения в одну большую гирлянду дружбы. Всего мы сделали 23 куколки. Конечно, наш вклад маленький, зато своими руками. Куколки-кувадки очень напоминают фигурки взрослых и детей со всей нашей планеты, которые взявшись за руки, создали общий хоровод вокруг земного шара. 40 тысяч километров приблизительная длина экватора Земли — 40 тысяч Кувадок организаторы акции предложили сделать на «Гирлянде Дружбы»!
СЛ На восьмое марта маму надо поздравить по –особенному тепло и душевно и мы сделали открытку поместив на нее народную куклу на ложке а ее фотография приняла участие и международном конкурсе «Международный женский день» дети получили дипломы 2 степени.
Приобщая детей к общечеловеческой культуры, знакомила ребят с праздничными традициями русского народа «Рождество» , «Святки» помогла кукла «Коляда». которая была главным атрибутом во время колядок в детском саду .Совместно с родителями организовали и провели для детей праздник «Святки, святки –ждут их все ребятки».
СЛ Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью использовались как традиционные формы работы: консультации «Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми», участие в календарных праздниках «Масленица», «Рождественские посиделки», «Светлая пасха», так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-класс «Оберг в дорогу»
СЛ В цикле бесед о семье и семейных традициях знакомила детей с обежной куклой покровительницей домашнего очага «Благополучницей» которую совместно с родителями изготовили и подарили друг другу в преддверии Нового года с пожеланием, благополучия, достатка на на игре –мастерской «Традник» .
СЛ Известно, что окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе познавательной и совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности.
С этой целью созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол. В уголке творческой деятельности представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними.
Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук
СЛ Я предложила детям организовать в группе свою коллекцию народной куклы. Им эта идея понравилась. После каждого занятия по созданию кукол наша коллекция пополнялась «экспонатами». в ней есть куклы как для девочек «Хороводница»,так и для мальчиков «Кулачник» она соответствует требования ФГОС
СЛ Занимаясь изготовлением тряпичной куклы , дети узнают историю своего народа , традиции , праздники , учатся взаимодействовать друг с другом, общаться , слушать , понимать взрослого, проявлять индивидуальные творческие способности. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
СЛ Опытом работы по приобщению детей к русской народной культуре делилась с педагогами, показала открытое занятие на районном семинаре «Изготовление народной куклы «На ложке» . подготовила детей к участию в районном конкурсе «Открытка для мамы» где заняли 1 место , показала мастер класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Подорожница» на районном методическом объединении «Новаторы»
Результат моей работы:;
- Пополнена и обновлена предметно – развивающая среда группы;
- Составлена картотека этапов изготовления кукол;
- созданы презентации по истории тряпичных кукол
- Собрана папка мастер классов по изготовлению тряпичной куклы
- Приобретена литература :
*В.Хоменко, Г Никитюк «Обереги своими руками», книжный клуб «Клуб семейного досуга, Харьков , 2011 г.
* И.Н.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла» –СПб. «Паритет»,2012.
* Е.В Берстенева, Н.В. Догаева «Кукольный сундучок» – ПС «Белый город», 2013г.
* СД -диск «Русская тряпичная кукла»
Удалось заинтересовать и вовлечь семьи воспитанников в творческий процесс.
При реализации поставленной цели получила положительный опыт, который смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.
СЛ
СЛ а сейчас я вам покажу. как можно использовать
Мастер класс
«Использование игровых технологий в ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой»
перед вами зашифрована информация о народной тряпичной кукле.
вопрос?
СЛ мнемотаблица
СЛ Кукла «Кувадка», Кукла «Бессонница»
- Как она называется?
- Для кого она и предназначена?
- Из чего она изготовлена?
- Кто ее мастерил?
- как ее использовали раньше?
- как можно использовать в настоящее время.
СЛ коллаж
Вспомните название каждой куклы с помощью, расположенных в таблице, слов-картинок.
СЛ ТРИЗ ( теория решения изобретательных задач)
Закодированное слово: травница.
- что закодировано в клетках 1,4,7 клетки – название куклы: «Травница».
- что закодировано в клетках 2-собственно картинка самой куклы.
- 3- цифра 3 обозначает три слога в этом слове и имеет три гласных звука.
- что закодировано в клетках 5- цифра 8 указывает на то, сколько букв в этом слове.
- 6- картинка, название которой начинается на второй слог.
- 8- картинка, название которой начинается на первый слог.
- 9- подбор картинки на третий слог
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 48 «Капитошка»
Районная педагогическая конференция
«Народная тряпичная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре русского народа»
Мастер- класс
«Использование игровых технологий в ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой»
Воспитатель:
Бондарь Н.А.
Август
2016 год
« Народная тряпичная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре русского народа»
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родн Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура .
Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу.
Кукла - это любимая игрушка ребенка , она близка и понятна ему. Через игру с куклой ребенок познает взрослую жизнь, а изготавливая ее узнает историю , культуру, традиции своего народа. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен.
Целью моей работы стало формирования у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы, был разработан долгосрочный проект «Русская тряпичная кукла»
Для реализации цели поставила следующие задачи
Задачи :
- Изучение истории возникновения русской тряпичной куклы.
- Научить изготовлять тряпичную куклу
- Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их
значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре ее традициям, праздникам в которых были задействованы тряпичные куклы.
Работу по данной теме я решила начать с подробного изучения информации о народной кукле
Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru)
«Традиционная тряпичная кукла» Шайдуровой Н.В.СПб., «Детство –ПРЕСС», 2012 г.
«Кукольный сундучок» Берстневой Е.В., Догаевой Н.В. М.. 2012 г.¬
Работа с куклой носит не только воспитательный характер, но и образовательный. В совместной деятельности с детьми удалось организовать работу по всем направлениям развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО.
- социально-коммуникативное развитие: дидактические игры «Найди пару», «Укрась платочек», «Оденем куклу», «Кто в домике живет» и др., , сюжетно-ролевая игра «Семья»;
- познавательное развитие: рассматривание иллюстраций с народными игрушками, обследование игрушек и приобретение знаний о куклах «Бессонница», «День-ночь», «Утешница», «Зайчик на пальчик» , Дидактические игры «Какой , какая, какие?», «Найди цвет какой назову.
- речевое развитие: заучивание народных песенок, потешек, составление описательных рассказов, беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле, обыгрывали произведения устного народного творчества
- художественно-эстетическое развитие: проведение народных праздников «Весна –красна», развлечение « Масленица», подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности , рисование « Укрась бабушкин платок», изготовление кукол «Мартиничка», создание детьми своих игрушек из разного материала.
-физическое развитие: разучили народные подвижные игры «Зайка серенький сидит», «Шла коза по лесу», хороводные игры «Божья коровка», «Каравай», использованием кукол «Масленица», «Мартиничка» в играх эстафетах.
Для родителей предложена анкета на тему «Игрушки в жизни ребёнка»
Проведённый анализ анкетирования показал, что дети ориентированы на современные игрушки, игрушки из мультфильмов и не имеет представления о традиционной русской кукле. Кроме этого многие родители имеют недостаточные знаний , какими игрушками играли наши прадедушки и прабабушки , а это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
С этой целью в нашей группе решено создать мини-музей открытого типа «Кукла - народная игрушка» с подробной информацией о народных тряпичных куклах. сделанные куклы привлекли внимание детей , все экспонаты можно было трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делали дети
Получили первые знания о тряпичной кукле «Утешница» которая успокаивает малышей , вытирает их слезы если случилась неприятность
Оформленное панно «У солнышка в гостях» . дала возможность детям познакомиться с временами года особенностями каждого месяца, названием ,загадками, а кукла «День-ночь» научила определять время суток.
Приобрести первые навыки по изготовлению кукол узелковым способом дети смогли на мастер-классе для родителей « Превращение носового платка» на котором мамы с любовью и старанием сделали для своих малышей колыбельную магическую куклу «Бессонницу» и «Зайчик на пальчик» , которые поселились в спальне под подушкой у каждого ребенка .
Малыши ложась спать, видят что мамина куколка рядом с ними, чувствуют себя спокойнее. кроме этого кукла несла оздоравливающий эффект голова куклы наполнена лекарственными травами и ребенок играя с ней вдыхал аромат трав.
Способствуя погружению детей в культуру русского народа, разучивали с детьми весенние заклички, а родители изготовили нитяные куколки Мартинички для обряда заклинания весны. которые мы развешали на территории детского сада
В процессе работы с детьми мы совместными усилиями превращали исторический опыт человечества в систему открытых проблем, так узнав о международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы» которая проходила На Международном русскоязычном социальном образовательном интернет-проекте Маам.ru мы с ребятами решили принять участие в этой акции. пригласили родителей вместе стали делать гирлянду из куколок-кувадок для объединения в одну большую гирлянду дружбы. Всего мы сделали 23 куколки. Конечно, наш вклад маленький, зато своими руками. Куколки-кувадки очень напоминают фигурки взрослых и детей со всей нашей планеты, которые взявшись за руки, создали общий хоровод вокруг земного шара. 40 тысяч километров приблизительная длина экватора Земли — 40 тысяч Кувадок организаторы акции предложили сделать на «Гирлянде Дружбы»!
На восьмое марта маму надо поздравить по –особенному тепло и душевно и мы сделали открытку поместив на нее народную куклу на ложке а ее фотография приняла участие и международном конкурсе «Международный женский день» дети получили дипломы 2 степени.
Приобщая детей к общечеловеческой культуры, знакомила ребят с праздничными традициями русского народа «Рождество» , «Святки» помогла кукла «Коляда». которая была главным атрибутом во время колядок в детском саду .Совместно с родителями организовали и провели для детей праздник «Святки, святки –ждут их все ребятки».
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью использовались как традиционные формы работы: консультации «Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми», участие в календарных праздниках «Масленица», «Рождественские посиделки», «Светлая пасха», так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-класс «Оберг в дорогу»
В цикле бесед о семье и семейных традициях знакомила детей с обежной куклой покровительницей домашнего очага «Благополучницей» которую совместно с родителями изготовили и подарили друг другу в преддверии Нового года с пожеланием, благополучия, достатка на на игре –мастерской «Традник» .
Известно, что окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе познавательной и совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности.
С этой целью созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол. В уголке творческой деятельности представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними.
Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук
Я предложила детям организовать в группе свою коллекцию народной куклы. Им эта идея понравилась. После каждого занятия по созданию кукол наша коллекция пополнялась «экспонатами». в ней есть куклы как для девочек «Хороводница»,так и для мальчиков «Кулачник» она соответствует требования ФГОС
Занимаясь изготовлением тряпичной куклы , дети узнают историю своего народа , традиции , праздники , учатся взаимодействовать друг с другом, общаться , слушать , понимать взрослого, проявлять индивидуальные творческие способности. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Опытом работы по приобщению детей к русской народной культуре делилась с педагогами, показала открытое занятие на районном семинаре «Изготовление народной куклы «На ложке» . подготовила детей к участию в районном конкурсе «Открытка для мамы» где заняли 1 место , показала мастер класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Подорожница» на районном методическом объединении «Новаторы»
Результат моей работы:;
- Пополнена и обновлена предметно – развивающая среда группы;
- Составлена картотека этапов изготовления кукол;
- созданы презентации по истории тряпичных кукол
- Собрана папка мастер классов по изготовлению тряпичной куклы
- Приобретена литература :
*В.Хоменко, Г Никитюк «Обереги своими руками», книжный клуб «Клуб семейного досуга, Харьков , 2011 г.
* И.Н.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла» –СПб. «Паритет»,2012.
* Е.В Берстенева, Н.В. Догаева «Кукольный сундучок» – ПС «Белый город», 2013г.
* СД -диск «Русская тряпичная кукла»
Удалось заинтересовать и вовлечь семьи воспитанников в творческий процесс.
При реализации поставленной цели получила положительный опыт, который смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.
Мастер класс
«Использование игровых технологий в ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой»
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.
Задачи развивающих мнемотаблиц:
- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления;
- образование логических связок;
- перекодирование информации;
-правильное графическое воспроизводство.
Коллаж выполняет следующие задачи:
- закрепление различных методов запоминания;
- развитие фотографической памяти;
- расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать;
- развитие кругозора (так как вмещает различную информацию).
ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач – теория, которая, основываясь на относительной независимости процессов создания новых систем от желания человека, разрабатывает пути целенаправленного решения изобретательских задач.
Цель использования ТРИЗ:
- развитие гибкости, подвижности и системности мышления;
- развитие у детей поисковой активности, стремления к новизне;
- развитие речи и творческого воображения.
Мнемотаблица
перед вами зашифрована информация о народной тряпичной кукле.
вопрос?
- Как она называется?
- Для кого она и предназначена?
- Из чего она изготовлена?
- Кто ее мастерил?
- как ее использовали раньше?
- как можно использовать в настоящее время.
Кукла «Кувадка»
1) с куклой – кувадкой играют дети,
2) ее делают из лоскутков ткани,
3) для изготовления куколки необходимы нитки,
4) такую игрушку мастерили мамы для своих деток,
5) картинка кукол-кувадок (большой и маленькой; мамы и дочки),
6) раньше таких куколок подвешивали над колыбелью малыша, что поднимало ему настроение и он не плакал,
7) так называется эта самодельная тряпичная кукла,
8) с такими куколками можно играть в « театр».
Кукла «Бессонница»
1.Название куклы по слогам: «бес-со-ни-ца»;
2.Ребенок плачет без видимой причины и не может уснуть.
3.Мама, чтобы успокоить младенца, сворачивала из двух лоскутков ткани, размером с носовой платок, куклу-оберег.
4.Сделанная куколка – «Бессонница».
5.Мама клала куколку в колыбель малыша и…
6. Приговаривала: «Сонница – бессонница,
7. Не играй моим дитятком,а…
8. Играй этой куколкой.
9. Малыш успокаивался и крепко, сладко засыпал.
коллаж
Вспомните название каждой куклы с помощью, расположенных в таблице, слов-картинок.
Ассоциативные ряды:
рука-«Зайчик-на-пальчик»,
колокольчик – «Колокольчик»,
подарок-«Отдарок-на-подарок»,
голубь-«Пасхальная голубка»,
ложки- «Кукла на деревянной ложке»,
бабочка- «Бабочка».
ТРИЗ ( теория решения изобретательных задач)
Закодированное слово: травница.
- что закодировано в клетках 1,4,7 клетки – название куклы: «Травница».
- что закодировано в клетках 2-собственно картинка самой куклы.
- 3- цифра 3 обозначает три слога в этом слове и имеет три гласных звука.
- что закодировано в клетках 5- цифра 8 указывает на то, сколько букв в этом слове.
- 6- картинка, название которой начинается на второй слог.
- 8- картинка, название которой начинается на первый слог.
- 9- подбор картинки на третий слог
Предварительный просмотр:
Мастер-класс Обрядовую куклу Благополучницу
– оберег-талисман может изготовить абсолютно любая женщина!
Во- первых, техника очень проста, а во-вторых – это магия, что является совершенно органичной сутью любой Женщины. И нам очень понадобиться другая удивительная человеческая способность - верить, а еще ЛЮБИТЬ. Ведь для того, чтобы кукла "работала", нужно просто вложить в нее всю любовь к человеку, которому она предназначается - это и есть самый верный и надежный оберег.
Добро пожаловать на мастер-класс по изготовлению традиционной русской народной куклы.
Эту маленькую милую куколку принято было дарить на Новый Год с пожеланиями благополучия в доме.
Благополучница мала росточком, всего 5—7 см, материала на нее надо совсем немножко.
Кроме ткани, нужно немножко ваты и синтепона, крепкую красную нить и монетки — символ материального благополучия. На монетах должна быть цифра 5.
Итак, давайте все приготовим:
- для головы кусок белой ткани 10 на 10 см;
- натуральные нитки красного цвета;
- для рук ткань размером 20 на 5 см;
- для юбки-мешка цветная ткань 15 на 15 см;
- монетка с цифрой 5;
- вата для набивки;
- полоска ткани для повойника на голову;
- треугольник ткани для косынки;
Теперь приступим к изготовлению:
1. В середину светлого квадратика кладем вату, формируем голову-шарик и крепко перевязываем красной ниткой
Полоску ткани для ручек сворачиваем, подгибая края к середине, и завязываем по центру узел.
Привязываем ручки к шее, расположив узелок над головой куколки, а потом отогнув ручки вниз.
Делаем юбочку. Из пестрого квадратика вырезаем кружок, в середину кладем синтепон. В центр юбочки кладем денежку с самыми добрыми мыслями о благополучии того, кому куколка предназначена.
Края кружка собираем вокруг шеи куклы и крепко привязываем красной нитью.
Теперь осталось только повязать тесемку-поясок, и платочек на голову. Платок повязываем по-зимнему, глубоко на лоб.
Благополучницы готовы нести в дома друзей и близких достаток радость.
Сделанная с любовью и в хорошем настроении Благополучница защитит дом от несчастья и принесет удачу и достаток. Соблюдайте необходимые правила и у вас получится отличная помощница.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 48 «Капитошка»
Районный семинар
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей
“ Кукла на ложке ”
Средняя группа
Воспитатель:
Бондарь Н.А.
2015 год
«Знакомство с народной куклой на ложке»
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 4-5 лет
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие »
Цель: познакомить детей с народной куклой на ложке.
Задачи:
1. Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.
2. Учить работать с тканью: закручивать, завязывать узелок.
3. Развивать воображение, эстетический вкус (гармоничное сочетание цветов в поделке).
4. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев.
5. Воспитывать аккуратность в работе, чувство коллективизма и взаимопомощи.
6. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.
Словарная работа: тряпичная кукла, оберег.
Материалы и оборудование: соломенная кукла, матрешка, дымковская барыня, старинная корзина, тряпичные куклы, красивые лоскутки и кусочки ткани для подвязывания куклы.
I. Вводная часть.
Воспитатель (обращается к детям)
Здравствуйте, ребята!
Улыбнитесь всем вокруг,
И скорей вставайте в круг.
За руки возьмитесь,
Друг дружке улыбнитесь. (Педагог собирает детей в круг).
Я пришла к вам не с пустыми руками , а принесла для вас корзинку с сюрпризами.
Хотите узнать , что там лежит ?
Я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь движениями изобразите отгадки, тогда корзинка откроется и покажется то ,что там лежит.
Игра «Воображай-ка».
Он совсем не хочет спать,
Положу - встает опять.
И стоит, качается.
Как он называется? (Неваляшка)
В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем... (Погремушка)
Может она сидеть в коляске,
закрывать умеет глазки.
Волосы льняные, глазки голубые.
И обуты ножки в синие сапожки.
Догадались? Это что? (Кукла).
Воспитатель. А что мы изображали: что это за предметы – неваляшка, погремушка, кукла? да игрушки , Хотите узнать , какие еще игрушки лежат в корзине ?
Приглашаю вас на диванчик
II. Основная часть
Как вы думаете, какой была кукла давным-давно в старину? Из чего ее могли делать? Ее изготавливали из того, что было в природе: из соломы, высушенных трав, из красивых лоскутков . (Педагог показывает детям соломенную куклу.)
Даже научились вырезать куклу из дерева. . Какую деревянную куклу знают и любят все дети? (Матрешку).
А это что за кукла? Из чего она сделана? (Глиняная дымковская кукла)
А потом начали делать куклы из пластмассы.
А сейчас много самых разных кукол. Какие вы знаете?
Воспитатель. Давайте изобразим, что умеют делать современные куклы.
Физкультминутка.
Ручки вверх и ручки вниз,
Подружились – разошлись.
Повернулись вправо, влево
Все присели, встали смело.
Покрутились как юла –
Ну и куколка смела!
Воспитатель: Ребята, Как вы думаете, какие игрушки там еще могут быть?
Воспитатель (достает тряпичную куклу): Что это такое? А у вас есть такая кукла? Кто в нее мог играть? Когда бабушки ваших бабушек были маленькие, они любили играть именно в такие куклы. Это тряпичные куклы. (Словарная работа). Почему их так назвали?
Тряпичные куклы обычно были без лица, и служили детишкам оберегом, то есть оберегали их от всяких бед. Оберег - это старинное слово. (Словарная работа).Каких тряпичных кукол вы еще знаете?
Воспитатель: Ой, а в корзинке еще что-то есть.
В корзину я спрятала игрушки
Девочек любимые подружки.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать. (куклы)
Доставайте . (дети достают ложки)
Раньше мамы делали своим деткам кукол из того, что было под рукой А давайте и мы попробуем с вами сделать куклу на ложки
Воспитатель: Кукол смастерить хотите? Что ж внимательно, смотрите!
для этого нам не нужны ни иголки, ни ниточки, а только красивые лоскутки и полоски ткани. сама ложка похожа на голову осталось одеть ее (Педагог оборачивает ложку лоскутком и завязывает ее ленточкой , из пластилина скатываем глазки, носик, губы приклеиваем .на голове завязываем платок .).
Что же вы сидите?
К столам все подходите.
- За работу поскорей,
начинайте подружней.
(Индивидуальная помощь детям, которые затрудняются).
За такими мастерами
Вряд ли кто угонится
Оттого-то рядом с вами,
Всем работать хочется.
III. Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, встанем в круг. Давайте покажем друг другу, какие красивые у нас получились куколки. Что интересного вы сегодня узнали про куклы? Что вам запомнилось?
Как можно играть с такой куклой? (Ответы детей: ее можно убаюкать, укрыть теплым лоскутком, сделать ей постельку в картонной коробочке. Можно взять ее с собой на прогулку или в дорогу, она легко поместится в кармане.)
Наверное, наши куклы устали. Давайте споем им колыбельную, чтобы они немного отдохнули.
Колыбельная для куклы
Баю- баю -баю…
Куколку качаю.
Куколка устала.
Целый день играла.
Баю-бай, баю-бай,
Поскорее засыпай.
Пока куклы отдыхают, мы можем сходить на прогулку.
Пока куклы отдыхают мы можем порадовать гостей подарками .Так, как наша встреча пришлась на масленичную неделю , а на Масленицу принята дарить подарки
Дидактическое упражнение «Вручи подарок»
Мы приготовили куклы обереги называются «Домашняя Масленица».. Подарите их гостям . Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова.
Посмотрите, как я буду, будем вежливой .
- Тамара Игоревна , примите пожалуйста, от чистого сердца, этот подарочек.
- Спасибо большое, мне очень приятно.
Предварительный просмотр:
Тряпичные куклы”
Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.
Музей тряпичных кукол, созданный в нашей группе , помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории, и ее почитают, по сей день, невзирая, на технологический прогресс и катаклизмы. Человек нуждается в постоянстве, поддержке и одобрении, и он часто, все это, может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла, станет проводником и помощником на протяжении всей жизни.
Изготовить куклу можно по очень простой схеме.
Для этого вам понадобиться белая ткань (примерно 10 на 15 см) для туловища и головы, цветная ткань для рук и юбки, разные ленты и тесьма для украшения, а так же нитки. Помните, наши предки изготавливали кукол без иголки, для того чтоб жизнь её обладателя была счастливой. У обрядовых кукол так же не было глаз, для того, чтобы злой дух не проник в куклу через них.
В нашем мини-музее есть разные куклы, которых изготовляли специально по случаю.
Веснянка
Веснянку делали из ярких и нарядных тканей и дарили детям на Пасху, те подвешивали ее за ниточку на палец и водили, как марионетку. Или прикрепляли к одежде на пуговицу. “Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку сжигали”.
Ну сжигать или не сжигать – каждый решит для себя сам, а сделать ее несложно. Отличается она от других длинной косой.
Многоручка
Эта кукла символизирует помощь в домашних делах. Ее делали женщины или девушки для того, что бы им хватало сил и энергии справляться со своими обязанностями. Также в некоторых регионах ее дарили на свадьбу, родственники, как бы наделяя при этом девушку умениями своего рода. Куклу не выпускали из рук, пока она не была готова, не отрывались от процесса и даже ни с кем не разговаривали. Когда она была готова, над ней читалась молитва и на ночь ее оставляли под иконой. Многоручку можно изготовить как из ткани, так и соломы, лыкового мочала.
Кукла купавка
Делали ее в канун праздника Ивана Купала. . Ленточки на такой кукле означали болезни. Считалось что, отправляя такую куклу по реке, вода очищает человека от недугов и постигших человека невзгод. Для того, чтобы усилить действие обряда, ленточки вырезались из ношеных вещей человека, а все узлы завязывались с молитвой направленной на избавление от отдельного недуга.
Зольная кукла
Такие куклы были символом семейного очага, их дарили молодым на свадьбу. называется она так, потому, что в голову засыпалась зола, символизирующая семейный очаг. Зольную куклу, как куклу оберег не прятали в доме, ее выставляли на окна, и она встречала всех, кто приходил, и провожала всех, кто уходил или отправлялся в далекий путь.
На удачное замужество
Куклу на удачное замужество делали перед свадьбой. В ее основе – березовое поленце (символ плодородия). Акцент при изготовлении куклы – оберега делается на шее, где девушка накручивает разноцветные воротнички в нечетном количестве. Это желаемые качества будущего мужа. Например, красный цвет у славян символизировал жизнь и плодородие; белый – чистота, праведность, порядок; синий – цвет мудрости.
Благополучница
Благополучница – тряпичная кукла, которая оберегает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка. Высота куклы от 3 до 8 см, она такая маленькая, но очаровательная защитница заградит злым силам дорогу к вашему дому, присмотрит за ребенком и наполнит дом атмосферой радости и благополучия. Также она выступает как помощница в любых начинаниях. Такой оберег обычно дарят на Рождество и Новый год с пожеланиями благополучия.
Кукла-пеленашка
Такую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.
Нитяные куклы
Они очень просты в изготовлении, даже ребенок справиться.
Для игр можно изготовить кукол с глазами и волосами, например такие.
Предварительный просмотр:
Стихи о народной тряпичной куколке
***
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
* * *
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки...
* * *
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
* * *
Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
* * *
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
* * *
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки в красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
* * *
Моя куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей,
Кукле будет веселей.
* * *
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто...
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали...
Теперь она несет тепло в твой дом.
А ты в ответ мне: «Верится с трудом».
* * *
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
* * *
Подарили куклу мне на день рожденья.
Это просто чудо, радость и везенье.
Бросила игрушки, только с ней играю,
Обо всём на свете с Машей забываю.
Я кормлю и мою милую подружку,
Спать кладу в кроватку Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,
Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.
Куклу берегу я, я её лелею.
С ней я стала лучше, стала я добрее.
* * *
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
* * *
Свою куклу я качаю, спать укладываю.
Чтобы кукла не скучала, байки складываю.
Потом песню пропою ей тихо, ласково
Да поправлю одеяльце ей атласное.
Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.
За окном на небе звёзды водят хоровод.
Нам с тобой не будет скучно до утра:
Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.
* * *
Кукла на улице снега наелась,
В дом пришла мокрая и не разделась,
Плачет, что горлышко сильно болит.
Надо нам куколку будет лечить.
Градусник ставим, положим в кроватку,
Сделаем теплый компресс ей из ватки,
Чаем напоим, таблетку дадим.
Скажем об этом игрушкам другим,
Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали
И по сугробам сырым не скакали.
* * *
Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.
* * *
Я пекла, варила,
Кукол накормила.
Куклы меня слушали,
Быстренько все скушали:
И суп из цветочков,
И пирог из песочка,
И котлеты из глины,
И компот из рябины.
* * *
Нет у куклы носа,
Растрепались косы.
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
«Баю-баю, баюшки», –
Песенку спою.
«Спи, моя красавица,
Спи, моя хорошая,
Будет тебе платьице –
Новое, в горошину!»
* * *
Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.
Я полдня над ним корпела, доводила до ума.
Только вечером попало мне от мамочки моей.
Я потратила на платье кучу новых простыней.
* * *
Ах вы, куклы, замарашки,
Где испачкали рубашки?
И чулочки, и носочки.
Как же вам не стыдно, дочки?
Снова целый день стирать,
Даже некогда играть!
* * *
Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)
* * *
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
* * *
Есть у тебя в этом Mиpe заступник,
Посланный светлой судьбой.
Ангел-Хранитель, невидимый спутник,
Всюду он рядом с тобой.
В радости, горе, беде и разлуке,
В полночь, в сиянии дня
Всюду ты чувствуешь верные руки,
Всюду хранит он тебя.
В храм ли войдешь для вечерней молитвы,
Городом шумным пойдешь,
Он от тебя, словно щит среди битвы,
Грозно беду отведет.
Всюду тебя осеняя крылами,
Светлую тайну храня.
В жизни, огромном бушуюшем море,
Он не оставит тебя.
Игры с движениями
На большом диване в ряд
Куклы разные сидят.
(Хлопки в ладоши)
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино.
И котенок,
И слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять –
Помогаем мы сегодня
Все игрушки сосчитать.
(Поочередное загибание пальчиков)
«Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.
На первые четыре строчки имитировать укачивание куклы, затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении, на последние строчки положить ладони на стол или на колени.
* * *
Куколка любимая, я тебя люблю,
Перед сном я для тебя песенку спою.
Баю-баюшки-баю, спать укладываю.
Спать укладываю, приговариваю:
«Ты, собачка, не лай
Мою детку не пугай.
Баю-баю, баю-бай».
Игра-хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка
(дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка
(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья,
(хлопки руками вправо-влево)
Богатства и почести.
(хлопки руками вправо влево).
«У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами.
Все они сидели,
Ничего не ели, Делали вот так…»(воспроизводят действия, показанные Ведущим
«Платочек»
Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.
Галя по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.
Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.
Обошла тут Галя садочек,
Ищет голубой свой платочек.
Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).
Не горюй, подруженька Галя!
Мы платочек твой разыскали
Под малиновым под кусточком,
Под зелененьким под листочком.
Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.
«Ярмарка»
Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
– Что угодно для души?
Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)
Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.
Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.
Жмурки «Ваня» и «Маня».
Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.
Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.
Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.
«Жмурки»
Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:
– Где стоишь?
– На мосту.
– Что продаёшь?
– Квас.
– Ищи три года нас.
Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на коле-ни. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.
«Сиди, Яша»
Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.
Все идут по кругу и поют:
Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,
Орехи калёные, ядра золочёные.
Далее говорят, хлопая в ладоши:
Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!
Где твоя невеста и в чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование народной тряпичной куклы в работе с дошкольниками
Эта презентация раскрывает работу с дошкольниками по использованию народной куклы. В младшем возрасте - это показ, беседа, игрушка в разных видах детской деятельности. В старшем дошкольном - изготовле...
Описание слайдов к презентации "Использование народной тряпичной куклы в работе с детьми"
Здесь представлен текстовой материал, раскрывающий содержание презентации по использованию тряпичной народной куклы в работе с дошкольниками....
Использование воспитателем народной тряпичной игрушки в работе с детьми с общим недоразвитие речи.
" Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!"...
Фотоотчет «Выставка детских работ выполненных совместно с родителями по изготовлению народной тряпичной куклы».
Выставка детских работ выполненных совместно с родителями....
Опыт работы "Народная тряпичная кукла как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей"
Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передава...
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
Конспект Итоговой интегрированной деятельности в рамках проекта «Традиционная народная тряпичная кукла» на тему: «Народная тряпичная кукла» (форма проведения – посиделки)
в подготовительной группе рассатрели тряпичный кукол,детям очень понравилось....