"Народная тряпичная кукла" опыт работы
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Бондарь Наталья Анатольевна

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

« Народная тряпичная кукла  как средство приобщения детей   дошкольного возраста к  истории и культуре русского народа»

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная

СЛ     Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура .

     Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции,   промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу.

   Кукла - это  любимая  игрушка ребенка , она близка и понятна  ему. Через игру с куклой ребенок познает взрослую жизнь, а изготавливая ее узнает историю , культуру, традиции  своего народа. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен.

  СЛ        Целью  моей работы стало  формирования у детей   интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной  куклы, был разработан долгосрочный проект  «Русская тряпичная кукла»

          Для реализации цели    поставила  следующие задачи

СЛ        Задачи  :

  1. Изучение    истории  возникновения русской тряпичной куклы.
  2.  Научить    изготовлять тряпичную куклу
  3. Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их

СЛ           значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук,  нянюшка, рукодельница);

  1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре ее традициям, праздникам  в которых были задействованы  тряпичные  куклы.

 СЛ    Работу по данной теме я решила начать с подробного изучения     информации о народной кукле

 Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. 
Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. 

Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru)

«Традиционная тряпичная кукла» Шайдуровой Н.В.СПб., «Детство –ПРЕСС», 2012 г.

  «Кукольный сундучок» Берстневой Е.В., Догаевой Н.В. М.. 2012 г.¬ 

СЛ   Работа с куклой носит не только воспитательный характер, но и образовательный. В совместной деятельности с детьми удалось  организовать работу по всем направлениям развития и образования  детей в соответствии с ФГОС ДО.

 - социально-коммуникативное развитие: дидактические игры   «Найди пару», «Укрась платочек», «Оденем куклу», «Кто в домике живет» и др., , сюжетно-ролевая игра «Семья»;

- познавательное развитие: рассматривание иллюстраций с народными игрушками,   обследование игрушек и приобретение знаний о  куклах «Бессонница», «День-ночь», «Утешница», «Зайчик на пальчик» , Дидактические игры «Какой , какая, какие?», «Найди цвет какой назову.

 - речевое развитие: заучивание народных песенок, потешек,    составление описательных рассказов, беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле, обыгрывали произведения устного народного творчества

 - художественно-эстетическое развитие:  проведение народных праздников «Весна –красна»,  развлечение « Масленица», подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности , рисование « Укрась бабушкин платок», изготовление кукол «Мартиничка», создание детьми своих игрушек из разного материала.

-физическое развитие: разучили  народные подвижные игры «Зайка серенький сидит», «Шла коза по лесу», хороводные игры «Божья коровка», «Каравай», использованием кукол «Масленица», «Мартиничка» в  играх эстафетах.

 СЛ   Для родителей предложена анкета  на тему  «Игрушки в жизни ребёнка»

Проведённый анализ анкетирования    показал, что     дети ориентированы на современные игрушки, игрушки из мультфильмов и не имеет представления о традиционной русской кукле. Кроме этого многие  родители  имеют недостаточные знаний ,  какими игрушками играли наши прадедушки и прабабушки  , а это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

С этой целью в нашей группе    решено создать мини-музей открытого типа  «Кукла - народная игрушка» с подробной информацией о народных тряпичных куклах.  сделанные   куклы привлекли внимание  детей , все экспонаты можно  было трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делали дети

 СЛ     Получили первые знания о тряпичной   кукле  «Утешница»  которая  успокаивает малышей , вытирает их слезы если случилась неприятность  

СЛ     Оформленное панно «У солнышка в гостях» .  дала возможность   детям познакомиться с временами года особенностями каждого месяца, названием  ,загадками, а  кукла «День-ночь» научила определять время суток.

СЛ   Приобрести  первые навыки по изготовлению кукол     узелковым способом дети смогли на мастер-классе для родителей « Превращение носового платка»   на котором мамы с любовью и старанием  сделали для своих малышей колыбельную магическую куклу  «Бессонницу»  и «Зайчик на пальчик» , которые поселились в спальне под подушкой у каждого  ребенка   .

Малыши ложась спать, видят что мамина куколка рядом с ними, чувствуют себя спокойнее.  кроме этого кукла несла оздоравливающий эффект голова куклы наполнена лекарственными травами и ребенок играя с ней вдыхал аромат трав.

СЛ   Способствуя погружению детей в культуру русского народа,  разучивали с детьми весенние заклички, а родители  изготовили нитяные куколки Мартинички  для обряда заклинания весны. которые мы развешали на территории детского сада

СЛ В процессе работы с детьми мы совместными усилиями превращали исторический опыт человечества в систему открытых проблем, так узнав о международной миротворческой  акции «Гирлянда дружбы» которая проходила  На Международном русскоязычном социальном образовательном интернет-проекте Маам.ru   мы с ребятами решили принять участие в этой акции.  пригласили родителей     вместе стали делать гирлянду из куколок-кувадок для объединения в одну большую гирлянду дружбы.  Всего мы сделали  23  куколки.  Конечно, наш вклад маленький, зато своими руками.  Куколки-кувадки очень напоминают фигурки взрослых и детей со всей нашей планеты, которые взявшись за руки, создали общий хоровод вокруг земного шара. 40 тысяч километров приблизительная длина экватора Земли — 40 тысяч Кувадок организаторы акции предложили сделать на «Гирлянде Дружбы»!

СЛ     На восьмое марта маму надо поздравить по –особенному тепло и душевно и мы  сделали  открытку поместив на нее народную куклу на ложке  а ее фотография приняла участие и международном конкурсе «Международный женский день»  дети получили дипломы 2 степени.

Приобщая детей к общечеловеческой культуры, знакомила ребят  с праздничными традициями русского народа «Рождество» , «Святки» помогла  кукла  «Коляда». которая  была главным атрибутом во время колядок в детском саду .Совместно с родителями организовали и провели для детей  праздник «Святки, святки –ждут их все ребятки».

 СЛ  Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью использовались как традиционные формы работы:   консультации «Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми», участие в  календарных праздниках «Масленица», «Рождественские посиделки», «Светлая пасха»,   так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-класс «Оберг в дорогу»

 СЛ  В цикле бесед о семье и семейных традициях знакомила детей с обежной куклой  покровительницей домашнего очага «Благополучницей»  которую совместно с родителями  изготовили  и подарили друг другу  в преддверии Нового года  с пожеланием, благополучия,  достатка на    на   игре –мастерской «Традник»  .  

СЛ  Известно, что окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе познавательной и совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности.

С этой целью созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол. В уголке творческой деятельности представлены различные  материалы для создания кукол: небольшие  лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки.   Здесь дети могут не только  сами создавать кукол, но и играть с ними.

Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать  и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук

 СЛ   Я предложила детям организовать в группе свою  коллекцию  народной куклы.   Им эта идея понравилась. После каждого занятия по созданию кукол наша коллекция пополнялась     «экспонатами». в ней есть куклы как для девочек «Хороводница»,так и для мальчиков «Кулачник»  она соответствует требования ФГОС

СЛ   Занимаясь изготовлением тряпичной куклы , дети  узнают историю своего народа , традиции , праздники , учатся   взаимодействовать друг с другом, общаться ,  слушать ,  понимать взрослого, проявлять индивидуальные  творческие способности. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

 СЛ   Опытом работы по приобщению детей к русской    народной культуре   делилась с педагогами, показала открытое занятие на районном семинаре  «Изготовление народной куклы «На ложке» . подготовила детей к участию в районном конкурсе  «Открытка для мамы» где заняли 1 место  , показала  мастер класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Подорожница» на районном  методическом объединении «Новаторы»

 

Результат моей работы:;

  •  Пополнена и обновлена предметно – развивающая среда группы;
  • Составлена картотека этапов изготовления кукол;
  • созданы презентации по истории тряпичных кукол
  • Собрана папка мастер классов по изготовлению тряпичной куклы
  • Приобретена  литература :

*В.Хоменко, Г Никитюк «Обереги своими руками», книжный клуб «Клуб семейного досуга, Харьков , 2011 г.

* И.Н.Котова  «Русские обряды и традиции. Народная кукла» –СПб. «Паритет»,2012.

* Е.В Берстенева, Н.В. Догаева  «Кукольный сундучок» – ПС «Белый город», 2013г.

* СД -диск «Русская тряпичная кукла»

Удалось заинтересовать и вовлечь семьи воспитанников в творческий процесс.

  При реализации поставленной цели получила положительный опыт, который смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.

СЛ

   

СЛ  а сейчас я вам покажу. как можно  использовать

Мастер класс

«Использование игровых технологий   в ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой»

перед вами зашифрована информация о народной тряпичной кукле.

вопрос?

СЛ                                           мнемотаблица

СЛ                                      Кукла «Кувадка»,  Кукла «Бессонница»

  • Как она называется?
  • Для кого она и предназначена?
  • Из чего она изготовлена?
  • Кто ее мастерил?
  • как ее использовали раньше?
  • как можно использовать в настоящее время.

СЛ                                                                коллаж

Вспомните  название каждой куклы с помощью, расположенных в таблице, слов-картинок.

 

СЛ                                      ТРИЗ ( теория решения изобретательных задач)

Закодированное слово: травница.

  •  что   закодировано в клетках  1,4,7 клетки – название куклы: «Травница». 
  •  что   закодировано в клетках  2-собственно картинка самой куклы.
  •  3- цифра 3 обозначает три слога  в этом слове и имеет три гласных звука. 
  • что   закодировано в клетках   5- цифра 8  указывает на то,  сколько букв в этом слове.
  •   6- картинка, название которой начинается на второй слог.
  •   8- картинка, название которой начинается на первый слог.
  •   9- подбор картинки на третий слог

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

  детский сад № 48 «Капитошка»

Районная педагогическая конференция

«Народная тряпичная кукла как средство приобщения детей   дошкольного возраста к истории и культуре русского народа»

 Мастер- класс

 «Использование игровых технологий   в ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой»

        Воспитатель:

                                                                  Бондарь Н.А.

 Август

2016 год

« Народная тряпичная кукла  как средство приобщения детей   дошкольного возраста к  истории и культуре русского народа»

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родн   Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура .

     Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции,   промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу.

   Кукла - это  любимая  игрушка ребенка , она близка и понятна  ему. Через игру с куклой ребенок познает взрослую жизнь, а изготавливая ее узнает историю , культуру, традиции  своего народа. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен.

         Целью  моей работы стало  формирования у детей   интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной  куклы, был разработан долгосрочный проект  «Русская тряпичная кукла»

          Для реализации цели    поставила  следующие задачи

        Задачи  :

  1. Изучение    истории  возникновения русской тряпичной куклы.
  2.  Научить    изготовлять тряпичную куклу
  3. Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их

           значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук,  нянюшка, рукодельница);

  1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре ее традициям, праздникам  в которых были задействованы  тряпичные  куклы.

    Работу по данной теме я решила начать с подробного изучения     информации о народной кукле

 Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. 
Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. 

Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru)

«Традиционная тряпичная кукла» Шайдуровой Н.В.СПб., «Детство –ПРЕСС», 2012 г.

  «Кукольный сундучок» Берстневой Е.В., Догаевой Н.В. М.. 2012 г.¬ 

   Работа с куклой носит не только воспитательный характер, но и образовательный. В совместной деятельности с детьми удалось  организовать работу по всем направлениям развития и образования  детей в соответствии с ФГОС ДО.

 - социально-коммуникативное развитие: дидактические игры   «Найди пару», «Укрась платочек», «Оденем куклу», «Кто в домике живет» и др., , сюжетно-ролевая игра «Семья»;

- познавательное развитие: рассматривание иллюстраций с народными игрушками,   обследование игрушек и приобретение знаний о  куклах «Бессонница», «День-ночь», «Утешница», «Зайчик на пальчик» , Дидактические игры «Какой , какая, какие?», «Найди цвет какой назову.

 - речевое развитие: заучивание народных песенок, потешек,    составление описательных рассказов, беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле, обыгрывали произведения устного народного творчества

 - художественно-эстетическое развитие:  проведение народных праздников «Весна –красна»,  развлечение « Масленица», подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности , рисование « Укрась бабушкин платок», изготовление кукол «Мартиничка», создание детьми своих игрушек из разного материала.

-физическое развитие: разучили  народные подвижные игры «Зайка серенький сидит», «Шла коза по лесу», хороводные игры «Божья коровка», «Каравай», использованием кукол «Масленица», «Мартиничка» в  играх эстафетах.

    Для родителей предложена анкета  на тему  «Игрушки в жизни ребёнка»

Проведённый анализ анкетирования    показал, что     дети ориентированы на современные игрушки, игрушки из мультфильмов и не имеет представления о традиционной русской кукле. Кроме этого многие  родители  имеют недостаточные знаний ,  какими игрушками играли наши прадедушки и прабабушки  , а это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

С этой целью в нашей группе    решено создать мини-музей открытого типа  «Кукла - народная игрушка» с подробной информацией о народных тряпичных куклах.  сделанные   куклы привлекли внимание  детей , все экспонаты можно  было трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делали дети

     Получили первые знания о тряпичной   кукле  «Утешница»  которая  успокаивает малышей , вытирает их слезы если случилась неприятность  

    Оформленное панно «У солнышка в гостях» .  дала возможность   детям познакомиться с временами года особенностями каждого месяца, названием  ,загадками, а  кукла «День-ночь» научила определять время суток.

   Приобрести  первые навыки по изготовлению кукол     узелковым способом дети смогли на мастер-классе для родителей « Превращение носового платка»   на котором мамы с любовью и старанием  сделали для своих малышей колыбельную магическую куклу  «Бессонницу»  и «Зайчик на пальчик» , которые поселились в спальне под подушкой у каждого  ребенка   .

Малыши ложась спать, видят что мамина куколка рядом с ними, чувствуют себя спокойнее.  кроме этого кукла несла оздоравливающий эффект голова куклы наполнена лекарственными травами и ребенок играя с ней вдыхал аромат трав.

  Способствуя погружению детей в культуру русского народа,  разучивали с детьми весенние заклички, а родители  изготовили нитяные куколки Мартинички  для обряда заклинания весны. которые мы развешали на территории детского сада

 В процессе работы с детьми мы совместными усилиями превращали исторический опыт человечества в систему открытых проблем, так узнав о международной миротворческой  акции «Гирлянда дружбы» которая проходила  На Международном русскоязычном социальном образовательном интернет-проекте Маам.ru   мы с ребятами решили принять участие в этой акции.  пригласили родителей     вместе стали делать гирлянду из куколок-кувадок для объединения в одну большую гирлянду дружбы.  Всего мы сделали  23  куколки.  Конечно, наш вклад маленький, зато своими руками.  Куколки-кувадки очень напоминают фигурки взрослых и детей со всей нашей планеты, которые взявшись за руки, создали общий хоровод вокруг земного шара. 40 тысяч километров приблизительная длина экватора Земли — 40 тысяч Кувадок организаторы акции предложили сделать на «Гирлянде Дружбы»!

     На восьмое марта маму надо поздравить по –особенному тепло и душевно и мы  сделали  открытку поместив на нее народную куклу на ложке  а ее фотография приняла участие и международном конкурсе «Международный женский день»  дети получили дипломы 2 степени.

Приобщая детей к общечеловеческой культуры, знакомила ребят  с праздничными традициями русского народа «Рождество» , «Святки» помогла  кукла  «Коляда». которая  была главным атрибутом во время колядок в детском саду .Совместно с родителями организовали и провели для детей  праздник «Святки, святки –ждут их все ребятки».

  Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью использовались как традиционные формы работы:   консультации «Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми», участие в  календарных праздниках «Масленица», «Рождественские посиделки», «Светлая пасха»,   так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-класс «Оберг в дорогу»

   В цикле бесед о семье и семейных традициях знакомила детей с обежной куклой  покровительницей домашнего очага «Благополучницей»  которую совместно с родителями  изготовили  и подарили друг другу  в преддверии Нового года  с пожеланием, благополучия,  достатка на    на   игре –мастерской «Традник»  .  

  Известно, что окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе познавательной и совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности.

С этой целью созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол. В уголке творческой деятельности представлены различные  материалы для создания кукол: небольшие  лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки.   Здесь дети могут не только  сами создавать кукол, но и играть с ними.

Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать  и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук

  Я предложила детям организовать в группе свою  коллекцию  народной куклы.   Им эта идея понравилась. После каждого занятия по созданию кукол наша коллекция пополнялась     «экспонатами». в ней есть куклы как для девочек «Хороводница»,так и для мальчиков «Кулачник»  она соответствует требования ФГОС

   Занимаясь изготовлением тряпичной куклы , дети  узнают историю своего народа , традиции , праздники , учатся   взаимодействовать друг с другом, общаться ,  слушать ,  понимать взрослого, проявлять индивидуальные  творческие способности. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

    Опытом работы по приобщению детей к русской    народной культуре   делилась с педагогами, показала открытое занятие на районном семинаре  «Изготовление народной куклы «На ложке» . подготовила детей к участию в районном конкурсе  «Открытка для мамы» где заняли 1 место  , показала  мастер класс по изготовлению народной тряпичной куклы «Подорожница» на районном  методическом объединении «Новаторы»

 

Результат моей работы:;

  •  Пополнена и обновлена предметно – развивающая среда группы;
  • Составлена картотека этапов изготовления кукол;
  • созданы презентации по истории тряпичных кукол
  • Собрана папка мастер классов по изготовлению тряпичной куклы
  • Приобретена  литература :

*В.Хоменко, Г Никитюк «Обереги своими руками», книжный клуб «Клуб семейного досуга, Харьков , 2011 г.

* И.Н.Котова  «Русские обряды и традиции. Народная кукла» –СПб. «Паритет»,2012.

* Е.В Берстенева, Н.В. Догаева  «Кукольный сундучок» – ПС «Белый город», 2013г.

* СД -диск «Русская тряпичная кукла»

Удалось заинтересовать и вовлечь семьи воспитанников в творческий процесс.

  При реализации поставленной цели получила положительный опыт, который смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.

Мастер класс

«Использование игровых технологий   в ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой»

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.

Задачи развивающих  мнемотаблиц:

- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления;

- образование логических связок;

- перекодирование информации;

-правильное графическое воспроизводство.

Коллаж выполняет следующие задачи:

- закрепление различных методов запоминания;

- развитие фотографической памяти;

- расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать;

- развитие кругозора (так как вмещает различную информацию).

ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач – теория, которая, основываясь на относительной независимости процессов создания новых систем от желания человека, разрабатывает пути целенаправленного решения изобретательских задач.

Цель использования ТРИЗ:

- развитие гибкости, подвижности и системности мышления;

- развитие у детей поисковой активности, стремления к новизне;

- развитие речи и творческого воображения.

 

                                         Мнемотаблица

перед вами зашифрована информация о народной тряпичной кукле.

вопрос?

  • Как она называется?
  • Для кого она и предназначена?
  • Из чего она изготовлена?
  • Кто ее мастерил?
  • как ее использовали раньше?
  • как можно использовать в настоящее время.

                                   Кукла «Кувадка»

1)    с куклой – кувадкой играют дети,

2)    ее делают из лоскутков ткани,

3)    для изготовления куколки необходимы нитки,

4)    такую игрушку мастерили мамы для своих деток,

5)    картинка кукол-кувадок (большой и маленькой;  мамы и дочки),

6)    раньше таких куколок подвешивали над колыбелью малыша, что поднимало ему настроение и он не плакал,

7)    так называется эта самодельная тряпичная кукла,

8)    с такими куколками можно играть в « театр».

                               Кукла «Бессонница»

1.Название куклы по слогам: «бес-со-ни-ца»; 

 2.Ребенок плачет без видимой причины и не может уснуть.

 3.Мама, чтобы успокоить младенца, сворачивала из двух лоскутков ткани, размером с носовой платок, куклу-оберег.

 4.Сделанная куколка – «Бессонница».

 5.Мама клала куколку в колыбель малыша и…

 6. Приговаривала: «Сонница – бессонница,

 7. Не играй моим дитятком,а…

8. Играй этой куколкой.

 9. Малыш успокаивался и крепко, сладко засыпал.

                                                               коллаж

Вспомните  название каждой куклы с помощью, расположенных в таблице, слов-картинок.

Ассоциативные ряды:

рука-«Зайчик-на-пальчик»,

 колокольчик – «Колокольчик»,

 подарок-«Отдарок-на-подарок»,

 голубь-«Пасхальная голубка»,

 ложки- «Кукла на деревянной ложке»,

 бабочка- «Бабочка».

 

                                      ТРИЗ ( теория решения изобретательных задач)

Закодированное слово: травница.

  •  что   закодировано в клетках  1,4,7 клетки – название куклы: «Травница». 
  •  что   закодировано в клетках  2-собственно картинка самой куклы.
  •  3- цифра 3 обозначает три слога  в этом слове и имеет три гласных звука. 
  • что   закодировано в клетках   5- цифра 8  указывает на то,  сколько букв в этом слове.
  •   6- картинка, название которой начинается на второй слог.
  •   8- картинка, название которой начинается на первый слог.
  •   9- подбор картинки на третий слог



Предварительный просмотр:

Мастер-класс   Обрядовую куклу Благополучницу 

– оберег-талисман может изготовить абсолютно любая женщина!

Во- первых, техника очень проста, а во-вторых – это магия, что является совершенно органичной сутью любой Женщины. И нам очень понадобиться другая удивительная человеческая способность - верить, а еще ЛЮБИТЬ. Ведь для того, чтобы кукла "работала", нужно просто вложить в нее всю любовь к человеку, которому она предназначается - это и есть самый верный и надежный оберег. 

Добро пожаловать на мастер-класс по изготовлению традиционной русской народной куклы.

Эту маленькую милую куколку принято было дарить на Новый Год с пожеланиями благополучия в доме.  

Благополучница мала росточком, всего 5—7 см, материала на нее надо совсем немножко.

Кроме ткани, нужно немножко ваты и синтепона, крепкую красную нить и монетки — символ материального благополучия. На монетах должна быть цифра 5.  

Итак, давайте все приготовим:

  • для головы кусок белой ткани 10 на 10 см;
  • натуральные нитки красного цвета;
  • для рук ткань размером 20 на 5 см;
  • для юбки-мешка цветная ткань 15 на 15 см;
  • монетка с цифрой 5;
  • вата для набивки;
  • полоска ткани для повойника на голову;
  • треугольник ткани для косынки;

 

Теперь приступим к изготовлению:

1. В середину светлого квадратика кладем вату, формируем голову-шарик и крепко перевязываем красной ниткой

Полоску ткани для ручек сворачиваем, подгибая края к середине, и завязываем по центру узел.

 Привязываем ручки к шее,  расположив узелок над головой куколки, а потом отогнув ручки вниз.

Делаем юбочку. Из пестрого квадратика вырезаем кружок, в середину кладем синтепон. В центр юбочки кладем денежку с самыми добрыми мыслями о благополучии того, кому куколка предназначена.

Края кружка собираем вокруг шеи куклы и крепко привязываем красной нитью. 

Теперь осталось только повязать тесемку-поясок, и платочек на голову. Платок повязываем по-зимнему, глубоко на лоб.

Благополучницы готовы нести в дома друзей и близких достаток радость.

Сделанная с любовью и в хорошем настроении Благополучница защитит дом от несчастья и принесет удачу и достаток. Соблюдайте необходимые правила и у вас получится отличная помощница.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное  учреждение

детский сад № 48 «Капитошка»

  Районный семинар

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей           

“  Кукла на ложке ”

Средняя группа

        Воспитатель:

                                                                  Бондарь Н.А.

2015 год 

          «Знакомство с  народной  куклой  на ложке»

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 4-5 лет

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие »

 

Цель: познакомить детей с   народной куклой  на ложке.

 Задачи:

1.       Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.

2.       Учить работать с тканью: закручивать, завязывать узелок.

3.       Развивать воображение, эстетический вкус (гармоничное сочетание цветов в поделке).

4.       Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев.

5.       Воспитывать аккуратность в работе, чувство коллективизма и взаимопомощи.

6.       Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.

Словарная работа: тряпичная кукла, оберег.

Материалы и оборудование: соломенная кукла, матрешка, дымковская барыня, старинная корзина, тряпичные куклы,  красивые лоскутки  и кусочки ткани для подвязывания куклы.

I.                   Вводная часть.

Воспитатель (обращается к детям)

Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг.

За руки возьмитесь,

Друг дружке улыбнитесь.  (Педагог собирает детей в круг).

 Я  пришла к вам не с пустыми руками , а  принесла для вас корзинку с сюрпризами.

Хотите узнать , что там лежит ?

Я загадаю вам загадки, а вы  постарайтесь движениями изобразите отгадки, тогда  корзинка откроется и  покажется  то ,что там лежит.

 Игра «Воображай-ка».

Он совсем не хочет спать,
Положу - встает опять.
И стоит, качается.
Как он называется?
(Неваляшка)

В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

Это первая игрушка

Под названьем... (Погремушка)

Может она сидеть в коляске,

закрывать умеет глазки.

Волосы льняные, глазки голубые.

И обуты ножки в синие сапожки.

Догадались? Это что?  (Кукла).

Воспитатель. А что мы изображали: что это за предметы – неваляшка, погремушка, кукла?   да    игрушки , Хотите узнать ,  какие  еще игрушки  лежат в корзине   ?

  Приглашаю вас  на диванчик

II.                Основная часть

Как вы думаете, какой была кукла давным-давно в старину? Из чего ее могли делать? Ее изготавливали из того, что было в природе: из соломы, высушенных трав, из красивых лоскутков   . (Педагог показывает детям соломенную куклу.)

Даже научились вырезать куклу из дерева.  . Какую деревянную куклу знают и любят все дети? (Матрешку).

А это что за кукла? Из чего она сделана?   (Глиняная дымковская кукла)

А потом начали делать куклы из пластмассы.  

А сейчас много самых разных кукол.   Какие вы знаете?

Воспитатель. Давайте изобразим, что умеют делать современные куклы.

Физкультминутка.

Ручки вверх и ручки вниз,

Подружились – разошлись.

Повернулись вправо, влево

Все присели, встали смело.

Покрутились как юла –

Ну и куколка смела!

Воспитатель: Ребята,   Как вы думаете, какие игрушки    там еще  могут быть?

Воспитатель (достает тряпичную куклу): Что это такое? А у вас есть такая кукла? Кто в нее мог играть? Когда   бабушки ваших бабушек  были маленькие, они любили играть именно в такие куклы. Это тряпичные куклы. (Словарная работа). Почему их так назвали?

Тряпичные куклы обычно были без лица, и служили детишкам оберегом, то есть оберегали их от всяких бед. Оберег - это старинное слово. (Словарная работа).Каких тряпичных кукол вы еще знаете?

Воспитатель: Ой, а в корзинке  еще    что-то есть.  

В корзину я спрятала игрушки

Девочек любимые  подружки.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать. (куклы)

Доставайте . (дети достают ложки)

Раньше мамы делали своим деткам кукол из того, что было под рукой А давайте  и мы попробуем с вами  сделать куклу на  ложки

Воспитатель: Кукол смастерить хотите? Что ж внимательно, смотрите!

  для этого нам не нужны ни иголки, ни ниточки, а только красивые лоскутки и полоски ткани. сама ложка похожа на голову осталось одеть ее (Педагог оборачивает  ложку  лоскутком и завязывает ее  ленточкой  , из пластилина  скатываем глазки, носик, губы  приклеиваем .на голове завязываем платок .).  

Что же вы сидите?

К столам все подходите.

- За работу поскорей,

начинайте подружней.

 

(Индивидуальная помощь детям, которые затрудняются).

 

За такими мастерами

Вряд ли кто угонится

Оттого-то рядом с вами,

Всем работать хочется.

III. Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, встанем в круг. Давайте покажем друг другу, какие красивые у нас получились куколки. Что интересного вы сегодня узнали про куклы? Что вам запомнилось?

Как можно играть с такой куклой?  (Ответы детей: ее можно убаюкать, укрыть теплым лоскутком, сделать ей постельку в картонной коробочке. Можно взять ее с собой на прогулку или в дорогу, она легко поместится в кармане.)

Наверное, наши куклы устали. Давайте споем им колыбельную, чтобы они немного отдохнули.

Колыбельная для куклы

Баю- баю  -баю…

Куколку качаю.

Куколка устала.

Целый день играла.

Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай.

Пока куклы отдыхают, мы можем сходить на прогулку.

 Пока куклы отдыхают мы можем порадовать   гостей подарками .Так, как наша встреча пришлась на масленичную неделю , а на Масленицу принята дарить подарки

Дидактическое упражнение «Вручи подарок»

Мы  приготовили  куклы обереги называются «Домашняя Масленица».. Подарите их  гостям . Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова.  

Посмотрите, как  я буду,  будем вежливой .

 -  Тамара Игоревна , примите  пожалуйста, от чистого сердца, этот подарочек.

- Спасибо большое, мне очень приятно.

 

 



Предварительный просмотр:

   

Тряпичные куклы”

karusel

Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.

Музей тряпичных кукол, созданный в нашей группе , помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории, и ее почитают, по сей день, невзирая, на технологический прогресс и катаклизмы. Человек нуждается в постоянстве, поддержке и одобрении, и он часто, все это, может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла, станет проводником и помощником на протяжении всей жизни.

Изготовить куклу можно по очень простой схеме.

kukla.png

Для этого вам понадобиться белая ткань (примерно 10 на 15 см) для туловища и головы, цветная ткань для рук и юбки, разные ленты и тесьма для украшения, а так же нитки. Помните, наши предки изготавливали кукол без иголки, для того чтоб жизнь её обладателя была счастливой. У обрядовых кукол так же не было глаз, для того, чтобы злой дух не проник в куклу через них.

В нашем мини-музее есть разные куклы, которых изготовляли специально по случаю.

Веснянка

                       DSC03470.jpg

Веснянку делали из ярких и нарядных тканей и дарили детям на Пасху, те подвешивали ее за ниточку на палец и водили, как марионетку. Или прикрепляли к одежде на пуговицу. “Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку сжигали”.

Ну сжигать или не сжигать – каждый решит для себя сам, а сделать ее несложно. Отличается она от других длинной косой.

Многоручка

DSC03475.jpg

Эта кукла символизирует помощь в домашних делах. Ее делали женщины или девушки для того, что бы им хватало сил и энергии справляться со своими обязанностями. Также в некоторых регионах ее дарили на свадьбу, родственники, как бы наделяя при этом девушку умениями своего рода. Куклу не выпускали из рук, пока она не была готова, не отрывались от процесса и даже ни с кем не разговаривали. Когда она была готова, над ней читалась молитва и на ночь ее оставляли под иконой. Многоручку можно изготовить как из ткани, так и соломы, лыкового мочала.

Кукла купавка

DSC03471.jpg

Делали ее в канун праздника Ивана Купала. . Ленточки на такой кукле означали болезни. Считалось что, отправляя такую куклу по реке, вода очищает человека от недугов и постигших человека невзгод. Для того, чтобы усилить действие обряда, ленточки вырезались из ношеных вещей человека, а все узлы завязывались с молитвой направленной на избавление от отдельного недуга.

Зольная кукла

                                        DSC03476.jpg

Такие куклы были символом семейного очага, их дарили молодым на свадьбу. называется она так, потому, что в голову засыпалась зола, символизирующая семейный очаг. Зольную куклу, как куклу оберег не прятали в доме, ее выставляли на окна, и она встречала всех, кто приходил, и провожала всех, кто уходил или отправлялся в далекий путь.

На удачное замужество

DSC03473.jpg

Куклу на удачное замужество делали перед свадьбой. В ее основе – березовое поленце (символ плодородия). Акцент при изготовлении куклы – оберега делается на шее, где девушка накручивает разноцветные воротнички в нечетном количестве. Это желаемые качества будущего мужа. Например, красный цвет у славян символизировал жизнь и плодородие; белый – чистота, праведность, порядок; синий – цвет мудрости.

Благополучница

DSC03480.jpg

Благополучница – тряпичная кукла, которая оберегает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка. Высота куклы от 3 до 8 см, она такая маленькая, но очаровательная защитница заградит злым силам дорогу к вашему дому, присмотрит за ребенком и наполнит дом атмосферой радости и благополучия. Также она выступает как помощница в любых начинаниях. Такой оберег обычно дарят на Рождество и Новый год с пожеланиями благополучия.

Кукла-пеленашка

kukla_pelenashka

Такую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Нитяные куклы

nit_kukla

Они очень просты в изготовлении, даже ребенок справиться.

Для игр можно изготовить кукол с глазами и волосами, например такие.

DSC00264.jpg

 

 



Предварительный просмотр:

Стихи о народной  тряпичной куколке

***

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

* * *

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки...

* * *

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

* * *

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

* * *

Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

* * *

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

* * *

Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

* * *

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто...

Прижми ее к себе, увидишь, счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Согрета человеческим теплом,

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали...

Теперь она несет тепло в твой дом.

А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

* * *

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

* * *

Подарили куклу мне на день рожденья.

Это просто чудо, радость и везенье.

Бросила игрушки, только с ней играю,

Обо всём на свете с Машей забываю.

Я кормлю и мою милую подружку,

Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

Куклу берегу я, я её лелею.

С ней я стала лучше, стала я добрее.

* * *

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

* * *

Свою куклу я качаю, спать укладываю.

Чтобы кукла не скучала, байки складываю.

Потом песню пропою ей тихо, ласково

Да поправлю одеяльце ей атласное.

Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра:

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

* * *

Кукла на улице снега наелась,

В дом пришла мокрая и не разделась,

Плачет, что горлышко сильно болит.

Надо нам куколку будет лечить.

Градусник ставим, положим в кроватку,

Сделаем теплый компресс ей из ватки,

Чаем напоим, таблетку дадим.

Скажем об этом игрушкам другим,

Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали

И по сугробам сырым не скакали.

* * *

Не сержусь на куклу Дашу

И в обиду не даю.

Целый день её проказы

И капризы я терплю.

Пусть она чуть-чуть упряма,

Но ведь я для куклы – мама.

* * *

Я пекла, варила,

Кукол накормила.

Куклы меня слушали,

Быстренько все скушали:

И суп из цветочков,

И пирог из песочка,

И котлеты из глины,

И компот из рябины.

* * *

Нет у куклы носа,

Растрепались косы.

Сидит она косматая,

В платьице с заплатами...

Потеплей укутаю

Милую мою,

«Баю-баю, баюшки», –

Песенку спою.

«Спи, моя красавица,

Спи, моя хорошая,

Будет тебе платьице –

Новое, в горошину!»

* * *

Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.

Я полдня над ним корпела, доводила до ума.

Только вечером попало мне от мамочки моей.

Я потратила на платье кучу новых простыней.

* * *

Ах вы, куклы, замарашки,

Где испачкали рубашки?

И чулочки, и носочки.

Как же вам не стыдно, дочки?

Снова целый день стирать,

Даже некогда играть!

* * *

Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)

* * *

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

* * *

Есть у тебя в этом Mиpe заступник,
Посланный светлой судьбой.

Ангел-Хранитель, невидимый спутник,
Всюду он рядом с тобой.

В радости, горе, беде и разлуке,
В полночь, в сиянии дня
Всюду ты чувствуешь верные руки,
Всюду хранит он тебя.

В храм ли войдешь для вечерней молитвы,
Городом шумным пойдешь,
Он от тебя, словно щит среди битвы,
Грозно беду отведет.

Всюду тебя осеняя крылами,
Светлую тайну храня.
В жизни, огромном бушуюшем море,
Он не оставит тебя.

Игры с движениями

На большом диване в ряд

Куклы разные сидят.

(Хлопки в ладоши)

Два медведя, Буратино

И веселый Чипполино.

И котенок,

И слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять –

Помогаем мы сегодня

Все игрушки сосчитать.

(Поочередное загибание пальчиков)

«Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

На первые четыре строчки имитировать укачивание куклы, затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении, на последние строчки положить ладони на стол или на колени.

* * *

Куколка любимая, я тебя люблю,

Перед сном я для тебя песенку спою.

Баю-баюшки-баю, спать укладываю.

Спать укладываю, приговариваю:

«Ты, собачка, не лай

Мою детку не пугай.

Баю-баю, баю-бай».

 

Игра-хоровод «Приехала купаленка…»

Приехала купаленка

(дети ходят по кругу)

На семидесяти тележеньках,

Привезла нам купаленка

(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)

Добра и здоровья,

(хлопки руками вправо-влево)

Богатства и почести.

(хлопки руками вправо влево).

«У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами.

Все они сидели,

Ничего не ели, Делали вот так…»(воспроизводят действия, показанные Ведущим

«Платочек»

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

                                                                            «Ярмарка»

Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

– Что угодно для души?

Все товары хороши!

Ведущий «делает заказ»:

– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Жмурки»

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

– Где стоишь?

– На мосту.

– Что продаёшь?

– Квас.

– Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на коле-ни. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Сиди, Яша»

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,

Орехи калёные, ядра золочёные.

Далее говорят, хлопая в ладоши:

Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!

Где твоя невеста и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование народной тряпичной куклы в работе с дошкольниками

Эта презентация раскрывает работу с дошкольниками по использованию народной куклы. В младшем возрасте - это показ, беседа, игрушка в разных видах детской деятельности. В старшем дошкольном - изготовле...

Описание слайдов к презентации "Использование народной тряпичной куклы в работе с детьми"

Здесь представлен текстовой материал, раскрывающий содержание презентации по использованию тряпичной народной куклы в работе с дошкольниками....

Опыт работы "Народная тряпичная кукла как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей"

Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передава...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...