Народные игры Белгородской области
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для воспитателей по краеведению о народных играх, в которые можно играть с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry_belgorodskoy_oblasti_konsultatsiiya_dlya_vospit.docx | 265.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Народные игры Белгородской области
Педагог дополнительного образования – Махова Н.В.
Игра в народной культуре – это форма развлечения. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере.
Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни.
При огромном разнообразии видов игр и их классификаций расскажу об интеллектуальных народных играх, в которые можно играть с детьми в группе или на прогулке.
Не моргни!
Количество играющих - произвольное. Ведущий спрашивает:
– Была в лесу?
– Была.
– Рубила дрова?
– Рубила.
– Видела волка?
– Видела.
– А боялась его или нет?
– Нет.
При этом тот, кто спрашивал, машет веточкой перед глазами. Если не моргнет, то не боится, а моргнет – боится.
Наоборот
Дети стоят в кругу, водящий в центре движется по кругу и останавливается перед одним из участников. Дотрагивается до своего уха и говорит: «Это мой нос» (т. е. наоборот).
Тот, напротив кого остановился водящий, должен дотронуться до своего носа и сказать наоборот: «Это мое ухо». Игра повторяется.
Продолжи!
Участники игры сидят на лавке. Ведущий перечисляет название пяти овощей, или предметов, или городов и т. д. Ведущий делает это быстро. И тот, к кому он обращается, должен быстро продолжить. Например: капуста, морковь, лук, помидор, горох. К кому обратились, должен так же быстро назвать их.
Глупый телефон
Играющие садятся цепочкой. Ведущий шепчет какое-либо слово, желательно длинное, малораспространенное слово первому игроку. Он шепотом передает следующему игроку и так до последнего. Говорят один раз слово, не повторяют его; если один из играющих не понял – переспрашивать нельзя. Ведущий спрашивает последнего; если он верно сказал, то игра продолжается тем же ведущим. А если неверно дошло слово, то спрашивают всех по порядку и определяют, кто первый сказал неверно, тот и становится ведущим или выбывает из игры.
Полетушки
Все дети садятся вокруг стола и кладут пальцы на стол. Вожак начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летучее насекомое, а, назвав его, поднимает палец вверх и быстро опускает. Дети должны делать то же самое. Если кто-то прозевает лететь, т.е. поднять палец и опустить, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называет не летучую тварь или вещь, то этот игрок выходит из игры.
Например, вожак, поднимая палец, говорит: «Сова летит». Дети поднимают, опускают пальцы. «Петушок летит, кочеток летит». Пальцы поднимаются и опускаются. «Козленок летит!» – говорит вожак, поднимая и опуская палец. Кто из играющих «полетел с козленком», тот выбывает из игры.
Примечание:
Иногда в эту игру можно играть чуть иначе. Участники становятся в круг, и при названии летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.
Съем-не съем
В эту игру играли все «уличники» – ребята, девчата и дети. Выбирали ведущего, в руках у него было яблоко или груша. Все рассаживались на лавки или пенёчки. Ведущий бросал яблоко, при этом называл слова: слива, вишня, колбаса, машина. Сидящие должны поймать яблоко или отбить – в зависимости от того, съедобное или несъедобное. Тот, кто ошибался, отдавал фант.
И так, пока не наберется достаточно фантов, чтобы их разыгрывать. И дальше идет выкуп фантиков. Кому что придется делать, определяет один игрок, стоящий спиной к остальным игрокам. Кому целоваться, кому спеть или сплясать.
Алфавит
Играют от двух до пяти человек. Участники игры прыгают с короткой скакалкой по очереди. При каждом прыжке следует назвать очередную букву алфавита: а, б, в, г и т. д. – это делается быстро. Сделав ошибку при произношении очередной буквы, участник должен быстро назвать растение на эту букву или животное, или город и т. д., о чем договариваются перед игрой. Если это удалось, то играющий начинает прыгать сначала, если нет – передает очередь прыгать следующему.
Задача каждого участника игры – «пройти» весь алфавит. Проигрывает тот, кто прошел алфавит позже других.
Правила: ошибкой прыгающего считается как неудачное выполнение прыжка, так и путаница при перечислении букв алфавита. При ошибке буквы игроку необходимо сосчитать громко до трёх и продолжать считать
В быка
(по-местному – «На в быка»)
Играет неограниченное количество людей. Каждый из участников выбирает себе название части тела быка: «хвост», «рог», «язык», «глаза» и т. д. Из игроков выбирают ведущего.
Ведущий называет по имени игрока, а тот должен сразу ответить, например:
– «Глаз».
– А что мать делает, «Глаз»?
«Глаз» отвечает:
– Мать стирает! – и т. д.
Нельзя смеяться. Если сбились или засмеялись, то игрок должен отдать ведущему фантик.
Игра продолжается, пока все не сыграют. По окончании назначают судью, а фантики находятся у ведущего. Ведущий у судьи спрашивает: «Что этому фантику сделать?», а судья говорит, что необходимо сделать. Игрок должен выполнить то, что приказывает судья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры на основе репертуара Белгородского края
Авторская разработка народных игр на основе народных фольклорных песен Белгородского края. Игры рассчитаны на детей 5-7 лет.Цель: приобщение к истокам национальной культуры; развитие музыкально-...
Конспект НОД для старших дошкольников «Народный женский костюм Белгородской области»
Цели:• расширять представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области;• формировать интерес к ...
КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ...
Конспект фрагмента прогулки. Час двигательной активности с включением народных игр Белгородской области.
mdash; продолжать развивать двигательные качества и способности детей через специально организованную двигательную деятельность на прогулке ;— развивать ловкость, координацию движений, быстроту...
Опыт "Использование народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) "
В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоят...
Познавательное развитие в средней группе "Отражение русских традиций в народном костюме Белгородской области"
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников средней группы на тему "Отражение русских традиций в народном костюме Белгородской области"....
Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») Тема: «Красная книга Белгородской области»
Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») на тему«Красная книга Белгородской области» представляет собой план з...