КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
картотека (старшая группа) на тему
КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
НАРОДНЫХ ИГР НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА
БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ
ТАНЕЦ-ИГРА «ПОЙДЕМ, КУМА НА УЛИЦУ»
Цель: Приобщение детей к национальным традициям и фольклору Белгородского края; формирование устойчивых навыков игры на ложках, развитие и совершенствование ритмического слуха; формирование коммуникативных навыков и творческого потенциала.
Девочки строятся в две шеренги напротив друг друга.
1-й куплет: первая шеренга идет характерным шагом с припаданием навстречу 2-й; в руках ложки.
- Пойдем, кума, на улицу /2 раза идет первая шеренга
Ой, улицу, улицу /2 раза играют в ложки: 1-2, 1,2,3
- А я, кума, не пойду /2 раза идет вторая шеренга (первая
отходит на носочках)
Ой, не пойду, не пойду /2 раза играют на ложках
- На мне шуба чужая, идет первая шеренга (вторая отходит на
Рубашонка худая носочках)
Ой, худая, худая /2 раза играют на ложках: 1,2, 1,2,3
- Пойду ее переменю /2 раза идет вторая шеренга (первая
отходит)
Ой, переменю, переменю /2 раза играет на ложках
Вторая шеренга остается в центре
- Да на улицу пойду первая шеренга приближается ко второй в
В карагоде попляшу центр
Ой, попляшу, попляшу /2 раза играют на ложках (одна шеренга с
другой): 1,2-в свои ложки, 1,2,3,-в паре. Далее девочки говорят:
- Не хотим идти гулять,
А хотим все поиграть!
Девочки разбегаются по залу, с окончанием музыки должны прибежать и выстроиться в свою шеренгу, хлопнув в ложки.
ТАНЕЦ-ИГРА «КАК ВО СЛАВНОМ ГОРОДЕ»
Дети строятся в два концентрических круга (мальчики – внешний, девочки – внутренний). В руках у девочек платочки.
1.Ой, как во славном городе идут противоходом по кругу
На широкой улице
Ой, да лёли, али, али, али, али
Ой да лёлёли. останавливаются лицом к мальчикам
2.На широкой улице подходят к девочкам, притоп, подняв голову
Собирались молодцы.
Ой, да лёли, али, али, али, али возвращаются на места
Ой да лёлёли.
3.Собирались молодцы мальчики делают ворота и идут навстречу
девочкам,
Выходили девицы. девочки проходят в ворота
Ой, да лёли, али, али, али, али девочки - ворота, а мальчики
проходят в воротики
Ой да лёлёли.
4.Хоровод наш маленький идут все по кругу противоходом
Шире расходися.
Ой, да лёли, али, али, али, али
Ой да лёлёли.
5.Чтобы нам молодушкам идут в другую сторону
Хорошо играти.
Ой, да лёли, али, али, али, али
Ой да лёлёли.
6.Хорошо играти говорком
Весело скакати.
После слов девочки должны успеть выбежать из круга, а мальчики круг сомкнуть и не дать возможность девочкам выбежать.
ИГРА «БОЯРЕ»
Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10.
- Бояре, а мы к вам пришли! Первая команда идет вперед со словами:
Дорогие, а мы к вам пришли! Возвращается на прежнее место:
- Бояре, а зачем пришли? Другая повторяет этот маневр со словами:
Дорогие, а зачем пришли?
-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила?
Дорогие, а какая вам мила? Первая команда выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.
- Бояре, она ленивая у нас. Дорогие, она ленивая у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
ИГРА «ДЕДУШКА СЕМЁН (СЕМАК)»
Количество играющих не ограничено
Цель: Помочь детям в накоплении духовных ценностей. Учить детей находить своё место в творческом процессе, независимо от одарённости. Знакомить детей с традициями своего края. Развивать память. Учить уважению к старшим, друг к другу и к труду.
Оборудование: шапка для дедушки, сноп для деда и музыкальный инструмент для музыкального руководителя.
Описание игры:
Играющие, взявшись за руки, становятся в круг. В центр круга становится один водящий- дед. Двигаясь по кругу простым шагом, все поют (музыка по выбору педагога):
ДЕТИ (поют): Здравствуй дедушка Семён
Ох, поспел ли твой лён?
ВОДЯЩИЙ (ДЕД) приговаривает: Лён, ленец, мой молодец! Только посадил!
ДЕТИ (поют): Здравствуй дедушка Семён
Ох, поспел ли твой лён?
ВОДЯЩИЙ (ДЕД) приговаривает: Лён, ленец, мой молодец!
Только взошёл!
ДЕТИ: Здравствуй дедушка Семён,
Поспел ли твой лён?
ВОДЯЩИЙ (ДЕД) приговаривает: Лён, ленец, мой молодец!
Только вырос!
ДЕТИ: Здравствуй дедушка Семён,
Поспел ли твой лён?
ВОДЯЩИЙ (ДЕД) приговаривает: Лён, ленец, мой молодец!
Только поспел!
ДЕТИ: Молотить пора! (И слегка хлопают ладонью по водящему, пока тот не скажет: «Обмолотил».)
ВОДЯЩИЙ (ДЕД): Обмолотил! Делу время, потехе час! Пора и поплясать!
После этих слов дети исполняют знакомые танцевальные движения Белгородской области (Притопы ногами поочерёдно, прыжок на обе ноги с притопом ногой, два притопа правой ногой, свободные движения рук вверху.)
ИГРА «СЕЛЕЗЕНЬ».
Играющие стоят по кругу, выбирают селезня и уточку. Затем идут по кругу, держась за руки.
Дети: (поют) - Селезень уточку догонял,
Молодой уточку загонял:
«Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!»
Селезень идёт внутри круга по часовой стрелке, а уточка за кругом против часовой стрелке. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры « Кошки-мышки ». Поймав уточку, селезень заводит уточку в круг.
ИГРА «ШАТЁР».
Участники игры делятся на 3 подгруппы. Каждая образует свой круг по углам площадки. В центре каждого круга – стул, на нём платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют или приговаривают:
Дети: (поют или приговаривают)
Мы весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок,
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
С окончанием пения дети перестраиваются в общий круг. Взявшись за руки, подскоками движутся по кругу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает та группа, которая первая постоит шатёр.
ИГРА «КАТАЙ КАРАВАЙ».
Одному из детей закрывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг и припевают:
Катай каравай,
Поворачивай, давай,
К лесу-куролесу.
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,
Куда головой?
Ребенок должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Если он отгадывает правильно, его место занимает другой участник.
ИГРА «БАРИН».
Дети располагаются по кругу. Внутри круга стоят два стула спинками друг к другу. Выбирают ведущего-барина, он ходит внутри круга.
Дети: - Ходит барин по хороводику,
Ищет барин себе девицу.
(Барин берет одну из девочек за руку и выводит в круг)
Дети:- Нашел!
Барин: - Хороша ли моя девица?
Дети: - Хороша, работяща, красива. Присаживайтесь (Барин и девица садятся на стулья спиной друг к другу.)
- Раз, два, три! (На счет «три» барин и девица поворачивают головы, если повернули в одну сторону, барин и девица становятся парой, если в разные – значит не судьба).
ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ , ДЕДУШКА ПРОКОП!»
Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга.
Дети. - Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются)
Не созрел еще горох? (Возвращаются на прежнее место)
Ох! Ох! Ох! Ох!
Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)
Дедушка Прокоп. - Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.
Дети. - Дождик, дождик поливай, будет славный урожай (поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя)
- Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются)
Не созрел ли твой горох? (Возвращаются на прежнее место)
Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают).
Дедушка Прокоп. - Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.
Дети. - Красно солнце, пригревай,
Будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.)
- Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются)
Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место)
Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)
Дедушка Прокоп. - Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха)
- Обмолотили!
Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-24079-1600952737.jpg)
Народные игры на основе репертуара Белгородского края
Авторская разработка народных игр на основе народных фольклорных песен Белгородского края. Игры рассчитаны на детей 5-7 лет.Цель: приобщение к истокам национальной культуры; развитие музыкально-...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-275654-1377706647.jpg)
"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"
Отдел образования администрации Чернянского района Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста по...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/04/picture-275295-1601830639.jpg)
Охраняемые первоцветы Белгородской области
В презентации представлен материал об первых весенних цветах и о первоцветах, занесенных в Красную книгу Белгородской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/08/picture-474974-1410170527.jpg)
Животный мир Белгородской области
Белгородская область, средняя полоса, животные, лиса, заяц, лось, волк...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/07/picture-640917-1433679995.jpg)
Познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области
На сегодняшний день региональный компонент в системе дошкольного образования актуален как никогда. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида №47 г. Белгорода была разработана примерная ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306395-1611054441.jpg)
Консультация для педагогов " Фольклор Белгородской области – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей"
Фольклор Белгородской области – богатейший источник познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/16/picture-1441492-1726468779.png)
Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») Тема: «Красная книга Белгородской области»
Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») на тему«Красная книга Белгородской области» представляет собой план з...