Опыт "Использование народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) "
опыты и эксперименты по развитию речи (подготовительная группа)
В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_shevchenko_detskiy_sad_12.docx | 234.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевченко Елена Владимировна
Управление образования администрации г. Белгорода
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 12
Использование народных игр Белгородской области как средства
формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание)
Автор опыта:
Шевченко Е.В.
воспитатель,
МДОУ д/с № 12
Белгород 2021
Содержание:
Раздел I. Информация об опыте 3
Раздел II. Технология опыта 14
Раздел III. Результативность опыта 23
Библиографический список 26
Приложение к опыту 28
Раздел 1. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Опыт работы формировался в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 «Ивушка», расположенного в отдельно стоящем двухэтажном здании с тремя корпусами в центральном микрорайоне города, в ближайшем окружении которого нет крупных промышленных предприятий и инфраструктурой, способствующей расширению и углублению патриотического воспитания. Рядом с детским садом располагаются: Белгородская Государственная Филармония; Детская Школа Искусств, Литературный художественный музей, Деловая библиотека. МБДОУ № 12 управления образования администрации г. Белгорода детский сад компенсирующего вида, в котором воспитываются дети с различными нарушениями в речевом, физическом и психическом развитии.
В дошкольном учреждении функционирует 13 групп, из них:
- 2 группы общеразвивающей направленности,
- 5 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи,
- 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (заикание),
- 1 группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени,
- 1 группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени,
- 1 группа для детей с задержкой психического развития,
- 1 группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ (консультативная группа).
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (заикание), в которой обобщался опыт работы – 21 ребенок.
Недостаточное развитие речевых средств у детей с тяжелым нарушением речи (заикание) ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. Помимо недоразвития речевой системы, у детей с ТНР (тяжелым нарушением речи) (заикание) наблюдается сложное сочетание нарушений познавательной деятельности, что проявляется в недоразвитии мыслительных операций – синтеза, анализа и сравнения, снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания, устойчивость внимания. Изучение особенностей познавательной активности у детей с ТНР позволяет определить пути педагогической коррекции в речевом развитии. Такой подход оказывает положительное влияние на осознанное овладение детьми программным материалом и повышение эффективности коррекционно-развивающего обучения.
Образовательная деятельность с дошкольниками строится в соответствии с задачами и содержанием основной образовательной программы дошкольного образования, в которой указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. К ним относятся и социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, связанных с формированием положительных детских взаимоотношений в коллективе сверстников. А именно: ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам [15].
Содержание дошкольного образования образовательной программы направлено на решение задач, связанных с формированием доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание).
Региональный компонент части, формируемой участниками образовательных отношения, образовательной программы представлен рядом парциальных программ, разработанных в рамках проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»). В содержание программ: «Выходи играть во двор», «По речевым тропинкам Белогорья», «Здравствуй, мир Белогорья!», «Мир Белогорья, я и мои друзья») включены народные игры Белгородской области, многие из которых способствуют формированию доброжелательных детских взаимоотношений в коллективе.
Педагогическая диагностика организации взаимоотношений в детском коллективе дошкольной группы организуется в соответствии с компонентами, указанными в методическом пособии «Мониторинг в детском саду» (2011). Книга подготовлена к печати коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства им. А.И. Герцена и включена в учебно-методический комплект программы «Детство» (2015).
Педагогическая диагностика включает в себя компоненты:
- когнитивный компонент – представление о сверстниках как партнерах общения, знание норм и правил положительных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками и общении в совместной деятельности, умение дать оценку поступкам. Методика «Разложи картинки» (модифицированная методика Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки») - экспериментальное задание;
- эмоциональный компонент – переживание положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка. Методика «Для себя и для других» - ситуация выбора;
- поведенческо - деятельностный компонент – умение следовать в общении правилам и нормам, регулировать свои действия и эмоции, вести диалог, проявлять коммуникативную активность и взаимопонимание. Методика «Сапожки в подарок» (модифицированная методика Г.А. Урунтаевой «Рукавички») – диагностическая ситуация.
А началом работы по теме опыта была первичная диагностика, проведенная в сентябре 2017 года. Она проводилась по методикам, связанным с компонентами структуры детских взаимоотношений: когнитивный (модифицированная методика Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки»); эмоциональный (методика «Для себя и для других» - ситуация выбора); поведенческо – деятельностный (методика «Сапожки в подарок» – диагностическая ситуация) (Приложение №1). Во время проведения диагностических мероприятий велись протоколы обследования и заполнялись итоговые таблицы (Приложение №2) [8].
Анализ диагностических таблиц показал, что на начало 2017-2018 учебного года по результатам трех методик высокий уровень сформированности положительных взаимоотношений в детском коллективе старшей группы детей с тяжелым нарушением речи (заикание) составлял 28,6%, средний уровень - 42,8%, низкий уровень был определен у 28,6% дошкольников.
При этом наиболее высокие были показатели в методике «Сюжетные картинки». У 6 детей (28,6%), был выявлен высокий уровень сформированности представлений о сверстниках как партнерах общения; о нормах и правилах положительных взаимоотношений; о способах взаимодействия со сверстниками и общения в совместной деятельности; сформировано умение дать оценку поступкам. Низкий уровень по этим аспектам был выявлен также у 6 детей (28,6%).
Целью методики «Для себя и для других» было определить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости; понимания эмоционального состояния и настроения сверстника; эмоциональной поддержки. Дети были поставлены в ситуацию выбора «оставить все красивые картинки себе» или поделиться со сверстниками. Высокий уровень в этой методике показали только 4 ребенка (19%), а у 6 (28,6%) старших дошкольников с тяжелым нарушением речи (заикание) также был определен низкий уровень.
В методике «Сапожки в подарок» определялся уровень сформированности умения следовать в общении правилам и нормам; регулировать свои действия и эмоции; вести диалог, проявлять коммуникативную активность и взаимопонимание. Только 3 ребёнка (14,3%) показали высокий уровень, низкий уровень был выявлен также у 6 (28,6%) дошкольников с тяжелым нарушением речи (заикание).
Таким образом, анализ результатов первичной диагностики оценки уровня сформированности доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста позволил выявить необходимость поиска наиболее эффективных путей решения этой проблемы.
Актуальность опыта
В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования даётся следующая характеристика личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования: « Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем?). Актуальность проблемы, решаемой в опыте, связана с возросшим интересом в современной российской педагогической науке к теории коллективного воспитания, разработанной отечественными педагогами в начале 20 века (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.), и ставшей выдающимся достижением мировой педагогической мысли. Об этом свидетельствует работы как российских, так и многих зарубежных ученых и педагогов, доказывающих несостоятельным утверждение о том, что коллектив не дает возможности развиваться индивидуальным качествам личности, ведет к их нивелированию; утверждающих, что детский коллектив - это важное средство воспитания, это среда обитания дошкольников, их личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.
На фоне роста количества детей с речевыми нарушениями проблема коллективного воспитания дошкольников приобретает более значимый характер. Ведь именно коллективное воспитание является непременным условием формирования полноценной личности ребенка, обеспечивая его гармоничное психофизическое развитие, успешное обучение в школе.
Поэтому практически все современные образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, предполагающий формирование доброжелательного отношения к сверстникам и социальных чувств - сопереживания, взаимопомощи, заботы, что создает основу для приучения дошкольников к коллективному образу жизни.
При этом, средний и старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения следующих моделей взаимодействия детей со сверстниками: совместно - индивидуальной, совместно - последовательной, совместно - взаимодействующей (по Р.С. Римашевской) [11]. Следовательно, в образовательной деятельности должны использоваться средства дошкольного образования, которые способствуют освоению данных социально - ценных моделей взаимодействия.
Традиционная дошкольная педагогика рекомендует использовать в качестве средств дошкольного образования в данном направлении: произведения художественной детской литературы; иллюстрации, картины; дидактические и творческие игры, игровые задания и упражнения; специально созданные проблемные ситуации; кино и видеофильмы и др. [5]. Они не в полной мере способствуют освоения моделей доброжелательного взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.
Автор опыта считает эффективным средством дошкольного образования в формировании доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей с тяжелым нарушением речи (заикание) - народные игры Белгородской области. Так как игра в этнопедагогике рассматривается не только как ведущий вид детской деятельности, но и важный фактор обучения и воспитания, особая форма самовыражения личности [14].
Противоречие между большим воспитательным потенциалом народных игр и недостаточной разработанностью вопросов по их использованию в развитии дружеских взаимоотношений средних и старших дошкольников с тяжелым нарушением речи (заикание) позволил выявить анализ научной литературы по проблеме развития доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников с тяжелым нарушением речи (заикание) в процессе приобщения к народным играм Белгородской области. Использование всех видов народных игр Белгородской области в образовательном процессе позволяет преодолеть выявленное противоречие.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы организации образовательной деятельности, обеспечивающей повышение эффективности образовательной работы по формированию доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи посредством народных игр Белгородской области способствующих формированию высокого уровня развития познавательной активности у детей с нарушениями речи (заикание).
Длительность работы над опытом. Работа по теме опыта проводилась с сентября 2017 года по май 2020 года.
I этап – начальный – первое полугодие 2017-2018 учебного года (сентябрь-декабрь) - определение проблемы, изучение теоретического и практического материала, подбор диагностических методик, проведение первичной диагностики, оформление документации по результатам диагностики.
II этап - основной – с января 2018 года - по май 2020 года – организация образовательной работы по построению системы образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) по формированию доброжелательных взаимоотношений в коллективе. Внесение изменений к комплексно-тематическое, перспективное и календарное планирование работы со старшими дошкольниками с тяжелым нарушением речи (заикание), в план работы с семьями и педагогами детского сада и школы.
III этап - заключительный – май 2020 года. На этом этапе производился анализ полученных материалов, которые свидетельствовали о том, что предложенная автором опыта система работы по формированию у детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) доброжелательных взаимоотношений посредством народных игр Белгородской области является эффективной и может быть рекомендована к использованию педагогами, работающими со старшими дошкольниками с тяжелым нарушением речи (заикание).
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой организации образовательной деятельности по использованию народных игр Белгородской области для формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание). Данная работа включается в общую модель этнокультурного образования старших дошкольников с тяжелым нарушением речи (заикание) в детском саду.
Теоретическая база опыта
В основе опыта лежат теоретические исследования и опыт практической работы в нескольких направлениях:
- во-первых, работы в области теории коллективного воспитания, в том числе и в современных условиях образовательных организаций;
- во-вторых – в области возможностей использования народных игр Белгородской области, как средства дошкольного образования.
Теория коллективного воспитания разрабатывалась и внедрялась в работу школ и детских садов, начиная с 1918 и до начала 90-х годов Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким и другими теоретиками и практиками [2].
В настоящее время активизировались педагогические исследования о роли коллектива в воспитании детей. Воспитание первоначальных черт коллективизма у детей старшего дошкольного возраста представлено в исследовании Ф. С. Левин-Щириной. Важное место отводит ученый условиям, способствующим развитию коллективизма: наличию интереса к предлагаемой деятельности, созданию возможностей для проявления самостоятельности и инициативы, расширению представлений детей о дружбе и товариществе, влиянию коллектива на дошкольников, воспитанию
положительного отношения к сверстникам, взаимопомощи, ответственности за результат [13].
С.А. Козлова также говорит о том, что коллективизм как качество присуще взрослому человеку, а дошкольный возраст следует рассматривать как первый, базовый этап формирования коллектива. Правильно говорить о воспитании коллективных взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой. В опыте используются идеи С.А. Козловой об этапах работы над формированием детского коллектива, основных средствах образования и формах работы в данном направлении [5].
Говоря о средствах дошкольного образования по формированию дружеских взаимоотношений в коллективе детей, автор опыта считает интересными идеи К.Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Г.С. Виноградова и др. о важности народной культуры [14].
И современные исследователи в области народной культуры также отмечают воспитательное воздействие народных игр на детей, особенно дошкольного возраста (Т.И. Бакланова, Г.В. Нездемковская, Л.А. Нисловская, Е.Ю. Стрельцова, И.И. Фришман и др.). Т.И. Бакланова пишет: «Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей» [9].
Л.А. Нисловская и И.И. Фришман в своих исследованиях доказывают, что в настоящее время в стране, как и в мире вообще, интерес к игре весьма велик. Сложилась и успешно развивается передовая отрасль науки –этнопедагогика, в сфере интересов которой находятся и народные игры. Изучение их идет успешно, в области практического возрождения народных игр дело обстоит хуже [10].
В процессе работы над опытом автором были изучены методические разработки, в которых описаны народные игры Белгородской области, которые возможно использовать в дошкольном образовании. Это работы Н.С. Анищенко, И.И. Веретенников, В.А. Котеля и др. В работах В.В. Романенко,В.А. Котеля, И.И. Веретенникова указан певческий и танцевальный материал к играм Белгородской области. Я.Н. Климова описывает народные праздники обряды Белгородской области, частью которых являются народные игры [1, 3, 7].
Автором опыта изучен опыт практического использования народных игр в дошкольных организациях, в том числе и в Белгородской области, для формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей с тяжелым нарушением речи (заикание). Интересен опыт многих образовательных организаций: центр для детей и родителей «Рождество» г. Москва, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №78 «Гномик» г. Белгород; МБДОУ «Детский сад с. Гредякино» Красногвардейского района Белгородской области; МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №10» г. Валуйки и др.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы применения методов, приемов и форм организации образовательной деятельности, нацеленных на формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) посредством народных игр Белгородской области. В процессе работы были разработаны и апробированы методические и дидактические материалы:
- перспективный план организации образовательных мероприятий с использованием народных игр Белгородской области, как средства дошкольного образования;
- систематизированы игры и игровые упражнения по формированию доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) посредством народных игр Белгородской области;
- разработаны конспекты образовательных мероприятий (Приложение №5) и сценарии мероприятий досугового характера (Приложение № 6) с участием детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание), их родителей.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Представленные в опыте работы практические материалы по организации образовательной деятельности по формированию доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) посредством народных игр Белгородской области могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций, учителями начальных классов общеобразовательных школ и родителями дошкольников.
Принципы: учета социокультурных особенностей, осмысленности, саморазвития, диалогизации, интеграции, культуросообразности, активности, самостоятельности, практической направленности, прогностичности.
Раздел II. Технология опыта
В соответствии с актуальностью темы опыта была сформулирована её цель: формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) посредством использования народных игр Белгородской области.
Задачи:
- Изучить энциклопедическую, психолого-педагогическую, диагностическую и методическую литературу по теме опыта.
- Проанализировать различные виды народных игр Белгородской области для использования в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание).
- Разработать перспективное планирование и формы работы с дошкольниками по использованию различных видов народных игр Белгородской области в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) в соответствии с моделью этнокультурного образования в образовательной организации.
- Организовать систематическую работу по включению в образовательную и досуговую деятельность детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) и их родителей народных игр Белгородской области.
- Отслеживать результативность опыта и эффективность использования различных видов народных игр Белгородской области в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного с тяжелым нарушением речи (заикание) возраста для формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе.
Эти задачи решались на различных этапах работы над опытом.
Первый этап. На первом этапе были решены вопросы изучения справочной, дидактической и методической литературы, этнографических дневников фольклорных экспедиций, опыты работы педагогов и другой теоретический и практический материал.
Анализ литературы показал актуальность проблемы опыта и возможные пути её решения. Для организации первичной диагностики по оценке сформированности доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста были подобраны диагностические методики. Её результаты указывали на необходимость организации систематической образовательной и досуговой деятельности с детьми по проблеме. При этом традиционных для дошкольной педагогики средств дошкольного образования недостаточно, поэтому автором опыта было принято решение об использовании народных игр Белгородской области, как нетрадиционного средства дошкольного образования.
В детском саду МБДОУ д/с № 12 работа по организации этнокультурного образования организуется в соответствии с разработанной моделью этнокультурного образования (Приложение 4). Её анализ показал, что среди средств образования народные игры Белгородской области не выделены.
Второй этап. Таким образом, на втором этапе работы над опытом были определены направления и формы организации образовательной деятельности, внесены изменения в перспективный план на учебный год по включению народных игр Белгородской области в образовательный процесс (Приложение №3)и откорректирована модель этнокультурного образования в образовательной организации.
Игра в народной культуре – это форма развлечения. При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, традиционно все записанные фольклорные игры Белгородской области подразделяются на четыре жанра игрового фольклора: игры с пением и танцами (хороводами); игры подвижные; игры интеллектуальные молодежные, игры-забавы (рис. 1) [1].
Рис. 1 Структурная модель этнокультуры
Большинству народных игр присущи четыре признака: свободная развивающая деятельность; творческий, импровизационный активный характер этой деятельности; эмоциональная насыщенность способов осуществления деятельности; наличие правил, отражающих содержание игровых действий участников.
Жанры игрового фольклора Белгородской области
В дошкольном образовании с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) автор опыта использует все жанры игрового фольклора Белгородской области (Таблица 1)
Таблица 1
Народные игры Белгородской области в образовательном процессе со старшими дошкольниками с тяжелым нарушением речи (заикание)
Жанры игрового фольклора | Название народных игр |
игры с пением и танцами (хороводами) | «Заря – заряница», «Золотые ворота», «Пойдем, кума на улицу»; танец-игра «Как во славном городе»; «Дедушка Семён (Семак)», «А мы просо сеяли»; «Верба – вербочка»; «Солнышко-ведрышко»; «Венок» |
игры подвижные | «Жмурки», «Кот и мыши», «Горелки», «Чижик (пыж, муха)»; «Чехарда»; «Перетягивания в парах»; «Дедушка-рожок»; «Хромая лиса»; «Ляпка»; «Пчелка и ласточки», «Филин и пташки»; «Бабушка Пыхтеиха», «Горячее место» |
игры интеллектуальные | «Не моргни»; «Наоборот», «Полетушки»; «Глупый телефон», «Продолжи»; «Съем-не съем»; «Алфавит»; «В быка» |
забавы | «Снежки»; «Городки (рюхи, чухи)»; «Лапта (тягло, бить-бежать)»; «Скакалка» |
Методика организации образовательной деятельности по использованию народных игр Белгородской области в формировании доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) строится в зависимости от формы образовательного мероприятия, от вида народной игры и этапа работы над ней (первичное ознакомление или систематическое использование), а также от этапа формирования детского коллектива с тяжелым нарушением речи (заикание) (Таблица 3).
Таблица 3
Этапы формирования детского коллектива с тяжелым нарушением речи (заикание)
Этап формирования детского коллектива с тяжелым нарушением речи (заикание) и его основная цель | Характеристика этапа | Название народных игр Белгородской области |
1 этап (этап первоначального сплочения). Цель – создание небольших объединений - по 3-6 чел. по поводу общей деятельности, чаще всего игры. | Детские объединения неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатор и центр объединения – педагог. Поэтому – общая цель, деятельность, радость от общения. | «Бабушка Молотя»; «Не моргни!»; «Полетушки»; «В быка»; «В выбивного»; «Яша и Маша»; «В Трифона»; «Пчелки и ласточки»; «Лиска-лиса»; «Зайчик - 1-й вариант»; «Зайчик - 2-й вариант» и др. |
2 этап. Цель - формирование устойчивых и длительных объединений, организаторские умения детей. | Педагог по-прежнему играет главную роль, организуя деятельность, но дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, число участников объединения – 8-10 чел. Состав более устойчивый, ставятся более сложные цели в деятельности. | «Глупый телефон»; «Зеркало»; «Наоборот»; «Продолжи»; «Съем – не - съем»; «Алфавит»; «Собачка»; «Белочки и охотник»; «В ворона»; «Родя», «Лиска-лиса»; «Горю дуб» и др. |
3 этап. Цель – создание объединений, где дети осознают себя, как часть коллектива | Рост самостоятельности детей: сами создают объединения, регулируют взаимоотношения, оценивают поведение друг друга, могут принять в игру или исключить из неё. Позиция педагога – от прямого к косвенному руководству. | Танец-игра «Пойдем, кума на улицу»; танец-игра «Как во славном городе»; «Дедушка Семён (Семак)», «Бояре»; «Селезень»; «Шатер»; «Катай каравай»; «Барин»; «Здравствуй, дедушка Прокоп!»; А мы просто сеяли» и др. |
Первый этап формирования коллектива более характерен для младшего и среднего возраста или старшей группы с тяжелым нарушением речи (заикание) в начале учебного года. Более характерными для старших групп с тяжелым нарушением речи (заикание) являются второй и третий этап формирования коллектива.
Отсюда среди методов, используемых в работе над темой опыта, наиболее эффективными являются методы и приемы, относящиеся к группе организации практического опыта общественного поведения (приучения, указания, показ действия, показ взрослого или других детей, создание практической ситуации, организации деятельности, поощрения за совместную деятельность, анализ поступков детей и игровых героев).
В соответствии с моделью этнокультурного образования, разработанной в образовательной организации, народные игры Белгородской области включаются в:
- специально организованные образовательные мероприятия в условиях детского сада;
- образовательные мероприятия в режимных моментах;
- в досуговую деятельность с участием дошкольников, родителей воспитанников;
- мероприятия самостоятельной образовательной деятельности.
Среди форм организации образовательной деятельности эффективными являются ситуации общения и совместная деятельность (Таблица 4).
Таблица 4
Формы организация образовательной деятельности
Виды образовательной деятельности | Формы образовательной деятельности по использованию народных игр Белгородской области |
Специально организованные образовательные мероприятия | В детском саду: образовательные ситуации в соответствии с образовательной программой, в том числе с парциальными программами проекта «Дошкольник Белогорья», занятия в музейной комнате; экскурсии в музеи, в том числе и виртуальные. |
Образовательные мероприятия в режимных моментах | Тематические игры - соревнования, викторины, занятия в музейной комнате образовательной организации, знакомство с народными играми и атрибутами к ним, изготовление костюмов к народным и играм и оборудования; участие в социальных акциях («Старинные игры», «Летние забавы на площадке»); в мероприятиях волонтерского движения образовательной организации, коллективные творческие дела и др. |
Досуговая деятельность с участием дошкольников, школьников и родителей | Фольклорные праздники, развлечения, вечера досуга («Осенины, «Веснянки», «Рождественские забавы», «Пасхальные игры», «Взятие снежной крепости», «Завиваем березу»), спортивные игры-соревнования, забавы и др. |
Мероприятия самостоятельной образовательной деятельности | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды детского сада и школы народными игрушками и оборудованием к народным играм. Игры с ними в групповой комнате, на площадках (спортивной и игровой). |
Перспективное планирование образовательной деятельности предусматривает систематическую организацию образовательной деятельности в соответствии с задачами и содержанием парциальных программ проекта «Дошкольник Белогорья». Интересны образовательные ситуации по истории развития народных игр в Белгородской области в форме «путешествий по реке времени» (технология Н.А. Коротковой) [6]. Данная технология позволяет познакомить старших дошкольников с тяжелым нарушением речи (заикание) со старинными народными играми Белгородской области и народными играми более позднего периода и тех, в которые играют в настоящее время.
Старинные народные игры были частью и повседневной жизни и досугом. Причем содержание досуга определялось классовой принадлежностью:
- деревенский досуг – посиделки, кулачные бои, рождественские славления, хороводы;
- городской досуг – площадные представления, вертепы, скоморохи (XVI-XVII вв.), ассамблеи (XVIII в.);
- досуг знати – салоны, кружки, гостиные (XVIII-XIX вв.), благородные собрания, балы;
- досуг среднего класса – городские вечеринки (мода на гитару, городской романс, граммофон).
В настоящее время, народные игры являются чаще всего частью фольклорных мероприятий, игровой деятельности, но не повседневной бытовой жизни [10].
Для опыта работы особый интерес представляют образовательные мероприятия, организуемые в режимных моментах. Они характерны для коллектива детей, формирование которого находится на втором этапе, так как организуются чаще всего по предложению воспитателя, но в объединениях детей проявляется больше самостоятельности. Наиболее характерно это для игр командного и соревновательного характера: игры – соревнования, игры забавы, а также игры – хороводы, игры - танцы. Чаще всего эти игры включаются в мероприятия досугового характера:
- праздники: «Величание последнего снопа», «Осенины», «Масленица», «Соловьиный праздник»;
- тематические викторины: «В гости к дедушке Фольклору», «Веселая ярмарка», «Во поле березонька стояла»;
- вечера досуга: «Рождество», «Святки», «Веселые посиделки», «Сороки»,
- развлечения: «Покровская ярмарка», «Синичкин день», «Кузьминки», «Наум, наведи нас на ум!», «Сретенье», «Встреча весны. Благовещенье».
Участие в образовательных мероприятиях способствуют формированию доброжелательных отношений в разновозрастных детских коллективах. А участие в образовательных мероприятиях родителей и социальных партнеров образовательной организации позволяет решать многие задачи по их непосредственному включению в образовательную деятельность; созданию доброжелательных детско-взрослых коллективов, а также способствует поддержанию интереса к народной культуре; популяризации среди населения города игровых, певческих и танцевальных видов фольклора. Для детей и взрослых интересно участие в событийном волонтерстве в городе Белгороде (фольклорный праздник «День любви, семьи и верности», игровая программа «День защиты детей», новогоднее конкурсное мероприятие «Шествие Деда мороза и Снегурочки» и др.) и социальных акциях («Старинные народные игры», «Завиваем березку»).
Для коллектива старших дошкольников с тяжелым нарушением речи (заикание), формирование которого находится на третьем этапе, характерно творческое использование оборудования и материалов развивающей предметно-пространственной среды в самостоятельной образовательной деятельности.
Развивающая среда выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную. Но самое главное - она развивает самостоятельность, самодеятельность ребенка, его коммуникативные и нравственные навыки [15].При организации самостоятельной образовательной деятельности, в условиях развивающей предметно-пространственной среды детского сада и школы зарождаются основы организованного поведения, бережного отношения, сотрудничества, дружеских взаимоотношений. Дети активно участвуют в обогащении предметно-пространственной среды: в изготовлении атрибутов, оформлении декораций, создании кукол и костюмов, создании альбомов, проведении выставок и т.д.
Как видим, образовательная деятельность по использованию народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) носит систематический характер.
Раздел III. Результативность опыта
На третьем этапе работы над опытом можно отследить её результативность по динамике уровня сформированности доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста. Результаты педагогической диагностики за три учебных года по методикам: «Сюжетные картинки» (модифицированная методика Р.Р. Калининой); «Для себя и для других» (ситуация выбора); «Сапожки в подарок» (диагностическая ситуация) представлены в таблице 5 и рис. 1
Таблица 5
Динамика сформированности доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) за три учебных года
Учебный год | «Сюжетные картинки» | «Для себя и для других» | «Сапожки в подарок» | ||||||
Выс. | Сред. | Низ. | Выс. | Сред. | Низ. | Выс. | Сред. | Низ. | |
2017-2018 | 28,6 | 42,8 | 28,6 | 19 | 52,4 | 28,6 | 14,3 | 57,1 | 28,6 |
2018-2019 | 38 | 38 | 24 | 33,4 | 38 | 28,6 | 23,9 | 57,1 | 19 |
2019-2020 | 47,6 | 42,9 | 9,5 | 33,4 | 47,6 | 19 | 33,4 | 52,4 | 14,2 |
Динамика сформированности доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) за три учебных года. Средние показатели по результатам трех методик указаны в таблице 6.
Таблица 6
Итоговая таблица по трем последним учебным годам
Учебный год | Уровни сформированности показателей | ||
Выс. | Сред. | Низ. | |
2017-2018 | 28,6 | 42,8 | 28,6 |
2018-2019 | 31,8 | 44,3 | 23,9 |
2019-2020 | 38,1 | 47,7 | 14,2 |
Анализ таблицы 6 показал, что высокий уровень сформированности доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе детей старшего возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) по средним показателям трех методик к концу 2019-2020 учебного года стал 38,1%, что на 9,5% больше, чем на начало работы над опытом.
Количество детей со средним уровнем сформированности доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе увеличилось только на 5,1%. А количество воспитанников с низким уровнем уменьшилось на 14,4%, этот показатель составляет 14,4%.
Результаты педагогической диагностики говорят о том, что систематическая и планомерная работа по воспитанию коллективизма должна осуществляться в начальной школе, а вот задачи начального этапа воспитания коллективизма - формирование доброжелательных коллективных взаимоотношений, в основном эффективно реализуется в условиях дошкольной образовательной организации.
Для этого могут использоваться как традиционные средства дошкольной педагогики, так и нетрадиционные, к которым относятся народные игры Белгородской области.
Таким образом, результатами опыта работы автор считает:
- сформированность у большинства воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) доброжелательных взаимоотношений;
- включение в образовательную деятельность по использованию народных игр Белгородской области родителей воспитанников;
- разработка и апробация методических и дидактических материалов по теме опыта («Модель этнокультурного образования в образовательной организации», ряда конспектов, сценариев, планов и др.);
- подготовка ряда выступлений и публикаций в целях обобщения и распространения опыта работы по формированию в детском коллективе доброжелательных взаимоотношений, используя народные игры Белгородской области, как средства дошкольного образования.
Библиографический список:
- Веретенников, И.И. Белгородские карагоды. – Белгород: Везелица, 1993. – 114 с.
- Джураева, Е.П. Теория коллектива: наследие отечественной педагогической науки // Научный вестник Крыма, № 7 (18) 2018 С.
- Игровой фольклор [Электронный ресурс] – URL: http://bgcnt.ru/cultural-heritage/90.html (дата обращения: 12.08.2020)
- Каргин, А. С. Фольклор в современном социокультурном пространстве. От повседневной практики до элитарного досуга // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докладов. Т. 3. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 2006. С. 6–22
- Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: ИЦ Академия, 2001. - 416 с.
- Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2007. – 208 с.
- Культура Ракитянского района; традиции и инновации / под ред. Е.А. Чефоновой. – Белгород: Белгородская областная типография, 2015.- 355 с.
- Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.
- Народная художественная культура / Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. - М: МГУКИ, 2000. - 344 с.
- Нисловская, Л.А., Фришман, И.И. Русские народные игры. Учебно-методическое пособие М.: Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, 2017. – 61 с.
- Римашевская, Л.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии: дис…канд. пед. наук: 13.00.07 / Лариса Сергеевна Римашевская; СПбГУ. – 2001. – 183 с.
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2011. - 168 с.
- Тодорова, М.С. Народные игры в жизни детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. – 2015. - №5 (17). – С. 70-74.
- Фахрутдинова, Г.Ж., Фахрутдинова, А.В. Ф-21 Этнопедагогика: учебно-методическое пособие. – Казань: Отечество, 2019. – 100 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 // [Электронный ресурс] – URL: http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.08.2020).
- Ширяева, Н.С. Этнокультурная модель как средство формирования этнообразовательного пространства школы. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-model-kak-sredstvo-formirovaniya-etnoobrazovatelnogo-prostranstva-shkoly(дата обращения: 24.08.2020).
ПРИЛОЖЕНИЯ К ОПЫТУ
Приложение 1 – Педагогическая диагностика детских взаимоотношений
Приложение 2 – Протоколы оценки сформированности доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи (заикание)
Приложение 3 – Перспективный тематический план по развитию познавательной активности посредством в соответствии с изучаемыми лексическими темами.
Приложение 4 – Модель этнокультурного образования образовательной
Приложение 5 – Конспект прогулки Тема: «Разучивание игр: «Ручеёк», «Золотые ворота», «Море волнуется».
Приложение 6 - Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Разучивание считалок. Правила игры «От игры к спорту - один шаг».
Приложение 1
Педагогическая диагностика детских взаимоотношений
Педагогическая диагностика организации взаимоотношений в детском коллективе дошкольной группы организуется в соответствии с компонентами, указанными в методическом пособии «Мониторинг в детском саду» (2011). Книга подготовлена к печати коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства им. А.И. Герцена и включена в учебно-методический комплект программы «Детство» (2015).
Педагогическая диагностика включает в себя компоненты:
- когнитивный компонент – представление о сверстниках как партнерах общения, знание норм и правил положительных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками и общении в совместной деятельности, умение дать оценку поступкам. Методика «Разложи картинки» (модифицированная методика Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки») - экспериментальное задание;
- эмоциональный компонент – переживание положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка. Методика «Для себя и для других» - ситуация выбора;
- поведенческо - деятельностный компонент – умение следовать в общении правилам и нормам, регулировать свои действия и эмоции, вести диалог, проявлять коммуникативную активность и взаимопонимание. Методика «Сапожки в подарок» (модифицированная методика Г.А. Урунтаевой «Рукавички») – диагностическая ситуация.
Методика «Разложи картинки».
Цель: Выявить представления старших дошкольников с тяжелым нарушением речи (заикание) о правилах взаимоотношений со сверстниками и умение дать оценку детских поступков с моральных позиций. Содержание задания: Необходимо подготовить 18 сюжетных картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей по отношению к сверстникам. Например, дружная игра детей и ситуация ссоры, заботливое отношение к сверстнику и проявление равнодушия, оказание взаимопомощи и отказ от помощи сверстнику и т.п.
Ребенку предлагается рассмотреть картинки и разложить их так, чтобы с одной стороны лежали хорошие поступки, «которые тебе нравятся», а с другой – плохие поступки, «которые тебе не нравятся». Для ориентировки с каждой стороны соответственно ставятся изображения улыбающегося лица (одобрение) и хмурого лица (неодобрение). После выполнения задания ребенка просят объяснить свое решение.
Вопросы к детям:
-Что случилось с детьми на этой картинке?
- Чем тебе понравились (не понравились) эти дети?
-Почему ты положил эту картинку сюда?
- Почему так нужно (не нужно) поступать?
- Какие правила знают (не знают) эти дети?
- Откуда ты узнал эти правила?
Оценка результатов:
Высокий уровень: все рисунки разложены правильно, выбор обоснован с позиции моральных требований; ребенок понимает и адекватно оценивает ситуации общения, изображенные на картинках, называет правила, определяющие отношения детей друг к другу.
Средний уровень: рисунки разложены правильно, ребенок понимает смысл ситуаций, но обоснование своего решения дает преимущественно с позиции личного опыта и конкретной ситуации; общее правило затрудняется сформулировать.
Низкий уровень: ребенок допускает ошибки в распределении поступков, оценка отдельных ситуаций не адекватна, не может обосновать свой выбор с нравственных позиций, мотивирует необходимость правильного поведения внешними причинами типа «потому что за это нас воспитатель наказывает», «мама не разрешает», «нельзя драться, потому что можно синяк поставить или шишку».
Методика «Для себя и для других».
Цель - выявить умение ребенка быть справедливым по отношению к сверстникам, учитывать не только свои интересы, но и интересы других детей. Умение поставить себя на место сверстника и понять его желания.
Содержание ситуации. Ребенку предлагается разделить «как он хочет» девять картинок по трем коробкам (коробки одинаковые). В одну коробку он кладет картинки для себя, а в две остальные - картинки для других детей группы (их имена не конкретизируются).
При распределении картинок ребенок обнаруживает, что три картинки по сравнению с другими более явно красочные. Перед ребенком возникает выбор; взять все три лучшие картинки себе, а остальные отдать другим детям; распределить красочные картинки поровну; взять себе две лучшие картинки; не оставлять себе ни одной лучшей картинки; или вообще взять себе большую часть картинок и оставить другим детям по одной.
Все картинки пронумерованы (от №1 до №9). Фиксируется, как каждый ребенок распределил картинки, то есть указываются номера картинок, которые распределил ребенок для себя и для других детей. Так же отмечаются особенности поведения ребенка в процессе выбора, по результатам которого определяется уровень сформированности доброжелательного отношения детей к сверстникам, умение понять другого и выбрать справедливые и гуманистически оправданные действия.
Оценка результатов:
Высокий уровень: делает справедливый выбор без колебаний или после колебания.
Средний уровень: несколько раз меняет распределение картинок, прежде чем сделать окончательный выбор.
Низкий уровень: все красочные картинки были отложены в коробку «для себя». После выполнения задания можно попросить ребенка объяснить свой выбор: «Почему ты так распределил картинки?»
Методика: диагностическая ситуация «Сапожки в подарок» (модификация методики Г.А. Урунтаевой «Рукавички»)
Цель: выявить степень сформированности доброжелательных отношений между сверстниками в детском коллективе.
Содержание ситуации. Дети парами сидят за отдельными столами (6-8 детей). Перед ними доска, на которой расположены иллюстрации к сказкам «Кот в сапогах», «Иван-царевич», «Снегурочка». Детям предлагается сделать подарки героям иллюстраций — новые красивые сапожки. Для этого у них на столах есть все необходимое: два вида трафаретов сапожок (трафареты образуют пару сапожек, отличающихся величиной и формой), бумага двух цветов, цветные карандаши, краски, ножницы.
Педагог объясняет детям, что надо вместе сделать пару одинаковых сапожек для одного из персонажей. Сначала надо решить, кому и какие сапожки в подарок вы будете делать, выбрать трафареты, обвести их, вырезать, придумать узор, каким украсить сапожки, и затем раскрасить сапожки. «Помните, что каждый украшает только один сапожок, но так, чтобы вдвоем у вас получилась пара - двое одинаковых сапожек. Сапожки нужно вырезать и подарить тому, кому вы решили: Ивану-царевичу, Снегурочке или Коту в сапогах», предупреждает воспитатель.
Во время работы отмечается, как складываются детские взаимоотношения: могут ли дети договориться, согласовывают ли действия, обмениваются ли они мнениями, помогают ли друг другу, как преодолевают разногласия, в каком эмоциональном настроении они пребывают. Показателем дружеских взаимоотношений и согласованных действий являются хорошо выполненные сапожки и положительный эмоциональный настрой детей.
Оценка результатов:
Высокий уровень: принята общая цель, то есть дети едины во мнении, кому будут предназначены сапожки. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета. Узор на сапожках согласован в деталях: одинаковый, совпадает по цветам и элементам. Дети доброжелательны в общении. Эмоциональное состояние детей во время работы и после ее окончания положительное.
Средний уровень: принята общая цель, принимается с задержкой, после спора. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета.
Но узор на сапожках совпадает частично, наблюдается несовпадение по отдельным цветам и элементам. Дети не смогли согласовать все элементы и проявить взаимный контроль. В процессе работы возникают взаимные претензии. Эмоциональное состояние детей, в основном, положительное.
Низкий уровень: дети расходятся во мнении, кому предназначены сапожки. Сапожки выполнены по разным трафаретам, на бумаге одного (или разного) цвета. Узор не совпадает как по элементам, так и технике выполнения (один ребенок работал красками, другой - цветными карандашами, один сапожок украшен полосками, другой - кружочками и т. п.). Сапожки не образуют пару. Действуют дети индивидуально. Эмоциональное состояние детей неустойчиво, дети не выражают желания в дальнейшем работать вместе.
Приложение 2
Протоколы оценки сформированности доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) в 2017-2018 учебном году
№ п/п | ФИ ребенка | Название методики | ||||||||
модифицированная методика Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки» | методика «Для себя и для других» - ситуация выбора | «Сапожки в подарок» – диагностическая ситуация | ||||||||
Выс. | Сред. | Низ. | Выс. | Сред. | Низ. | Выс. | Сред. | Низ. | ||
Арина Б. | + | + | + | |||||||
Рома К. | + | + | + | |||||||
Дима Т. | + | + | + | |||||||
Захар Р. | + | + | + | |||||||
Миша Р. | + | + | + | |||||||
Злата К. | + | + | + | |||||||
Паша П. | + | + | + | |||||||
Арсений П. | + | + | + | |||||||
Ульяна С. | + | + | + | |||||||
Даниил Д. | + | + | + | |||||||
Иванна П. | + | + | + | |||||||
Марк Ш. | + | + | + | |||||||
Настя К. | + | + | + | |||||||
Аня К. | + | + | + | |||||||
Дамир К. | + | + | + | |||||||
Паша В. | + | + | + | |||||||
Матвей К. | + | + | + | |||||||
Милана К. | + | + | + | |||||||
Дима С. | + | + | + | |||||||
Дима И. | + | + | + | |||||||
Игорь П. | + | + | + | |||||||
Общее количество (чел) | 6 | 9 | 6 | 4 | 11 | 6 | 3 | 12 | 6 | |
Общее количество (%) | 28,6 | 42,8 | 28,6 | 19 | 52,4 | 28,6 | 14,3 | 57,1 | 28,6 |
Протоколы оценки сформированности доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) в 2018-2019 учебном году
№ п/п | ФИ ребенка | Название методики | ||||||||
модифицированная методика Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки» | методика «Для себя и для других» - ситуация выбора | «Сапожки в подарок» – диагностическая ситуация | ||||||||
Выс. | Сред. | Низ. | Выс. | Сред. | Низ. | Выс. | Сред. | Низ. | ||
Арина Б. | + | + | + | |||||||
Рома К. | + | + | + | |||||||
Дима Т. | + | + | + | |||||||
Захар Р. | + | + | + | |||||||
Миша Р. | + | + | + | |||||||
Злата К. | + | + | + | |||||||
Паша П. | + | + | + | |||||||
Арсений П. | + | + | + | |||||||
Ульяна С. | + | + | + | |||||||
Даниил Д. | + | + | + | |||||||
Иванна П. | + | + | + | |||||||
Марк Ш. | + | + | + | |||||||
Настя К. | + | + | + | |||||||
Аня К. | + | + | + | |||||||
Дамир К. | + | + | + | |||||||
Паша В. | + | + | + | |||||||
Матвей К. | + | + | + | |||||||
Милана К. | + | + | + | |||||||
Дима С. | + | + | + | |||||||
Дима И. | + | + | + | |||||||
Игорь П. | + | + | + | |||||||
Общее количество (чел) | 8 | 8 | 5 | 7 | 8 | 6 | 5 | 12 | 4 | |
Общее количество (%) | 38 | 38 | 24 | 33,4 | 38 | 28,6 | 23,9 | 57,1 | 19 |
Протоколы оценки сформированности доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) в 2019-2020 учебном году
№ п/п | ФИ ребенка | Название методики | ||||||||
модифицированная методика Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки» | методика «Для себя и для других» - ситуация выбора | «Сапожки в подарок» – диагностическая ситуация | ||||||||
Выс. | Сред. | Низ. | Выс. | Сред. | Низ. | Выс. | Сред. | Низ. | ||
Арина Б. | + | + | + | |||||||
Рома К. | + | + | + | |||||||
Дима Т. | + | + | + | |||||||
Захар Р. | + | + | + | |||||||
Миша Р. | + | + | + | |||||||
Злата К. | + | + | + | |||||||
Паша П. | + | + | + | |||||||
Арсений П. | + | + | + | |||||||
Ульяна С. | + | + | + | |||||||
Даниил Д. | + | + | + | |||||||
Иванна П. | + | + | + | |||||||
Марк Ш. | + | + | + | |||||||
Настя К. | + | + | + | |||||||
Аня К. | + | + | + | |||||||
Дамир К. | + | + | + | |||||||
Паша В. | + | + | + | |||||||
Матвей К. | + | + | + | |||||||
Милана К. | + | + | + | |||||||
Дима С. | + | + | + | |||||||
Дима И. | + | + | + | |||||||
Игорь П. | + | + | + | |||||||
Общее количество (чел) | 10 | 9 | 2 | 7 | 10 | 4 | 7 | 11 | 3 | |
Общее количество (%) | 47,6 | 42,9 | 9,5 | 33,4 | 47,6 | 19 | 33,4 | 52,4 | 14,2 |
Приложение 3
Перспективный тематический план по развитию познавательной активности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) посредством народных игр Белгородской области
Лексические темы | Игры для детей с ТНР старшего возраста |
Овощи | «Зайцы и морковка» Цель: Учить выполнять имитационные движения, подражать движениям животных. |
Фрукты | «У медведя во бору» Цель: Учить детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) |
Деревья осенью | «Городки» Цель: Развивать глазомер, точность движений, укреплять мышцы рук и плечевого пояса. |
Осень. Периоды осени. | «Шишки, желуди, орехи» Цель: Развитие внимания, быстроты и реакции. |
Перелетные птицы | «Пчелки и ласточки» Цель: Учить произносить текст хором в одном темпе. Воспитывать выдержку, внимание. |
Грибы | «Медведь, что ешь» Цель: Сформировать доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, реагировать на затруднения сверстника, оказывать помощь. |
Поздняя осень. Обобщение по пройденным темам | «Переселение лягушек» Цель: Учить слушать текст и выполнять движения с текстом, учить подпрыгивать, хлопать в ладоши. |
Домашние животные. Содержание их осенью | «Бои петухов» Цель: Развивать координацию коллективных действий; учить ориентироваться в пространстве. |
Дикие животные. Подготовка животных к зиме | «Охотники и утки » Цель: Развитие глазомера, ловкости |
Осенняя одежда. Материалы из которых она изготовлена | «Третий - лишний» Цель: Развивать словесно - логическое мышление, умение квалифицировать, сравнивать. Развивать зрительное восприятие. |
Зима. | «Снежки» Цель:Развивать меткость, глазомер, формировать умение ориентироваться в пространстве. Повышать двигательную активность. |
«Зимующие птицы. Условия жизни зимой.» | «Летели, не летели» Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспытывать выдержку. |
«Дикие животные зимой» | «Хромая лиса» Цель: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге. |
«Новый год» | «12 палочек» Цель: Развивать ловкость, выносливость, меткость. |
«Зимние забавы» | «Хоровод» Цель: Развивать умение двигаться в соответствии со словами, воспитывать дисциплинированность. |
«Деревья зимой. Хвойные деревья» | «Запрещенное движение» Цель: Учить дисциплинированности, развивать быстроту . |
«Зимняя одежда. Материалы. Детали одежды» | «Считалки» Цель: Обогащение (словесного) опыта. |
«Труд почтальона» | «Игры с песнями и хороводами» Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей построению в круг, хороводному движению. |
«Транспорт. Труд водителя» | «Платочек - летуночек» Цель: Развивать внимание, быстроту реакции. |
«Транспорт водный и воздушный. Труд пилота и моряка» | «Цвет» Цель: Формировать у детей умение различать цвета. |
«Наша Армия» | «Встречный бой» Цель: Закрепление линии старта и выполнения финишного рывка, развитие быстроты двигательной реакции. |
«Весна» | «Чижик (пыж, муха)» Цель: Развивать внимание, быстроту реакции. |
«Мамин праздник. Профессии наших мам» | «Игры с мячами» Цель: Развивать внимание, быстроту реакции. |
«Дикие животные весной и их детеныши» | «Волк и гуси» Цель: Развивать быстроту движения. |
«Домашние животные и их детеныши» | «Гуси-лебеди» Цель: Упражняться в беге в прямом направлении. |
«Птицы прилетели» | «Вороны и воробьи» Цель: Развивать у детей внимание, мышление, ловкость, координацию движения. |
«Деревья весной» | «Игры с прыжками» Цель: Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова. |
«Звери жарких стран» | «Пустое место» Цель: |
«Сельскохозяйственные работы весной» | «Достань камешек» Цель: |
«День Победы» | ««Городок-бегунок» Цель: |
«Насекомые» | «Ворон-синица» Цель: |
«Растения» | «Съедобное, не съедобное» Цель: |
«Цветы» | «Каравай» Цель: |
Приложение 4
Модель этнокультурного образования образовательной организации
Подходы: компетентностный, личностно-деятельностный, практико-ориентированный | Принципы: учета социокультурных особенностей, осмысленности, саморазвития, диалогизации, интеграции, культуросообразности, активности, самостоятельности, практической направленности, прогностичности |
Содержательный компонент | Целевой компонент | Операционно-действенный компонент |
Цель: восстановление образовательной преемственности в развитии отечественной культуры, понимание её места в мировом культурном пространстве |
Я-представитель своего народа | Я - житель города | Я - россиянин |
Оценочно-результативный компонен |
Образовательный процесс | ||||||
Учебная деятельность | Внеурочная деятель ность | Дополни тельное образование | Музей и музей ная комната | |||
Региональный компонент | Учебные предметы и спец курсы | По предмету | Воспитательная и досуговая де-ть | Творческ.объединения ОО | Творческ.объединения ДОО и ДДТ | |
Критерии: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный Уровни:высокий, средний, низкий | Этапы: концептуальный, диагностический, проектноисследовательский Технологии и методы: педагогическое проектирование, интеграция учебной и внеурочная деятельности, критического мышления, игрового обучения, дистанционного обучения, активные методы межкультурного обучения, взаимодействие с социумом Формы: уроки, занятия, элективные курсы, педагогические проекты, дискуссии, семинары, конференции Средства: художественно - эстетические, музыкальные, прикладное творчество, фольклор, народные игры, проект и др.Публикации: междисциплинарная программа, статьи, сборники |
Педагогические условия: |
Создание социокультурной среды:
|
Приложение 5
Конспект прогулки
Тема: Разучивание игр: «Ручеёк», «Золотые ворота», «Море волнуется»
Особенности игр и их воспитательное значение:
- Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнёрства при добровольном участии каждого ребёнка в том, что принято всеми. Соперничество с друг другом недопустимо.
- Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.
- Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.
- Важным компонентом игр является выбор партнёра, который осуществляется ребёнком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику. Ответная радость того, кого выбрали, и совместные игровые действия могут стать началом более тесных дружеских связей.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия.
- Разучивание игры «Ручеёк».
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка. Они берутся за руки и держат их высоко над головой, стоя лицом друг к другу. Из сцепленных рук получается проход, длинный коридор. Остальные дети становятся паровозиком и проходят под сцепленными руками, выбирая себе пару. Взявшись за руки, новая пара идёт в конец прохода и там становится, поднимая руки вверх. Тот, чью пару разбили, идёт в начало ручейка и, проходя под руками, выбирает того, кто ему нравится. И игра продолжается.
- Разучивание игры «Золотые ворота».
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Выбираются два водящих, они становятся лицом друг другу, берутся за руки, поднимают их- вверх, образуя ворота. Водящие договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Остальные дети берутся за руки, так что составляется цепочка. Игроки-ворота говорят считалку, а цепочка старается быстро пройти между ними.
Тра-та-та, тра-та-та, Пропускают не всегда:
Отворяем ворота, Первый раз прощается,
Проходите, господа! Второй раз запрещается,
Золотые ворота А на третий раз не пропустим вас!
При этих словах игроки опускают руки вниз - ворота захлопываются и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встаёт позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца.
Когда все игроки распределены, то устраивается перетягивание каната между двумя группами. При этом используется канат, верёвка, палка или дети берут друг друга за пояс. Разрешается воротам быстро проговаривать считалку, а проходящим ускорять шаг или переходить на бег.
второй вариант
Ай, люли, ай, люли,
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше –
Получилась красота!
Получились не простые –
Золотые ворота!
Возле норки крота
Встала горка крута...
Проходите, кто хотите,
В золотые ворота!
В игре принимают участие любое количество детей (чем больше, тем лучше).
Начинают игру 8 детей, которые строятся у стен в две шеренги (по 4 человека в каждой) лицом друг другу и берутся за руки. На 1-2 строки дети качают сцепленными руками вперёд-назад по два качания на строку. На 3-4 строки поднимают руки, не разъединяя их, и идут четыре шага навстречу друг другу. На строки 5-6, продолжая ходьбу, образуют круг. На 7-10 строки продолжают движение по кругу, не опуская рук, а со словом «ворота» останавливаются.
Все остальные участники игры под звуки музыки, взявшись за руки, бегут через круг цепочкой. Как только звуки замирают, ворота Закрываются (дети опускают руки). Те, кто оказался внутри круга, встают вместе с детьми, образующими ворота. На 7-10 строки игра повторяется до тех пор, пока все участники игры не окажутся в общем круге.
v. Разучивание игры «Море волнуется».
Дети становятся в круг на расстоянии двух шагов один от другого, и каждый чертит вокруг себя кружок. С помощью считалки выбирается водящий. Он идёт между играющих «змейкой». Проходя мимо кого- нибудь, водящий касается его плеча рукой и говорит: «Море волнуется!» Игрок, которому он сказал эти слова, следует за водящим. Затем водящий подходит к другому и также зовёт за собой словами «Море волнуется».Когда он соберёт всех или половину играющих, то начинает водить их по площадке цепочкой, огибая каждый кружок. По ходу руками все изображают движение волн. Неожиданно водящий говорит «Море спокойно», и все дети, в том числе и водящий, быстро бегут, стараясь занять любой из свободных кружков. Оставшийся без кружка становится водящим, и игра продолжается.
VI. Эстафеты с бегом и прыжками.
VII. Итог занятия. Рефлексия.
Приложение 6
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме:
«Разучивание считалок. Правила игры «От игры к спорту - один шаг».
I. Беседа.
- Дорогие ребята! В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок - улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая родина. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша великая Родина. «Каждый человек любит свою Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью», - так писал Юрий Яковлев.
Наша маленькая родина – поселок Ракитное. В ней проживает замечательный русский народ, который на протяжении веков живёт с добрыми соседями -, татарами, марийцами, башкирами, эвенками, якутами и др. У каждого народа есть свои сказки, песни, обряды и игры.
- Любите ли вы играть в народные игры?
- Какие народные игры вы знаете? («Жмурки», «Кошки-мышки», «Прятки», «Салочки», «Лапта», «Лиса и гуси»).
- На занятиях кружка «Народные игры» мы с вами побываем в гостях у наших предков. Думаю, вам интересно узнать, в какие игры играли ваши прабабушки и прадедушки. Согласитесь, что мы должны знать историю и обычаи страны, в которой мы с вами живём.
II. Разучивание считалок.
Большинство народных игр начинаются с выбора водящего. Правильный выбор водящего имеет большое значение во многих играх. Его активность, изобретательность часто определяют ход игры. Можно выбрать водящего по его качествам (того, кто хорошо бегает, кто не пропустит мяч, самого весёлого и т. п.). Этот способ особенно хорош, потому что выбранный водящий всегда старается как можно лучше оправдать доверие своих товарищей.
Но есть игры, где водящим может стать любой, тем более что в процессе игры он будет часто меняться. В этих случаях лучший способ - прибегнуть к считалке. Сам процесс выбора водящего при помощи считалки является для детей игрой.
Считалки всегда бывают рифмованными. Они могут быть поучительными, шуточными, весёлыми. Процедура выбора водящего при помощи считалок не одинакова. Иногда кто-нибудь читает забавный стишок и, произнося каждое слово, указывает на участников, стоящих в кругу. Тот из детей, на кого выпадет последнее слово, идёт водить. Например:
Тара-бара, тара-бара, Пчёлы в поле полетели,
Домой пора - ребят кормить, Зажужжали, загудели,
Телят поить, коров доить. Сели пчёлы на цветы,
Тебе водить! Мы играем - водишь ты. Но есть и такие считалки, в которых тот игрок, на которого пришлось последнее слово, выходит из круга, и расчёт производится сначала. Считают до тех пор, пока останется один участник, который и становится водящим. (Этот способ применяется только тогда, когда участников мало). Например:
Жили-были сто ребят, Сто хороших бабушкиных внучат, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать. Начинай считать опять. 4. Катилось яблочко Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет. Мы летели на ракете На планете странный дом, Все в нём спят глубоким сном. | — Ребята, давайте выучим считалки: 1.Вышла мышка как-то раз Поглядеть, который час. Час, два, три, четыре... Мышка дёрнула за гири. Вдруг раздался Страшный звон, Убежала мышка вон. За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни. | Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит – это он, Выходи из круга вон! Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу. Да работы не нашёл. Сам заплакал и пошёл. | Заяц белый, куда бегал? - В лес дубовый. - Что там делал? - Лыко драл. - Куда клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион. - Выйди вон! Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, Капустку нашёл, Сидит, грызёт. Иди прочь - хозяин идёт! Начинается считалка: На дубу скворец и галка. Улетел домой скворец, И считалочке конец. |
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф, ой-ой-ой, Умирает зайчик мой! Принесли его домой – Оказалось: он живой! | В синем море-океане Золотой корабль плывёт. А на острове Буяне Тёмный лес растёт. Станем думать и гадать, Как нам сосны сосчитать. Как не думай, ни гадай, Только нас ты догоняй! | Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт – Тот и вон пойдёт. | На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Отвечай поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей. |
III. Знакомство с правилами игры.
От игры к спорту - один шаг!
- Чтобы дело пошло на лад, когда мы играем, каждый должен знать и соблюдать основные правила:
- Играйте честно, дружно. Правила в игре - законы, которые надо соблюдать. В игре проявляйте больше выдумки, смекалки, не нарушая принятых правил.
- Играя с товарищами, помните, что вы не одни (не выставляйте себя, дайте играть другим).
- В играх-поединках выбирайте противников, равных по силам.
- Старайтесь всё время выручать товарищей по команде. Закон игры: один за всех и все за одного.
- Не горячись понапрасну! Так вернее прийти к победе.
- Обязательно слушайте руководителя игры: ОН - главный судья. Подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
- Победив, не зазнавайтесь (ведь можно играть ещё лучше). Не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы — противники, вне игры — товарищи.
- Проиграли - не унывайте! Поблагодарите победителя за науку; постарайтесь взять верх при следующей встрече.
- В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
- Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они были всегда исправны и красивы.
- Судьёй должны быть довольны и победители, и побежденные!
Наш девиз:
Тут у нас - все друзья,
Без друзей нам жить нельзя!
Всем советуем дружить, ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить ни за что на свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...
Развитие связной речи, закрепление лексических понятий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий.
Авторские ИКТ технологии. Развитие речи....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)
конспекты занятий по развию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...