Познавательное развитие в средней группе "Отражение русских традиций в народном костюме Белгородской области"
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников средней группы на тему "Отражение русских традиций в народном костюме Белгородской области".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект образовательной деятельности

(познавательное развитие в средней группе)

Тема:  «Отражение русских традиций в народном костюме Белгородской области»

                                                               Воспитатель Нетеса Н. Н.

Цель: сформировать представление дошкольников о русском народном костюме                                                                                                            Задачи:

•        познакомить детей со  старинным русским национальном костюмом Белгородской области; уточнить детали одежды, их функциональное назначение и преобразование; продолжить знакомить с орнаментом в русской народной одежде (узор как оберег, источник знаний и украшение);

 •        развивать знания о прошлом наших предков, их представлениях об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма; о типах тканей, используемых в прошлом и в настоящем, о способах изготовления ткани в старинные времена и сейчас;

•        воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

Используемые методы и приемы: словесные (диалог,  словесная установка, задание), практические (выполнение заданий), наглядные (дидактический, демонстрационный  материал), стимулирования и мотивации к деятельности (одобрение, похвала, поощрение, мотивирование), саморефлексии, прием обратной связи.

Приемы организации детей в деятельности: индивидуальное выполнение заданий, в паре, в подгруппе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: виртуальная  экскурсия в Белгородский государственный музей народной культуры, рассматривание фотографий, рисунков с предметами костюма, элементами вышивки.

Оборудование: кукла в национальном костюме Белгородской области, вышитые полотенца, фотографии, музыкальный центр, записи народных песен Белогорья, бумажные шаблоны частей костюма, материалы для рисования.

                         

   

План занятия:

Воспитатель: Здравствуйте красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы! Поклон вам гости званные да желанные.

У наших воротях, у наших, у широких

Стояла Федора – с позументом понева,

Снеком подпояска, с канителью завеска

С канителью завеска, строченая кичка

Строченая кича, золотая строчка…

  • Что вы поняли из строк песни? О чем этот отрывок? (Об одежде, о национальном костюме.)
  • Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду? (Откуда человек, из какой деревни, какого возраста, семейный он или холостой, богатый или бедный.)

Мы с вами знаем, что одежда на Руси имела различное назначение. Была, например, одежда праздничная. А какого еще назначения одежду вы знаете? (Рабочая, повседневная, свадебная.)

Давайте вспомним, какую одежду носят современные девушки и женщины (платья, юбки, брюки и т. д.).

- А вот русский крестьянин или крестьянка носили на себе много вещей, и каждая из них имела свое название. Мы с вами совершили виртуальную экскурсию в Белгородский государственный  музей народной культуры и уже знаем, как назывались детали  русского национального  женского и мужского костюма.

Какие из этих названий  вы запомнили? (Рубаха, сарафан, юбка, понева, кокошник, платок).  

В одежде белгородских крестьянок  можно выделить поневный комплекс.                                                                                                            

- Что же такое понева? ( Поневу называют прабабушкой юбки, это и есть юбка из шерсти, сшитая из четырех  полотнищ, были поневы распашные – из частично сшитых полотнищ, а были глухие - сшитые полностью). Найдите этот вид одежды у себя на картинках.

 - Как украшали этот вид одежды? (Вышивкой, шнуром, блестками, поневы были разного цвета- для обычных дней черная или синяя, для праздников – красная.)

- Какие традиции в ношении этого предмета одежды вы помните? Ведь это была не просто юбка? (Ее надевали на рубаху.)

- Какие особенности рубахи вы запомнили? Из какой ткани ее шили? Как украшали?

(Шили из домотканого материала из конопли, украшались вышивкой рукава манжеты, по низу, вокруг шеи).

- У нас есть возможность поучаствовать в процессе украшения. Все необходимое у вас на столе.

Вспомните особенности орнамента нашего края. (Украшение бумажного шаблона рубахи.)

Воспитатель: Красиво получилось, такую богато украшенную рубаху надевали только в праздники. И девушки, и парни в праздники любили играть в игры. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Горелки».

(Игра «Горелки»)

Воспитатель: Что еще входит в повседневный комплекс костюма? (Передник, фартук.)

- Как называли фартук на Белгородчине? (Завеска)

- Среди шаблонов у вас на столе есть различные виды фартуков.

 Расскажите о них. (Высокие, которые одеваются на шею, короткие, которые повязывались на талию, украшенные кружевом, тесьмой, вышивкой, аппликацией).

Воспитатель: И еще одного важного элемента не хватает в этом костюме? Что это? (Пояс.)

- Как еще его называли? (Поясок, подпояска).

А важный этот элемент потому, что ходить без опояски по рубахе считалось на Руси грехом. Без пояса могли выйти « на люди» только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.

Вот теперь мы можем выложить из частей поневный комплекс? Кто-то сделает это на манекене у доски, а мы подскажем, если будет нужно?

Воспитатель: Кроме поневного комплекса был еще сарафанный комплекс.

- Кто помнит, ребята, что значит слово «сарафан»? (Значит быть одетым с головы до ног.)

Сарафан - это старинный вид одежды, который носили и девушки и женщины. Их шили из домотканой шерсти, окрашенной в черный цвет. Девичий и будничный сарафан почти не украшали.

Девичий был сшит из 2-х полотнищ, а в женский по бокам вставляли клинья, чтобы был пышнее.

 Праздничные сарафаны богато украшали: грудь и лямки обшивали красной материей, позументом, серебряным шнуром, подол выкладывали лентами, полосками бархата, использовалась вышивка.

Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, носили без передника, повязывая широким поясом. Вот так как на нашей кукле Федоре.

- Кто знает, что это за сооружение на голове у Федоры? Как оно называется? (Это головной убор, который называется сорока.)

- А какие еще головные уборы наших предков вы помните? Как называется головной убор на ваших  картинках? (Чепец,  сорока, золотоглав, шаль, платок)

Такое разнообразие головных уборов у наших прапрабабушек тоже связано национальными обрядами и традициями. Вот, например, считалось, что непокрытые волосы замужней женщины приносят несчастье и с непокрытой головой она не могла не только выйти на улицу, но и показаться дома.

Первый головной убор надевали на девушку перед венчанием.

Обряд проходил очень торжественно и назывался «повивание». « Прощай коса – девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться» - так приговаривали свахи, одевая невесту.

Есть такая народная игра «Невеста». Я предлагаю нам с вам в нее поиграть

                           

                             Игра

Дети становятся в круг, в центре « Невеста». Все идут по кругу, приговаривают:

У невесты у Наташи,

Что живет в деревне нашей? (Остановились)

Было 7 женихов,

Было 7 соколов,

Вот с такими ушами,

Вот с такими ногами,

Вот с такими рогами!

Невеста: «Ах, вы дразниться!» - догоняет детей.

Воспитатель: А как называлась обувь, которую носили наши предки?    В начале прошлого века по  праздникам девушки и женщины носили «черевики» или «коты»- башмаки из кожи на каблучке,  сапоги или высокие ботинки на шнуровке, которые назывались «румынки» или «венгерки». Но  повседневной обувью  издревле  были лыковые лапти. Недаром русский народ сложил так много пословиц о лаптях. Предлагаю вспомнить пословицы о лаптях:

Не учась и лаптя не сплетешь (нельзя без учебы)

Не берись лаптя плести, не надравши лык (не делай дел без подготовки)

В дорогу идти, пятеры лапти сплести

В лапоть звонить (быть без дела)

Лаптем щи хлебает

Подведение итогов: ребята, а верно, что русские народные традиции отражаются в народном костюме ? Почему? Какие из  названий народного костюма   вы запомнили? А какие  головные уборы наших предков вы запомнили? А в какую народную игру мы с вами играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для старших дошкольников «Народный женский костюм Белгородской области»

Цели:•        расширять представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области;•        формировать интерес к ...

Конспект НОД по области «Познавательное развитие» В средней группе «Русский народный костюм»

Конспект НОД по области «Познавательное развитие»В средней группе«Русский народный костюм»Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Задачи:1.        ...

Познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области

На сегодняшний день региональный компонент в системе дошкольного образования актуален как никогда. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида №47 г. Белгорода была разработана примерная ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО "Речевое развитие" и "Познавательное развитие") в средней группе. Тема"Традиции русского гостеприимства"

Были поставлены следующие задачи:-Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью;-Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запомнить их, употреблять в собственной речи;-...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «4 ноября – День народного единства»

Тема: 4 ноября – День народного единства.Цель: знакомить детей с историей России  на примере государственного праздника. Задачи:Обучающая: формировать представление о событиях четырехс...

Приобщение детей к народным традициям посредством ознакомления с женским народным костюмом Белгородского края-Белогорочка.

   Наше будущее- это наши дети, а так как будущее невозможно без прошлого, то нам, взрослым: родителям, педагогам, необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе традиций, уваже...

«Красота орнамента в женском костюме Белгородской области».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе к школе «Красота орнамента в женском костюме Белгородской области». Образовательные...