Проект "Моя малая Родина"
проект на тему

Сидорова Нина Валерьевна

Общая направленность настоящего проекта состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_innovatsionnoy_deyatelnosti.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с.Гремячка Новобурасского района Саратовской области»

ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

2015г.

Введение

Общая направленность настоящего проекта состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Осуществление инновационной деятельности в детском саду гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности воспитанников.

Главным направлением инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения " Детский сад с.Гремячка» является реализация регионального компонента в деятельности детского сада. В детском саду реализуется проект  «Моя малая Родина» - проект составлен с учетом возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Каждый психологический возраст  включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); Проект предполагает работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (с 3 до 6 лет).

Данный проект предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, встречи, экскурсии, пополнение  мини-музея, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). 

1. Тема проекта: «Моя малая Родина»

2. Актуальность темы проекта: Мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы стремимся развивать познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, сформировать  навыки сотрудничества, воспитать любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него. 

Проблема проекта:

Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма, внедрить инновационные методы и приемы в воспитательно-образовательный процесс.

В своей практике воспитатели  часто сталкиваются со следующими проблемами:

  • отсутствие доступной информации по истории своего края;
  • отсутствие у детей навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;слабое умение представить окружающим полученные знания.

3. Цели и задачи проекта.

3.1. Цель проекта: Создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ как одного из условий повышения качества образования. Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к селу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей села и области. Воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой  родной  край,  деревню,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства.  

3.2.  Задачи проекта:

  • Повысить уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.
  • Стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и воспитания детей.
  •  Создать необходимые условия для творческой деятельности воспитанников.
  • Пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике.
  • Произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.
  • Приобщить детей к многонациональной культуре, сформировать у детей личностную культуру, приобщить их к богатому культурному наследию. 
  • Познакомить  детей  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  родной деревни.

Участники проекта: Педагоги, воспитанники ДОУ,  родители детей.

Сроки реализации проекта: май 2015- май 2016

Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская. 

Информационно-техническое оснащение: сельская библиотека,  интернет,  мини- музей народного быта, архивные материалы школы.

4. Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ (переход на инновационную модель работы).
  • Формирование позитивного имиджа ДОУ, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к другим ДОУ, что позволит установить и расширить партнерские связи.
  • Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ.
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на районном уровне.
  • Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и их отношения к работе.
  • Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
  • Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
  • Закрепить знания детей о своей малой Родине. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать восхищение красотой русской природы. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
  • Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды.


5. Принципы реализации проекта:

  • Гуманизм (создание в ДОУ эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода  с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого воспитанника).
  • Демократизация (активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций).
  • Научность, аналитическая деятельность.
  • Системный подход (сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДОУ).
  • Перспективность (направленность на конечный результат).
  • Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течение учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации).
  • Реальность поставленных целей.
  • Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).
  • Принцип главного звена (выбор основных целей на определенных периодах времени и этапах инновации)

Деятельность участников проекта на различных этапах

№ п/п

Этапы

Задачи

Деятельность воспитанников и родителей

Деятельность педагога

1.

Подготовительный

Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации.

Уточнение информации;

Обсуждение задания.

Выбор и обоснование критериев успеха.

Мотивация детей и родителей;

обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам;

наблюдение.

2.

Выполнение

Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта

Сбор информации: посещение библиотеки, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/ф, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.

Выполнение работ; участие в конкурсах патриотической направленности, оформление стенгазет к 70-летию Победы с земляками-фронтовиками. Словотворчество "Моя малая Родина".

 Конкурс рисунков и семейных поделок,

изготовление модели «Наша деревня в 21 веке», фотоматериал

« Моя малая родина". 

Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о малой родине – с.Гремячка
Организация экскурсий.

Наблюдение;

советы (по просьбе).

3.

Рефлексия

Подведение итогов работы над проектом.

Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая Родина» с целью дальнейшего использования).

Благодарность за работу в проекте.

6. ПЛАН – ГРАФИК ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. 

Название и содержание деятельности

 

1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование

  1. Определение темы и актуальности

  1. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия

  1. Определение ресурсного потенциала

  1. Нормативно-правовое обеспечение (договоры с родителями на экскурсии детей, на участие в мероприятиях, приказы по ДОУ).

2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами.

2.1. Тематическая беседа «Край родной – навек любимый»

1. Приглашение почетных гостей – старейших жителей деревни

2. Проведение мероприятия

3. Рефлексивный отчет воспитанников – беседа

«За что я люблю свой край?»

2.2. Выпуск стенгазеты « Ветеранам родного села посвящается»

1. Принятие решения – узнать, как можно больше о ветеранах своей малой родины.

2. Экскурсия  к памятнику погибшим воинам.

3. Фотографирование.

2.3. Выставка рисунков «Любимый край»

1. Изготовление рисунков

2. Оформление выставки рисунков.

2.4. Оформление стенда «Край родной навек любимый»

1. Сбор материала о знаменитых людях  

3.  Проведение экскурсии по материалам стенда.

2. 5. Викторина « Край родной навек любимый»

1. Подбор вопросов для викторины.

2.  Подведение итогов, выявление победителей.

2.6. Создание макета  « Гремячка в 20-21 веках»

1. Подготовка макета деревни

2. Сбор материала о строительстве в деревне .

3. Опрос жителей деревни:  «Какою  была деревня в вашу первую встречу?»

2.7.  Воинская слава наших земляков

1. Беседа: «Деревня в годы Великой Отечественной войны».

2. Исследовательская деятельность: «История памятника»

3. День защитника Отечества.

2.8. Фотоконкурс «В деревне виднее природа и люди»

1. Подготовка фотографий.

2. Оформление фото выставки.

3. Определение победителей.

2.9. Трудовые десанты «Чистота моей деревни»

1. Уборка территории ДОУ

2.. Выращивание рассады цветочных растений.

3. Педсовет  «Милая моя родина»

1. Подготовка материалов

2. Выступление с презентацией

        

Перспективный план работы по проекту «Моя малая Родина» на сентябрь 2015-май 2016гг.

Сентябрь:

Цель:
Формировать представление о родном селе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего села.

  • Целевая прогулка по близлежащим улицам: в селе несколько улиц, у каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера.
  • Беседа о домашних адресах.
     Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
  • Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
  • Беседы: «О названиях улиц», подбирать материал к созданию альбома «Край родной навек любимый».

Октябрь:

Цель:
Формировать представления детей о посёлке в котором они живут, уточнить знания о своей улице, воспитывать любовь к своему посёлку.

• Целевая прогулка по близлежащей улице. Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад.
• Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие дома расположены, какие магазины.
• Беседа о том, что полезного сделали люди. Напомнить, что всё сделано руками человека и всё надо беречь.
• Дидактические игры: «Кто где работает?», «Где люди живут?»,
• Беседы: «О домашних адресах», о профессиях (где и кем работают родители)
• Продолжать собирать материал по созданию альбома. Викторина «Край родной навек любимый».

Ноябрь:

Цель:
Формировать представление о родном селе, о его достопримечательностях, уютных его уголках, закреплять навыки поведения на улицах родного села, воспитывать любовь к родному краю.

• Занятие «Город-село».

• Экскурсия к памятнику нашего села.
• Вспомнить с детьми их домашний адрес, напомнить, что в селе много улиц с разными названиями. Пополнение альбома материалом.
• Дидактические игры: «Угадай, где и кем я работаю?»
• Рассматривание иллюстраций, сбор фотографий о зданиях нашего села  к созданию макета «Гремячка 20-21в»..
• Беседа: конструирование образовательной ситуации «Где строят города, посёлки, деревни» (в плодородной местности, где много воды; у источников воды; на пересечении дорог; рядом с лесом, так как древесиной можно отапливать дома, готовить пищу; на холмах, для защиты от врагов; рядом с шахтами, портами—рабочие города и посёлки; там, где люди предпочитают отдыхать, курортные города и посёлки; где находится правительство страны, столица нашей Родины—Москва).
Декабрь:

Цель:
Формировать представление о том, что наше село это маленькая частица нашей большой Родины—России, познакомить с историческим прошлым нашего села.

• Побеседовать с детьми, кто где был в родном селе, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии.

• Проблемные ситуации на тему, почему нужно знать свой домашний адрес: название улицы, номер дома, фамилию.
• Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад и названия улиц, на которых живут дети. 
• Предложить родителям, чтобы они с детьми рассмотрели экспонаты в мини- музее ДОУ, помогли пополнить наш музей.
• Дидактические игры: «Угадай, кем я работаю?», «Что предмет расскажет о себе».
• Беседа: «Кто заботится о нас в детском саду», «О помощи взрослым».
• Создание макета «Гремячка в 20-21в.»
Январь:

Цель:
Дать представление о Родине-России, развивать умение ориентироваться по карте, находить свою страну, свое село, воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

• Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе.

• Показать красивые здания.
• Беседа с детьми о правилах движения по улицам села.
• Чтение стихотворений о нашем посёлке, познакомит с писателями, кто написал эти стихотворения.
• Рассказы детей об улицах на которых они живут.
• Дидактические игры: «Где находится памятник?», «Кем быть?».
• Беседы: «Я и взрослые люди», «Я и моя семья», «Быт и основные занятия русских людей». Познавательное сообщение «Природа и города России».
• Работа со схемой «Как дойти до детского сада и по каким улицам».
Февраль:

Цель:
Формировать представление о Великой Отечественной войне, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному селу.

• Целевая прогулка по улице, на которой расположен детский сад, рассматривание здания детского сада, из какого материала сделан детский сад.

• Рассматривание памятника героям, павшим, защищая Родину, фотографий и иллюстраций. 
• Предложить родителям посетить вместе с детьми памятник, кто погиб защищая Родину.
• Беседа с детьми, которые были с родителями у памятника героям, погибшим, защищая своё отечество, предложить им рассказать, что они видели.
• Дидактическая игра: «Где я живу», «Узнай по описанию».
• Беседа «Детский сад—моя вторая семья», Традиции нашего села».
• Работа с родителями: рассказать детям о прохождении службы в армии, в каких частях, в каком городе они служили. Праздник «День защитников Отечества».

Март:

Цель:
Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости, за свою страну Россию, продолжать знакомить с символикой: российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России, нашего села.

• Беседа с детьми о родном селе, как называется, что детям нравится, где они были.
• Беседа о труде тех, кто строит дома.
• Беседа с детьми о том, как называют жителей родного села. Что делают его жители, чтобы родное село был красивее, что могут сделать дети.
• Рассматривание иллюстраций о городе и о посёлке. Закрепление знаний. Чтение главы из книги Л.Воронковой «Солнечный денёк».
• Дидактические игры: «Кто где работает», «Что из чего сделано».
• Беседы: «Наши имена и фамилии», «Я и моя семья», «Сколько мам в твоей семье?».
• Рассматривание фотографий современной застройки нашего села.
• Работа с картой Саратовской области.
Апрель:

Цель:
Продолжать знакомить детей с нашей огромной страной, воспитывать любовь к нашей малой Родине, где родились, где живём.

• Уточнение домашних адресов детей; напомнить, что в селе много улиц, и у каждой есть своё название.
• Дидактические игры: «Кем быть?» «Знаешь ли ты свой посёлок?».
• Беседы: «Без семьи нет счастья», «О помощи старшим», «Человек без Родины - что соловей без песни». 

Фотоконкурс «В деревне виднее природа и люди».

Май:

Цель:
Закрепить знания детей о своей малой Родине. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать восхищение красотой русской природы. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

• Занятие «Наша малая Родина »
• Беседа с детьми о том, как жители села весной стараются сделать его красивым.
• Закрепление знаний о нашем селе, о нашей малой Родине, рассмотреть иллюстрации, фотографии.
• Подведение итогов работы по проекту «Моя малая Родина »
• Дидактические игры: «Где я живу», «Кому что нужно для работы», «Назови свой адрес»
• Беседы: «Мой дом—моя крепость»
• Рассматривание альбома о родном селе.
• Выставка детских работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...