«Край наш северный».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/nod.severnyy_kray.docx | 16.89 КБ |
http://nsportal.ru/sites/default/files/slaydy_o_hantah.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Край наш северный».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: расширять представления детей о северном крае .
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о жизни и быте коренных народов севера – ханты;
2. Продолжать знакомить детей с играми народов севера, развивать ловкость, умение бегать в колонне по одному.
3. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей, нравственно – патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны;
Ход занятия:
1. Игра «Колокольчик»
Динь – динь – динь
Колокольчик поскорей!
Динь – динь – динь
Созывай моих друзей.
Динь – динь – динь
Становитесь, детки, в кружок, колокольчик вас играть зовет
Все собрались?
Все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда подбодрись
Не зевай и не ленись.
2. Создание мотивации к занятию
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кажется, кто-то стучится? Посмотрим, кто это (воспитатель вносит игрушку ханта) Вы узнали его? Это - хозяин северной земли, представитель древнего народа, хант. А пришел он к вам, чтобы пригласить вас в путешествие по его земле предков и рассказать о своем народе Ханты. Но сначала скажите, как называется край, в котором мы живем?
Дети: Север, Ханты - Мансийский.
Воспитатель: Правильно. Но наш край можно назвать по - другому: Югра, или ласково и нежно - Югория.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, где живут ханты? Верно, ханты живут в лесу, их даже называют лесные жители. Мы сегодня отправимся в гости к хантам в сибирский дремучий лес – тайгу.
Как вы думаете, на чем мы туда отправимся? Послушайте загадку?
Для колес, копыт и ног много сделано дорог,
Ну, а если снег и сопки, перевалы на пути?
Там всегда в метель и стужу,
Без дорог и ночь и день,
Человеку честно служит быстрый, северный… (олень)
Посмотрите, какой красивый северный олень поможет нам добраться до тайги, где живут ханты. Сейчас мы его запряжем в оленью упряжку и отправимся в гости к хантам. Дети занимайте места в оленьей упряжке, отправляемся в путь (звучит музыка и песня «Лесной олень»)
3. Основная часть
Вот мы и приехали.
-Ой, посмотрите-ка ребята, что это? Как называется этот домик, кто знает? (чум)
-Интересно, кто здесь живет? (показываю кукол хантов)
—Как называются жилища хантов, кто запомнил?
—Из чего они делаются?
Жилища хантов называется - «Чум». Чтобы сделать его, ханты берут длинные деревянные шесты, устанавливают в виде треугольника, которые в дальнейшем покрывают оленьими шкурами. Землю тоже устилают шкурами. В середине чума - печка. Вверху оставляют отверстие, куда выходит дым, когда топят печь.
-Чем могут заниматься эти люди?
-Ханты занимаются рыболовством, охотой, собирают ягоды, разводят оленей.
-На чём ханты передвигаются по такому глубокому снегу?
-Как олени помогают человеку на севере? (олени перевозят детей, оленье мясо и молоко употребляют в пищу)
-Ребята, помните, я вам говорила, что олени любят полакомиться ягодой? А вы любите ягоду? Какие ягоды растут на Севере, кто знает? (морошка, голубика, черника, клюква, брусника). Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой
Игра «Что лишнее»
-Давайте с вами угостим нашего оленя северными ягодами (на магнитной доске прикреплены картинки ягод, детям нужно убрать ягоды, которые не растут на севере)
Воспитатель: - Мы говорили, что зима в нашем краю холодная, студеная, дуют ветра. И кажется, я уже начинаю замерзать. Давайте с вами поиграем, сделаем зарядку, может и согреемся.
Физминутка (выполняется в кругу)
Ноги устали не знают, ловко по тайге шагают.
(ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Чтоб в тайге не заблудиться, нужно вместе потрудиться,
А уставшая спина, это просто ерунда.
(повороты туловища влево и вправо)
Срок пришёл, займись костром, подружись-ка с топором.
Порубить дрова решили 1, 2, 3, 4 (наклоны вниз и вверх)
Чтобы жар костру задать, всем руками помахать. Ручки вверх и ручки вниз, ну-ка, ну-ка, не ленись.
Наш костер во всю дымиться, дыма облако клубиться. Вот и гаснет, наконец. И зарядочке конец!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, не холодно ли в тайге зимой хантам?
Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?
Воспитатель: - Во что одеты?
(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тайги и людей)
Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.
Воспитатель: - А ноги во что обуты?
Дети: - Кисы и бурки.
Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Женщины расшивали эту одежду бисером, украшали узором и орнаментом. Каждый узор называли своим названием. Посмотрите внимательно на этот орнамент, что он напоминает, на что похож (показываю орнамент)
Дети: - На оленьи рожки.
- Верно, вот такой орнамент назвали «Оленьи рожки»
-Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Хантыйские авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим ханты любят играть в народные подвижные игры. Мы с вами в эти игры тоже играли на занятии по физкультуре. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ручейки и озера»
Хантыйская игра «Ручейки и озера»
Цель: Упражнять детей в беге в колоннах в разных направлениях. Развивать зрительное и слуховое внимание. Игроки стоят в 2 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера, вокруг своего ориентира. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры: бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны; строиться в круг можно только по сигналу.
Воспитатель: Славно мы сегодня повеселились, очень крепко подружились. Поплясали, поиграли, все вокруг друзьями стали. Я желаю вам со всеми народами дружить, в гости к ним приходить, всё на свете узнавать, почемучками стать и тогда скука вам будет нипочём. Вот подошёл к концу наше весёлое путешествие по нашему северному краю. Вот теперь нам пора возвращаться в детский сад, запрягаем оленей в упряжку, устраиваемся поудобней. Пора в путь!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа, их образом жизни, мировоззрением, традициями.
Традиционное и религиозные представления Народы ханты и манси Брак и семья Жилище Средства передвижения Домашняя утварь, одежда Охота и рыболовство Устное народное творчество
Народы ханты и манси Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Язык хантов и манси относят к угорским ( югорским ) – родственный венгерский язык. Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси – 4806 человек. В конце XIX в. хантов насчитывалось 16256 человек, манси – 7021 человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В томской, Свердловской и Пермской областях.
Традиционное и религиозные представления У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.
Брак и семья Уклад жизни патриархальный. Главой считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищи и среди женщин есть замечательные охотницы. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров
Брак и семья Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной со спинкою
Жилище Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики , домики для рожениц, для изображения умерших, общественные знания. Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыбаловов четыре сезонных поселения Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; размер, форма или назначение – собачья, оленья.
Домашняя утварь Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.
Одежда Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги , сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.
Средства передвижения Основной транспорт - лодка Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок . Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде
Средства передвижения Лыжи Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.
Средства передвижения Нарты Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи ) , либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая , длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.
Легенда о нартах Два Ханта решили построить нарты... Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил. Первый поехал — только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут — и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.
Охота Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.
Рыболовство Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. с реки ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.
Оленеводство Оленеводство у большинства служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. Откуда и как появились у хантов домашние олени?
Устное народное творчество Изобразительное искусство Рисунки ханты и манси обнаруживается много общего. Наибольшее развитие получил орнамент. в котором частично сохранились изображения животных. Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство.
Устное народное творчество Медвежьи игрища Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица).
Устное народное творчество Родовые и семейные знаки Знаки принадлежали к роду (позже к семье), так называемые тамги или «знамёна», и носили у ханты ярко выраженный сюжетный характер Татуировка Изображение религиозного содержания Изображения на изделиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие на тему "Край наш северный"
Занятие для детей подготовительной группы...
Проект "Край мой Северный"
Возраст детей: 5-7 летУчастники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.Тип проекта: творческий,...
Тематический план на неделю. Тема: «Край мой северный Ямал».
Цель: Расширять знания и представления о детях коренных жителей, во что они играют, чем занимаются....
Конспект занятия: «Край наш северный».
: расширять представления детей о родном крае.Задачи:: уточнять и систематизировать знания детей о родном крае (символика Югры, труд людей разных профессий; полезные ископаемые, их значимость в н...
Проект «Край мой северный, край мой любимый»
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...
Проект «Край мой северный, край мой любимый»
Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...
Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина...