Конспект непосредственной образовательной деятельности «Мой родной город – Егорьевск»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного города - Егорьевска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_gorod_moy_egorevsk.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий»

(Конспект непосредственной образовательной деятельности

 «Мой родной город – Егорьевск».)

Зайцева Наталья Геннадьевна

воспитателем

МДОУ  д/с № 27

г. Егорьевск

2013 г.

Актуальность и значимость проекта

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Образовательная деятельность по данной теме направлена на воспитание любви к своим ближним, и детскому саду, к своим родным местам, родной стране.

 Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных  средств и различных форм влияния.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.

Особый упор делается мною на «сотрудническую  миссию» воспитания, обучения и развития детей,  взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе.  

Теоретические основы проекта

Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования является  формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности.

Проект реализуется через игровую и образовательную  деятельность, создание благоприятного психологического климата в коллективе, создание предметно-развивающей среды развития ребенка, учитывающей запросы субъектов образовательного процесса.

 Проект построен  с учетом интересов и потребностей детей, предоставляет возможность каждому ребенку продвигаться в своем развитии.

Проект состоит из нескольких разделов, объединенных одной общей темой.

Сентябрь – Здравствуй – это я.

Октябрь – Моя Родина – Россия.

Ноябрь – Путешествие в Древнюю Русь.

Декабрь – Наша страна, наш город.

Январь – Мой город – Егорьевск.

Февраль – Все работы хороши.

Март – Женщины нашего города.

Апрель – Мы все – жители планеты Земля.

Май – Мы – знатоки нашего города.

В каждом разделе предусмотрены разнообразные формы организации образовательной деятельности, охватывающие все образовательные области   (социально - коммуникативное,   познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие).

Цели образовательной деятельности в данном проекте

  1. Формировать у детей любовь к Родине, к родному городу и его историческому прошлому;
  2. Воспитывать чувство ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;
  3. Приобщать детей к культуре и традициям нашего народа.

Задачи  образовательной деятельности

  • Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем Егорьевска;
  • Знакомство с культурным наследием Егорьевска;
  • Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
  • Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

Методические рекомендации

Основными условиями успешного патриотического  воспитания и образование детей старшего  дошкольного возраста являются:

  • Создание благоприятного психологического  климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, к родному городу, родной семье начинается формирование того фундамента, но котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
  • Интеграция содержания образования. Проектирования такого содержания образования, которое способствовало бы усвоению  ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов.
  • Интеграция условий реализации содержания образования. Использование различных педагогических технологии по патриотическому воспитанию; разнообразные формы организации образовательной деятельности; интегративные средства, методы и приемы; мобильность предметно-развивающей среды, учебно-наглядные пособия и материалы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Мой родной город – Егорьевск».

Материалы:

  • фотографии с видами города;
  • флаг и герб города;
  • стихи о городе;
  • аудиозапись песен о городе;
  • листы ватмана, фломастеры.

Ход образовательной деятельности:

Звучит аудиозапись песни о городе.

Педагог.

Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло) Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Друг на друга поглядим,

Про себя проговорим:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?»

Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами, заканчивая фразой: «Все у нас пригожие. Все у нас хорошие».

Педагог. Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать приятно.

Мой Егорьевск, родины глоток,

На твоей ладони спят века.

Я на ней, как маленький цветок.

Как живая капля родника.

Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

Ответ детей: «Мы сегодня будем беседовать о нашем городе Егорьевске». Педагог. На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Это наша с вами малая Родина.

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина.

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор,

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной микрорайон.

Многое можно вспомнить и рассказать о городе, в котором вы родились. Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе?

Высказывания детей:

  1. Наш город красивый, в нём есть музеи, гимназии, много детских садов и школ.
  2. В нашем городе родился Эдуард Николаевич Успенский, написавший много книг для детей.
  3. Наш город расположен на юге-востоке от Москвы. Из города можно проехать в другие города: Воскресенск, Коломну, Шатуру, Электросталь.
  1. У нас на улице Советской - Вечный огонь и мемориал Славы в честь героев, павших в боях за свободу и независимость Родины в ВОВ.
  2. В нашем городе учился известный лётчик В. П. Чкалов.
  3. Мэр нашего города - Лавров Михаил Трофимович, который много делает для того, чтобы наш город был красивым, уютным, светлым.

Педагог. Вот видите, город наш небольшой, а, сколько в нем есть всего, что может нравиться, кажется, что по-другому и быть не могло. А ведь так было не всегда. Я предлагаю вам отправиться в путешествие - в прошлое. Хотите узнать, каким был Егорьевск давным-давно?

Давайте построим машину времени и отправимся в путь. Начнём отсчёт времени: счёт до 10 и обратно. (Аудиозапись.)

Посмотрите, где мы с вами находимся.

Давно это было. На месте сегодняшнего Егорьевска в то время произрастал густой лес, в котором было много ягод, грибов, зверей. Угадайте, какие звери жили в этом лесу?

  1. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

  1. На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

  1. Колючий недотрога

Живёт в лесу густом.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

  1. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

 А от голода кора.

  1. Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

6. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

А как вы думаете, какие ягоды росли в лесу? А грибы? Ответы детей.

Привольно и раздольно жилось зверям в лесу. А в этом лесу протекала полноводная река, в которой водилось много рыбы. И вот пришли сюда люди - наши с вами предки. Очень понравилась им эта местность, и решили они здесь поселиться. Так появилась деревня Высокая, которая со временем стала называться село Высокое. Наши предки были превосходными строителями, занимались торговлей, художественными промыслами: резьбой по дереву, медным литьём, книжным орнаментом, а ещё они славились игрой на гуслях. Вот почему реку, возле которой было воздвигнуто село Высокое, прозвали Гуслицей.

Физкультминутка.

Мы по бережку пойдём,

У берёзки сядем.

В руки гусельки возьмём

И тихонько запоём:

«Тренъ-брень, гуселъки,

Золотые струночки.

Тренъ-бренъ, гуселъки,

Золотые струночки».                                   

А теперь слушайте, что было дальше. Построили наши предки в селе церковь во имя св. Георгия Победоносца, которого в народе прозвали Егорием, и село стало называться Егорий-Высокий. И вскоре пришла селянам радостная весть о том, что село переименовали в город Егорьевск. У города появился герб. Символом Егорьевска стала победа добра над злом. Рукой небесного заступника - пронзённый копьём змей. (Рассматривание герба.)

Многое  для  развития Егорьевска  сделал  купец  Никифор  Михайлович  Бардыгин городской голова, т. е. главный в городе, как наш мер - Михаил Трофимович Лавров. (Показ портрета Н. М. Бардыгина.) Н.  М.  Бардыгин     построил  школы,  гимназии, больницы, фабрики,  провёл водопровод в город, сделал уличное освещение, разбил скверы и парки. (Рассматривание фотографий.) Всё это сделано неустанными заботами городского головы Никифора Михайловича Бардыгина. Об этом можно рассказывать очень долго. Но нам пора возвращаться назад в современный Егорьевск. Готовы? Отсчёт времени.

(Аудиозапись.)

Педагог. Вот мы и вернулись из прошлого, где узнали много нового об истории нашего города. Город рос. Открывались постепенно Дом культуры, музыкальная школа, поликлиники, больницы и всё-всё, что вы сейчас видите в городе, всё, что вам нравится, без чего, нам кажется, мы бы и жить не смогли. Город не был бы таким, если бы не было таких трудолюбивых людей,  таких умных,  заботливых руководителей,  которые знают,  что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и беззаботной жизни вам, детям. Каждый, живущий в нашем городе, считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память.

Много у нас есть горожан, наших земляков, которые делали и продолжают делать всё для того, чтобы город становился красивее, богаче. Мы можем гордиться   мужественными людьми - героями Советского Союза, участниками В. О. Войны, в честь которых возведён мемориал Славы - «Аллея героев», мы гордимся теми учителями и врачами, которые учат и лечат людей, нашими спортсменами, которые участвуют в различных соревнованиях, поэтами, которые сочиняют такие чудесные поэмы, стихотворения. Это все наши с вами земляки, которые живут рядом с нами, с кого мы можем брать пример, кем мы можем гордиться. Пока вы еще дошкольники, вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить - значит, знать его. Давайте поиграем в игру: "Что вы знаете о своем городе?"

Вопросы:

  1. Что вы знаете об истории нашего города?
  2. Как называется улица, на которой вы живёте?
  3. Назовите адрес нашего детского сада.
  4. Что находится рядом с детским садом?
  5. Какие улицы города вы знаете?
  6. Кто мэр нашего города?
  7. Какая школа находится рядом с детским садом?
  8. Назовите людей, прославивших наш город.
  9. На какой улице находится администрация города?

10.        Как должны взрослые и дети относиться к своему родному городу?

Педагог. Вокруг нашего города растет лес. Давайте мы отправимся туда. Физкультминутка "Осенний лес".

Мы пришли в осенний лес!

Сколько тут вокруг чудес!

Справа - березка в наряде стоит.

 Слева - елка на нас глядит.

Вот зайчишка побежал,

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет теперь он нас.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

Кругом - тишина и покой,

Ну, а нам пора домой.

Дети садятся.

Педагог. Молодцы! Мы сегодня говорили об историческом прошлом нашего города, о том, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной город. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете. Наша игра-мечта так и будет называться "Мечтатели", ее можно начинать словами: "Когда я вырасту..." Высказывания детей.

Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры. Представьте, что в центре города построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик - это ваша мечта. Я вам предлагаю дома нарисовать свою мечту, а завтра принести рисунок в детский сад. И мы с вами построим город будущего.

Ребёнок читает стихотворение.

«Признание в любви»

« Где-то меж Рязанью и Москвою

В глубине мещёрской полосы,

Дань отдав святейшему Егоръю,

Город вырос средь берёзовой красы.

Он стоит, расправив гордо плечи,

А вокруг - простор лесов, полей.

На церковной площади под вечер –

Тишина и стаи голубей.

Окунаясь в этот дивный сумрак,

По твоим я улицам пройдусь.

На окраине с «чудным» названьем «Фубры»

Я опять сегодня заблужусь.

        И, засматриваясь на узоры окон,

         Сделаю признанье, не тая:

        Я люблю тебя, родной мой город –

       Улицы, дома и тополя.

Праздники люблю твои и будни,

И цветы у вечного огня,

Школу, где меня, наверно, помнят,

Славные мои учителя,

Детские сады с их голосами,

Парк Победы, речки синеву ...

Вас люблю, родные горожане –

Всё, что малой Родиной зову!»

Педагог. Такое замечательное стихотворение написала наша землячка - Соколкина В. В. Я думаю, что вы все, повзрослев, вот так же сможете признаться в любви к нашему городу: кто-то стихами, кто-то песнями, а кто-то просто хорошими, добрыми делами.

Оценка результатов проведенной образовательной работы

Занятие проводилось в группе. Длительность занятия – 30 минут, что соответствует САНПИНу и возрастным возможностям детей.

Основные задачи были выполнены. Занятие построено четко по плану, насыщено разнообразной деятельностью детей. В нем можно выделить несколько частей:

  1. Вводная часть – настрой на занятие – упражнение – приветствие «Утро начинается…» направлено на достижение общего эмоционального состояния детей.
  2. Основная часть. Повторение знаний, изученных детьми раньше, сообщение новых знаний.
  3. Заключительная часть – подведение итогов занятия, домашнее задание.

На протяжении всего занятия были проведены физкультминутки, что способствовало более динамичному ходу занятия. В ходе занятия использовались различные приемы активизации детей: вызов детей на ответ, обращение к личному опыту детей, рассматривание иллюстраций (слайдов).

Также были задействованы ТСО – аудиозапись, показ слайдов. Ребята на протяжении всего занятия были активны и заинтересованы, дети были эмоционально отзывчивы и хорошо работали во время занятия.

Прогнозируемые результаты реализации проекта

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:

  • чувствовать свое эмоциональное состояние и  эмоциональное состояние других людей;
  • проявлять интерес  к прошлому, настоящему и будущему своего города;
  • способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
  • проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
  • воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
  • проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности – инициативный;
  • воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
  • понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим  и социальной  действительностью. -  М:  ФГЛ, 2005. - 206 с.
  2. Железнова Е.П. Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников. – С.-П.: Детство – Пресс, 2013

  1. Зацепина М.Б., Косарева В.Н. Патриотическое воспитание дошкольников, М, Айрис – Пресс, 2010. -  134 с.
  2. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 247 с.
  3. Комратова Н., Грибова О. О Гражданском воспитании  дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005,  №3 с 3- 10
  4. Мы – Егорьевцы. Книга вторая. Исторические документы о Егорьевском крае/сост. В.И. Смирнов. – М.: Энциклопедия сел и деревень,2003, 552 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Краски родного края" старшая группа

·         Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае·        Закреплять навыки рисования красками кубанских уз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)

   Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению: «Город Ачинск - город мой».

НОД по краеведению о городе Ачинске , его интересных местах , людях и событиях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Воронеж- мой город родной"

На волнистых берегах, в русском поле,Город-труженик стоит Божьей волей.Отражается в воде куполами,Вписан в летопись времен кораблями.Книга жизни твоя не закрыта,В переплёте берегов не забыта.Никогда и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Огни родного города»

Формирование интереса к малой родине посредством интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие&r...