Конспект непосредственно образовательной деятельности "Воронеж- мой город родной"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Иванова Татьяна Ивановна

На волнистых берегах, в русском поле,
Город-труженик стоит Божьей волей.
Отражается в воде куполами,
Вписан в летопись времен кораблями.
Книга жизни твоя не закрыта,
В переплёте берегов не забыта.
Никогда и нигде не уронишь
Свое доброе имя — Воронеж!

( С. Гребенников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronezh.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  "Воронеж- мой город родной"
(подготовительная группа).

Цель. Расширять знания детей о родном городе. Вызвать интерес к истории своего города.

Задачи. Пополнять знания детей об отдельных страницах истории родного города: его возникновении, строительстве военного флота, героическом подвиге в годы  великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой город.

Материалы. Мультимедийное оборудование, слайды с изображением  политической карты мира, картой России, видами города Воронежа.

Воспитатель.  Ребята, посмотрите ,как много в мире стран. Как называется страна, в которой мы живем? ( Россия). Значит, кто мы? (Россияне).

- Покажите   Россию на карте. Видите, какая она большая.

- В каком  городе мы живем?(Воронеж).  Как нас можно еще называть? (Воронежцы).

- Посмотрите, где расположен наш город на карте (В самом центре России).

Россия -  Родина всех россиян, а Воронеж - наша малая Родина, потому что мы родились в этом городе, живем здесь.

- Что можно сказать о нашем городе?(Большой, красивый, любимый, гостеприимный, доброжелательный...).

-Воронеж появился 430 лет назад на берегу одноименной реки, впадающей в реку Дон, как пограничная крепость на юге  Российского государства  для защиты от набегов  татарских войск  на  центральные земли государства. До появления города - крепости эти земли были пусты и безлюдны. Основателем города- крепости считается  воевода Семен  Сабуров.

Слайды деревянных построек города.

-На воронежской земле были замечательные  леса  с пригодными  для строительства кораблей деревьями ( в частности, дуба), по реке Дон шел путь в Азовское море, а оттуда -выход в Черное море. Поэтому в 1696 году здесь под руководством  царя Петра  Первого  было  начато строительство русского военного флота. Как , в связи с этим, называют Воронеж, знаете? (Колыбель русского флота, родина русского флота). Сейчас первый   корабль "Гото Предистинация" ("Божье Предвидение"  ) восстановлен по старым чертежам ,стоит на том самом месте, где строились первые военные корабли,  на нем проводятся экскурсии. Я знаю, что некоторые из вас у же побывали там вместе с родителями.

Слайды строительства кораблей, копии "Гото Предистинации".

-Шли годы, столетия, наш  город строился, перестраивался, в нем появилось много домов, заводов, фабрик,  университетов, школ, детских садов... 17 декабря 2012 года в  нашем городе родился  миллионный житель. Вот какой стал наш город!

-На месте реки Воронеж появилось водохранилище. Как его называют жители(Море,  п.ч. оно большое, широкое). На каком берегу мы живем?(На Левом).

-Что соединяет Правый и Левый берега?(Мосты).

-Как они называются? (Чернавский, Вогрэссовский, Северный).

-Вот сейчас мы и совершим с вами"поездку" по нашему городу. Как вы считаете, на чем лучше нам  это сделать? (На автобусе ,п.ч. можно будет останавливаться, если что-то захочется получше или поближе рассмотреть).

Физкультминутка.

 Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

На экране - слайды.

-Итак, наш автобус выезжает на Ленинский проспект, проезжает мимо     Лебединого озера, любимого места многих жителей нашего района,  и направляется к Чернавскому мосту. Это- самый первый мост в Воронеже.  Он был взорван во время войны и восстановлен только через 17 лет. Проезжаем мост,  поднимаемся вверх и оказываемся на главной улице нашего города- проспекте Революции. Чей памятник мы видим?(Памятник Петру Первому).

-Да, а сквер , где он находится называется Петровский.

На противоположной стороне проспекта- Музей изобразительных искусств и Управление Юго- Восточной железной дороги.

- Кто назовет  это здание? (Это главпочтамт).Ребята, это здание -исторический памятник: главпочтамт  на этом месте расположен более200 лет. А рядом с почтамтом -памятник военному почтальону.

- Что мы видим дальше?(Вечный огонь  и памятник героям войны).Этот  памятник символизирует единство фронта и тыла, победа была общей ,т.к весь народ встал на защиту своей страны. На стеле -орден Великой отечественной войны   Воронежа  и воронежцев  . Помните ,здесь мы с вами были в прошлом году и возлагали цветы к Вечному огню.

- Наша экскурсия продолжается. Это здание вы, конечно, узнали? (Кукольный театр, а перед ним памятник верному Биму, герою книги воронежского писателя Гавриила Троепольского).

- Ребята,  читаем, как называется  кинотеатр( "Пролетарий"), на этом самом месте 100лет назад также было здание кинотеатра, первого  в Воронеже. Рядом с ним памятник , узнали кому?(Это памятник известному русскому поэту Ивану Никитину, деньги на этот памятник были собраны простым народом).

 Ребенок читает стихотворение Никитина.

- Мы с вами- на главной площади города. Как она называется? (Площадь Ленина).Что находится в самом центре города? (Областная библиотека имени  И. С. Никитина, Государственный театр оперы и балета,  здание,  где работает Правительство Воронежской области, Кольцовский сквер с памятником А.В. Кольцову, известному воронежскому поэту. Зимой здесь бывает самая главная елка города).

-Давайте мы погуляем по   красивому скверу.

Физкультминутка.

Мы сегодня рано встали,

В сквере этом погуляли,

На качелях покачались,

С горки весело катались.

Хороводы мы водили,

Голубей потом кормили,

На одной ноге скакали

И нисколько не устали.

На экране - слайды.

- Садимся в автобус и едем дальше. Показалось какое-то необычное здание. Это...(наш любимый цирк) .Как вы думаете, почему  у него такая форма(В цирке большая круглая арена, чтобы его можно было сразу узнать...).

- А дальше дорога ведет нас к Чижовскому плацдарму. Здесь бои шли 204 дня, вместе с  воинами армии здесь сражались и бойцы народного ополчения, т. е., просто гражданские люди. Сейчас здесь мемориальный комплекс, тут навечно остались лежать защитники нашего города. Скульптурная группа из трех воинов , салютующих поднятыми автоматами в память павших  за Родину, видна издалека. Воронеж -один из немногих городов, который не был полностью захвачен фашистами. На Левый берег наши защитники врага не пустили ценой своей жизни.

А  дома правого  берега были почти все взорваны фашистами. После освобождения Воронежа 25 января 1943 года все оставшиеся в живых жители взялись восстанавливать родной город из руин.

-Наш автобус переезжает Вогрэссовский мост , мы въезжаем на Левый берег , и снова оказываемся на Ленинском проспекте. Ленинский проспект- самая длинная улица нашего города - почти 9 километров ее протяженность. На этой улице жила известная воронежская сказительница Анна Николаевна Королькова, вы видите на ее доме памятную доску.

- На нашем пути еще одно памятное место нашего города. Это  парк Патриотов. Вы не раз бывали здесь с родителями. Расскажите , что здесь можно увидеть. (Вечный огонь,  музей-диорама, выставка военной техники, стела "Воронеж- город воинской славы".

-Вот  и заканчивается наша экскурсия по городу. Город наш очень большой и нужен не один день , чтобы посетить все памятные места. Но у вас, ребята,  еще все впереди, и  будет возможность познакомиться со своим городом поближе . Каким вы увидели наш город? Что нужно делать, чтобы он стал еще красивее, еще лучше? (Ответы детей). Я думаю, когда вы  станете взрослыми,  тоже будете способствовать тому, чтобы наш Воронеж был самым красивым городом.  А мы уже" подъезжаем"  к нашему детскому саду, узнали?  Сейчас в группе мы будем  рисовать свое самое любимое место нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Путешествие по родному городу» в подготовительной к школе группы

Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе и   истории его возникновения;   воспитывать любовь к родному городу , нравственно-патриотические чувства к своей малой родине....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)

   Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению: «Город Ачинск - город мой».

НОД по краеведению о городе Ачинске , его интересных местах , людях и событиях....

конспект непосредственно образовательной деятельности "Спешим на помощь родничку"

Занятие направлено на экологическое воспитание детей второй младшей группы. Дети через игровые действия стараются посмочь Родничку быть чистым и плыть без препятствий. Дети учатся проводить опыты...