Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению: «Город Ачинск - город мой».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
НОД по краеведению о городе Ачинске , его интересных местах , людях и событиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению: «Город Ачинск - город мой».
в группе компенсирующей направленности
детей старшего дошкольного возраста
воспитатель 1 категории: Суетина О. А.
Программное содержание:
- уточнить и расширить знания о родном городе;
- дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику города Ачинска;
- формировать уважение и любовь к Родине, своему родному краю
Обогащение и активизация словаря: государство, символика, герб.
Материал: карта России, глобус, карта Красноярского края, разрезанный на части герб Ачинска.
Предварительная работа с детьми:
Экскурсии по горалу и в краеведческий музей. Рассматривание иллюстраций Ачинска и его достопримечательностей. Разучивание стихов о родном городе. Беседы об Ачинске.
Ход:
Воспитатель: - Обращаю внимание детей на карту России, которую рассматривали ранее) Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства. Кто знает, как называется наше государство?
Дети: - Наше государство – Россия.
Воспитатель: Кто может показать границы нашего государства? (Желающие обводят указкой границы России)
Карта может много рассказать о стране. Мы видим, что Россия большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной (показ наиболее значимых городов, рек нашей с:траны)
Воспитатель: В каком крае вы живете?
Дети: В Красноярском крае.
Воспитатель: Кто знает, как называется главный город нашего края?
Дети: Главный город нашего края – Красноярск. (Показываю на карте )
Воспитатель: У каждого из нас есть своя малая Родина. А что такое Родина?
Дети: Это тот уголок земли, где мы родились, где находится наш дом.
Ребенок:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна,
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом, снега и вьюга. Н.Забила «Наша Родина»
Воспитатель: Наша малая Родина- город, в котором мы живем. Как называется наш город?
Дети: Наш город- Ачинск.
Ребенок:
Ачинск – любимый город,
Ачинск – зеленый сад,
А я в любое время года,
С Ачинском встрече рад!
Воспитатель: А как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Потому что находится на реке Ачинке.
Воспитатель: В начале, на месте нашего города было море - озеро, омывая предгорья хребта Арги и простираясь противоположным берегом , где-то до городка Боготол. Глубокое то было то озеро-море – 72 метра. Археологи называли его « Великим Чулымским стоком».
Скажите, как называется река, протекающая возле вашего города? (Чулым). А кто - ни будь из вас, знает, откуда пошло название реки?
Название Чулым переводится: чу – большой, лы – вода, течение, т.е. – «Большая вода». (Приложение №1)
Воспитатель: Чем вам нравится наш город?
Дети: В нем много зелени. Всегда чисто. Есть места, где можно поиграть, покататься на велосипеде. В городе протекает несколько речек: Ачинка, Чулым, Тептятка, Салырка. Летом всегда можно искупаться в речке Чулым.
Воспитатель: Изыскания археологов Новосибирской Академии наук показали, что палеолитические стоянки на месте современного города датируются глубокой древностью – около 20 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют предметы из раскопок Айдашинской пещеры в окрестностях города.
История самого Ачинска началась в 1863 году, на крутом берегу полноводного Чулыма среди вековой тайги был построен древний острог-форпост, охраняющий границы государства Российского от нашествия тюркских племен.(Приложение №2)
На хорошем месте был заложен острог. Мимо него проходили водные и торные торговые пути, благодаря чему он быстро вырос в крупное торговое поселение. Только в 1708 году Сибирь стала называться губернией, и в подчинении у воеводы находилось 30 городов. Постепенно Сибирь стали населять русские народы, смешиваясь с иноверцами. Около 100 лет он не имел постоянного населения и переносился с места на место не менее 5 – 7 раз. Ачинский острог был необходим для защиты рубежей на юге Сибири от киргизов. (Приложение №3)
Город тоже изменился, появились новые улицы, проспекты, но в городе есть еще и старые дома, находящиеся в «старом центре», так называется район, откуда началось строительство города.
Дома в «старом центре» стоят еще старой постройки, в них давным-давно жили купцы, и богатые люди. (Приложение №4)
Некогда захолустный город на транссибирской магистрали в послевоенные годы неузнаваемо преобразился. Здесь выросли современные промышленные предприятия (показ иллюстраций города), строительная база, город превратился в крупный железнодорожный узел – Ачинск соединился с городами Абакан и Лесосибирск.
На больших пустырях раскинулись многочисленные жилые районы, возникли десятки новых улиц, всего их около двухсот, общей длиной 110 км. (Приложение №5)
В Ачинске в разное время жили Дмитрий Давыдов, историк и этнограф, автор песни «Славное море, священный Байкал»; народный художник России Владимир Мешков; писатель Василий Ян, автор исторических романов «Чингисхан», «Батый», «К последнему морю»; селекционер академик Михаил Лисавенко, основатель Алтайской опытной станции садоводства; звезда советского кино Марина Ладынина; великая певица Клавдия Шульженко; олимпийская чемпионка Светлана Мастеркова; министр обороны России Сергей Шойгу.
Как знать, может быть, кто-то из вас, сегодняшних, еще пополнит этот славный список.
Физминутка
Утром рано мы встаем – потянуться
Город видим за окном – повороты вправо-влево
Он проснулся, он живет – движения в виде расчесывания, завязывания шарфика
Нас на улицу зовет – марширование
Ребенок:
За Чулымом дали синие,
Тонкой лентою хрустальной
Извивается река.
Город наш индустриальный
Виден всем издалека.
За Чулымом дали синие
Свет пронзает зоревой.
Стал известен всей России
Ачинск древний, трудовой.
Воспитатель: В нашем городе есть два крупных комбината. Вы знаете, какие это комбинаты? (ответы детей)
- На Ачинском нефтеперерабатывающем комбинате производят – бензины, дизельное топливо, мазут, солярку. (Приложение №6)
Воспитатель: Какой еще крупный завод есть в нашем городе?
Альбина: АГК. Мой папа работает на этом заводе. Он – водитель.
Воспитатель: Что изготавливают на Ачинском глиноземном комбинате?
Дети: Глинозем, соду. (Приложение №7)
Ребенок:
Слава химикам, алюминьщикам
И строителям слава вовек!
Город строится, город ширится –
Служит Родине наш человек.
Воспитатель: А теперь приглашаю вас совершить прогулку по нашему городу. У въезда в Ачинск, взметнулась ввысь стрела с изображением герба города. (Предлагаю рассмотреть герб и флаг нашего города)
Воспитатель: Изображения на гербе и флаге отражают историю, географию и культуру нашего города.
(Расшифровываю детям цвета, имеющиеся на гербе и флаге нашего города).
Описание герба
«В червленом (красном) поле серебряный колчан с золотыми стрелами в левую перевязь, продетый через золотой лук, положенный в косвенный пояс»
Золото – символизирует богатство, стабильность, уважение, интеллект.
Серебро – символ чистоты, совершенства, искренности и взаимопонимания.
Червленый (красный) цвет – символ мужества, силы, труда, красоты. (Приложение №8)
Н-п игра «Собери герб города» (Предлагаю детям собрать герб из частей по типу разрезных картинок. У каждого ребенка на столе разрезной герб)
Воспитатель: Ачинцы гордятся своим городом. В нашем городе есть музеи, выставочный зал, театр для взрослых и детей. Они радуют жителей города концертами, спектаклями, выставками. Знаменитые фамилии, достопримечательности просто красивые места звучит в названиях улиц: проспект Лапенкова, улица Назарова, Зверева, Щетинкина, Гагарина, бульвар Богаткова и др.
А какие улицы знаете вы? (Прошу детей назвать улицы, на которых они живут. Дети называю свои улицы, затем те улицы, которые они еще знают).
Воспитатель: Вот какой замечательный город, в котором мы живем.
Ребенок:
В городе любимом мы живем,
Станем мы большими,
Быстро подрастем.
Новыми садами украсим город свой,
Будет он чудесный,
Город твой и мой!
Спрашиваю детей, понравилось ли им занятие и чем..
Приложение №1:
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственной образовательной деятельности "История возникновения города"
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы. Формирование целостной картины мира и аппликация....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)
Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению: «Город Ачинск - город мой».
НОД о городе Ачинске, его интересных местах, людях и событиях....
КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности по краеведению в подготовительной группе
Если скажут слово “Родина”,Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.У реки берёзка-скромницаИ ромашковый бугор…А другим, наверно, вспомнитсяСвой родн...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению на тему «Зима в Крыму» для детей подготовительной группы (6-7 лет)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению на тему «Зима в Крыму» для детей подготовительной группы (6-7 лет)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров".
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров".Цель: упражнять детей находить объекты по заданному признаку. Продолжать учи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению «Мой Белгород» в подготовительной группе
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Белгорода; расширять и углублять представления о городе и его прошлом и настоящем.Задачи:Обучающие: формировать представление дет...