Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"
статья на тему
В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение, формы и направления данной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_broshyury_smolentseva_m.i.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента
Смоленцева М.И.
Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории
МБДОУ №41 г. Нижнекамск
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (коррекционно-образовательная деятельность, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента:
- обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры;
- достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность;
- включение в образовательную деятельность.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:
- Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе.
- Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
- Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
- Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия.
- Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного и воспитательно-коррекционного процессов. Дети знакомятся с национальной культурой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Поволжья, народном фольклоре, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.
Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. В систему физического воспитания дошкольников также активно внедряется национально-региональный компонент. Особое и прочное место занимают подвижные народные игры и праздники, развлечения, построенные на основе народных игр. Народная подвижная игра имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные игры называют кладезем национальной культуры. Многие народные подвижные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость.
Спортивные развлечения в детском саду являются эффективной формой активного отдыха детей. В течение учебного года в нашем детском саду проводится много праздников и развлечений на основе народных подвижных игр: «Науруз», «Масленица», «Сабантуй», «Ярмарка народных подвижных игр», «Русские игры да забавы», «Смех да веселье», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др. Впечатляет разнообразие народных подвижных игр: «Скачки», «Бег в мешках», «Разбей горшок», «Бег с коромыслами», «Бег с яйцом в ложке», «Бой подушками», «Перетягивание каната», «Жмурки» и т. д. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствуют активизации двигательной деятельности. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцом и не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.). Такие игры можно организовать командными, а можно провести как игры-аттракционы.
При любой форме организации праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:
- недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых;
- недопустим отбор участников детей, если только не противопоказано здоровью ребенка;
- при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию (беседы, подготовка детских костюмов, атрибутов, сувениров);
- необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития и физической подготовленности).
Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее: установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада; обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, в том числе физического, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"
Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....
"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).
Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....
Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....
Отчет по самообразованию инструктора по физической культуре "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"
Отчет по самообразованию...
Роль народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников (из опыта работы)
laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы....
Сборник народных подвижных игр для физического развития дошкольников
quot;Игры - путь детей к познанию мира, в котором они живут и призваны изменить" М.ГорькийНародные игры актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количеств...
Доклад на РМО "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников как компонент духовно-нравственного развития"
Народные игры несут своей целью – передать потомкам национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов....