НОД "Сокровища земли"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность напралена на развитие патриотических чувств к соей малоой родине. Это знятие о полезных ископаемых нашего района. НОД организована в игровой форме, в виде путешествия. с использованием ИКТ. Дети из сказки узнают о "Чёрном золоте" и почему его так называют. проволят исследования угля и определяют его свойства и значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokrovishcha_zemli.docx | 241.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей.
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности, проведённой в рамках единой методической недели.
Образовательная область «Познание» НОД по «Формированию целостной картины мира и расширению кругозора».
Тема: «Сокровища земли».
Возрастная группа: подготовительная
Место проведения: МБДОУ №15 «Ромашка»
Вид занятия: Интегрированное
Дата проведения: 07.02.2013г.
Длительность занятия – 30 минут.
Воспитатель: Андрюшина Людмила
Михайловна.
Тема: «Сокровища земли».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «здоровье», «Физическая культура», «Труд».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Цели НОД: Формирование элементарных представлений у детей о полезном ископаемом – угле.
- Образовательный аспект:
Образовательная область «Познание»:
- Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о родном крае и городе, профессиях.
- Способствовать представления детей о полезном ископаемом – уголь. Пополнить знания детей о том, как и каким способом, добывают в нашем городе.
- Добиться усвоения знаний детьми о полезном ископаемом угле и его свойствах.
- Обеспечить узнавание детьми полезных ископаемых при помощи тактильных ощущений.
- Вызвать желание к занятию исследовательской деятельностью.
2. Развивающий аспект:
- Способствовать развитию умения анализировать;
- Способствовать развитию умения устанавливать причинно – следственные связи.
3. Воспитательный аспект:
Образовательная область «Социализация».
- Пробудить чувства гордости за наш Красноярский край.
- Формировать социальные навыки.
- формировать убеждение в необходимости экономно расходовать уголь.
- Способствовать развитию умения работать в микрогруппах;
Образовательная область «Коммуникация»:
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей и умению составлять рассказ, используя мнемосхемы;
- Обеспечить пополнение словарного запаса знаний у детей.
Образовательная область «Безопасность»
- Формировать представление о правилах поведения человека в природе.
Образовательная деятельность «здоровье»:
- Способствовать сохранению здоровья детей путём использования игровых методов обучения.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
- Развивать интерес детей к художественной литературе.
Образовательная область «Физическая культура»:
- Обеспечить максимальную двигательную активность детей в течение НОД.
Предварительная работа.
- Совместная деятельность: Беседы о Красноярском крае и его богатствах, о природных ископаемых и их роль в жизни человека, рассматривание карты мира и нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, создание минимузея природных ископаемых в группе.
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: Проведение НОД – по экспериментированию с песком, глиной, известняком; игры словесные и дидактические: « Что из чего сделано», «Разрезные картинки»,
- Самостоятельная деятельность детей: Рассматривание природных ископаемых в книгах и минимузее в группе.
Материалы для проведения НОД:
- разрезные картинки д/и «Геологическое оборудование»;
- 3 мешочка для д/и «Узнай полезное ископаемое при помощи тактильных ощущении;.
- разрезные картинки д/и «Что из чего сделано»;
- проектор;
- слайды и иллюстрации о добыче полезных ископаемых.
- для экспериментирования: Уголь, одноразовые стаканчики с водой, листы бумаги, салфетки, схемы порядка исследовательской деятельности.
Ход занятия
1.Ровно встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Воспитатель: Ребята, вы хотите ещё больше знать про наш край и наш город.
Дети: да.
Воспитатель: Тогда послушаем замечательное стихотворение Красноярского поэта Игнатия Рождественского.
Мой край
Где ещё найдёшь края такие,
Хоть пройди полсвета, полземли?
Здесь у нас потоки буревые, Соболя, пшеницы наливные,
Лиственницы, скалы, хрустали.
Здесь у нас морошка и черника,
Сливы, небоящиеся зим,
Люди здесь от мала до велика
Хлебосольством славятся своим.
Где найдёшь места такие в мире,
Столько птиц и рыбьих косяков.
Столько леса, пашен и лугов.
Столько светлой, необъятной шири;
Я себя не мыслю без Сибири,
Без своих родных сибиряков!
Игнатий Рождественский.
Воспитатель Можно ли сказать, что автор гордится своим краем и если гордиться, то чем?
Дети: У нас много птиц, рыбы, ягод, много пашен и добрыми людьми.
В-ль: Как называется наш край?
Дети: Красноярский край.
В-ль: А наш город как называется?
Дети: Шарыпово.
Воспитатель: Шарыпово - это наша малая Родина!
Воспитатель: Мы можем называть себя сибиряками?
Дети: Мы можем сказать, что мы родились и живём в Сибири.
Дети рассматривают карту Красноярского края с условными обозначениями полезных ископаемых.
Воспитатель: Посмотрите, какую огромную площадь занимает наш край. Здесь находится наш город. Кто знает, что обозначают данные геометрические фигуры?
Дети: Это условные обозначения природных ископаемых.
Воспитатель: Каких обозначений больше?
Дети: Чёрных квадратиков.
Воспитатель: Это залежи угля.
Воспитатель: Нам с вами есть чем гордиться. Наш край очень большой и богатый полезными ископаемыми. Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?
Дети: Полезные потому, что они приносят пользу. Ископаемые, т.к. находятся глубоко под землёй, и их приходится добывать.
В-ль: Какие полезные ископаемые вы знаете?
Дети: уголь, песок, глина, соль, нефть, мел, известняк, природный газ…
Воспитатель: Треугольник показывает, что здесь находится железная руда. Она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды - плавкость.
Квадрат, закрашенный наполовину, обозначает залежи глины….
В-ль: Чем больше полезных ископаемых, тем наш край будет ещё богаче и краше. Кто находит полезные ископаемые?
Дети: Геологи.
Воспитатель: Как называется место, где находятся полезные ископаемые?
Дети: Месторождение полезных ископаемых.
Воспитатель: Вы хотите оказаться на месте геологов и отправиться в путь искать полезные ископаемые в г. Шарыпово.
Дети: Да!
Воспитатель: Для начала мы должны собрать в дорогу всё самое необходимое.
Проводится Д/и « Собери рюкзак геологу». Дети поочерёдно выбирают карточки с необходимыми предметами и объясняют для чего нужно.
Воспитатель: Идти надо дружно, помогать будем друг другу во всём. Только тогда мы достигнем цели. Идти придётся лесами да болотами, мы там только гости, поэтому соблюдаем правила поведения. В лесу ходят как?
Дети: Тихо, по тропинке.
4.Физминутка.
Дети идут, взявшись за руки, проговаривая стихотворение.
Мы растём, растём, растём.
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек.
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим.
Воспитатель: Вот мы с вами и дошли. Посмотрите перед нами гора, а что же за ней (дети находят 3 мешочка). Здесь находятся полезные ископаемые, которые добываются в нашем городе. Я загадаю загадки, а из разгадок вы узнаете, месторождения каких полезных ископаемых мы нашли.
Он - очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок).
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина).
Он несёт в дома тепло,
От него, кругом светло,
Чёрный и блестящий,
Помощник настоящий. (уголь).
А сейчас теже самые ископаемые вы определите на ощупь.
Д/и «Узнай на ощупь».
Просмотр слайдов с комментариями воспитателя.
Воспитатель: Ребята, горд ещё наш очень молодой, и построился он за счёт того, что здесь найдены залежи угля. Месторождение угля в г.Шарыпово – Берёзовский угольный разрез. Угольные пласты здесь залегают близко к поверхности земли, его добывают открытым способом - в карьерах. Скажите, кто добывает уголь – назовите профессию?
Дети: Шахтёр.
Воспитатель: Добыча угля - нелёгкий труд. Посмотрите, какая мощная техника задействована при добыче полезных ископаемых, Экскаваторы сначала снимают верхний слой земли, песка, глины (добытый песок и глина применяется при строительстве дорог). За глиной находятся залежи угля. Экскаваторы добывают уголь, затем он отправляется по конвейерной ленте в накопители (место, где находится весь добытый уголь), а «БелАЗы» и «КамАЗы» доставляют, до места назначения.
Воспитатель: Вы хотите поиграть с угольком?
Дети: Хотим.
Проводится игра в кругу «Кто уголёк возьмёт, тот слово назовёт…» Сначала называют, что относится к живой природе, затем неживой.
Уголь относится к неживой природе, но, однако, образовался он из остатков живых организмов. Выходит растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно, их остатки превратились в уголь и другие полезные ископаемые (нефть, известняк). Вот такая тесная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком.
В народе уголь называют чёрное золото. А почему его так называют, вы узнаете из сказки, которую я вам расскажу.
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.
«Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Хотел царь чай с конфетами попить, а они исчезли, потому что сироп для их приготавливается с применением угля. Разболелся у царя живот, взял он таблетку, а она в руке исчезла и в таблетках, оказывается, уголь есть. В окнах стёкла разбиваться стали, т.к. самое лучшее стекло из угля делается. Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы с применением угля делают. Вещи на нём расползаться стали, т.к. и прочные нити из угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой».
Воспитатель: Скажите, ребята, действительно уголь можно назвать чёрным золотом?
Дети: Да, потому что нам не прожить без него.
Воспитатель: Геологи находят месторождения, а кто проводит исследования полезных ископаемых и устанавливает насколько они полезны и где их можно применить?
Дети: Учёные исследователи.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо с «Берёзовского разреза», нас просят помочь сотрудникам «Берёзовского разреза» в исследовании полезного ископаемого – угля. Вы согласны помочь? Мы с вами будем исследовать богатство нашего города. Ребята, я вас приглашаю в нашу научную минилабороторию, где проведём несколько опытов с углём.
Деление на минигруппы по карточкам игра «Что из золота
, пройдут за первый стол. Дети с карточками изделий из глины, пройдут за второй стол. Дети с карточками изделий из дерева пройдут за третий стол.
Воспитатель: У вас изделия из чего сделаны?
Дети: Из золота.
Воспитатель: Ваши изделия из чего сделаны?
Дети: Из железа:
Воспитатель: Значит они какие?
Дети: железные.
Воспитатель: Из чего сделаны ваши?
Дети: Деревянные.
Выбор посыльного по одежде чёрного цвета. Воспитатель даёт задание посыльным. По заданной схеме дети проводят исследование угля. Определяют цвет, твёрдость, хрупкость, оставляет ли след на бумаге, в воде растворяется или тонет.
Воспитатель: главное свойство угля – горение. Это исследовать мы с вами не будем, а запомним с моих слов.
После завершения исследования один ребёнок выходит и по схеме даёт характеристику угля.
Ребёнок: Уголь чёрного цвета, твёрдый, но при ударе разрушается, оставляет след на бумаге и в воде не растворяется, а тонет.
Итог занятия: Ребята, вот мы сегодня говорили об угле - Это клад нашей земли и, а его надо беречь и охранять?
Дети: Надо.
Воспитатель: Что для этого мы будем делать?
Дети: Бережно относиться, не нужно жечь лишний свет, в зимнее время закрывать двери в домах и утеплять окна.
Воспитатель: Чем мы занимались?
Дети: Беседовали о Красноярском крае, изучали полезные ископаемые, проводили опыты.
Воспитатель: Вам присвоено звание юный исследователь и вручаются медали.
Ритуал окончания НОД.
Вместе хлопнули в ладоши.
Дружно топнули ногою.
Всё во что мы здесь играли.
Мы запомнили с тобою.
До свиданья всем сказали.
И рукою помахали.
Самоанализ Непосредственно образовательной деятельности.
Область «Познание» Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.
Тема: «Сокровища земли».
При планировании мною были определены цели НОД:
Образовательный аспект:
- Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о родном крае и городе, профессиях.
- Способствовать становлению первоначального представления детей и добиться усвоения о полезном ископаемом – угле и его свойствах. Обеспечить узнавание детьми полезных ископаемых при помощи тактильных ощущений.
- Вызвать желание к занятию исследовательской деятельностью.
2. Развивающий аспект:
- обеспечить развитие умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывающий аспект:
- формировать социальные навыки:
- формировать убеждение в необходимости экономно расходовать полезные ископаемые.
- способствовать умению работать в микрогруппах;
- Подвести к мысли о бережном отношении к живой и неживой природе, к труду людей, занятых в добыче угля.
Методы и приёмы.
- Наглядный (иллюстрации о добыче полезных ископаемых)
- Словесный ( художественное слово, беседа, рассказывание сказки, рассказ).
- Практический (экспериментирование)
- Игровой (д/и « Собери геолога», «Жидкое, твёрдое, газообразное», «Что из чего сделано», « Узнай на ощупь», физминутка)
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье»
Предварительная работа.
- Совместная деятельность: Беседы о Красноярском крае и его богатствах, о природных ископаемых и их роль в жизни человека, рассматривание карты мира и нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, создание минимузея в группе природных ископаемых.
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: Проведение НОД – по экспериментированию с песком и глиной; игры словесные и дидактические: « Что из чего сделано», «Разрезные картинки», «Профессии».
- Самостоятельная деятельность детей: Рассматривание природных ископаемых в музее.
Материалы для проведения НОД:
- разрезные картинки д/и «Геологическое оборудование»;
- 3 мешочка для д/и «Узнай полезное ископаемое при помощи тактильных ощущении;.
- разрезные картинки д/и «Что из чего сделано»;
- слайды и иллюстрации о добыче полезных ископаемых.
- для экспериментирования: Уголь, одноразовые стаканчики с водой, листы бумаги, салфетки, схемы порядка исследовательской деятельности.
Педагогические технологии: Социоигровая ( игры, работа в компаниях, выбор посыльного), личностно- ориентированная модель обучения и воспитания детей, здоровье сберегающая технология: физминутка, двигательная активность детей (смена деятельности).
Формы организации НОД: социоигры, фронтальная работа и в малых группах.
Средства обучения: Оборудование для НОД, дидактические игры, использование ИКТ.
При планировании НОД был учтён принцип интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ. Материал был актуален и связан с жизнью нашего города. Объём предоставляемого материала был оптимальным для детей, где каждый этап переходил в другой. Отведённое время было использовано рационально. Наблюдалась частая смена деятельности детей. Обучение происходило в игровой форме, с использованием игр, которые развивают внимание, познавательные процессы, формируют коммуникативные умения и навыки, активизируют физические силы и умственную деятельность детей.
Познавательная активная деятельность у детей проявлялась во время беседы, отгадывания загадок, прослушивания сказки, просмотра слайдов, экспериментальной деятельности.
Уровень развития, умений, навыков и воспитательный эффект прослеживался во время всей образовательной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх частей, которые были связаны между собой одной тематикой.
Вводная часть решала воспитательные задачи: Психологический настрой детей, привитие чувства гордости за наш родной край.
Обучающий эффект проходил в основной части занятия заключался в закреплении ранее пройденных и новых полезных ископаемых их добыче и предназначениях. самостоятельной и коммуникативной деятельности детей – экспериментировании, где воспитанники делились на компании по карточкам , выбирали посыльного это способствовало умению договариваться между собой. При этом решалась воспитательная задача. Образовательной задачей было - добыча и применение угля в хозяйстве, определение свойства с использованием схем, которые позволяли более точно определять его качества. Схемы для анализа помогали в развитии связной речи у детей. Дети делали выводы, осуществляли контроль и самоконтроль.
В заключительной части решалась воспитательная задача о бережном отношении к углю, подведение итогов занятия и награждение воспитанников медалями «Юный исследователь».
Длительность НОД выдержана в соответствии с санитарными нормами и правилами и возрастными особенностями детей. Поставленные задачи решены в полном объёме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Земля отцов-моя земля".
Занятие с использованием мультимедиа о Кубани....
Развивающее занятие по психологической поддержке дошкольников «Я люблю мою Землю – Земля любит меня» для детей 4-5 лет по программе Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!»
работа с одарёнными детьми...
Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"
Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...
"Малая Земля.."Экскурсия и посещение музея-мемориала "Малая Земля"
Цель:Закрепить знания о том,как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ,как живущие помнят о них,рассказать о мужестве и стойкости,проявленной трудящимися Новороссийска.Задачи:Образовательная:Поз...
Проект "Земля отцов - моя земля"
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному к...
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой, Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод. Листочки на землю летят, под ножками шуршат, шуршат Засыпай, Земля, баю-бай. Снежинки на землю
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой,Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод.Л...
НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"
Открытая непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной группы и их родителей к 23 февраля....