Декоративно-прикладное искусство народов Ханты
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия в форме брейн-ринга с интересными игровыми заданиями и региональным компонентом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Декоративно-прикладное искусство народов Ханты
Антонова Т.А. воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ ДС № 10 «Белочка»
Программно содержание:
- Формировать представления детей о событиях из жизни народов ханты, связанных с историей возникновения орнамента,
- Формировать навыки учебной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги;
- Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве народов ханты, познакомить с новым орнаментом «Покинутое стойбище»;
- Активизировать словарь по теме: «Декоративно-прикладное искусство народов ханты»;
- Развивать у детей способность видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду мастеров народного промысла.
Предварительная работа
- Рассматривание мультимедийных альбомов «Сибирские увалы», «Праздники ханты», «Искусство народов ханты»;
- Рассматривание изделий;
- Рассматривание костюмов (мальчик и девочка ханты);
- Дидактические игры: «Угадай орнамент», «Найди лишний»;
- Рисование «Хантыйская девочка в шубке»
- Чтение стихотворения М. Шульгина «Хантыйские орнаменты»
Материал:
Конверт , карточки с изображением орнаментов (глухарь, медведь, олень, змея, человек, солнце, покинутое стойбище), маленькие карточки с изображением орнаментов (олень, медведь, змея, солнце),листы с заданиями («Узнай орнамент», «Найди лишний») на каждого игрока, игра «Разрезные картинки», кроссворд на каждую команду, эмблемы для каждого игрока («медведь», «олень»), листы в крупную клетку на каждого ребенка, карточка с изображением орнамента «крест», фишки, тарелочки, табличка «жюри».
Словарь: бисероплетение, стойбище, орнамент, промысел, чум, костяной, оленеводство, рыболовство
Ход занятия:
Знакомство с новым элементом
Воспитатель: Ребята, наш знакомый Югорка путешествовал по Ханты-Мансийскому округу и привез с собой рисунки. Расскажите, что на них изображено. (На рисунках изображены орнаменты народов Ханты).
Воспитатель: Назовите орнаменты. (Глухарь, змея, олень, солнце, медведь, человек).
Воспитатель:Есть ли среди рисунков незнакомый орнамент? (рассматривание орнамента)
Воспитатель: Рассказ об орнаменте «Покинутое стойбище»
В этом изображении узоры, отходящие от вершин четырехугольника – «оставленного стойбища дороги». По рассказам, в старину люди специально оставляли стойбища, чтобы создать еще один клочок удобренной земли, потому что на нем даже в самый неурожайный год вырастет крупная сочная ягода. Все места, где раньше были стойбища, очень выделяются, там более пышная растительность, хвоя на деревьях крупная и ярко-зеленая. Поэтому похожи орнаменты «солнце» и «покинутое стойбище» - они обозначают начало жизни.
Воспитатель: Составьте этот орнамент из частей
Игра «Разрезные картинки»
КВН
Воспитатель: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад прочитала объявление
«15 апреля в детском саду проводится конкурс знатоков промыслов народов Ханты»
Воспитатель: Как вы думаете, надо нам участвовать в конкурсе?(Да)
Воспитатель: Давайте выберем команду для участия в этом конкурсе. Какие качества нужны участникам?
Воспитатель: Начинаем КВН посвященный народным промыслам Ханты. В соревновании участвуют две команды – «Медведи» и «Северные олени». Сегодня наши команды продемонстрируют нам, как хорошо они знают декоративно-прикладное искусство народов Ханты. От всей души желаем участникам успехов, хорошего настроения. Разрешите мне представить жюри: Пачковская Елена Ивановна – воспитатель подготовительной группы №1 и Моисеева Нататья Геннадьевна – инструктор по физическому воспитанию. А капитаны представят свои команды.
Капитан команды «Медведи»: Наша команда называется «Медведи».
Капитан команды «Северные олени»: Наша команда называется «Северные олени».
- Конкурс – разминка
(оценивается каждый правильный ответ – 1 фишка)
Воспитатель:
Начинаем первый конкурс-разминку. Команды быстро дают ответы на вопросы. Те ответы,, которые будут полными, будут засчитаны. Ответы, данные одним словом в предложении, засчитаны не будут.
Вопросы:
- Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский Автономный округ)
- Как называются коренные народы? (Ханты и Манси)
- Чем занимаются Ханты и Манси? (Оленеводством, рыболовством, охотой)
- Как называется переносной дом, в котором живут Ханты? (Чум)
- Из чего делают чум? (Из оленьих шкур)
- В изделиях из каких материалов можно встретить орнаменты народов Ханты? (из ткани, из бересты, из кости, из бисера, из кожи и меха)
- На чем они передвигаются? (на нартах)
- Из чего делают украшения хантыйские мастерицы? (из бисера, кожи и меха)
- Из чего делают посуду, сувениры, одежду хантыйские мастера? (из ткани, из бересты, из кости, из бисера, из кожи и меха)
- Конкурс «Рекламная пауза»
(Оценивается оригинальность и скорость выполнения – 2 фишки)
Воспитатель: Объявляем конкурс «Рекламная пауза»! Участники команд должны взять карточку и изобразить то, что обозначает орнамент.
- Конкурс «Чья команда самая внимательная»
(оценивается каждый правильный ответ – 1 фишка)
Воспитатель: Начинаем конкурс «Чья команда самая внимательная». У каждого игрока есть в конверте два листа с заданиями. Вы должны внимательно рассмотреть рисунки и на листе №1 провести линии, соединив орнамент с изображением, а на листе №2 – вычеркнуть лишние орнаменты.
- Конкурс «Знатоки»
(оценивается скорость и правильный ответ – 2 фишки)
Воспитатель: Внимание! Внимание! Начинаем конкурс «Знатоки». На столе у каждой команды лежит кроссворд. Вам нужно отгадать кроссворд и в серых клетках вы прочтете названия орнаментов. Покажите и назовите полученные орнаменты.
- Конкурс «Графический диктант»
(оценивается правильное написание диктанта всей командой – 5 фишек, вычитается 1 фишка за каждый неправильно нарисованный орнамент)
Воспитатель: Заключительный конкурс нашего соревнования «Графический диктант». У каждого из игроков есть лист бумаги в клетку и простые карандаши. Я буду вам диктовать, а вы должны внимательно слушать и правильно писать. Начинаем.
Одна клетка наискосок влево-вниз,
Две клетки наискосок вправо-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вверх,
Одна клетка вверх,
Одна клетка вправо,
Одна клетка вниз,
Одна клетка вправо,
Одна клетка вниз,
Одна клетка влево,
Одна клетка наискосок влево-вниз,
Две клетки наискосок вправо-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вверх,
Одна клетка наискосок влево-вверх,
Две клетки наискосок влево-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вниз,
Одна клетка вправо,
Одна клетка вниз,
Одна клетка влево,
Одна клетка вниз,
Одна клетка влево,
Одна клетка вверх,
Одна клетка наискосок влево-вверх,
Две клетки наискосок влево-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вверх,
Две клетки наискосок влево-вверх,
Одна клетка наискосок влево-вниз,
Одна клетка вниз,
Одна клетка влево,
Одна клетка вверх,
Одна клетка влево,
Одна клетка вверх,
Одна клетка вправо,
Одна клетка наискосок вправо-вверх,
Две клетки наискосок влево-вверх,
Одна клетка наискосок влево-вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вниз,
Две клетки наискосок вправо-вверх,
Одна клетка наискосок влево-вверх,
Одна клетка влево,
Одна клетка вверх,
Одна клетка вправо,
Одна клетка вверх,
Одна клетка вправо,
Одна клетка вниз,
Одна клетка наискосок вправо-вниз,
Две клетки наискосок вправо-вверх,
Одна клетка наискосок влево-вверх.
- Рефлексия
Как вы думаете за какое задание вы получите больше всех баллов? Почему? Какой конкурс был самым сложным для вас? Почему? (ответы 2-3 детей из разных команд)
- Подведение итогов. Музыкальная пауза хоровод «Край родной»
Дети поют песню «Край родной» и водят хоровод. Жюри подводит итоги, поздравляет участников, вручает дипломы и подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»
Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...
Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...
«Ознакомление детей с народно – прикладным искусством народов ханты посредством ИКТ технологий»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форми...
Программа дополнительного образования по декоративно- прикладному искусству народа ханты "Золотые ручки"
Программа дополнительного образования "Золотые ручки" предусматривает ознакомление старших дошкольников с декоративно - прикладным искусством народа ханты и направлена на развитие творческих способнос...
педагогический проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»
Информационно-творческий проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси и предусматривает активное ...
Конспект НОД по теме: «Знакомства с орнаментальным искусством народов Ханты и Манси».
Познакомить детей с видами орнаментов народов Ханты и Манси со стихотворениями М. Шульгина «Хантыйские орнаменты», «Хантыйские узоры».Учить детей наблюдать за окружающей природ...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...