Декоративно-прикладное искусство народов Ханты
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Антонова Татьяна Александровна

Конспект занятия в форме брейн-ринга с интересными игровыми заданиями и региональным компонентом. 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Декоративно-прикладное искусство народов Ханты

Антонова Т.А. воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ ДС № 10 «Белочка»

Программно содержание: 

  • Формировать представления детей о событиях из жизни народов ханты, связанных с историей возникновения орнамента,
  • Формировать навыки учебной  деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги;
  • Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве народов ханты, познакомить с новым орнаментом «Покинутое стойбище»;
  • Активизировать словарь по теме: «Декоративно-прикладное искусство народов ханты»;
  • Развивать у детей способность видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
  • Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду мастеров народного промысла.

Предварительная работа

  • Рассматривание мультимедийных альбомов «Сибирские увалы», «Праздники ханты», «Искусство народов ханты»;
  • Рассматривание изделий;
  • Рассматривание костюмов (мальчик и девочка ханты);
  • Дидактические игры: «Угадай орнамент», «Найди лишний»;
  • Рисование «Хантыйская девочка в шубке»
  • Чтение стихотворения М. Шульгина «Хантыйские орнаменты»

Материал:

Конверт , карточки с изображением орнаментов (глухарь, медведь, олень, змея, человек, солнце, покинутое стойбище), маленькие карточки с изображением орнаментов (олень, медведь, змея, солнце),листы с заданиями («Узнай орнамент», «Найди лишний») на каждого игрока, игра «Разрезные картинки», кроссворд на каждую команду, эмблемы для каждого игрока («медведь», «олень»), листы в крупную клетку на каждого ребенка, карточка с изображением орнамента «крест», фишки, тарелочки, табличка «жюри».

Словарь: бисероплетение, стойбище,  орнамент, промысел, чум, костяной, оленеводство, рыболовство

Ход занятия:

Знакомство с новым элементом

Воспитатель: Ребята, наш знакомый Югорка путешествовал по Ханты-Мансийскому округу и привез с собой рисунки. Расскажите, что на них изображено. (На рисунках изображены орнаменты народов Ханты).

Воспитатель: Назовите орнаменты. (Глухарь, змея, олень, солнце, медведь, человек). 

Воспитатель:Есть ли среди рисунков незнакомый орнамент? (рассматривание орнамента)

Воспитатель: Рассказ об орнаменте «Покинутое стойбище»

 В этом изображении узоры, отходящие от вершин четырехугольника – «оставленного стойбища дороги». По рассказам, в старину люди специально оставляли стойбища, чтобы создать еще один клочок удобренной земли, потому что на нем даже в самый неурожайный год вырастет крупная сочная ягода. Все места, где раньше были стойбища, очень выделяются, там более пышная растительность, хвоя на деревьях крупная и ярко-зеленая. Поэтому похожи орнаменты «солнце» и «покинутое стойбище»  - они обозначают  начало жизни.

Воспитатель: Составьте этот орнамент из частей

 Игра «Разрезные картинки»

КВН

Воспитатель: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад прочитала объявление

«15 апреля в детском саду проводится конкурс знатоков промыслов народов Ханты»

Воспитатель: Как вы думаете, надо нам участвовать в конкурсе?(Да)

Воспитатель: Давайте выберем команду для участия в этом конкурсе. Какие качества нужны участникам?

Воспитатель: Начинаем КВН посвященный народным промыслам Ханты. В соревновании участвуют две команды – «Медведи» и «Северные олени». Сегодня наши команды продемонстрируют нам, как хорошо они знают декоративно-прикладное искусство народов Ханты. От всей души желаем участникам успехов, хорошего настроения. Разрешите мне представить жюри: Пачковская Елена Ивановна – воспитатель подготовительной группы №1 и Моисеева Нататья Геннадьевна – инструктор по физическому воспитанию. А капитаны представят свои команды.

Капитан команды «Медведи»: Наша команда называется «Медведи».

Капитан команды «Северные олени»: Наша команда называется «Северные олени».

  1. Конкурс – разминка

(оценивается каждый правильный ответ – 1 фишка)

Воспитатель:

Начинаем первый конкурс-разминку. Команды быстро дают ответы на вопросы. Те ответы,, которые будут полными, будут засчитаны. Ответы, данные одним словом в предложении, засчитаны не будут.

Вопросы:

  • Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский Автономный округ)
  • Как называются коренные народы? (Ханты и Манси)
  • Чем занимаются Ханты и Манси? (Оленеводством, рыболовством, охотой)
  • Как называется переносной дом, в котором живут Ханты? (Чум)
  • Из чего делают чум? (Из оленьих шкур)
  • В изделиях из каких материалов можно встретить орнаменты народов Ханты? (из ткани, из бересты, из кости, из бисера, из кожи и меха)
  • На чем они передвигаются? (на нартах)
  • Из чего делают украшения хантыйские мастерицы? (из бисера, кожи и меха)
  • Из чего делают посуду, сувениры, одежду хантыйские мастера? (из ткани, из бересты, из кости, из бисера, из кожи и меха)

  1. Конкурс «Рекламная пауза»

(Оценивается оригинальность и скорость выполнения – 2 фишки)

Воспитатель: Объявляем конкурс «Рекламная пауза»! Участники команд должны взять карточку и изобразить то, что обозначает орнамент.

  1. Конкурс «Чья команда самая внимательная»

(оценивается каждый правильный ответ – 1 фишка)

Воспитатель: Начинаем конкурс «Чья команда самая внимательная». У каждого игрока есть в конверте два листа с заданиями. Вы должны внимательно рассмотреть рисунки и на листе №1 провести линии, соединив орнамент с изображением, а на листе №2 – вычеркнуть лишние орнаменты.

  1. Конкурс «Знатоки»

(оценивается скорость и  правильный ответ – 2 фишки)

Воспитатель: Внимание! Внимание! Начинаем конкурс «Знатоки». На столе у каждой команды лежит кроссворд. Вам нужно отгадать кроссворд и в серых клетках вы прочтете названия орнаментов. Покажите и назовите полученные орнаменты.

  1. Конкурс «Графический диктант»

(оценивается правильное написание диктанта всей командой – 5 фишек, вычитается 1 фишка за каждый неправильно нарисованный орнамент)

Воспитатель: Заключительный конкурс нашего соревнования «Графический диктант». У каждого из игроков есть лист бумаги в клетку и простые карандаши. Я буду вам диктовать, а вы должны внимательно слушать и правильно писать. Начинаем.

Одна клетка наискосок влево-вниз,

Две клетки наискосок вправо-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вверх,

Одна клетка вверх,

Одна клетка вправо,

Одна клетка вниз,

Одна клетка вправо,

Одна клетка вниз,

Одна клетка влево,

Одна клетка наискосок влево-вниз,

Две клетки наискосок вправо-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вверх,

Одна клетка наискосок влево-вверх,

Две клетки наискосок влево-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вниз,

Одна клетка вправо,

Одна клетка вниз,

Одна клетка влево,

Одна клетка вниз,

Одна клетка влево,

 Одна клетка вверх,

Одна клетка наискосок влево-вверх,

Две клетки наискосок влево-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вверх,

Две клетки наискосок влево-вверх,

Одна клетка наискосок влево-вниз,

Одна клетка вниз,

Одна клетка влево,

 Одна клетка вверх,

Одна клетка влево,

Одна клетка вверх,

Одна клетка вправо,

Одна клетка наискосок вправо-вверх,

Две клетки наискосок влево-вверх,

Одна клетка наискосок влево-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вниз,

Две клетки наискосок вправо-вверх,

Одна клетка наискосок влево-вверх,

Одна клетка влево,

Одна клетка вверх,

Одна клетка вправо,

Одна клетка вверх,

Одна клетка вправо,

Одна клетка вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вниз,

Две клетки наискосок вправо-вверх,

Одна клетка наискосок влево-вверх.

  1. Рефлексия

Как вы думаете за какое задание вы получите больше всех баллов? Почему? Какой конкурс был самым сложным для вас? Почему? (ответы 2-3 детей из разных команд)

  1. Подведение итогов. Музыкальная пауза хоровод «Край родной»

Дети поют песню «Край родной» и водят хоровод.  Жюри подводит итоги, поздравляет участников, вручает дипломы и подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

«Ознакомление детей с народно – прикладным искусством народов ханты посредством ИКТ технологий»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форми...

Программа дополнительного образования по декоративно- прикладному искусству народа ханты "Золотые ручки"

Программа дополнительного образования "Золотые ручки" предусматривает ознакомление старших дошкольников с декоративно - прикладным искусством народа ханты и направлена на развитие творческих способнос...

педагогический проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»

Информационно-творческий  проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси и предусматривает активное ...

Конспект НОД по теме: «Знакомства с орнаментальным искусством народов Ханты и Манси».

Познакомить детей с видами орнаментов народов Ханты и Манси со стихотворениями М. Шульгина «Хантыйские орнаменты», «Хантыйские узоры».Учить детей наблюдать за окружающей природ...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...