Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности
статья (конструирование, ручной труд) по теме
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennyy_trud_v_detskom_sadu.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления
детей с народно-прикладным искусством народа ханты
в процессе игровой деятельности
«Красота родного края, открывающая благодаря искусству, - это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина»
В.А. Сухомлинский.
Обско – угорские народы ханты и манси, ведущие традиционный образ жизни, который основан на охоте и рыболовстве, сохранили многие элементы традиционной культуры, в первую очередь материально – предметной. Широкий круг вещей, которыми повседневно пользовались (и по ныне пользуются) эти народы, по праву можно отнести к произведениям декоративно – прикладного искусства. В их жизни данные предметы имеют особое значение, особенно для жителей посёлков, занятых охотой, рыболовством, оленеводством.
Декоративно – прикладное искусство является древнейшим видом деятельности, которым занимались старшие члены семьи и младшие. Ханты и манси стремились не только сохранить традиции в декоративно – прикладном искусстве, но и воспитывать своих детей.
С рождения ребёнок сразу попадал в эстетически обогащённую среду. Колыбель его была сделана из бересты. Лишь мальчик начнёт подрастать и ходить, отец ему готовит лук. Мальчик – это будущий кормилец, охотник, рыбак. Девочка – будущая хранительница очага, хозяйка дома, мать. Первая, что дарят мальчику это аркан и нож; а девочке – мешочек с набором сухожильных ниток, кусочков ткани и меха.
Хантыйская женщина умела делать многое, ей гордились, она пользовалась большим уважением. Особенно высоко ценилось умение шить, поскольку одежда в условиях Севера имела большое значение.
Рукоделия женщина хранила в берестяной коробке или в мешочке из шкур и сукна, украшенном аппликацией и подвесками. Этот дорогой для женщины предмет переходил от матери к дочери. В этом мешочке находился «Игольник» - это кусок сукна, вышитый бисером, в центре вышивался крест из бисера. Игольница всегда была у женщин при себе, даже в пути.
Взрослые с малых лет приучали детей к ручной работе: мальчики вырезали ножом стрелы, девочки в два – три года уже умели собирать браслетик из бисера, а в четыре – пять лет уже составляли орнаменты. Став постарше, дети вместе со взрослыми украшали мехом и сукном одежду, обувь, сумочки, мешочки. Мальчики занимались резьбой по дереву, по кости.
В традиционной жизни ханты рано приобщали детей к изготовлению народной игрушки. Этот вид является особо привлекательным и доступным для детей. Девочки шили одежду для кукол, сумочки, делали посуду из бересты.
Как и у русских кукол прошлого времени, так и у кукол ханты нет лица (глаз, рта, носа). Считалось, что кукла с лицом может навредить ребёнку, потому что она имеет душу. По традиции у куклы нет рук и ног. Кукол берегли, никому не дарили. При изготовлении игрушек, дети развивают сенсомоторные, творческие способности, приобретают знания, умения и навыки так необходимые в дальнейшем.
Бисер.
Вернёмся к декоративно – прикладному искусству. Шитьё бисером имеет широкое применение в декорировании одежды народов ханты. Практически каждая часть традиционной одежды имела украшения из бисера. Бисер был разного размера и цвета. Орнамент отличался своей симметрией. Узоры состояли из веток, деревьев, оленьих рожек, частей тела животных и птиц. Всё это доступно детскому восприятию, так как дети реально видят это в природе. В процессе работы у ребёнка развивается внимательность, усидчивость, интерес к окружающей действительности.
Береста.
Среди материалов, используемых в декоративно – прикладном искусстве, особое место занимает береста. Она является самым распространённым материалом в быту у хантов и манси. Полотнищами, сшитыми из кусков бересты, крыли чумы, нарты для припасов, из них шили коробки для швейных принадлежностей, вёдра для воды, детские колыбели и т.д. Бересту для работы снимали три раза в год. Весной по насту, когда цветёт шиповник и осенью, когда опадает лист. Бересту сворачивают в трубки и ставят вертикально в котёл, заливают водой, укрывают плотно мхом и варят в течении 12 часов. Иногда её варят в рыбьем жиру, и тогда она становится особенно прочной, не пропускает влагу и не делается хрупкой на морозе. Бересту сшивают сухожильными нитками из жил оленя, а иногда из конских волос, берестяными полосками.
Изготовлением утвари из бересты занимались женщины, а мужчины заготавливали бересту.
Ткачество.
А ещё женщины умели ткать. В южных районах округа ханты ткали крапивное полотно для нательной одежды. Мастериц было всего 15 – 20, а к нашему времени это мастерство угасло совершенно. Сейчас эти вещи из крапивного полотна находятся в музеях и говорят о большом умении хантыйских женщин их изготовлять. Из крапивного полотна шили рубахи мужские и женские и красиво украшали аппликацией и вышивкой. Как и русские, ханты украшают рубахи вокруг ворота, по подолу и манжеты. Как женщины, так и мужчины рубахи подпоясывают. Под влиянием русских, ханты начали шить косоворотки, а вместо крапивы использовать для ткачества коноплю и лён.
Украшения из полосок.
Женская одежда ханты и манси украшена большим количеством нашитых узких полосок – аппликацией. Полоски нашиваются близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, подоле и полах. Нашиваются ленты, шириной 1,5 см. с треугольничками. Нижний край полоски пришивается, а верхний надрезается поперёк на 2/3 ширины полоски. Края образовавшегося квадрата подгибают с двух сторон, получается треугольник, его подшивают руками через край мелкими стежками. По красному платью, аппликацию выполняли из синей и белой тканей, а по синему полю шли красные и белые полосы. Зелёный и жёлтый цвета встречаются очень редко.
Вязание.
Ханты и манси раньше носили чулки из грубого сукна или из оленьей кожи – чижи. Теперь вместо чижей вяжут шерстяные чулки из овечьей шерсти. Вяжут и красивые рукавицы, украшая их разными узорами. Узоры удивляют своей яркостью, декоративностью орнамента.
Народное искусство – одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передачи богатейшего художественного опыта народа, выработанного на протяжении многих веков. Оно становится «фактом биографии» детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для воспитателей: «Очумелые ручки. Художественный труд в детском саду.» «Применение метода изонити в работе со старшими дошкольниками»
Презентация содержит практический материал кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста....
Образовательная программа по художественному труду «Азбука творчества» На основе программы: И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»
Художественное творчество...
Художественный труд в детском саду
Труд формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. В ручном труде основа мастерства и любви к профессии, приобщение ребёнка к трудовой деятельности складывалась веками....
Ручной и художественный труд в детском саду
В презентации показаны какие поделки можно сделать с дошкольниками....
Перспективно-тематический план по конструирование и художественный труд в детском саду в подготовительной группе
Планирование по программе "Детство" на год по разделу коструирование в подготовительной к школе группе....
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности и художественному труду в детском саду с детьми второй младшей группы «Подарок для любимой мамочки»
поделки для мамы на 8 марта...
Перспективное планирование Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова. Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
В возрасте 5-6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание.Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная само-стоятельность, в которой ребенок удовле...