«Ознакомление детей с народно – прикладным искусством народов ханты посредством ИКТ технологий»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Антонова Татьяна Александровна

 

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально – положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту и понимать ее, желание больше узнать об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь родной природе, своему краю. В решении этих задач мы решили дать детям представления об истории края, культуре, традициях народов, населяющих его. Мы живем в Ханты – Мансийском Автономном округе - Югре.

                                                   

 

Богата и разнообразна природа нашего края. Здесь живут многие народности, но ближайшие наши соседи и коренные жители – ханты. Большим искусством северных мастеров – умельцев является изготовление из шкур и меха животных красивой одежды и предметов быта. Природный вкус, изящество, простота, высокое мастерство северных мастериц вызывает восхищение их изделиями. Познакомить детей с бытом и традициями северян оказалось нелегко. Дело в том, что в детском саду недостаточно иллюстрированного материала, отражающего жизнь народов ханты, нет произведений народного творчества.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

      Использование средств информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия. И этот педагогический инструмент я решила совместить с ознакомлением детей с жизнью и деятельностью народов Севера. Современные дети уже с раннего возраста знакомы с компьютерами, ноутбуками и другими современными средствами передачи информации. Поэтому всю информацию по ознакомлению детей с искусством народов севера я собрала и объединила  в одну электронную папку – это презентации, фотографии, игровые задания и упражнения.

Занятие  с использованием компьютерных технологий – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет работать с детьми  дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Сейчас, при помощи компьютерных технологий, можно подготовить любое занятие по любой области. Я выбрала изобразительное творчество.  Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует... Но наступает тот момент, когда юный художник отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему? Здесь на помощь может прийти компьютер.

 

  Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем по ознакомлению с жизнью народов Севера: «Праздники народов ханты», «Сибирские Увалы», «Традиции народов ханты», «Народно – прикладное искусство ханты», «Орнаменты народов ханты».

                                                     

   Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать    занятие увлекательным и современным. Позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, объективно и своевременно проводить контроль и подводить итоги.

      Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. Исчезают зажатость, скованность.

                           

 Мною была разработана рабочая тетрадь «Орнаменты народов ханты», где в интересной и доступной форме представлены различные упражнения и игры для детей старшего дошкольного возраста. Они помогают мне разнообразить занятия. Почти все задания из этой тетради можно использовать на интерактивной доске.

 

    

Вот некоторые используемые  игры и упражнения, которые очень нравятся детям, так как самые обыкновенные задания преподносятся в необычной форме.

 

Игра «Соедини линиями

Детям предлагается соединить линиями предмет и его символическое изображение.

Игра «Найди отличия»

Ребенок должен найти отличия и обвести их маркером - это развивает зрительное внимание (его концентрацию, устойчивость).

 

Упражнение «Дорисуй узоры»

Детям предлагается закончить узор до конца строки, что развивает мелкую моторику руки, глазомер.

 

 

 

Игра «Перспектива»

   Ребенок должен рукой «взять» предмет и расположить его  на предложенном фоне (крупные близко, а чем меньше предмет, тем дальше)

 

Диктант

 Детям предлагается по словесной инструкции нарисовать орнамент, что закрепляет умение детей ориентироваться по клеткам.

 

 

Все полученные знания дети применяют на занятиях по изобразительной деятельности.

 

    В результате проведенной работы  я смогла сделать выводы о возможности эффективного применения средств ИКТ на занятиях по ознакомлению детей с народно – прикладным искусством народов ханты:

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и воспитанников.

2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

4. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать (наглядно, эстетично, экономит время).

5. Использование упражнений и игр на интерактивной доске не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

6. Воспитанники имеют возможность совершенствовать умения работать с компьютером.

7. Эффективное использование средств ИКТ по ознакомлению детей с народно–прикладным искусством позволяет детям в яркой, интересной форме рассматривать картины, схемы, видеть объекты на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Эффективность применения  ИКТ на занятиях художественно-эстетической направленности  не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

     Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Работа, о которой шла речь, оказала благоприятное влияние на развитие любознательности детей. Север всегда притягивал к себе людей своей суровой красотой. И от нас зависит, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать и развивать традиции живущих на этой земле народностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Заячьи ушки»

«Оленьи рожки»

   МАДОУ ДС № 10 «Белочка» 

Воспитатель: Антонова Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»

знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством

Познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.- Расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.- Учить детей составлять узор...

Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

Материал для знакомства детей с народно - прикладным искусством народов России

В папке собран материал  с произведениями народного декоративно-прикладного искусства,  через знакомство с ним  дети получат  первые яркие представления о Родине, о ее культур...