«Аккультурация – приобщение детей к культуре татарского народа».
консультация на тему
Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как культура и нравственность. Их возрождение, следует начинать с детства.
Использование национально-культурных ценностей в воспитании детей является важным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание детей нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом.
Истинная народная культура - это не только устное народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи, традиции. Необходимо использовать все духовные ценности в условиях возрождения и развития национальной культуры и самосознания народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akkulturatsiya_doklad_po_tat.yaz_.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему: «Аккультурация – приобщение детей к культуре татарского народа»
Воспитатель МДОУ №4 «Солнышко» Махмутова.Г.Р г.Зеленодольск 2013г. |
Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как культура и нравственность. Их возрождение, следует начинать с детства.
Использование национально-культурных ценностей в воспитании детей является важным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание детей нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом.
Истинная народная культура - это не только устное народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи, традиции. Необходимо использовать все духовные ценности в условиях возрождения и развития национальной культуры и самосознания народа.
Мы живем в поликультурном обществе, поэтому и актуальна проблема подготовки детей к жизни в многонациональной поликультурной среде, в мире, дружбе, уважении других народов, воспитания в духе общечеловеческих ценностей.
Ребёнок - не абстрактный человек, а принадлежащий к тому или иному этносу. Человек - не только продукт своего времени, но и дитя своего народа с языком, нравами, религией, обычаями, литературой, искусством. Наконец, природными условиями, расовыми особенностями, историей. В то же время ставится цель воспитать человека не только своей нации, но и гражданина многонационального государства. Воспитанники наши не должны чувствовать себя чужими ни в одном культурном обществе.
Культура межнационального общения выступает одним из важнейших качеств личности, характеризуя общий уровень её воспитанности, и раскрывается в осознании ею своих отношений к представителям различных национальностей, их культуры, готовности и умении обращаться с ними, помогать им, способности учитывать их национальную специфику, в деликатности и терпимости в любых ситуациях.
В воспитании этой культуры очень важно правильное понимание роли традиций, обрядов народа, идей народной педагогики, их сущности, механизма передачи молодому поколению. Они способствуют сплочению и объединению людей, установлению стабильных норм и правил поведения в коллективе, формированию нравственных идеалов, национального и межнационального согласия.
Каждый творчески работающий воспитатель в состоянии создать своё проблемное поле руководства духовным саморазвитием детей. Сама жизнь выдвигает перед воспитателями новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования культурных ценностей народа.
Педагогу необходимо довести да сознания ребенка, что научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Ведь изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды, добавив слово культурная. Основная функция этой среды состоит в аккультурации, т.е. в приобщении детей к другой культуре. Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении. Можно сделать вывод, что одна из важных задач воспитателя (учителя) при обучении дошкольников татарскому (русскому) языку состоит в создании адекватной иноязычной, культурной, развивающей и интерактивной среды.
Без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - отмечал А.С.Пушкин.
Важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Народное поэтическое творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отражает в себе особенности различных периодов истории. Например: небылицы - перевертыши помогали детям в занимательной, образной форме увидеть подлинные связи реального мира, учили их думать, и сопоставлять реальные явления между собой. Детский фольклор способствовал духовному развитию ребёнка (потешки, песенки), сообщая ему элементарные сведения об окружающем мире (загадки, сказки), формируя определённые взгляды на труд, общественную жизнь (сказки, пословицы, поговорки).
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, воспитатели формируют у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребёнок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви и т.п.
Огромную роль в воспитании духовности подрастающего поколения играет знакомство с творчеством великих людей нашего края.
Настоящий художник всегда плоть от плоти народный. Таким был Габдулла Тукай – великий национальный поэт, великая личность. Тукай - любимый поэт детей. На его произведениях «Су анасы», «Кәҗә белән сарык хикәясе», «Шүрәле» и многих других воспитывалось не одно поколение.
Особую любовь снискала у читателей поэма-сказка «Шурале», где образы Родины и народа запечатлены в ярких, запоминающихся красках. Не случайно она переведена на многие языки, ее образы воплощены в музыке, живописи, балете, скульптуре. Его стихи, сказки отражают истинный дух татарского народа, воплощают в себе самобытность татарской культуры.
Всему миру известен татарский поэт Муса Джалиль. Его произведения любят и знают миллионы людей, его подвиг и слава облетели всю планету. Свои лучшие стихи («Горная река», «Дуб», «Цветы» и др.) Джалиль написал в фашистских застенках. Дети должны их знать и помнить.
Признание народа получили литературные произведения детского татарского писателя А.Алиша. Они отличаются легкостью языка, занимательностью и всегда содержательны. Сказки («Сертотмас үрдәк», «Нечкәбил», «Койрыклар», «Кем көчле?» и др.) заслуженно пользуются авторитетом среди детворы, они учат добру, коллективизму, любви к своей малой Родине.
Нельзя отнять у народа песню, как невозможно лишить его души. На лучших сценах мира исполняются музыкальные произведения наших талантливых композиторов: С.Сайдашева, М.Музаффарова, Дж.Файзи, Р.Яхина и др. На занятиях, в свободное время мы должны знакомить детей с творчеством этих людей. Прослушивание замечательных музыкальных произведений наших композиторов ведет детей в волшебный мир татарской музыки, оставляет неизгладимое впечатление в душах детей.
Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для духовного и нравственного развития. Таким образом, мы расширяем возможности приобщения ребёнка к общечеловеческим ценностям, делаем их более доступными, более осязаемыми и эмоционально - окрашенными.
Большую роль в приобщении детей к другой культуре играют народные игры. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В последнее время наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур.
Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры.
Педагог должен помогать дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к своей стране, братская дружба, взаимопомощь, уважение к человеку. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.
Многие игры разных народов по своему содержанию и характеру перекликаются между собой. Такая схожесть наблюдается в русских и татарских народных играх, которые способствуют конкретному перевоплощению в образ (например, «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», татарские народные игры: «Соры буре», «Телке һәм тавыклар», «Буре һәм сарыклар» и др.) Эти игры требуют внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками.
Зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на определённый ритм, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность считалок, предшествующих игре. Например: 1. Ипи тоз,
Матур кыз,
Герлисен, килмэсэ,
Чыгып сыз.
2. Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Среди народных игр важное место занимают музыкальные, хороводные игры, сопровождающиеся народными песнями. Они сохраняют свою художественную прелесть и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Например: татарские игры «Минлебай», «Кәрия-Зәкәрия», «Ак калач», «Куянкай», «Алтын капка», «Чума урдәк-чума каз», русские народные игры «Во поле берёзонька стояла», «Сидит ворон на дубу», «Ручеёк» и др.
Забавные запевки, чёткие считалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передаётся от поколения в поколение и никогда не стареет.
Большое значение в жизни народа имели народные праздники. Сколько в них соревновательного задора, юмора, и как прекрасно, что они отмечаются до сих пор. Это и русские народные праздники: «Масленица», татарские праздники: «Сабантуй», «Жиен», «Карга боткасы», «Нардуган», «Нәүрүз» и др.
Традиции празднования очень древние. В дальнейшем обряды и церемония приобретали всё большое значение в жизни людей, повторяясь из года в год в одно и то же время.
На праздниках проводили народные игры, хороводы, пели песни, устраивали состязания, аттракционы.
Эта традиция сохранилась и поныне. Примечательно для настоящего времени широкое участие детей в народных гуляниях, праздниках. Замечательно, что они с детства познают обряды, обычаи народов разных национальностей, приобщаясь к их культуре.
Наряду с татарами Сабантуй празднуют русские, чуваши, удмурты и др. Все с большим азартом и задором принимают участие в состязаниях, играх.
На «Масленицу» вместе с русскими и татары провожают зиму и встречают весну, проявляют ловкость и умение в различных аттракционах.
Исследования показывают, что целесообразно использовать свободное время детей для приобщения к совокупности культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры народов региона. Обогащая свой духовный мир во время отдыха, создавая себе новые ценности, ребёнок воспитывает самого себя. Свободное время таит в себе потенциальные возможности духовного саморазвития детей.
Работу по ознакомлению детей с культурой татарского или русского народа воспитатель может разнообразить рассматриванием иллюстраций, фотографий, альбомов; знакомством с произведениями устного народного творчества; слушанием песен; проведением бесед, экскурсий, вечеров-досугов и т.д.
В группах и кабинете по изучению татарского языка должны быть национальные уголки. В них могут быть представлены предметы национального быта, одежды, различные экспонаты народного творчества (игрушки, рукоделие). Национальные уголки следует постоянно пополнять дидактическими играми. Очень интересны для детей такие дидактические игры, как «Где, чей головной убор?», «Доскажи словечко» (о татарских национальных блюдах, одежде), «Назови правильно» (о предметах татарского быта), «Чей это костюм?», «Собери верно» (о татарской и русской национальной одежде).
Целесообразно привлекать родителей к пополнению и оформлению национальных мини-музеев. Привезенные ими из деревень предметы национального быта, рукоделия, украшения вызывают у детей неподдельный интерес, они с удовольствием рассказывают об этих экспонатах, вспоминая своих бабушек, прабабушек. Тем самым дети познают историю своих предков, своего народа, своей культуры, учатся уважать культуру других национальностей.
Таким образом, вся работа, проводимая по ознакомлению детей с культурой татарского (русского) народа в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Национальные чувства уязвимы, поэтому в целях предотвращения бестактных поступков и обид на национальной почве нужно формировать общекультурные чувства межличностного доверия, лояльность, уважение к культуре соседнего народа.
Источником национального согласия является взаимопонимание, которое тем глубже, чем лучше народы знают друг друга. И наша задача - через изучение языка, истории, культуры народов содействовать их духовному сближению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней
Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...
Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальной культуре татарского народа
Эта статья будет полезна как воспитателям, так и родителям....
проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»
В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...
Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое ...
План работы по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальным традициям и культуре татарского народа»
План работы по самообразованию 2019/2020 уч.год....
Отчет по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальным традициям и культуре татарского народа»
Отчет по самообразованию 2019/2020 уч.год...
Приобщение детей к национальной культуре татарского народа
Методическая разработка по обучению детей культуре татарского народа....