Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Петрова Татьяна Васильевна

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет  поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания.

В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура – чужды. Именно у детей старшего дошкольного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности

Цель - приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.

Задачи:

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа.

Знакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора.

Воспитывать интерес  к родному языку и народу, обычаям и традициям своего народа.

Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.

Обучающая функция – Расширять познание в области устного народного творчества.

Создать условия для изучения элементов национальной культуры и истории татарского народа.

Развивающая  функция – Развитие интереса к национальной культуре, языку, традициям.

 Развитие в процессе игры эмоциональной сферы детей как основы формирования их эмоциональной культуры.

Развитие творческих, художественных и познавательных способностей воспитанников на основе ознакомления дошкольников с особенностями национальной культуры.

Воспитательная функция – Формирование  основ культуры поведения в рамках соблюдения национальных культурных  традиций.

Формирование основы национального самосознания.

Был подобран и систематизирован разнообразный  наглядно - иллюстративный материал, оформлены экспонаты для мини-музея: предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы татарского народа. Познавательный материал способствует расширению  и углублению  детских представлений о том, как жили татарский народ в разное историческое время.

Связующим звеном выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой татарского народа является познавательная деятельность детей, основанная  на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия.

Весь познавательно - исторический материал разделен на три тематических блока. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре.

БЛОК «Народное творчество» - устное, литературное и певческое.

Темы,  связанные с творческой деятельностью, раскрываются путем:

 - сообщения детям знаний о народных героях, национальных поэтах, писателях, спортсменах, обычаях, обрядах.

- практического освоения детьми фольклора: сказок, пословиц, поговорок, изучения колыбельных песен, потешек.

БЛОК «Национальные традиции татарского народа» - народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, особенности национальной одежды.

Темы, связанные с познавательной деятельностью, раскрываются путем:

            - сообщения детям сведений этнографического характера: характерные национальные имена, национальный костюм, национальная кухня, народные праздники, народные игры;

           - практического освоения изобразительных средств для выражения своего отношения к народным традициям.

Темы, связанные с коммуникативной  деятельностью, раскрываются путем:

- расширения у старших дошкольников представлений об истории возникновения татарского народа, об архитектурных, исторических, экологических памятниках, исторических личностях, выдающихся деятелях, народных героях.

- самостоятельного детского исследования особенностей основных, традиционных видов труда татарского народа: народных промыслов и ремесел, быта, хозяйственного труда  в семье. При этом активно привлекаются родители, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве.

Практическая значимость. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для начала планомерной работы по социализации детей в полиэтнической среде, приобщению к культуре ближайшего национального окружения. Решая первоочередные задачи — развитие эмоциональной сферы детей и накопление чувственного опыта межнационального общения, мы отдаем предпочтение таким формам, методам и средствам работы, которые в наибольшей степени способствуют осознанию и прочувствованию детьми единения людей, создают эмоционально-положительный фон общения.

Национально – культурная среда, воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия. Постепенное введение ребенка в мир  национальной культуры (народного костюма, сказок, фольклора), через знакомство с её элементами, которые присутствуют в любой культуре, сравнивая их, определяя особенности помогает детям осознать свое единение с окружающими людьми (вне зависимости от национальной принадлежности), развивает чувство общности, помогает испытать совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного. Эмоционально - выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок.

Результатом проведенной работы является показ детьми татарской народной сказки

«Гульчечек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_tatary_18.pptx2.09 МБ
Файл prezentatsiya_tatary.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Приобщение детей к культуре татарского народа Воспитатель логопедической группы «Теремок» Петрова Татьяна Васильевна ( I квалификационная категория ) Срок реализации: 1 год МБДОУ Детский сад № 1 8 «Звездочка» Троицк 2012г.

Слайд 2

Цель приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.

Слайд 3

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа. Знакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора. Воспитывать интерес к родному языку и народу, обычаям и традициям своего народа. Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений. Задачи:

Слайд 4

Обучающая функция Расширять познание в области устного народного творчества. Создать условия для изучения элементов национальной культуры и истории татарского народа.

Слайд 5

Развивающая функци я Развитие интереса к национальной культуре, языку, традициям.

Слайд 6

Воспитательная функция Формирование основ культуры поведения в рамках соблюдения национальных культурных традиций. Формирование основы национального самосознания .

Слайд 7

БЛОК «Народное творчество » - устное, литературное и певческое .

Слайд 8

Темы, связанные с творческой деятельностью, раскрываются путем: - сообщения детям знаний о народных героях, национальных поэтах, писателях, спортсменах, обычаях, обрядах. - практического освоения детьми фольклора: сказок, пословиц, поговорок, изучения колыбельных песен, потешек .

Слайд 10

БЛОК «Национальные традиции татарского народа » - народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, особенности национальной одежды.

Слайд 11

Темы, связанные с познавательной деятельностью, раскрываются путем: - сообщения детям сведений этнографического характера: характерные национальные имена, национальный костюм, национальная кухня, народные праздники, народные игры; - практического освоения изобразительных средств для выражения своего отношения к народным традициям.

Слайд 13

Темы, связанные с коммуникативной деятельностью, раскрываются путем: - расширения у старших дошкольников представлений об истории возникновения татарского народа, об архитектурных, исторических, экологических памятниках, исторических личностях, выдающихся деятелях, народных героях. - самостоятельного детского исследования особенностей основных, традиционных видов труда татарского народа: народных промыслов и ремесел, быта, хозяйственного труда в семье.

Слайд 16

Национально – культурная среда , воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия.

Слайд 18

Эмоционально - выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок.

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет  поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания.

В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура – чужды. Именно у детей старшего дошкольного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности

Цель - приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.

Задачи:

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа.

Знакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора.

Воспитывать интерес  к родному языку и народу, обычаям и традициям своего народа.

Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.

Обучающая функция – Расширять познание в области устного народного творчества.

Создать условия для изучения элементов национальной культуры и истории татарского народа.

Развивающая  функция – Развитие интереса к национальной культуре, языку, традициям.

 Развитие в процессе игры эмоциональной сферы детей как основы формирования их эмоциональной культуры.

Развитие творческих, художественных и познавательных способностей воспитанников на основе ознакомления дошкольников с особенностями национальной культуры.

Воспитательная функция – Формирование  основ культуры поведения в рамках соблюдения национальных культурных  традиций.

Формирование основы национального самосознания.

Был подобран и систематизирован разнообразный  наглядно - иллюстративный материал, оформлены экспонаты для мини-музея: предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы татарского народа. Познавательный материал способствует расширению  и углублению  детских представлений о том, как жили татарский народ в разное историческое время.

Связующим звеном выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой татарского народа является познавательная деятельность детей, основанная  на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия.

Весь познавательно - исторический материал разделен на три тематических блока. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре.

БЛОК «Народное творчество» - устное, литературное и певческое.

Темы,  связанные с творческой деятельностью, раскрываются путем:

 - сообщения детям знаний о народных героях, национальных поэтах, писателях, спортсменах, обычаях, обрядах.

- практического освоения детьми фольклора: сказок, пословиц, поговорок, изучения колыбельных песен, потешек.

БЛОК «Национальные традиции татарского народа» - народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, особенности национальной одежды.

Темы, связанные с познавательной деятельностью, раскрываются путем:

            - сообщения детям сведений этнографического характера: характерные национальные имена, национальный костюм, национальная кухня, народные праздники, народные игры;

           - практического освоения изобразительных средств для выражения своего отношения к народным традициям.

Темы, связанные с коммуникативной  деятельностью, раскрываются путем:

- расширения у старших дошкольников представлений об истории возникновения татарского народа, об архитектурных, исторических, экологических памятниках, исторических личностях, выдающихся деятелях, народных героях.

- самостоятельного детского исследования особенностей основных, традиционных видов труда татарского народа: народных промыслов и ремесел, быта, хозяйственного труда  в семье. При этом активно привлекаются родители, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве.

Практическая значимость. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для начала планомерной работы по социализации детей в полиэтнической среде, приобщению к культуре ближайшего национального окружения. Решая первоочередные задачи — развитие эмоциональной сферы детей и накопление чувственного опыта межнационального общения, мы отдаем предпочтение таким формам, методам и средствам работы, которые в наибольшей степени способствуют осознанию и прочувствованию детьми единения людей, создают эмоционально-положительный фон общения.

Национально – культурная среда, воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия. Постепенное введение ребенка в мир  национальной культуры (народного костюма, сказок, фольклора), через знакомство с её элементами, которые присутствуют в любой культуре, сравнивая их, определяя особенности помогает детям осознать свое единение с окружающими людьми (вне зависимости от национальной принадлежности), развивает чувство общности, помогает испытать совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного. Эмоционально - выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок.

Результатом проведенной работы является показ детьми татарской народной сказки

«Гульчечек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»

В последние годы возросло  внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа».

Индивидуальный перспективный план самообразования воспитателя...

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа"

Консультация на тему "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа"...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа в тесном взаимодействии с родителями»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа в тесном взаимодействии с родителями»...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЧУВАШИИ ЗАБОТЛИВО И БЕРЕЖНО ХРАНИМ»

Культура чувашского народа богата и разнообразна.  Приобщение дошкольников к культуре своего народа важная часть нравственного воспитания. Изучая культурное наследие, формируется уважение и ...