Отчет по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальным традициям и культуре татарского народа»
материал (младшая группа)
Отчет по самообразованию 2019/2020 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка- детский сад №6 «Жар-птица» г. Альметьевск
Отчет по самообразованию
за 2019/2020 учебный год
воспитателя первой младшей группы «Звездочки»
Хайруллиной Ригины Валентиновны
Тема: «Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальным традициям и
культуре татарского народа»
г. Альметьевск, 2020 г.
Чему мы можем научиться у той или иной национальности, как поделиться с ней своим опытом - это один из тех вопросов, который для нас особенно близок. Проблема национального воспитания в настоящее время является очень важным в нашей работе детского сада.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.
Художественное слово, музыка, произведения изобразительного искусства помогают наполнить нашу работу глубоким содержанием. Начиная с младшей группы, мы применяем готовый татарский национальный орнамент в аппликации, на развитие речи к нам приходят куклы Алсу и Марат.
Большое влияние театрализованных игр на личность ребенка, на развитие речи позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в изучении языка. Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления,- все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом.
В своей деятельности по приобщению дошкольников к национальным традициям и культуре я использовала разработанный мною алгоритм работы:
- Игровые упражнения;
- Театрализованные игры;
- Игры с атрибутикой;
- Речевые упражнения;
- Народные игры, национальная одежда.
- Просмотр и обсуждение мультфильмов;
- Индивидуальная работа;
- Инсценирование сказок;
- Работа с родителями.
Игровые упражнения - направлены на выработку мимики, жестов, что является основным действием к будущим театрализованным играм, заодно знакомлю детей с новыми словами. Например, использую игру «Курсәт эле...». В которой детям предлагается перевоплотиться в зверюшек, роботов, в кукол, полететь как птички. Необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. В последствии часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.
Затем мы переходим к театрализованным играм.
Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи, которые помогают перенести диалог со сцены в зрительскую аудиторию. В своей практике я использую кукольный театр Би-ба-бо. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть.
С детьми мы разыгрываем театрализованные игры по знакомым произведениям («Чуар тавык», «Йомры икмәк»). Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. Для инсценировок можно использовать разные по жанру литературные тексты и предлагать инсценировать их в разных видах театра.
В режимных моментах предлагаю детям игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания сказок «Шалкан», «Йомры икмәк», «Бүре һәм җиде кәҗә бәтие», «Теремкәй» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
Речевые упражнения провожу также в игровой форме, используя героев из известных сказок, где они расказывают татарские пословицы, поговорки, сказки, рассказы (например: “Дуслык – зур байлык”, “Китап – яхшы иптәш”). Такой прием способствует все большему повышению интереса у дошкольников к народной литературе, а также обогащению словарного запаса, улучшению дикции и четкости речи.
Большое внимание уделяем народным играм, национальной одежде. Народная игра является эффективным инструментом приобщения дошкольников к национальной культуре, а также является элементом для инсценирования. К примеру: «Түбәтәй», “Яшел яулыгым”, “Су анасы”, “Менә сиңа уң кулым”. Знакомство с национальной атрибутикой проходит в форме выставок, бесед, конкурсов, организованной деятельности, организаций тематических недель, которые проводятся совместно с воспитателем по обучению детей татарскому языку.
Вместе с детьми мы смотрим татарские мультфильмы, анимационные сюжеты с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан (montatarstan.ru, bala.rf). После просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет, узнаем, делаем выводы.
Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке, следить за развитием действия.
С детьми инсценируем небольшие сказки («Шалкан», «Йомры икмәк», «Теремкәй» и др.,). При этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, используя технику “Сторителлинг”. Например, на занятиях пользуемся карточками-пазлами “Угадай сказку”. “Сочини свою историю”. При этом поддерживаю коллективное придумывание диалогов.
Современное дошкольное воспитание представляет собой эффективную модель взаимодействия Педагог – ребенок – родитель. Организация театрализованной деятельности способствует активному вовлечению родителей к процессу приобщения детей национальной культуре татарского народа. В период самоизоляции работа по приобщению к национальным традициям и культуре татарского народа продолжается, посредством использования приложений WhatsApp, Instagram. После получения рекомендаций, родители с удовольствием снимают детей на фото и видео. Делятся своими достижениями: вместе с родителями готовят татарские национальные блюда, читают сказки, учат стихи, инсценируют сказки.
При работе с родителями проводились консультации: "Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками", «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?», «Татарский народный фольклор в воспитании дошкольников», «Милли тәрбия бирү үзенчәлекләре»; мастер-классы: «Калфак из обычной салфетки», «Создание и монтирование видеофильма в домашних условиях на смартфоне»; литературный флешмоб «Без Тукай оныклары».
Данная модель организации приобщения к национальным традициям и культуре татарского народа посредством театрализованной деятельности является вариативной. В зависимости от возраста и потребности дошкольников можно использовать как отдельные ее элементы, так и в полном объеме.
В театрализованной игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова.
Таким образом, сказки, песни, народные игры воспитывает у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней, патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края, знакомит трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальной культуре татарского народа
Эта статья будет полезна как воспитателям, так и родителям....
План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...
Отчет по самообразованию на тему " Театрализованная деятельность".
Цель – Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.Формировать у детей развитие творческих способностей через различные виды ...
План работы по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальным традициям и культуре татарского народа»
План работы по самообразованию 2019/2020 уч.год....
Программа профессионального самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка»
Программа профессионального самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка»...
План самообразованию по теме:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей".2019-2020уч.год
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольника....
Проект "Театрализованная деятельность - как средство приобщения детей к русской народной культуре"
Проект о приобщении детей к русской народной культуре...