Приобщение детей к национальной культуре татарского народа
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка по обучению детей культуре татарского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrabota_hvv.docx | 676.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Введение
Актуальность работы…………………………………………………….4
Цель…………………………………………………………………….....4
Задачи……………………………………………………………………..5
Пути реализации задач…………………………………………………...5
Участники проекта……………………………………………………….6
Содержание работы………………………………………………………6
Формы представления результатов………………………………..……6
Дидактические и организационные материалы………………………..6
Материально-техническое обеспечение …………………………….…6
Пути реализации…………………………………………………………7
Этапы работы…………………………………………………………….8
Ожидаемый результат…………………………………………………...9
2. Основная часть ………………………………………………………… ... 9
Работа с детьми …………………………………………………….… 9
Работа с педагогами …………………………………………… 10
Работа с родителями ……………………………………………… 10
План по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством
татарского и русского народов …………………………………… 11
3. Заключение …………………………………………………………… 12
Список литературы ………………………………………………… 12
Приложение ………………………………………………………… 13
Введение
Актуальность работы.
Использование национально-культурных ценностей в воспитании детей является важным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание детей нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом.
Истинная народная культура - это не только устное народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи, традиции. Необходимо использовать все духовные ценности в условиях возрождения и развития национальной культуры и самосознания народа.
В воспитании этой культуры очень важно правильное понимание роли традиций, обрядов народа, идей народной педагогики, их сущности, механизма передачи молодому поколению. Они способствуют сплочению и объединению людей, установлению стабильных норм и правил поведения в коллективе, формированию нравственных идеалов, национального и межнационального согласия. Без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов.
От педагогов и родителей требуется пополнить знания о различных компонентах национальной культуры татарского народа.
Цель.
- помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальной культуры татарского народа; расширить представления об их образе жизни, их обычаях, традициях, фольклоре;
- на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей;
- воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Для реализации этих трех направлений используются разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- этнические мини-музеи.
Задачи.
1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.
2.Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.
3. Необходимо последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.
4.Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.
Пути реализации задач.
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений должны показать ребенку мир татарской национальной культуры, расширить представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре через:
- ознакомление с окружающим, музыкальные занятия, рисование, аппликация, экскурсии;
- участие детей, родителей воспитанников, воспитателя группы, музыкального руководителя, воспитателей по обучению татарскому языку.
Участники проекта.
- дети (старшие, подготовительные к школе группы);
- взрослые (воспитатель по обучению татарскому языку, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, родители).
Содержание работы.
- ознакомление с краеведческим материалом;
- ознакомление с устным народным творчеством;
- ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов;
- народные игры (подвижные, хороводные, настольные, забавы);
- народные игрушки;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.
- сюжетно-ролевые игры;
Формы представления результатов.
Тематические праздники, выставки, участие в концертах, творческие недели, выступления на педагогических советах и родительских собраниях.
Дидактические и организационные материалы (тесты, кроссворды, памятки)
Анкеты для родителей «Знаешь ли ты свой край?», «Приобщение детей к истокам татарской культуры», диагностика детей старшего возраста с целью выявления знаний детей о национальной культуре.
Материально-техническое обеспечение
- Оборудование национальных уголков в группах;
- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- Приобретение необходимого дидактического материала;
- Обеспечение условий для развития толерантности;
- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр;
- Создание сюжетно-ролевых игр.
Пути реализации
- Игровая деятельность:
Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.
- Социально – коммуникативное развитие:
Изучение традиций татарского народа.
- Речевое развитие:
Знакомство с фольклором татарского народа (сказки, пословицы, поговорки, потешки)
Чтение сказок татарского народа.
- Познавательное развитие:
Формирование представления о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.
- Художественно-эстетическое развитие:
Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией татарского народа.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Знакомство с традиционными народными промыслами, способами и приемами их изготовления.
Народные праздники. Изучение народных песен, песен патриотического содержания.
Этапы работы
I.Подготовительный этап
1. Совместное планирование деятельности;
2. Подбор методической литературы;
3. Составление планов работы.
Практическая деятельность детей
1.Обеспечение условий для реализации проекта.
2. Разработка образовательных маршрутов для участников процесса.
3.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений.
4.Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс уголков, создание информационного стенда для родителей…)
5. Внедрение в практику работы с детьми серия занятий «Наш родной край»
6. Организация работы обучающего семинара для педагогов.
7. Просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.
8. Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций разработок по проблеме.
9. Организация работы по следующим направлениям:
- Организованные мероприятия
- Досуговые мероприятия
- «Справочное бюро» (консультирование)
- Открытые просмотры
- Творческо - оформительская деятельность и др.
- Осуществление контроля над работой.
Ожидаемый результат.
- Воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
- Расширение представлений детей об окружающем мире родного края.
- Обогащение представлений детей о доброте и зле.
- Углубление жизненного опыта.
- Знание правил народных игр, умение в них играть.
- Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
II. Основная часть
Работа с детьми
№ | Название мероприятия | Время проведения | Ответственные |
1 | Серия занятий по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с национальной культурой татарского народа | В течение года | Воспитатели групп |
2 | «Знакомим с народными промыслами » – игры – занятия по изо деятельности 1 раз в неделю | В течение года | Воспитатели групп |
3 | Спортивно-фольклорный праздник «Зимние забавы» | февраль | Воспитатели групп Инструктор по ФК |
4 | Национальный праздник «Сөмбелә» Конкурс “Нәни Сөмбелә” | октябрь | Музыкальный руководитель воспитатели |
5 | Национальный праздник «Каз өмәсе» | ноябрь | Музыкальный руководитель воспитатели |
6 | Неделя народных игр | В течение года | Воспитатели групп |
7 | Конкурсы детского творчества: «Мир национальных узоров» «Мы рисуем сказку» | Ноябрь Март | Воспитатели групп |
8 | Посещение музея детского сада | В течение года | Воспитатели групп |
9 | Творческая неделя «Нәни иҗатчылар» (развлечения, игры, рисование, лепка, изготовление кукол) | Декабрь, март | Воспитатели , Музыкальный руководитель |
10 | Праздник «День родного языка» | февраль | Воспитатели , Музыкальный руководитель |
11 | Конкурс «Татар кызы», «Татар малае» | март | Воспитатели , Музыкальный руководитель |
12 | Диагностика (для выявления у детей знаний о национальной культуре старшего возраста) | Апрель | Воспитатели групп |
13 | Национальный праздник «Нәүрүз», | Апрель | Воспитатели , Музыкальный руководитель |
14 | Национальный праздник «Сабантуй» | Июнь | Воспитатели , Музыкальный руководитель |
Работа с педагогами
№ | Название | Время проведения | Ответственные |
1 | Оформить уголок народного прикладного искусства | В течение года | Воспитатели групп |
2 | Организация предметно-развивающей среды в группах по изучению народов Поволжья, уголка «Туган җирем-Татарстан» | октябрь | Воспитатели групп |
3 | Проведение методической недели «Добро пожаловать в страну Игралию». Семинар – практикум « Ознакомление детей с искусством Татарстана» (критерии сформированности знаний и умений) Презентация материалов для родителей | Январь Июнь-Май | Воспитатели групп |
4 | Научно-методическое обеспечение педагогов | В ходе работы | Заведующий |
5 | Лекторий «Народные игры в организации двигательной активности детей на прогулке» Проведение диагностики для выявления знаний детей о народном творчестве, искусстве, быте народов Поволжья | апрель | Воспитатели групп |
6 | Презентация «Дидактические игры, методические разработки, перспективные планы» | Март - апрель | Воспитатели групп |
7 | Педагогический совет «Национальное образование - основа приобщения дошкольников к истории и культуре народов Республики Татарстан.» | май | Заведующий |
8 | Отчет воспитателей о ходе реализации проекта | Май | Воспитатели |
Работа с родителями
Название мероприятий | Время проведения |
Анкета «Патриотическое воспитание» «Семья вместе – душа на месте.» развлечение с родителями Конкурс поделок "Краски золотой осени" Оформление уголка «Туган җирем – Татарстан» в группе | сентябрь |
Праздник «Сөмбелә» Праздник, посвящённый Дню пожилых людей «Наши дедушки, наши бабушки» Консультация «Воспитание и развитие детей в семье через народные игры» | октябрь |
Консультация на тему «Фольклор в познавательном развитии» Праздник ко дню Матери «Слово о матери» | ноябрь |
декабрь | |
Народные игры народов Поволжья Консультация «Колыбельная для малышей» Анкета « Знаешь ли ты свой край?» | январь |
Праздник ко дню Защитника отечества «Татарская кухня» знакомство с процессом приготовления треугольников «День родного языка» | февраль |
Конкурс игрушки «В каждой избушке свои игрушки» «Игры да потехи» развлечение Анкета «Приобщение детей к истокам национальной культуры» | март |
Праздники встречи весны ( Нәүрүз, Карга боткасы) Консультация «Народные праздники» Экскурсия "Наш национальный музей" | апрель |
Подготовка к празднику и его проведения «Дорогие ветераны, с праздником Вас» Тематическая выставка "День Победы - праздник дедов" | май |
Национальный праздник «Сабантуй» | Июнь |
План по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством татарского и русского народов
Название мероприятия | Время проведения |
Ознакомление детей с декоративно – прикладным искусством татарского народа | Сентябрь |
Знакомство с национальным костюмом татар. Искусство кожаной мозаики. Татарские сапожки (ичиги). Роспись татарских сапожек | Октябрь |
Ознакомление с татарским растительным орнаментом | Ноябрь |
Золотошвейное искусство (калфак). Роспись калфака | Декабрь |
Создание элементов татарского костюма (тюбетейка – мужской головной убор). | Январь |
Самостоятельное составление и раскрашивание моделей татарской одежды в игре «Придумай наряд для куклы» | Февраль |
Рисование на тему «Татарские орнаманты» | Март |
Дидактические игры « Укрась Фартук», «Продолжи узор» | Апрель |
Итоговое занятие «Мастерская умелых рук». | Май |
III.Заключение
Праздники, выставки детских работ.
Презентация на заседании педагогического совета МБДОУ «Мендюшский детский сад».
Обработка результатов.
Контроль. Диагностика для выявлений детей знаний о национальной культуре.
Список литературы
1. Шаехова, Р.К. Региональная программа дошкольного образования.
Казань, 2012.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.:Детство - Пресс, 2002.
4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М:ЦГЛ, 2005.
7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.
10. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.
12. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991.
17. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.
19. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика (для выявления у детей знаний о национальной культуре старшего возраста)
1. Использует в речи прибаутки, пословицы, потешки, поговорки, загадки, считалки.
2. Знает народные приметы.
3. Знает быт татарского и русского народа и традиции народной культуры.
4. Знает сказочных и былинных героев.
5. Использует пословицы и участвует в народных праздниках.
6. Играет в подвижные и хороводные игры.
7. Знает историю татарского и русского народного костюма.
8. Имеет представление о народных промыслах (городецкие, палеховские, дымковские, хохломские).
9. Раскрашивает красками игрушки, калфаки, ичиги, тюбетейки, кокошники, сарафаны, полотенце, яйца.
10. Классифицирует бытовые предметы, выделяет характерные признаки предметов, обобщает.
11. Знаком с достопримечательностями своего города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...
Приобщение детей к национальной культуре народов мира. Новруз байрам.
Интеграция образовательных областей: «Познание». «Социално -коммуникативной. Задачи: Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу. Развитие способности к толерантному общению, к кон...
Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальной культуре татарского народа
Эта статья будет полезна как воспитателям, так и родителям....
Обучение дошкольников государственным языкам РТ через приобщение детей к национальной культуре татарского и русского народов
Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.Знание наследия необходимо каждому народу...
Приобщение дошкольников к национальной культуре мордовского народа
Консультация для воспитателей...
«Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Севера через народные игры»
Сегодня мы на многое смотрим по иному, многое открываем заново и переоцениваем. Большинство современных людей очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили люди раньше? Как работали?...
Приобщение детей к национальной культуре Коми народа через дидактические игры, используя прием межполушарного взаимодействия
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Именно в этом возрасте развивается память, восприятие, мышление, воображен...