Фольклорное развлечение "Хлеб всему голова".
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
В процессе развлечения использовала русские народные игры, заклички, пословицы. Прознакомила детей с тем, как выращивали хлеб наши предки, что хлеб на столе - это итог работы многих людей. Рассказала о празднике "Успение", его традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фольклорное развлечение | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорное развлечение для детей старшей и подготовительной к школе группы. Лаский Наталья Борисовна.
Цель: Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
Задачи: Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Рассказать о празднике « Успение», о народных приметах, обычаях и обрядах, связанных с этим праздником. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ведущая: «Хлеб – всему голова», хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. Хлеб – главный продукт на столе. Человек может обойтись без многого, а без хлеба – нет.
Какие поговорки и пословицы вы о хлебе знаете?
- Не трудиться – хлеба не добиться.
- Кто не работает, тот не ест.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Худой обед, когда хлеба нет.
- Будет хлеб, будет и обед.
Ведущая: Очень трудная работа хлеб растить. Давайте вспомним как растили хлеб в старину:
Ранней весной землю пашут. Раньше говорили «Землю пашут, не руками машут».
Ребенок читает отрывок из былины «Вольга и Микула»:
Пашет пахарь, понукает, На кобылку свою погукивает. Борозды кладет глубокие, Из земли дубы вывертывает Камни – валуны в стороны отбрасывает, Только кудри у пахаря качаются, Шелками по плечам рассыпаются.
Ведущая: Подготовили землю – пора зерно сеять. Сеяли зерно обычно мужчины. Они выходили в поле в чистой рубахе (чтобы сорняков было мало, чтобы хлеб был чистым).
Игровое упражнение «Посеем хлеб».
Стихотворение «О чем мечтают зерна» В. Нестеренко.
Ведущая: Посеяли хлеб, что теперь делать? Ждать. Быстро прорастают семена, тянутся стебельками к солнышку. А если солнышко очень жаркое и сильно высушило землю, то ребятишки, которые всегда помогали родителям, обращались к дождику (закличку произносят дети).
Дождик, дождик, поливай. Будет славный урожай, Будет жито и ячмень, Долгий лен, зеленый хмель, Будет белая пшеница. И в амбар пшено катиться, И веселый хоровод Красных девиц у ворот.
Ведущая: А если все время шел дождь, то люди обращались к солнышку (закличку произносят дети).
Солнышко высвети Красное выблесни Мы на нивку идем. Мы серпочки несем. Будем жито жать Тебя в гости ждать!
Ведущая: Вот и вырос урожай, пора хлеб убирать. На Руси жатва считалась женским занятием. Девушки и женщины, взяв в руки серпы шли жито жать (жито это зерновой немолотый хлеб или хлебный колос). Жать – срезать серпом хлебные колосья, убирать урожай с поля. Работали с зари до захода солнца.
Игра «Кто первым свяжет сноп» (2 команды)
Ведущая: С ранней весны до конца лета выращивали хлеб. 28 августа на Руси отмечали праздник «Успение». Успение – конец жатвы.
Хоровод с колосками пшеницы (девочки в русских народных костюмах).
Ведущая: Когда урожай собран нужно отделить зернышки от соломы. Это делали цепом (две палки соединенные куском кожи). Цепом молотили, били по колосьям, выбивали из них зерно. Молотьба требует много сил, эту работу выполняли мужчины. Затем веяли зерно – очищали его от шелухи и везли на мельницу муку молоть
Игра «Мельница»
Играющие встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. Поют:
Мели, мели, мельница!Жерновочки вертятся!Бери, бери, засыпай,И в мешочки набивай.
На последнем слове необходимо остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.
Хорошо жернова поработали. Много муки намололи. Что теперь с мукой делать? (Отвезти на хлебозавод)
Ведущая: На празднике «Успение» с окончанием жатвы все друг друга поздравляли:
Ох и слава Богу Что жито пожали Что жито пожали, И в копы поклали: На гумне стогами , В клети закромами , А в печи пирогами!
Русская народная игра « Кто с нами»
Играющие встают в круг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют.
- Кто с нами, кто с нами пашенку пахати? - Мы с вами, мы с вами пашенку пахати. - Кто с нами, кто с нами жито рассевати? - Мы с вами, мы с вами жито рассевати? - Кто с нами, кто с нами жито косити? - Мы с вами, мы с вами жито косити? - Кто с нами, кто с нами жито молотити? - Мы с вами, мы с вами жито молотити? - Кто с нами, кто с нами муку молоти? - Мы с вами, мы с вами муку молоти?
Ведущая: Вот видите, сколько труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому отношение к хлебу должно бать бережное!
Стихотворение «Слава хлебу» С. Погореловский
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Вот он – хлебушко душистый. Вот он – теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел. В нем – здоровье наше, сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло! В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем! Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!
Девочка в русском костюме угощает всех караваем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Здоровье всему голова»
Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...
Хлеб всему голова
Дети сами работают с тестом....
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
Сценарий праздника фольклорные посиделки «Хлеб- всему голова»
Подготовительная группа...
Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...