Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Хлеб - всему голова"
материал (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА
Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста.
Дети входят в зал под русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я».
Выстраиваются на полукруг.
Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на
праздник! Без гостей и праздник не праздник.
Ведущий 2: Ох, и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к
нам пришли из глубокой старины.
Ведущий 1: А вот чему будет посвящен наш праздник, вы сами
скажете, отгадав загадку.
РЕБ 1: Комковато, ноздревато,
РЕБ 2: И губато, и горбато,
РЕБ 3: И кисло, и пресно,
РЕБ 4: И красно, и кругло,
РЕБ 5: И легко, и мягко,
РЕБ 6: И твердо, и ломко
РЕБ 7: И черно, и бело,
ВСЕ: И всем людям мило.
Ведущий 2: Такую загадку придумал русский народ о каравае – круглом
хлебе.
Ведущий 1: Издревле хлеб берегли, в его честь слагали гимны, говорили о
нем, как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб – батюшка.
Ведущий 2: С тех незапамятных времен дошел до нас обычай встречать
дорогих гостей хлебом-караваем. Он стал символом доброго,
мирного труда, символом достатка и счастья. И этим счастьем
спешат поделиться со всеми.
Ведущий 1: В старину каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили
князьям и боярам, царям и помещикам. Побежденные города
подносили завоевателям хлеб-соль.
Ведущий 2: В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки,
воплощал жениха и невесту.
«Хлеб-соль величай!» - наказывали праотцы.
Ведущий 1: Святое отношение к хлебу является одним из главных
достоинств русского человека, ведь чтобы вырастить хлеб надо
вложить много труда: вспахать землю, посадить семена,
волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она
излишней.
Ведущий 2: Вот и мы с вами пойдём землю пахать, да хлеб сажать.
Дети исполняют хоровод «Земелюшка-чернозём».
Ведущий 1: А пока наш хлебушек растёт давайте-ка, добры молодцы,
приглашайте на танец наших красных девушек,
погуляем да потанцуем.
Дети исполняют русский плавный танец «Выйду ль я на реченьку».
Ведущий 2: Мы и не заметили за танцами, как наш хлебушек вырос,
заколосился. Не хочется ему в поле стоять, да колосом махать…
Девочки исполняют песню «Говорило аржаное жито».
Ведущий 1: А потом приходила пора убирать налитые колосья.
В старину говорили: «Зерно в колосу - торопись жать полосу».
Солнце поднимается, заря разгорается,
А наши жницы на поле идут, поют, заливаются…
Девочки исполняют песню «Жнивная».
Ведущий 2: Первый сжатый сноп называли «именинником». С него
начиналась осенняя молотьба, его соломой кормили больную
скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для
людей и птиц, его украшали цветами, несли в дом с песнями и
ставили в красный угол под иконами.
Ведущий 1: К Успению оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба.
Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал - тому
силку, а кто сеял – тому две, а кто жал - тому все».
Ведущий 2: По старому общерусскому обычаю на поле оставляли
небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их
лентами - «завязывали бороду» и приговаривали:
«Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»
Ведущий 1: Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть
земле силу, потраченную ею на выращивание урожая.
Ведущий 2: Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой,
свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.
Девочки выносят сноп, украшают его лентами, поют: «Уж мы вьём…»
Ведущий 1: Вот и убрано наше поле. Теперь можно отдохнуть. Ведь не
даром в народе говорят: «Кто трудился от души – веселись,
играй, пляши!»
Дети играют в «Плетень».
Ведущий 1: В старину существовало много примет, поверий, обрядов и
обычаев, связанных с хлебом.
Ведущий 2: Солнце закатилось – не начинай новой ковриги, а то хозяйство
расстроится; а уж если начал в этот час резать хлеб, то горбушку
не ешь, а после ужина опять приставь к начатой ковриге.
Ведущий 1: Хлеб из рук выпадает – значит, гость торопится.
Ведущий 2: Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного из членов
семьи.
Ведущий 1: Хлеб, испечённый в страстную пятницу, привязывали льняным
шпагатом к притолоке и этот «страстной» хлеб исправно не
пускал в дом злых духов.
Ведущий 2: В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, вылепленный
в форме кораблика. Пока он цел, никакая беда не грозила
ушедшему в море.
Ведущий 1: А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа
о хлебе!
Дети читают по очереди: Каравай хлеба не свалится с неба.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
Худ обед, коли хлеба нет.
Много снега – много хлеба.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Хлеб в закромах – счастье в домах.
Без золота проживёшь, а без хлеба – нет.
Хлеб всему голова.
Покуда есть хлеб да вода – всё – не беда.
Каков у хлеба, таков и у дела.
Ведущий 1: А теперь давайте попробуем отгадать загадки. Все они тоже о
хлебе. Загадки нам будут загадывать наши гости.
Родители загадывают детям загадки.
Круглобок и маслян он, в меру крут, посолен.
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем. (Хлеб)
Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос)
Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)
Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят. (Снопы)
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)
Кольцо не простое, кольцо золотое!
Блестящее, хрустящее, всем на загляденье!
Ну и объеденье! (Баранка, бублик)
Не море, а волнуется. (Поле)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Каравай)
Ведущий 2: Наши далекие предки почитали каравай не только как
обрядовый круглый хлеб с украшениями, но и как
мифологическое существо. Согласно сказаниям, каравай,
вернувшийся с неба, видел там месяц, звёзды и многое другое.
Игра «Каравай, где бывал?», в которую играли
дети в прошлые века, пришла к нам из седой старины.
Дети играют в игру «Каравай, где бывал?»
Ведущий 1: К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому
караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное.
Ведущий 2: Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый
человек в семье. Резал его стоя, тонкими ломтиками, не спеша,
прижимая к груди.
Ведущий 3: Есть семьи где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой
его целуют.
Ведущий 4: Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения
к нему.
Ведущий 5: В народе говорят: «Есть хлеб – будет и песня!»
Так давайте все вместе споём весёлые частушки!
Дети исполняют частушки.
Говорим и скажем снова, повторим, как дважды два:
Хлебушек всему основа и, конечно, голова!
Сколько рук его растило, сколько поту утекло!
В хлебе вся людская сила и здоровье, и тепло!
Если пахнет в доме хлебом, если вкусен хлебный квас,
Радость будет за обедом, хлеб в деревне просто класс!
Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем говорим о том, о сём.
Из пшеницы золотистой хлеб уложен горочкой.
До чего же он душистый хлеб с хрустящей корочкой!
Хороши к обеду плюшки, хлеб, батоны и ватрушки!
Всех накормит тёплый хлеб, лучше хлеба в мире нет!
Свежий хлеб – вот это блюдо! Ароматен, вкусен он!
Всем, кто создал это чудо благодарность и поклон!
РЕБ 1: Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем.
РЕБ 2: Он на блюде расписном с узорчатым рушником.
РЕБ 3: Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим!
Дети исполняют песню «Каравай»
Выходит девочка. В ее руках рушник с караваем.
Ведущие вместе: А теперь милости просим к нам на чаепитие!
Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"
Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...
Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Разработки фольклорных досугов Масленица, Деревенские посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным руководителям и учителям музыки в приобщен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-202168-1360662641.jpg)
" Посиделки у печки" фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возрастаи взрослых
Фольклорный досуг с использованием этнографических экспонатов музея дошкольного учреждения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-406552-1392641959.jpg)
Методическая разработка конспекта досуга для детей подготовительной группы «Хлеб — всему голова»
Образовательная деятельность осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-962051-1508528836.jpg)
Досуг для детей старшего дошкольного возраста "Хлеб -всему голова".
Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его....
Сценарий досуга к Международному дню хлеба для детей старшего возраста «Хлеб - всему голова!»
Сценарий досуга к Международному дню хлеба для детей старшего возраста «Хлеб - всему голова!»Авторы: педагог-психолог Королёва К.С.Учитель-логопед Ильина И.А.Слайд 1Организационный моментП...