Конспект НОД Социальный мир в подготовительной группе. (Интегрированное) «Вышивка Кубанских мастериц».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Фадеева Вера Викторовна

Знакомство детей с вышивкой Кубанских мастериц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД Социальный мир в подготовительной группе. (Интегрированное) «Вышивка Кубанских мастериц».

Интеграция образовательных областей  речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, конструктивная.

Цель: Познакомить детей с вышивкой Кубанских мастриц.

Задачи:

  • Воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству;
  • Познакомить детей с вышивкой. Учить различать вышивку, выполненную крестом и гладью;
  • Развивать мышление, учить делать умозаключение;
  • Способствовать развитию связной речи;
  • Учить детей составлять орнамент на бумаге для вышивки крестом;
  • Развивать мелкую моторику.

Обогащение и активация словаря: Экскурсовод, наперсток, пяльцы, гладь, крест, рушник, мулине, стежок, вышивальщица. Косоворотка, сарафан, кушак, передник.

Предварительная работа:

  • Рассматривание готовых вышитых изделий (салфетки, сорочки, рушники, скатерти и т. д.).
  • Посещение краеведческого музея – выставки « Вышивка Кубанских мастериц».
  • Беседы с детьми на тему « Чья мама или бабушка умеет вышивать?».
  • Совместно с родителями сбор вышитых изделий для выставки.

Оборудование:

  • Вышитые изделия крестом и гладью для выставки.
  • Пяльцы, набор игл, напёрсток, ножницы, пяльцы, нитки мулине.
  • Листы бумаги в клеточку на каждого ребёнка.
  • Фломастеры  чёрного, красного, жёлтого цветов.
  • Подборка кубанских казачьих песен на CD диске.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, в каком городе мы живём?

Ответ детей: в городе Анапа.

Воспитатель: Как называется наш богатый край?

Ответ детей: Краснодарский край.

Воспитатель: Где находится Краснодарский край?

Ответ детей: на Северном Кавказе.

Воспитатель: А в какой стране?

Ответ детей: России

Воспитатель: Мы с вами часто посещаем музеи. Какие выставки вам запомнились?

Ответ детей: дети называют выставки и музеи, которые им понравились.

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в музей детского сада на выставку. Я буду экскурсоводом. Кем я буду?

Ответ детей: посетителями музея

Воспитатель: Для чего в музеях нужны экскурсоводы?

Ответ детей: чтобы знакомить посетителей с музеем.

Воспитатель: В нашем музее сегодня выставка вышивки. Посмотрите на изделия. Какие предметы вы видите? Чем украшены изделия?

Ответ детей: дети называют предметы, которые им понравились.

Воспитатель: Что же такое вышивка? Вышивание – это украшение ткани цветным орнаментом. Орнамент вышивки складывается из стежков.

Из чего складывается орнамент вышивки?

Стежки – основные элементы всякой вышивки. Только опытная вышивальщица  может освоить все существующие в данном ремесле разновидности швов.

- Кто из вас запомнил, как называют людей, которые занимаются вышиванием?

Ответ детей: вышивальщица

Воспитатель: Кого называют вышивальщицей?

Ответ детей: человек, который делает узоры на ткани с помощью нитки и иголки.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что нужно вышивальщице для работы?

Ответ детей: ткань, пяльцы, нитки, иголка, наперсток, ножницы, рисунок.

 Верно! Вышивальщицы имеют небольшой набор инструментов: иглы, напёрсток, ножницы, пяльцы  и, конечно же, им нужны материал и нитки для вышивания.

- Очень сложная и кропотливая работа – вышивать. Для того чтобы на ткани появился красивый узор, нужно научиться некоторым премудростям.

- Прежде всего, необходимо выбрать правильно иглу. А подбирается она в зависимости от ткани, на которой будет проводиться вышивка, от толщины ниток.

- Как вы думаете, какая игла понадобится мастерице, если ткань будет лёгкая шёлковая, а ниточка тоненькая?

(Воспитатель обращает внимание детей на напёрсток)

Воспитатель: Кто из вас запомнил, как называется этот предмет?

Ответ детей: напёрсток

Воспитатель: Для чего вышивальщице нужен напёрсток?

Ответ детей: что бы ни уколоть палец

Воспитатель: Напёрсток бережёт пальцы вышивальщицы. Он необходим, если она вышивает на плотном материале. Место напёрстка – средний палец правой руки.

- Что у меня в руках?

Ответ детей: пяльцы

Воспитатель: Круглые пяльцы в вышивании необходимы для натяжки ткани. Вышивать становится намного легче, и вышивка получается более аккуратная.

- Для вышивания лучше всего нитки мулине. Если ткань плотная, толстая, то вполне подойдёт шерстяная нить.

- Какие нужны нитки для вышивания?

Физическая минутка

(По выбору воспитателя)

Воспитатель: - Вышивание - старинное искусство. На Кубани вышивкой занимались женщины с давних времен, когда ещё не было ни вас, ни меня, ни бабушек, ни прабабушек, одним словом, очень давно. В те времена все приходилось делать вручную: шили сорочки, фартуки – передники, сарафаны, юбки, скатерти.  Чтобы одежда и белье были более нарядными, мастерицы расшивали изделия узорами. Женщины обычно занимались вышивкой вечерами, после работы в поле, пели песни. В узорах вышивки они передавали свое настроение.

Основные цвета вышивок   на Кубани: красный, желтый, черный. Вышивали гладью и крестиком.

Воспитатель: Почему эти способы вышивания так названы?

Ответ детей: гладью стежки гладкие, а крестиком в виде крестика

Воспитатель: Отыщите на нашей выставке изделия, вышитые крестиком и гладью. Вам понравилась выставка?

Ответ детей: дети находят изделия с вышивками гладью и крестиком

Воспитатель: Что нового вы узнали о вышивке, побывав в музее детского сада?

Ответ детей: как называются люди, которые вышивают, какие инструменты нужны для вышивки, чем вышивают и какие узоры.

Воспитатель: Что понравилось?

Ответ детей: дети называют, что им больше всего понравилось

- А сейчас я приглашаю всех в нашу мастерскую и предлагаю вам придумать узор для вышивки крестом. Использовать будем чёрный, жёлтый и красный цвет.

(Дети фломастерами чёрного, красного и жёлтого цвета заполняют клеточки крестиками, добиваясь получения орнамента; фоном звучат в записи кубанские казачьи песни.)

Воспитатель: Давайте посмотрим, у кого какой узор получился?

Чей узор тебе понравился? Чем понравился?

Ответ детей: дети отвечают, чей узор понравился и почему.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы на славу!

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поплясать под народную мелодию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное НОД в подготовительной группе "Край наш кубанский"

Воспитание любви к малой Родине, знакомство с традициями кубанского быта, воспитание интереса к произведениям народного искусства Кубани-  основная задача данного материала.Именно в дошкольном во...

Конспект организованных игровых ситуаций в подготовительной группе для детей с О.Н.Р. по теме: «Край родной – земля Кубанская»

Программные задачи: Коррекционно-образовательные:Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательности региона, в котором живут дети; Закрепление навыков работы с географическо...

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков "Дать знания детям об истории возникновения кубанского казачества их обычаях...

«Мой родной город – Нижний Новгород». Конспект по социальному миру в подготовительной группе

Конспект занятия по социальному миру в подготовительной группе...


 

Комментарии

Устинова Евгения Александровна

Положительная стороны НОД: педагог реализовал все запланированные задачи с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала каждым ребёнком. Воспитатель обладает хорошими знаниями о современных подходах и решениях в области образовательно – воспитательной сферы и владеет новыми приемами педагогических технологий.
Использовала в НОД технологию музыкального воздействия - «Кубанские казачьи песни», а музыка, как известно, обладает сильным психологическим воздействием на детей,положительно влияет на состояние их нервной системы. Была использована дыхательная гимнастика «Снежок», которая способствовала активизации кислородного обмена во всех тканях организма, тем самым нормализовала и оптимизировала процесс работы в целом. Использовались игровые технологии.
Результат: Свою образовательную деятельность с детьми воспитатель обогащает новыми впечатлениями и знаниями, развивает интерес дошкольников к окружающей действительности, формирует эмоционально насыщенную речь.