Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ на занятиях краеведческого кружка «Северяночка»
материал на тему

Онучина Анна Николаевна

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В пределах детского  сада воспитателю вручаются важные полномочия: он не только учит и воспитывает детей,  он  дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

                                                     Онучина Анна Николаевна,

воспитатель филиала  «Детский сад № 2 « Сказка»

 МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 7»

2слайд

Организация работы  по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ на занятиях краеведческого кружка «Северяночка»

3слайд                                                   

                                                     Мне кажется, любовь к родной земле
Заложена в нас кем - то свыше,
Живет она с рождения во мне,
Я чувствую ее и слышу:
И тихий стон разрушенных церквей,
И песню ручейка лесного,
Немой упрек некошеных полей,
Радость птиц, вернувшихся весною.
Все та же прелесть осени в краю,
Разруха, нищета в деревне…
Люблю сторонку милую свою,
От всей души ее жалею!

                                                                              Наталья Бутакова

4 слайд

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В пределах детского  сада воспитателю вручаются важные полномочия: он не только учит и воспитывает детей,  он  дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.

Моя работа по духовно - нравственному воспитанию детей, основывается на «Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,  раздел «Ознакомление с окружающим» и «Нравственное воспитание» и программе кружка «Северяночка».

5 слайд

Цель  работы - заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Программа «Северяночка» направлена на решение задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирование положительного отношения к родному краю. Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

Трудоемкость осуществления программы заключается  в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами краеведческого характера предметно-развивающей среды.

6 слайд

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию использую различные виды деятельности:

  • чтение народных  и авторских сказок о жизни северян, сказок о материнской любви: сначала дети учатся христианской любви в родной семье, потом  - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому свою работу по духовно-нравственному воспитанию я начинаю с воспитания любви к матери посредством:

  - чтения сказок,  в которых наиболее ярко показана  сила материнской любви, ее мудрость,  жертвенность  ради своего ребенка, которые  учат детей  пониманию  значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Разноцветная бабочка»  Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова.

 -  бесед: «Нет милее дружка,  чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

  - заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек,

На таких занятиях дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.  

7 слайд

  • Также проводится цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является  воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1-2 раза в месяц во вторую половину дня.

-  Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»,  «Где добрые люди, там беды не  будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?  Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения,  игры, ситуативные задачи, рассматривание  дидактического материала.

  - постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших.

Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

8 слайд

  • Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них  (Рождество, Масленица, навстречу Пасхе). Такие мероприятия походят весело, дети, родители и педагоги играют роли, участвуют в народных играх, водят хороводы, угощаются блинами, куличами. Было интересно наблюдать, как дети выстроились в очередь для участия в народной игре «Сахаринка», никакие конфеты не заменят ребенку эмоциональное удовлетворение от объятия с другом и необычного для нынешнего времени угощения.

9 слайд

Россия всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего. Информационно-познавательный материал для взрослых, связанный с православным календарем  систематически помещается в уголке для родителей.

10-11 слайд

  • знакомство детей с жизнью защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма перед Днем защитника Отечества, Днем Победы провожу через:

- организацию выставки ко дню Победы. (Работы по изобразительной деятельности, совместные поделки  детей и родителей на военную тематику, семейно-военные материалы о прадедах).

12-13 слайд

- участие в районном конкурсе открыток для ветеранов Великой Отечественной войны

- просмотр  видеоклипа «Реквием», презентаций «Они сражались за родину», «Этот День Победы»,

- разучиванием песен о подвиге русского народа,

14-15 слайд

- с помощью родителей создание выставки-архива «Бессмертный полк»

 16 -17 слайд

Неоценимо по своей значимости использование экскурсий. Это самый наглядный метод познавательной деятельности:

 - экскурсии к церкви с целью ознакомления с особенностями архитектуры, 

-  экскурсии на природу, по улицам родного города,

Сопровождаются слушанием колокольной и духовной музыки, чтением стихов о родном городе, разучиванием песен о Няндоме и завершаются тематическими  выставками детского творчества.

18-20 слайд

Большой интерес вызывают у детей занятия в музее нашего детского сада. «Тайны русской избы» так называется цикл занятий. Мальчикам очень понравилось забивать гвозди и соревноваться на скорость в езде на лошадках, девочки попробовали стирать белье на доске и гладить полотенца по деревенскому обычаю рубелем.

21-22 слайд

Дети познакомились с предметами быта русских крестьян, узнали особенности костюма, традиции северного народа, загадали желание у русской красавицы – березки. Больше всего запомнилось чаепитие за большим самоваром с сушками да баранками.

Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к городу, где он родился, чувство восхищения родным городом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим и духовным знаниям осуществляется  через применение следующих  методов:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), экспериментирование и опыты,
  • придумывание сказок, рассказов,
  • сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны,
  • игровые и воображаемые ситуации,
  • решение логических задач,
  • метод моделирования и конструирования.

     А также необходимо использовать  такие методы обучения и развития творчества как:

- Эмоциональная насыщенность окружения

- Исследование  предметов живой и неживой природы

- Прогнозирование  (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее)

- Игровые приемы

- Проблемные ситуации и задачи

- Неясные знания (догадки)

- Предположения (гипотезы)

К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо  от воспитания в нем  гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие   впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через  детское сердце, они играют огромную роль  в становлении личности патриота.

23слайд

В ходе работы кружка «Северяночка» были реализованы проекты «Красота родной природы», фотоальбом «Юный няндомец», фотовыставка «Моя семья в истории Няндомы», проведены экскурсии в музей «Дом Няна», по улицам города, к памятнику неизвестному солдату, конкурсы рисунков и поделок на краеведческую тематику. Дети участвовали в фестивале «Весенние жаворонки», вахте памяти, посвященной годовщине победы в Великой Отечественной войне.

24 слайд

Силами педагогов и родителей пополнены мини-музеи народного творчества в группах и краеведческий музей детского сада. Я стараюсь быть примером патриотизма для детей, принимала участие в районном конкурсе «Масленичные смотрины», городском фольклорном конкурсе – фестивале «Веселая горница», в городском конкурсе  «В этих песнях мгновенья войны» 2012 г., 2013 г.

25 слайд

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Кроме матери родной,
Нету матери на свете.
Кроме родины – иной
Нет родной земли на свете.

(Б. Укачин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиал «Детский сад № 2 «Сказка» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 города Няндома » Онучина Анна Николаевна 12 апреля 1981 года рождения 1 квалификационной категории адрес электронной почты: www.wolodya2@mail.ru

Слайд 2

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ на занятиях краеведческого кружка « Северяночка »

Слайд 3

Мне кажется, любовь к родной земле Заложена в нас кем - то свыше, Живет она с рождения во мне, Я чувствую ее и слышу: И тихий стон разрушенных церквей, И песню ручейка лесного, Немой упрек некошеных полей, Радость птиц, вернувшихся весною. Все та же прелесть осени в краю, Разруха, нищета в деревне… Люблю сторонку милую свою, От всей души ее жалею! Наталья Бутакова

Слайд 5

Задачи программы : 1)Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. 2)Обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Севера. 3)Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов. 4)Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё. 5)Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. 6)Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить ло­гически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас. 7)Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу.

Слайд 6

Цветы для мамочки

Слайд 7

Детские рисунки на тему «Родина»

Слайд 8

Православные праздники

Слайд 10

Центр патриотического воспитания

Слайд 11

Проект «Подвиг моего народа»

Слайд 12

Конкурс «Открытка ветерану»

Слайд 13

Песни Победы

Слайд 14

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Слайд 16

На родной стороне

Слайд 17

Церквушка на родной сторонке

Слайд 18

«Тайны русской избы»

Слайд 21

Во поле березка стояла…

Слайд 22

Песни русские поем и чаёк все дружно пьем

Слайд 23

Экскурсия в «Дом Няна »

Слайд 24

Мини-музей народной игрушки

Слайд 25

Кроме матери родной, Нету матери на свете. Кроме родины – иной Нет родной земли на свете. (Б. Укачин )

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация процесса духовно-нравственного воспитания"

Организация процесса духовно-нравственного воспитания...

Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изл...

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь.  В своей презентации я показала, как мы в...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

организация системы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Материал об организации работы дошкольников в связи с требованиями ФГОС...

Организация системы духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

Работа по духовно нравственному воспитанию в детском саду на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты....