Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Карпова Любовь Афанасьевна

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изложила в своём докладе материал, как в нашем детском саду мы работаем по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7»

 

Доклад

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».

 

                                                                                                     

   Подготовила

Карпова Л. А.,

музыкальный руководитель ВКК

2017г.

г. Калач

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.  Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека.

 Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возраста в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь. Маленький ребёнок ещё не  сформировался и  обладает незначительным жизненным опытом, поэтому взрослый выступает как носитель духовных ценностей и культуры в целом. Дома – это близкие люди, члены семьи, в детском саду – это педагоги. Для успешной реализации воспитательного процесса необходимо, чтобы детский сад и семья работали в тесном сотрудничестве, используя механизмы непрерывности и преемственности.

 Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», проблема духовно-нравственного воспитания отражена и в Концепции модернизации образовании.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников.  Этот возраст очень важен для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в системе.

В нашем образовательном учреждении не первый год ведется  работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию.

Цель  - заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения; способствовать  воспитанию будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее  родной страны.

Задачи:

1.Знакомство детей и родителей с основами духовно нравственных традиций русского народа и уклада жизни; с особенностями подготовки и проведения праздников: Рождество Христово, Пасха – Светлое Христово Воскресение, Троица, 23 февраля, 9 мая, дни Ангела и дни рождения детей, совместно с участием родителей.

2.Знакомить детей с Православным  храмом.

3. Привлечь родителей к деятельному участию в мероприятиях ДОУ.

4.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

5.Знакомить  детей с произведениями художественной литературы,  живописи,  связанными с тематикой занятий.

6.Развивать способность анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

7. Развивать умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире и беречь её.

8. Воспитывать трудолюбие, уважительное  отношения  к труду и его результатам.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители ответственны за воспитание своих детей.  Православие рассматривает семью как Малую церковь, где начинается первый духовный путь ребёнка, его внутреннее наполнение, где определяются его ценности и приоритеты. Детский сад продолжает расширять представления детей об окружающем мире, данным нам Богом. Нередко, дошкольное учреждение является первым источником информации о вере, где впервые ребёнок получает представления о Православии. Образовательная система Доу позволяет целенаправленно формировать  эти представления, отражающие духовную жизнь человека. Духовное наполнение определяет образ вначале ребёнка, а затем взрослого человека.

 Основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они не часто ходят в Храм, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции православных праздников. Поэтому цель работы с родителями мы определили как просветительскую, то есть знакомить родителей и детей  с православной культурой и историей, вызвать интерес на основе системного взаимодействия детского сада, семьи и Церкви. Для реализации  работы МБДОУ и семьи мы взяли три направления:

- Мероприятия детского сада с родителями, консультации, родительские собрания, практические занятия для родителей  по духовно-нравственному развитию дошкольников.

- Мероприятия МБДОУ, объединяющие Церковь, родителей и детей с целью познакомить с традициями православной Церкви, календарём, праздниками.

- Мероприятия с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизни МБДОУ: выставки совместного творчества по заданной тематике, выставки поделок, совместные праздники православного и гражданского календаря, спортивно-музыкальные праздники и досуги с участием родителей, благотворительные акции.

Чтобы лучше  наладить работу с семьёй,  один раз в месяц   встречаемся с родителями, составляем план работы на ближайшее время, проводим беседы о ближайшем празднике. Дети и родители рассказывают, как они отмечают данный праздник в семье. Как проводят выходные дни. Обсуждаем темы «Как в старину люди готовились к данному празднику?», играем с детьми в различные народные игры.  По осени был организован  стенд «Покров Пресвятой Богородицы». Обязательно проводим музыкальный  досуг  «Покров Пресвятой Богородицы».

Основным средством развития ребёнка  является художественно – продуктивная деятельность как одна из самых доступных дошкольного возраста. Воспитание отваги, мужества, желания служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите. Дети рассматривают репродукцию картины Васнецова «Богатыри», отвечают на заданные вопросы, сами делают выводы. В практической части занятия раскрашивают богатырские доспехи, а дома вместе с родителями выполняют работу до конца. Продуктивный ручной труд имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на способности ребёнка, стабилизируя эмоциональное состояние и общее развитие.  На музыкальных занятиях  дети знакомятся с праздниками православного календаря, обращаю внимание, чтобы они говорили о духовном и святом вдумчиво, с уважением.

Приобщая детей к особенностям духовных  праздников: мы, педагоги, стараемся помочь ребёнку видеть и понимать красоту природы, ценность традиций, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доверии, взаимопонимании. В нашем детском саду есть своя традиция: все православные праздники проводить с участием родителей. Участие детей и родителей в мероприятиях помогает   объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Привлекаем родителей  к украшению групповой комнаты к Рождеству Христову. Родители принимают активное участие в выставке поделок «Рождественские подарки»  Во время беседы родители рассказывают, как они готовятся к Рождеству с ребёнком дома. На стенде выставляем материал «Об истории рождественского вертепа»  В зимние новогодние праздники    организовали «Рождественские посиделки» Чтобы найти рождественские подарки для детей  родителям была   предложена  не традиционная  технология  «Квест» игры,  «Цветик – семи цветик»  в которой   было 7 различных  заданий,  чтобы узнать очередную букву, где спрятаны  подарки. После того, как задания родителями  были выполнены,  был найден «сундук с подарками»  для детей.    

 Перед праздником «Пасхи» обязательно рассказываем  о посте, рецепты пасхальных блюд. Дети вместе с родителями готовят  праздничные подарки, поделки на выставку.  Праздник «Пасху весело встречаем» проводим  обязательно с участием родителей.

      Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.  В работе придерживаемся следующих принципов: системность, целенаправленность, доброжелательность, открытость. Работа по духовно-нравственному воспитанию на основе сотрудничества семьи и детского сада   даёт положительные результаты. Хочется отметить, что успех взаимодействия педагогов и родителей связан с позицией обеих сторон, с желанием научиться, с желанием измениться. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».  

       Таким образом, духовно-нравственное воспитание в нашем детском саду – это активный, целенаправленный процесс, который влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: эстетическое и этическое развитие, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДОО

Самой важной задачей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, удовлетворение биологической потребности детей в д...

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Наша главная задача воспитать новое поколение, которое уйдет от учебно-дисциплинарной модели и станет более самостоятельным, а формирование самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с до...

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Творческой группой нашего дошкольного учреждения, в соответствии с современными требованиями ФГОС, активно внедряется проект «Музейная педагогика», задачами которой является интеграция музейной и обра...

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь.  В своей презентации я показала, как мы в...

Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «...

Организация системы духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

Работа по духовно нравственному воспитанию в детском саду на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты....

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...