"Организация процесса духовно-нравственного воспитания"
статья на тему

Кохан Елена Анатольевна

Организация процесса духовно-нравственного воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация процесса духовно-нравственного воспитания

в  детском саду.

  Духовно-нравственное воспитание - в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

  «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

   Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности.

    В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

     Слово  «фольклор»  в  буквальном  переводе  с   английского   означает «народная  мудрость». Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням  и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с  обычаями, обрядами,- словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

     Каждый жанр русского народного творчества -  кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на музыкальных занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

    Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

    Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия» (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких). Колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук,  голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…».

Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.

Пестушки (от слова «пестовать» -воспитывать)— короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят (а малыши в детском саду напевают):

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

   Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен  смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!

   Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение.

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка,

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Кошка-то и не дала!

   Но это только одна сторона медали. Имеются потешки, которые  и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока// Кашку варила… или  Идет коза – во лбу рога, идет-ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит?). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?

   В потешках, в которых имеется звукоподражание голосу животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

   Прибаутки - небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка- на кошке – туды ж по дорожке). Она характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду.

   Все эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются (именно поются, а не рассказываются):

Потешки: 

Шла Иринка по дорожке,

У нее устали ножки.

Села- посидела,

Песенку запела

Тра-та-та, тра-та-та

Мы везем с собой кота…

Колыбельные:

Мама Милочку качает – баю-бай

Мама доченьку качает – баю-бай

Спи Милена, спи, дочурка- засыпай!!!

Завтра будет день прекрасный – баю-бай

Светит месяц с неба ясный-баю-бай

Спи, хороший голубочек, засыпай!!!

   В русском фольклоре   всегда сочетаются слова  с  музыкальным  ритмом и  напевностью. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

   Ребенок, напевая,  оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает  смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее.

   При отборе фольклорных произведений для занятий с детьми  дошкольного  возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.

   В работе с детьми средней, старшей , подготовительной групп, необходимо использовать другие фольклорные жанры - песенки (веснянки, колядки, игровые  песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора). Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные,   купальские   песни, жатвенные, свадебные песни и т.д.).

    Веснянки - старинные обрядовые песенки, восхваляющие весну, приход весны.

    Колядки.     Зимние святки начинались с колядования.  Парни  и  девушки  ходили  по  улицам деревни  и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся  при  этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или  виноградья. Хозяевам дома песней  желали  жизненных  благ  и  требовали  вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину  или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и  для  девушки-невесты.  

   Частушка -  жанр русского  словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная)  песенка   быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.                

Ах, шаль, шаль моя,                

Шаль моя вязёная.                

Не одна я боевая,

        Вся родня весёлая.

   Игровые песни сопровождали определенную игру, распевались либо одним или несколькими играющими, либо хором:

           Селезень

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

Утя семеро детей,

А восьмой Селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

В этой игре "Утка" становилась в центр круга, а "Селезень" снаружи, и играли подобно игре "кошки-мышки". При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг "селезня". Так, играя, дети приобщались к миру взрослых, в котором царили любовь, уважение, взаимопонимание.

   Существовало  множество  собственно  детских  игр.   Наблюдая   жизнь взрослых, дети часто  имитировали  в  своих  играх  календарные  и  семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. Народные игры у наших предков сопровождались пением,  наряду с силой, ловкостью, выносливостью, развивали чувство сопричастности к коллективу - («Воротики», «Ручеек», «Молчанка», «Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки») и т.д.  

     Пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках  оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.  На музыкальных занятиях пословицы и поговорки   задают  тон,   вводят в тему , помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Волка бояться- в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» ,«У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт.», «Не надобен клад,коли в семье лад.», «Старый друг лучше новых двух.», «Друзья познаются в беде.», «Знал-бы где упадёшь соломки подстелил.», «Мягко стелит, да жёстко спать.», «Родина –мать - умей за неё постоять.», «Семеро одного не ждут.», «За двумя зайцами погонишься ,  ни одного не поймаешь.» , «Пчела мала, но и та работает.», « Хлеб всему голова.», « В гостях хорошо, а дома лучше.»).

   Цель выше перечисленных фольклорных жанров –  развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т.д.).

   Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

   Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании играет театральная деятельность. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Идея сказок, их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите человека. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

   В процессе занятий музыкальной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, плясках,  хороводах, в развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение распределять роли, готовить атрибуты для музыкальной игры, музыкального спектакля, красивые декорации для оформления музыкальной сказки, т.е. имеются все условия для осуществления нравственного воспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников

Основные средства духовно-нравственного воспитания. Содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию...

Музыкально-художественное развитие детей в процессе духовно-нравственного воспитания музыкальными средствами

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания музыкальными средствами. Проект напра...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

laquo;Духовность» -  рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями;как способ со...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания»

Педагогический ринг «Формирование патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  в процессе  духовно-нравственного воспитания» предоставляет возможность совершенс...

Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В статье описан проект способтвующий развитию милосердия у дошкольников "Духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста" (4-7лет)....