Организация системы духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО
методическая разработка (подготовительная группа)
Работа по духовно нравственному воспитанию в детском саду на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2022god.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №7»
Доклад
Организация системы духовно – нравственного
воспитания у детей дошкольного возраста в условиях
внедрения ФГОС ДО
Подготовила
Музыкальный руководитель
Карпова Л.А.
2022г
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте и милосердии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - духовная незрелость взрослой личности.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…» Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ. Чувство патриотизма у дошкольников начинается с любви к своему ближайшему окружению, любви к своей семье. Именно в семье вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю, необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать.
В нашем дошкольном учреждении решение задач по духовно – нравственному воспитанию реализуется в различных видах деятельности:
- Театрализованной:
Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству;
- Песочная анимация и терапия - интересное занятие для детей, но и открытие нового увлекательного мира песочных сказок.
- Музыкальная деятельность: Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Именно на музыкальных занятиях дети знакомятся с праздниками православного календаря с традиционными ценностям народной культуры, которые помогают детям усвоить правила к для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.
- Игровая деятельность:
Является ведущей деятельностью дошкольников, представляет собой отражение детьми окружающей жизни. Игра, учит ребенка размышлять над каждым поступком, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Мы используем игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения друг с другом, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям. В духовно нравственном воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг.
Ежегодно в детском саду проводятся православные праздники: «Пасха», «Рождество» «Троица», «День Победы» «День матери» и многие другие. В нашем детском саду есть своя традиция: все православные праздники проводить с участием родителей. Участие детей и родителей в мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Последние два года общаемся с родителями онлайн.
Основным средством развития ребёнка – является продуктивная деятельность, как одна из самых доступных, осмысленных и предпочитаемых для детей дошкольного возраста.
Труд, необходим для развития личности ребёнка. На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети стараются передать в своих работах красоту природы и любовь к ней. Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят - это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления.
22марта на праздник «Севастийских мучеников» дети послушали рассказ о празднике, затем по теме «Жаворонки прилетели» лепили жаворонков из дрожжевого теста. Дети были в восторге от данной работы, потом с удовольствием пили чай и говорили, что очень вкусно.
На прогулках и экскурсиях мы наблюдаем за природным миром. формируем в детях бережное отношение, любовь к родной природе, чувство ответственности за сохранение природы родного края. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в том числе и любовь к Родине.
В работе придерживаемся следующих принципов: системность, целенаправленность, доброжелательность и открытость педагогов и родителей. Работа по духовно-нравственному воспитанию на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты. Хочется отметить, что успех взаимодействия педагогов и родителей связан с позицией обеих сторон, с желанием научится, с желанием измениться. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам»
Таким образом, духовно – нравственное воспитание в нашем детском саду – активный, целенаправленный процесс, который влияет на взаимоотношения ребёнка с миром: эстетическое и этическое развитие, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Проблемы духовно-нравственного воспитания в педагогике ещё до конца не решены. Поэтому наша задача - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом, притом с искренней заинтересованностью со стороны педагога, чтобы ребёнок стал разумным и добрым человеком.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Духовно – нравственное воспитание у детей дошкольного возраста".
Цель: Формировать у дошкольников духовно – нравственные основы культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей социальной средой....
Значение духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста
Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дош...
Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изл...
«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь. В своей презентации я показала, как мы в...
Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста "Раскрась пасхальное яичко"
Закрепить знания детей о празднике....
Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"
Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...