Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с музеем.
методическая разработка по теме
Проблемма духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики и культуры в целом. В наши дни вопросы правильной организации воспитания подростающего поколения преобретают огромное значение. Актуальность проблемы вызвала необходимость разработки программы духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с музеем, которая включает блоки: "Знакомство с кубанской хатой", "Знакомство с внутренним убранством кубанской хаты", "Знакомство с орудиями труда", "Знакомство с народной кухней", "Знакомство с надворными постройками", "История возникновения нашей станицы". Примерный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по месяцам. Конспекты образовательной деятельности. Предлагаемый материал используется в работе воспитателей ДОУ и района.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тимашевский район МБДОУ №21
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ через ознакомление с музеем
Цель системы образования – воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем.
Ориентируясь на народную педагогику, мы пришли к выводу, что врастание нового поколения в жизнь взрослых предполагает знакомство детей с бытом крестьян. Нужно показать, как жили люди раньше, что в их жизни было ценным, как гармонично сочетался быт с природой.
С чего начинать работу? Освоение любого материала происходит на двух уровнях – эмоциональном и интеллектуальном. Предпочтение отдаем эмоциональному уровню: неважно , сколько запомнит ребенок, а важно, что сохранит его эмоциональная память на долгие годы ( она сможет сохранить тепло деревянной прялки и русской печи, красоту бытовой урало-сибирской росписи, напевность обрядовых песен).
Блоки:
«Знакомство с кубанской хатой»
- экскурсия к хате сторожилов
- беседа с использованием фотографий
- изготовление макета хаты
- закрепление знаний в форме дидактической игры «Составь хату», «Назови части»
- сравнение хаты с современным домом, его архитектурным украшением
- изображение увиденного в рисунке
- украшение наличников
- лепка из глины самана и постройка хаты
«Знакомство с внутренним убранством кубанской хаты»
- экскурсия в хату
- оформление уголка кубанской хаты у себя в группе
- обыгрывание назначения русской печи и деревянных лавок
- рассказы о жизни бабушек
- загадывание загадок о печке, лавке, столе и пр.
- дидактические игры «Обставь горницу», «Назови, что это»
- ролевая игра «В гостях у бабушки Кати»
- оформление горницы для тряпичных кукол
«Знакомство с орудиями труда»
- знакомство с топором, пилой, молотком
- игровые приемы «От скуки на все руки» ,Свой обычай на всякий случай»»,»
- дидактические игры «Назови, что это», «Кому, что нужно»
- ролевые игры «Семья», «Дело мастера боится»
- знакомство с сельскохозяйственным трудом, зерновыми культурами
- экскурсии на поле в разное время года
- рассказы – беседы «Хлеб всему голова», «Всякому семю свое время»
- ролевые игры с использованием макетов орудий труда
«Знакомство с народной кухней»
- знакомство с простейшими обрядовыми блюдами : пряники для бабушек, калачи с пылу, жару, из печи
- изготовление пирогов с капустой
- овсяной кисель
- заваривание чая
- изготовление вареников с картошкой ,изготовление большого пирога с овощами или фруктами
- замешивание теста для блинов
- изготовление печенья- жаворонков
- знакомство с изготовлением дрожжевого теста
- овощные салаты
«Знакомство с надворными постройками»
- экскурсии
- иллюстрации
- дидактические игры «Что за воротами», «Расставь по местам»
- ролевые игры «Кубанское подворье»,»Построй сам»
- дать понятия о бане, амбаре, хлеве
- овчарня, овин и их назначение
- оформление композиции «Кубанское подворье», «Построй сам»
- лепка животных из глины, домашних птиц, изготовление макетов построек с использованием природного и бросового материала
«История возникновения нашей станицы»
- беседа «Край родной»
- рассказы об истории станицы
- экскурсии
- рассказы о возникновении железной дороги
- встречи со сторожилами станицы
- рассказы о ремеслах станицы
- рассказы о военных годах
- знакомство с обычаями и обрядами казаков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музыкальным фольклором
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ср...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ...
Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа"
Доклад будет полезен воспитателям дошкольных учреждений по духовно - нравственному воспитанию....
«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...
Выступление на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с основами русской православной культуры»
Духовно-нравственное воспитание...
Презентация «Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с основами русской православной культуры»
Духовно - нравственное воспитание дошкольников...
Духовно - нравственное и речевое воспитание дошкольников через ознакомление с русским фольклором
В презентации раскрыты жанры русского фольклора. А также к каждому жанру подобран речевой материал....