ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ
статья на тему

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ

С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

                                                                   

       В условиях кризисного общества главными  приоритетами в воспитании ребенка являются  его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой  самостоятельной жизни, а такие категории, как     нравственность и  духовность занимают далеко не первые места.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Изначально в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Проблема формирования у детей духовно-нравственных чувств и качеств через малые формы фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К сожалению, в наше время ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

Работа по формированию у детей  духовно-нравственных чувств и качеств через малые фольклорные формы должна проходить через все виды детской деятельности, организованную образовательную деятельность, режимные моменты, сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, праздники, развлечения, побуждающие детей к различной деятельности: игровой, словесной, продуктивной.

Знакомство с  потешками нужно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек, затем рассказывать детям о персонаже потешки и его особенностях. Для того, чтобы дети лучше запоминали потешки, можно использовать пальчиковый театр.

Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме и не способен к общению с другими детьми и незнакомыми ему взрослыми. Он находится в угнетенном состоянии. Как отвлечь ребенка, когда он капризничает, как занять его досуг, развеселить, поднять настроение? Лучше всего подходит прибаутка, песенка, потешка. В них заключен большой воспитательный смысл – ребенок слушает, наблюдает, подмечает, подпевает.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают огромное воздействие на духовно-нравственные чувства человека: поучения, умозаключения в них легко воспринимаются и запоминаются.  Пословицу можно использовать в любой ситуации. Собираясь на прогулку, напомнить медлительному ребёнку: «Семеро одного не ждут», или заметив, что ребёнок оделся неаккуратно, сказать: «Поспешишь, людей насмешишь».  Если ребёнок хочет поучаствовать в работе, воспитатель  его подбадривает радостной улыбкой: «Кто труда не боится, того лень сторонится». Некоторые дети излишне робки, их надо поддержать, ласково произнося  пословицу: «Дело мастера боится».

Полезные упражнения для ума -  это  загадки. Учитывая возрастные способности детей,  даются загадки разные по тематике и содержанию. Отгадывая  загадку,  у детей развивается мышление, память. Изобразительные средства загадок – метафоры, олицетворение отличаются конкретностью, наглядностью. С их помощью у детей развиваются такие качества, как творческое воображение и художественный вкус.

Доказано, что формирование духовно-нравственных чувств и качеств у детей через малые фольклорные формы оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства ребят, развивает любовь к своему народу, к его обычаям, к родной стране, расширяет кругозор у детей,  развивает творческое и логическое мышление.

Список литературы:

  1. Аникин, В.П. «Русские пословицы и поговорки»/ В.П. Аникин - Москва, художественная литература, 1988 г.-240 с.

2.  Виноградов, Г.С. «Русский фольклор» / Г.С. Виноградов, Иркутск, 1980 г.- 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное речевое развитие детей через использование малых фольклорных форм.

Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.  Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это по...

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

Семинар – практикум: «Укрепление здоровья детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка....

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в проце...

СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...