"Все начинается с детства!"
статья на тему
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников структурного подразделения детский сад «Огонёк» ГБОУ НШ с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_nachinaetsya_s_detstva.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все начинается с детства»
Из опыта работы структурного подразделения детский сад «Огонёк» ГБОУ НШ с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В.А. Сухомлинский
Работа структурного подразделения детский сад «Огонёк» ГБОУ НШ с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОО» (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»), экспериментальной программе по православной культуре «Мир – прекрасное творение» (автор Любовь Петровна Гладких), на парциальной программе «Приобщение к истокам русской национальной культуры» (авторы Князева О.Л., Маханева М.Д.). В детском саду работают 16 педагогов, руководит детским садом Яковлева В.А.
Система духовно-нравственного воспитания дошкольников включает следующие направления:
1. обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
2. эстетическое развитие детей;
3. формирование потребностей в здоровом образе жизни;
4. сотрудничество ДОО, семьи и церкви.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОО:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, содействие обретению дошкольниками нравственно - востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для России духовно- нравственным ценностям;
- воспитание нравственных и эстетических чувств;
- формирование базисных основ личности;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
- создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- обеспечение художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Реализация поставленных задач осуществляется в нескольких направлениях:
- создание условий для реализации духовно-нравственного воспитания-
- работа с педагогическим коллективом;
- работа с воспитанниками;
- работа с семьями воспитанников ДОО.
В рамках социального партнерства и благодаря содействию руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии, протоиерея Андрея Федосова и финансовой поддержке мецената директора ОО НТП «Самоздрав» Юрия Николаевича Мишустина в детском саду оборудована комната для занятий с детьми по интересам, где собран содержательный теоретический и практический материал. Для ознакомления детей и закрепления изученного материала в группах оформлены православные и патриотические уголки. Согласно ФГОС ДОО о сотрудничестве с семьями воспитанников в группах созданы информационные уголки для родителей, в которых размещена информация духовно-нравственного содержания. Здесь проводятся кружковые занятия по программе «Основы православной культуры», организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. С 2011 года в детском саду проводятся занятия кружка «ОПК» в четырех группах детского сада. Предварительно были проведены родительские собрания в каждой дошкольной группе, на которых родители написали заявление-согласие на занятие своих детей в кружке ОПК еженедельно, во второй половине дня. Методическая работа в ДОО направлена на повышение уровня теоритических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями воспитанников. С этой целью был разработан план методической работы с кадрами. В ходе реализации плана были проведены: обучения педагогов в СИПКРО по данному направлению, теоритические семинары, мастер-классы, организовано консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, изучение методической литературы. Педагоги интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности: - игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических игр, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив; - продуктивную деятельность: изготовление поделок, подарков и рисунков для именинников и к православным праздникам. В детском саду используются следующие формы работы по духовно-нравственному воспитанию: - чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви; - цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. - знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности, нравственности и патриотизма; - экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии в природу и знакомство с красотой Божьего мира;
- постановки сценок на нравственные темы: о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим;
- использование проектной деятельности «Уроки доброты», «Мой папа самый лучший», «Семейные гербы и символы»;
- знакомство с классической музыкой, духовным пением, колокольным звоном, пение фольклора на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- приобщение детей к крестьянской культуре и быту (крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно);
- знакомство с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов. В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которое проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия, родительские собрания, круглые столы, встречи со священнослужителем, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей. С родителями дошкольников педагоги проводят анкетирование, по вопросам актуальности духовно-нравственного воспитания, которое показало что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать разные возможности для их воспитания. 85 % родителей удовлетворены работой педагогического коллектива детского сада по данному направлению. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Ребенок – это маленький росток,
Который холим, любим и лелеем.
Ребенок – это маленький цветок,
Мы всей душой его согреем.
Мы позаботимся о том,
чтоб мир открыть ему прекрасный,
Чтоб лучик солнца рядом с ним
Пусть напоит добром любви
Цветочек нежный дождь - проказник.
Расти, росточек наш, расти,
И превратись в цветок прекрасный»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все начинается с детства
Воспитание патриотических чувств у дошкольников...
Общение с природой начинается с детства
В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека...
Безопасный пешеход начинается с детства
Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....
«Забота о здоровье начинается с детства»
Методическая разработка по созданию условий физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ....
ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"
Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...
"Безопасный пешеход начинается с детства"
Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге....