"Безопасный пешеход начинается с детства"
методическая разработка по обж по теме
Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnyy_peshekhod_nachinaetsya_s_detstva.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Безопасный пешеход начинается с детства.
Мы любим своих детей и хотим им только добра. Мы говорим им: «Стой, дальше дорога! Нельзя играть на проезжей части! Возьми меня за руку, переходим улицу!». Любой родитель, бабушка или дедушка подтвердят, что именно так (или почти так) они делают. Это план воспитания безопасного поведения на дороге у наших детей.
Хорошо, когда такой план нами осознаётся, систематично и планомерно реализуется в жизни, результаты его выполнения нами контролируются: мы не забываем сделать замечание или даже отругать, когда ребёнок игнорирует наши наставления. Но часто нам не хватает как раз планомерности и систематичности, настойчивости и непротиворечивости в его реализации.
Всегда ли вы держите ребёнка за руку, когда находитесь на проезжей части дороги? Большинство родителей – да. Но многие держат не сами, а доверяют ребёнку держаться за себя: за ручку сумки, за коляску. Особенно когда у родителя много сумок или коляска с другим ребёнком.
Резко вырулил автомобиль; «газель», скрипя тормозами, с неубедительной быстротой снижает скорость; упала игрушка; яркий рекламный щит, на который вы и не смотрите, заворожил ребёнка – это всё повод для него резко остановиться и отпустить вашу руку или то, за что он держится. По разным причинам: испуг, интерес, неожиданность, но результат один – в случае резкого изменения дорожной обстановки вы не успеете его остановить, отдёрнуть, оттолкнуть, отбросить и т.д., потому что ребёнок для вас недостижим.
Уже меньше родителей держат ребёнка за руку, когда идут по проезжей части дороги в жилой зоне рядом с домом. Это не тротуар, но нам, взрослым, он привычен именно как средство пешего передвижения. И детям мы часто говорим: «Иди рядом». Но для одних рядом – это 15-30 см (достижимо для нашей руки). Научите ребёнка идти именно рядом с вами, не дальше вытянутой руки желательно по тротуару, а в жилой зоне, где нет тротуаров, по краю дороги, а не по её середине, перед вами, а не сзади.
Мало кто держит ребёнка за руку на остановках общественного транспорта, пока ждут транспорт. А ведь детям скучно ждать, они развлекают себя, как умеют: крутятся вокруг столбов рядом с проезжей частью, выглядывают за пределы тротуара на приглянувшуюся им машину. Далеко не всегда, особенно пожилые люди, которым трудно выйти из маршрутки, автобуса и т.д., держат за руку ребёнка при выходе из транспортного средства. Но выход из стоящего транспорта или из-за препятствия, которое ограничивает обзор проезжей части дороги, – одна из частых причин ДТП с детьми.
Границы несвободы.
До какого возраста держать ребёнка за руку при переходе проезжей части дороги? Большинство родителей крепко держат 2-летнего ребёнка, а вот трёхлетку – уже далеко не все. Это связано с известным кризисом трёх лет, когда ребёнок становится несговорчивым, обесценивающим взрослого и его правила, и многим родителям, что называется, не хватает пороху, противостоять напору самостоятельности маленького человечка.
Но именно в этом возрасте для ребёнка возрастает опасность попасть в ДТП, что связано с его возросшей активностью, любознательностью, но вместе с тем и импульсивностью, недостаточной координацией движений и устойчивостью походки. Пройти по узенькому тротуару, часто с выбоинами, крупным мусором и не упасть, не спрыгнуть за интересным для него камешком, палочкой и т.д. далеко не всегда получается. Поэтому задача родителей 3-летнего ребёнка и других взрослых – проявить твёрдость в соблюдении безопасного передвижения. Важно не просто настоять («Я взрослый, я знаю, что правильно!»), а объяснить ребёнку, что вы заботитесь о нём, боитесь за него, и поставить четкие границы свободы (например, «до этого забора я тебя держу за руку, а после него ты идёшь сам, там широкий тротуар»).
Вообще важно как можно больше именно разговаривать с ребёнком, комментируя, что вы делаете и почему («Я смотрю налево, потому что оттуда могут появиться машины» и т.д.). Не стоит надеяться на немедленный результат. Чтобы самому без вашей подсказки делать привычные для нас действия: обернуться на шум двигателя, останавливаться и отходить в сторону, пропуская транспортное средство, ребёнку предстоит пройти долгий путь развития его познавательных процессов. Согласно современным психологическим данным произойдёт это годам к 10-12-ти.
Держать ребёнка за руку до этого возраста вряд ли получится, да и не нужно, ведь самое главное в любом воспитании – это когда ребёнок сам делает то, что вчера мог сделать только с вашей помощью. Но момент, когда вы доверяете ребёнку идти рядом с вами по проезжей части, должен определяться не только его возрастом, но и его характером.
Учитываем характер.
Пугливые, тревожные дети и сами не отпустят вашу руку ещё долго. И это правильно: в ситуации резкого изменения дорожной обстановки, внезапного появления опасности они, скорее всего, растеряются, начнут хаотично перемещаться, и подвергнут себя и окружающих даже большей опасности, чем она была. Но дети подвижные, непоседливые, активные вряд ли дадут вам руку добровольно, а контролировать их нужно едва ли не больше, чем детей первого типа. Ведь из-за своей неуёмной энергии они чаще попадают в опасные ситуации, и не только на дороге или в транспорте. Чаще всего это мальчики, и здесь нужна особая деликатность, чтобы уберечь их как от физической опасности на дороге, так и от психологической опасности прослыть «маменькиным сыночком», которого, как маленького, держат за руку.
Важно также учитывать психофизическое состояние вашего ребёнка. Сотрудники ГИБДД хорошо понимают состояние эйфории в дни школьных каникул и праздников, из-за которого снижается внимание, утрачиваются осторожность и бдительность у детей. Это нужно иметь в виду родителям, не ослабляя контроля за безопасным поведением ребёнка в каникулярное время. Важно это для первоклассников и для детей, только начавших посещать детский сад, то есть в период адаптации к новой для них сфере жизни, которая не для всех детей бывает лёгкой. В этот момент родителям нужно тактично, но твёрдо взять ребёнка за руку, объясняя, что когда это состояние пройдёт, ребёнок сможет снова идти самостоятельно.
Эмоции действуют сильнее.
Есть и другой «план воспитания», который реализуется нами в спонтанном поведении, непосредственных поступках, эмоциональных высказываниях и оценках. Этот воспитательный план нами, как правило, не осознаётся, мало контролируется со стороны наших воспитательных установок, но часто именно он оказывается более действенным. Например.
Торопимся, до перехода далековато. Говорим ребёнку: «Давай руку, здесь перейдём». Или совсем без слов «давай руку»: «Побежали быстрее, сейчас красный загорится». Едем в автомобиле: «Ксюша, пригнись, проезжаем ДПС, а ты без кресла».
Вы читаете это и думаете: не про меня? Вы никогда-никогда не переходите улицу с ребёнком в неположенном месте? И никогда не начинаете переходить улицу, когда зелёный сигнал уже мигает? Вы не позволяете себе эмоциональной оценки действий инспекторов ДПС в присутствии ребёнка?
Если вы были честными с собой, то хотя бы на некоторые вопросы вы ответили «нет». А это и есть тот самый «другой» план обучения наших детей, как вести себя на дороге. И он чётко включает, что можно и что нельзя (мне можно, а другим нельзя), что хорошо и что плохо (что я делаю, всё хорошо, а другие – всё плохо), кто хороший, а кто – плохой (я сам лихач – хороший, а другой – плохой).
Именно этот воспитательный план сильнее запечатлевается у наших детей, так как подключает наши эмоции, к которым любое живое существо восприимчивее, ведь это более древний, проверенный в ходе эволюции способ обучения. Психологи выяснили, что младенцы распознают эмоции матери начиная уже с 3-месячного возраста, а вот запомнить наши «нельзя» и выучить ПДД они смогут очень и очень нескоро.
А кто воспитает родителя?
Мы уже не раз слышали, что мы – образцы поведения для наших детей. В других странах это осознаётся и государством. Так, в Германии – одной из стран с низкой аварийностью – сумма штрафа за совершённое ДТП возрастает в 5 раз, если свидетелем ДТП стал ребёнок.
Наше государство также внесло свою лепту в воспитание родителей. Например, выпустило ролики о безопасности дорожного движения.
Наши дети будут жить в других условиях дорожного движения, чем мы. Например, в детстве большинства современных родителей не было маршруток, и сейчас никто им не объясняет, как нужно правильно вести себя в них, особенно вместе с ребёнком.
Да и сами маршрутки чаще всего мало приспособлены для проезда с детьми. И даже самые комфортабельные – для проезда с прогулочной коляской-тростью. Умолчим о том, что ребёнок этого возраста – вовсе не тихий «кулёк», который будет спать или хотя бы неподвижно рассматривать окружающих. А уж про выход из маршрутки можно снять фильм, по накалу страстей не уступающий «Миссия невыполнима».
Вы думаете, будет проще, когда ребёнок станет старше? Вы забыли про портфель и сумку со спортивным инвентарем вашего чада; час пик, когда наши сограждане штурмуют маршрутки, не считаясь с возрастом пассажиров; вполне понятное желание родителей сэкономить (регулярные поездки на маршрутках сильно давят на бюджет) – дети сидят на коленях у своих родителей, практически упираясь головой в потолок, загораживая проход другим пассажирам и т.д. Думаете, в метро, в автобусе, троллейбусе или трамвае удобнее? Нет, просто привычнее.
Поглядывая на видеофильмы в маршрутках, оборудованных телевизором, мы не увидим ролика, обучающего родителей правилам проезда с ребёнком в транспорте. Мы уверены, пользы для пассажиров было бы гораздо больше, чем от роликов о моде или курортах. Ведь нужда проехаться с ребёнком в поликлинику, к бабушкам и дедушкам, на занятия, в детский садик приходит ко всё большему числу родителей маленьких детей. Хорошо бы в таких роликах учить водителей и пассажиров помогать родителям с детьми.
Надеемся, что эта беседа заставит родителей задуматься и более внимательно отнестись к этой области воспитания своих детей.
Старший воспитатель: Еськова С.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасный пешеход начинается с детства
Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....
ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"
Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...
Безопасный пешеход начинается с детства
В помощь воспитателю детского сада для проведения беседы с родителями...
выступление с презентацией к проекту по теме: «Безопасный пешеход начинается с детства»
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна на сегодняшний день, как никогда ранее. И необходимость обучения дошкольников ПДД поможет сформировать у де...
Проек по ПДД "Безопасный пешеход начинается с детства"
Проект о работе МКДОУ детский сад "Торга" по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
презентация к проекту "Безопасный пешеход начинается с детства"
Создание мотивации по изучении правил , отвечающей потребностям детей; обозначение взрослым проблемы...
Игровой практикум для родителей "безопасный пешеход начинается с детства"
Создание необходимых условий в ДОУ для предепрежедения детского травматизма на дорогах....