Все начинается с детства
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Коковина Любовь Борисовна

Воспитание патриотических чувств у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patrioticheskih_chuvstv_u_doshkolnikov.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Все начинается с детства»

Современные  исследования,  посвященные  проблемам  приобщения  дошкольников   к истории,  к культуре,  социальной жизни  родного  города,  связаны с изучением  механизмов  социализации, формированием социальной компетенции ребенка,  осознание ребенком самого себя, как представителя

человеческого   рода , восприятие детьми  мира предметов,  формирование знаний  о трудовой   деятельности взрослых.

     Базовым этапом  формирования  у детей  любви к Родине   следует считать   накопление   ими социального  опыта   жизни в своем городе,  усвоение  принятых  в нем норм  поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры.

     Любовь к Отчизне  начинается  с любви   к своей малой  Родине -  месту, где человек родился.   Такая фраза «Все начинается с детства» -  как нельзя больше относится   к данному вопросу.

     Задумываясь об истоках   патриотических чувств,  мы  всегда  обращаемся к   впечатлениям детства-  это родная речь, слышимая ребенком с младенчества, песни матери, сказки,  все это  открывает детям  окно в мир.  Еще Сухомлинский утверждал,  что детство -  это каждодневное открытие мира  и поэтому   надо  сделать так , чтобы оно  стало   прежде всего  познанием человека  и  Отчизны, их красоты  и  величия.  

   Также  очень рано в мир детей  входит природа  родного края.  Река, лес, луг,  постепенно оживают для детей.  И наша  задача -  довести до детей  чувство заинтересованности  и сопричастности  к тому,  что происходит в природе.  Так общественное и  природное  окружение   выступает в роли  первого  педагога,  знакомящего детей    с   Родиной.  Но без помощи взрослого  детям трудно      выделить   в окружающей жизни   наиболее  существенное , характерное.   Таким  образом ,  взрослый  выступает       посредником        между  ребенком  и окружающим его миром.

     При воспитании патриотических чувств   важно поддерживать у детей   интерес  к  событиям  и явлениям   общественной жизни,  беседовать    с        ними о том,   что их   интересует.  С первых лет жизни  нужно учить  детей  любить своих родителей, помогать им.  Благородное  чувство   преданности       дорогому   человеку, потребность  в духовной  и эмоциональной  близости с ним, все это важно  для становления       личности  ребенка,  для чувства  защищенности.  Дать детям представление  о том,  что они являются   жителями страны-  России, помочь освоить  понятие  «я-  гражданин России».  Дать детям знания, что  Россия   многонациональное государство.  Воспитывать у детей   доброжелательное отношение  к людям  разных национальностей, интерес  к их культуре.

Важным  средством  патриотического  воспитания  является  приобщение детей  к  традициям семьи,  русского народа.  Это народные  и профессиональные  праздники  (Рождество, Пасха, Масленица,  Новый год).   Они дают возможность  детям окунуться  в атмосферу  радости    и  веселья.

    Неизменно  живет в народе традиция  чтить   память погибших    воинов, тех, кто похоронен  в  братских  могилах.  И можно посоветовать родителям  в День Победы,   в   День Защитника   Отечества,  пойти    с ребенком  к памятнику и  возложить  цветы  в знак благодарности  за нашу мирную жизнь.  И  дети должны  знать  об этих страшных  страницах     нашей истории.

     Одной  из граней  патриотизма  является отношение  к труду.  Мысль о том, что все создано   трудом, руками человека, что труд   приносит радость  и   богатство  стране,  должна как можно      раньше  зародиться  в сознании детей. Важно чтобы   родители  рассказывали   детям  о своей работе,  о том,  что они делают,  для чего это нужно.  В простой и доступной  форме  нужно     рассказывать   детям, какой  ценой   достается  хлеб, как  тяжело  убирать урожай,  как  тесно  связаны  в труде люди  различных профессий. Комбайн сделан рабочим города,  бензин для него  добыли нефтяники, испекли хлеб  пекари. В магазин привезли шоферы, продают продавцы.   Важно, чтобы дети уже к 7 годам  знали эту цепочку, имели представление,  как хлеб появляется на столе.

     Не  менее сильным средством  воспитания любви к  Родине   является   художественная литература, искусство, музыка.  

 Сказки эмоционально   окрашивают настоящее, вселяют надежду  и веру  в добро, которое  несут  сказочные герои ;  Василиса  Прекрасная ,Илья  Муромец.  Сказки волнуют, увлекают детей, заставляют их   плакать, смеяться,  показывают детям ,   что  народ   считает самым важным  богатством   трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.

  Загадки, пословицы, поговорки  - эти  жемчужины  народной мудрости  воспринимаются   детьми  легко   и естественно.  В них и юмор,  и грусть,  и глубокие  чувства любви   к человеку, к Отечеству.

     Также необходимо читать детям  произведения русских классиков:  - А.С.Пушкина,  М.Ю.Лермонтова,  Л.Н.Толстого  и многих других.

Очень важной стороной  развития  патриотических чувств   является  создание   такой развивающей среды   в группе    и в  ДОУ, которая способствовала  бы  развитию личности  ребенка  на основе   народной  культуры (  мини- музеи  русского быта,  предметы декоративно-  прикладного  искусства , фольклор, музыка), позволила  бы  удовлетворить  потребность  в познании  окружающего мира,  преобразование его   по  законам добра и красоты.

     Таким образом ,    в  дошкольном  возрасте  начинает формироваться   чувство  патриотизма, любовь и привязанность   к     Родине,  преданность ей, ответственность  за нее,  желание трудиться   на ее благо, беречь и умножать ее богатства.    Патриотическое воспитание    дошкольников  включает в себя   передачу им знаний,  формирование на их основе    отношения   и организацию  доступной   возрасту деятельности.

Литература:  Д\В № 6 2003г. И.Рыбалова « Ознакомление с родным городом,  как средство   патриотического воспитания»

                        В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова. « Нравственное воспитание в детском саду»  Москва  «Просвещение» 1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение с природой начинается с детства

В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний  о природе, о существующих в ней свя­зях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека...

Безопасный пешеход начинается с детства

Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....

«Забота о здоровье начинается с детства»

Методическая разработка по созданию условий физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ....

ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"

Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...

"Безопасный пешеход начинается с детства"

Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге....

эссе "Моя профессия- моё призвание" Все начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. И первые навыки творческого общения с действительностью, первые соприкосновения с загадочным миром прекрасного происходят в детстве.

Кто зовется воспитатель?Очень трудно рассказать.Воспитатель для ребенка,Будто бы вторая мать.Кто поймет ребенка лучше?Мамочке совет кто даст?Успокоит и подскажет,Как им дальше в мир шагать.Воспитатель...