Общение с природой начинается с детства
статья по окружающему миру по теме
В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Только тогда природа предстанет перед глазами ребёнка доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_s_prirodoy_nachinaetsya_s_detstva.docx | 45.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕНИЕ С ПРИРОДОЙ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА
- Природа, как одно из важных средств воспитания детей.
- Природа родного края - неиссякаемый источник для народного творчества.
- Природа - наш дом родной.
- Использование в работе с детьми народного фольклора.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес,
степи, горы. А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину.
М.ПРИШВИН.
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнке в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить беречь и любить природу - задача и долг
взрослых: воспитателей, родителей. И сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родное земле.
Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахами цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.
Важнейшей проблемой нашего времени в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и, особенно, молодого поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёт многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть и "выходец". Это означает, что экологическая проблема заключается не только в загрязнении окружающей среды и другом отрицательном влиянии хозяйственной деятельности человека. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу в сознательное, целенаправленное, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Такое взаимодействие, можно с уверенностью сказать, осуществимо. Но его основой, фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.
В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Только тогда природа предстанет перед глазами ребёнка доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.
Природа способствует всестороннему развитию ребенка: умственному, трудовому, эстетическому, нравственному, патриотическому. Развивает логическое мышление, речь. К.Д. Ушинский писал: "Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё, что есть в речи логического…проистекает из наблюдений человека над природой…»
Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, учит вдумчивее относиться к природе.
Ознакомление детей с окружающей природой и экологическое воспитание в педагогическом процессе детского сада осуществляется в
повседневной жизни, на занятиях, прогулках, экскурсиях в природу,
играх и чтении художественной литературы. Многие отечественные педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил
что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления
и речи - к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, чувства, творчества.
Природа родного края - неиссякаемый источник для народного творчества. Поэтичен и красочен, динамичен и многообразен, удивителен и таинственен мир природы для открывающего его впервые. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, её необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасного в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребёнка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного.
Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается и любуется поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца.
Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Насколько полнее становятся детские впечатления, если, например, вовремя прочитать стихотворение, пословицу, поговорку, загадку, потешку, исполнить песню, стараясь дополнить зрительные восприятия ребенка.
О природе, как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного, говорил К.С. Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядываетесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле… всё это произведение искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам нравится в них. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому".
Природе родного края - ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса - это целый мир переживаний. Эмоция радости окрашивает большинство детских ощущений, связанных с непосредственным восприятием природы. Познавательный интерес, эстетическое, бережное отношение к природе формируется уже на этой основе. Кто в детстве не ощущал прилива жизненных сил, заставляющего плясать под весенним дождём, брызгаться в потоках тёплой, летней воды, сопровождая всё это знакомой потешкой:
Дождик, дождик пуще! Радуга-дуга!
Дам тебе гущи, или Не давай дождя,
Хлеба каравай. Давай солнышка-
Хоть весь день поливай! Колоколнышка!
Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с народным отражением её в сказках, потешках, песнях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал:"Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой." Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений народного творчества на аналогичную тему, обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.
Большую роль в экологическом воспитании детей играет русская народная сказка с изумительным богатством её красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа, по ходу сюжета, всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились» ( русская народная сказка «Хеврошечка»).
Не всякий расскажет сказку или споет песню, а пословицу каждый когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что употребил её в разговоре. Недаром в народе говорится, что без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Пословицы - произведение устного народного творчества. Каждое имя, каждое поколение создает какие-то новые пословицы. Одни из них однодневки: получив иногда даже широкое распространение, они исчезают из народного языка вместе с создавшими их предпосылками. Другие же входят в пословичный фонд, живут в речи, видоизменяясь и шлифуясь, остаются в языке надолго. К пословицам очень близки и поговорки, В.И. Даль очень образно, употребляя народное определение, сказал, что поговорка - это цветочек, пословица – ягодка. Многие пословицы и поговорки появились в результате наблюдений над жизнью природы и людей: «Много снега - много и хлеба», «Ранний пар родит пшеничку, а поздний - метличку». Пословицы доходчиво» конкретно выражают общие суждения. Благодаря этому они легко запоминаются.
Развивая мышление, загадка стремиться через своё «критическое» окошечко познакомить человека с окружающим его миром, причём привлечь внимание к таким сторонам явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.
О чем загадки? Обо всем, что окружает человека и о нём самом
Еду, еду не путём
Погоняю не кнутом,
Швырну не палку,
Поймаю не галку,
Щиплю я не перья,
Ем я не мясо. (ловля рыбы)
При ознакомлении детей с окружающей природой с самого раннего детства мы в своей работе используем приговорки, потешки, припевки.
А.П. Усова писала: «Речевое начало этих мер настолько ярко, что их
назвать бея преувеличения игровым приобщением ребенка к культуре своего народа».
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок, по мошок.
Избушку лепить,
Чтоб не холодно жить.
А уж без скороговорок никак не обойтись. Заучивание и произношение скороговорок едва ли не самое интересное занятие для детей. «Коси коса, пока роса», «На дворе трава, на траве дрова», «Сосенки-сосёнки, повыросли опенки». Большое место в воспитании у детей бережного отношения к природе занимают детские народные игры. Они созданы народом так же, как и песни, и сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение.
Как показывает практика воспитания, традиционное содержание
многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает их жизненным запросам. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом на улицах, в скверах. Народные игры, как правило, образны, поэтому они и привлекают детей дошкольного возраста. Происходит это в силу того, что в игре есть свои случаи, события, они и составляют игру. Именно их и переживает ребёнок. В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыплёнка а курице - защитить своего цыплёнка. В игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусям убежать от него. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Целый ряд детских народных игр основан на соединении песни с движениями - это хороводные игры. Эти игры осуществляются в ритме в словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне. Так песня вместе с игрой рано проникает к детям и живёт среди них. Любовь к родной природе проходит красной нитью во многих хороводах: "Заинька", "На горе-то калина", "Как на тоненький ледок", "А я по лугу", "Два весёлых гуся". В репертуаре программы по музыкальному воспитанию много русских народных песен, попевок, прибауток, в которых передана образы хорошо знакомых детям животных, птиц. Это, например: "Не летай, соловей", "Лиса по лесу ходила", "Котя, котенька-коток", "Кукушка" и много других. В незатейливых мелодиях этих попевок в коротких, но очень выразительных словах, переданы любовь и уважительное отношение народа к живой природе. Это чувствуется и в ласковом обращении к ним, например; "Котя, котенька-коток, котя, серенький хвосток…»", и в прекрасном знаний повадок животных, и в народном юморе, которым появляется в приписывании им некоторых человеческих качеств, например: «Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила, лиса лычки драла, лиса лапотки плела." В песенных импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы; грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживлённое б связи с пробуждением природы весной. Планируя самостоятельную деятельность детей, педагог учитывает полученные детьми впечатления, знания и навыки, приобретённые на музыкальных занятиях, это побуждает их к исполнению знакомых песен, попевок, игр, связанных с образами природы.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом возрасте дети уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Мы, воспитатели, подводим ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определённых условий для роста растений. Как известно, ведущим методом экологического воспитания являются наблюдения и речь воспитателя, которая направляет внимание ребенка на определённый объект. Во время наблюдения в утренние часы, на прогулке, на занятиях мы также, как и во 2 младшей группе, обращаемся к народному искусству: загадкам, потешкам, играм, хороводам и уже больше, чем в младшей группе, обращаемся к русским народным сказкам природоведческого содержания: «Лисичка со скалочкой", «Гуси-лебеди», «Рукавичка» и др. В этой группе мы знакомим детей с народной игрушкой, например; богородской, дымковской. На занятиях по изодеятельности учим детей рисовать элементы дымковской росписи. В этой группе была проведена серия занятий на тему "Пять помощников", цель которых воспитание чувства близости и родства человека с природой, с животными и растениями, воспитание вдумчивого отношения к своему организму и здоровью, формирование представления о многообразии живой природы.
В старшей и подготовительной группах дети должны знать и определять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года, устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей. Дети подготовительной группы уже могут объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи. В этой группе мы подводим детей к пониманию периодичности времён года - учим их отличать особенности его начала, середины и конца. В этих группах экологическое воспитание детей проходит, как в свободное от занятий время, так и на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, беседах. В этих группах по ознакомлению с природой мы продолжаем обращаться к устному народному творчеству. Используем, как и в младших группах, потешки, припевки и поговорки.
Это, например, пословицы, посвящённые временам года и явлениям природы: «январь - году начало, зиме – середина», «Много снега - много хлеба, много воды - много травы», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает». Дети постепенно запоминают пословицы, поговорки и сами могут ими пользоваться. В подготовительной группе мы учим запоминать детей народные приметы о природных явлениях, погоде: «Низко ласточки летают - жди дождя», «На траве нет росы - к ненастью», «В небо дым идёт столбом - к морозной погоде» и другие. Вместе с музыкальным руководителем выучили русские народные песни и хороводы: «Чики-чикалочки», «Бай-качи», «А я по лугу", «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и много других. Дети с удовольствием поют эти песни и водят хороводы.
На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей с игрушками и предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Например: дымковская игрушка из глины «Петух», «Индюк», «Лошадки». Мы обращаем внимание не только на форму и цвет предмета, но и на характерные особенности, настроение. Детям очень нравится работать с глиной, создавать свои «дымковские игрушки».
Очень интересными бывают занятия по рассматриванию изделий декоративного искусства /Городца, Дымково, Загорска, Хохломы, Жостова/. Вместе с детьми мы рисуем элементы этих узоров, отмечая, что все эти яркие ягоды, цветы, травку, сказочных птиц народ взял у природы и нарисовал их на предметах быта: игрушках, мебели, посуде, разделочных досках, воротах и ставнях.
Недавно мы познакомили детей с кружевом и вышивкой. Занятие провели в виде экскурсии по выставке в групповой комнате. Многие дети и сотрудники детского сада принесли из дома изделия из кружева и вышивки: вышитые кофты, воротники, полотенца, кружевные салфетки, накидки, подзоры. Предметы старины дети рассматривали с удовольствием, отмечали, что каждая вещь по-своему хороша и привлекательна: узором, цветом, композицией, сказочными зверями. Дети находили сходство узоров с цветами, снежинками, сказочными животными, народным хороводом. Вместе с детьми попробовали воспроизвести кружево на бумаге, создавая свои узоры. А вот вшивку мы выполняем так, как вышивали наши бабушки, используя пяльцы, нитки, ткань - швом вперёд иголка, стебельчатым швом. Свои изделия дети подарили мамам к 8 Марта. Во время работы мы с детьми поём частушки, русские неродные песни, припевки. С народной песней и живется веселее и работа кажется легче.
В этом году мы даём детям "домашнее задание": о чём-нибудь спросить родителей, что-то выяснить, узнать. Было среди этих заданий такое - узнать, какие игрушки были раньше у их бабушек и дедушек. Дети выяснили, что игрушки были самодельными. Вот и мы решили сделать кукол из соломы, то есть использовали природный материал. Готовые игрушки дети с гордостью показывали своим, родителям.
Большую помощь в знакомстве детей с народным творчеством нам оказал школьный музей русского быта. Мы посещали её насколько раз, и всегда дети с большие удовольствием, радостью снова шли туда. Организатор экспозиции рассказала детям об одежде, предметах быта: чугунах, ухватах, кочерге, подкосах, самоварах, украшениях, посуде, старинных вышивках, кружевах, старинных книгах, игрушках. Дети задавали очень много вопросов, любовались, восхищались красивыми предметами старины. А в заключении экскурсии дети вместе с экскурсоводом пели русские песни, частушки, водили хороводы, играли в народные игры.
Таким образом, народное искусство - неотъемлемая часть нашей культуры, оно является отражением природы родного края, жизни народа.
Наша работа с детьми по народному творчеству нашла отклик и
вызвала заинтересованность родителей. Родители стали больше читать литературы по этой теме, консультироваться у воспитателей.
В родительском уголке были открыты рубрики: «Это интересно», «Народные
приметы», «Народные пословицы и поговорки». Каждому месяцу была дана характеристика под заглавием «В народе говорят….»
Используемая литература:
- Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. Просвещение, 1982
- Горбатенко О. Система экологического воспитания в ДОУ. В.: «Учитель», 2006
- Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. Дошкольное воспитание 2003 № 7 с. 31-34
- Королева А. Земля – наш дом. Дошкольное воспитание 1998 № 7 с. 34-36
- Лапшина Г. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. В.:«Учитель», 2006
- Николаева С. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 1999
- Николаева С. Теория и методика экологического образования детей. М.: «Академия», 2002
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. М.: Просвещение, 1994
- Рыжова Н. «Наш дом - природа». Программа экологического воспитания дошкольников Дошкольное воспитание 1998 № 7 с. 26-34
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984
- Экологическая книга для чтения. М.: Современные тетради, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все начинается с детства
Воспитание патриотических чувств у дошкольников...
Безопасный пешеход начинается с детства
Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....
«Забота о здоровье начинается с детства»
Методическая разработка по созданию условий физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ....
ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"
Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...
"Безопасный пешеход начинается с детства"
Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге....
эссе "Моя профессия- моё призвание" Все начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. И первые навыки творческого общения с действительностью, первые соприкосновения с загадочным миром прекрасного происходят в детстве.
Кто зовется воспитатель?Очень трудно рассказать.Воспитатель для ребенка,Будто бы вторая мать.Кто поймет ребенка лучше?Мамочке совет кто даст?Успокоит и подскажет,Как им дальше в мир шагать.Воспитатель...