Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы "Знатоки Поволжья"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Морозова Вартуи Валерьевна
Конспект направлен на формирование  у детей целостной картины мира, расширение  кругозора детей через ознакомление с национальностями народов Поволжья, воспитание толерантного  отношения  к людям разных национальностей.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znatoki_povolzhya.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме

 «Знатоки народов Поволжья»

Возрастная группа: старшая.

 Подготовила: воспитатель высшей категории МБУ детский № 143 «Бусинка»  г.о.Тольятти Самарской области.

Тольятти 2015.

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:

  1. Познавательно-коммуникативная деятельность
  2. Познавательно-игровая деятельность
  3. Двигательно-игровая деятельность
  4. Познавательно-музыкальная деятельность

Содержание деятельности детей (дидактические единицы): 

- Россия – многонациональная страна;

- Поволжье – многонациональный регион, название национальностей: русские, татары, мордва, башкиры, чуваши, марийцы; особенности национального языка, костюма; названия национальных музыкальных инструментов; названия автономий и их столиц, символика (герб); пословицы разных национальностей.

Интегрированная форма: викторина

Задание для совместной деятельности детей

№ п/п

Задание

(действие и его содержание)

Способ

предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

1.

Прочитать названия столиц

 

Словесный

- предложение

- ответ-слово

2.

Сложить гербы республик

Действенно-практический

- сложить разрезные картинки

- составляют изображение гербов

3.

Определить чье приветствие

Демонстрационный

- прослушать аудиозапись

- ответ-слово

4.

Определить национальную принадлежность музыкального инструмента и его название

Действенно-практический

- решить пример и по результату выполнить задание

- по результату находят принадлежность и название инструмента

5.

Составить орнаменты народов Поволжья

Действенно-практический

- сложить разрезные картинки

- составляют орнаменты и называют их

6.

Подобрать головной убор к костюму

Действенно-практический

- плоскостные фигурки кукол в национальных костюмах, головные уборы

- подбирают головные уборы к костюму, объясняют свой выбор

7.

Назвать, кто где живет

Словесный

- поисковый вопрос

- ответ-слово

8.

Соединить пары пословиц, одинаковых по смыслу

Словесный

- поисковый вопрос

- рассуждение, предложение

Образовательные задачи

1. ЗНАНИЕ:

  • Совершенствовать у детей грамматический строй речи и умение рассуждать.
  • Совершенствовать представления детей о национальных орнаментах народов Поволжья.

2. ОТНОШЕНИЕ:

  • Формировать у детей целостную картину мира, расширять кругозор детей через ознакомление с национальностями народов Поволжья.
  • Воспитывать у детей уважение, толерантное отношение к людям разных национальностей.  
  • Развивать личность ребенка через взаимодействие культур народов Поволжья, воспитывать патриотические чувства к родному краю.
  • Приобщать детей к устному народному творчеству народов Поволжья, объясняя связно смысл пословиц.
  • Приобщать детей к музыкальному искусству через знакомство с национальными музыкальными инструментами народов Поволжья.

3. ДЕЙСТВИЯ:

  • Развивать умение детей обсуждать, учитывать мнение партнеров, самостоятельно объединяться для совместной деятельности.
  • Формировать у детей умение воссоздавать национальный орнамент народов Поволжья из частей.
  • Развивать способность детей проявлять эмоциональный отклик на культуру и традиции разных народов.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук, чувство композиции.

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

- устное объявление о проведении познавательной викторины «Знатоки народов Поволжья»;

- письменное приглашение к участию в викторине;

- призы -  медали «Знатоки народов Поволжья».

2. Материалы для деятельности детей:

материалы для представления заданий и результатов деятельности:

-  карты для практической деятельности (соединение по стрелкам, по смыслу);

- столы для деятельности детей;

- оценочные листы для жюри.

материалы для преобразования и трансформации:

- игры (разрезные картинки, пазлы);

- ребусы.

материальные средства для деятельности детей:

- аудиозапись (звукозапись задания);

- письменные принадлежности (карандаши, фломастеры);

- иллюстративный материал (предметные картинки);

- тексты (задания, пословицы);

- спортивный инвентарь (канат);

- плоскостные фигурки (куклы в национальных костюмах, набор головных уборов).

3. Дидактический материал:

- карты-задания (ребусы);

- пиктограммы с правилами поведения, взаимодействия в команде при проведении викторины;

- серии картинок (музыкальные инструменты народов Поволжья).

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

- магнитная доска;

- магнитофон.

               

              Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивациионно-целевой

Озвучивает объявление о проведении познавательной викторины «Знатоки народов Поволжья», зачитывает приглашение к участию в викторине.

Дети слушают, знакомятся с содержанием приглашения, высказывают желание участвовать в викторине.

Содержательно-деятельностный

Предлагает разделиться на две команды и придумать названия командам в соответствии с темой.

Дети делятся на команды с учетом способностей, придумывают названия командам.

Представляет состав жюри.

Дети приветствуют жюри.

Предлагает пиктограммы с правилами взаимодействия в команде.  

Дети рассматривают и принимают правила.

Предлагает начать викторину.

Дети соглашаются.

Озвучивает первое задание, раздает карточки-ребусы  каждому члену команды.

Дети слушают, выполняют задание индивидуально, называют столицы.

Предлагает пазлы «гербы» для выполнения следующего задания.

Дети выполняют задание в команде, составляют пазлы, определяют чей герб.

Предлагает прослушать аудиозапись и озвучивает задание.

Дети слушают, определяют чье приветствие, отвечают.

Предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют, закрепляют названия народностей.

Предлагает карточки с изображением национальных музыкальных инструментов и арифметическими примерами, объясняет задание.

Дети решают примеры, определяют национальную принадлежность и название инструментов.

Предлагает разрезные карточки с элементами орнаментов, объясняет задание.

Дети собирают карточки, определяют, чей орнамент.

Предлагает плоскостные фигурки кукол в национальных костюмах и набор головных уборов.

Дети подбирают головной убор к костюму, объясняют свой выбор.

Предлагает провести игровое упражнение с перетягиванием каната.

Дети выполняют упражнение.

Предлагает коммуникативную игру на словообразование.

Команды выполняют задание по очереди.

Предлагает карточки с пословицами, написанными в два столбика.

Дети читают, рассуждают, соединяют пословицы по смыслу в пары.

Оценочно-рефлексивный

Оценивает работу детей в команде, подчеркивает их умение работать дружно, предлагает жюри подвести итог.

Проводит процедуру награждения участников, вручает медали.

Дети слушают, делятся впечатлениями, благодарят друг друга за помощь.

Методы и приемы:

1. Сюрпризный момент – объявление о викторине, приглашение к участию в ней.

2. Поисковые вопросы: что такое викторина?

3. Деление на команды, придумывание названия командам.

4. Рассматривание пиктограммы «Правила взаимодействия в команде».

5. Речевое задание «Прочти ребус».

6. Дидактическая игра «Сложи герб».

7. Прослушивание аудиозаписи «Чье приветствие».

8. Пальчиковая гимнастика «Вместе дружная семья».

9. Игровое задание «Реши пример, назови инструмент и республику».

10. Дидактическая игра «Сложи орнамент и назови, чей он».

11. Дидактическая игра «Подбери головной убор к костюму».

12. Коммуникативная игра «Кто где живет».

13. Дидактическая игра «Соедини пословицу по смыслу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы

Летняя оздоровительная работа в нашем детском саду комбинированного вида №20 «Катюша» проходила в тесном контакте с образовательной деятельностью по обеспечению безопасности жизни дошкольн...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы "В гости к Мухе - Цокотухе"

Образовательные задачи: обобщить знания детьми сказок, совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, закрепить умение отвечать на вопросы и задавать их, формировать грамма...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"

Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение  делать выводы....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы образовательная область: «Познавательное развитие» на тему: «ВЕСЫ»

Цель: формировать представление детей о весе предметов. Задачи: Образовательная: Закрепить знание детей о органах чувств человека;учить конструировать устройства (весы) из подручных материал...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности на тему: «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок»

развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздухоискатели»

Развитие познавательной активности в процессе эксперементирования, расширение знаний о воздухе. Закрепление представления детей о воздухе и его свойствах. Закепление навыков проведения опытов. умение ...