Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»
проект (подготовительная группа) на тему
данный проект расчитан на старшую и подготовительную группы. патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.doc | 68.5 КБ |
proekt_gorod_chto_serdtsu_dorog.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №31
Проект
Тема:
«Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»
Выполнила:
Копытина Галина Владимировна
Воспитатель МБДОУ детского сада №31
г. Новочеркасск
2015год
Паспорт проекта:
Творческое название: «Город, что сердцу дорог»
Тема проекта: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»
Автор: воспитатель: Г.В.Копытина
Участники: дети, родители, воспитатели.
Вид проекта: долгосрочный, два года.
База реализации проекта: МБДОУ детский сад №31 «Журавушка»
Тип проекта: познавательный
Актуальность:
Патриотическое воспитание дошкольников актуально и значимо в условиях современной России. За последние несколько десятилетий много поменялось в жизни и мировоззрении нашей страны и народа, но несмотря на все изменения воспитание патриотических чувств остается одним из главных приоритетов нашего государства. Ведь чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен он не ощущает своих корней своей истории. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Патриотизм применительно к дошкольникам, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Проблема:
Недостаточный уровень сформированности духовного, нравственного, патриотического воспитания; знаний об истории и традициях Родного края.
Гипотеза:
Если будет четко спланирована система работы по патриотическому воспитанию, то у детей будет развито ценностно-смысловое отношение к истории и культуре Родного края.
Цель:
Формирование основ духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников в процессе приобщения к истории Родного края.
Задачи:
- Прививать чувство любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Развивать представление о культуре и быте донских казаков
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
Предполагаемый результат:
1. Проявление интереса к родному краю посредством детских рисунков, рассказов.
2. Знание своего города и народа, которое поможет ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предшествующих поколений.
3.Высокий уровень сформированности у дошкольников представлений о ценностях культурно-исторического наследия родного города, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям своего народа; развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения Новочеркасска.
4.Увеличение возможностей и доступности участия дошкольников в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии.
Методическое обеспечение:
- Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина
- «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» Н.В.Алешина
- «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
- «Природа и история родного края» М.П.Астапенко, Е.Ю.Сухаревская
- «Доноведение для дошкольников» » Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина, Н.Е.Черноиванова
- «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» под ред. Л.А.Кондрыкинской
- «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л.А.Кондрыкинской
- «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова
- «Воспитывая маленького гражданина» Г.А. Ковалева
- «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А.Кондрыкинской
План реализации проекта
1 этап – аналитический
Цель. Проанализировать имеющую проблему, определить цель проекта.
Содержание работы:
- мониторинг детей (опросник, беседа по программе «Детство»)
- Анкетирование родителей
- Составление плана реализации проекта
2этап – организационный
Цель. Создание условий для реализации проекта.
Привлекла воспитанников и их родителей в поиск информации о родном городе: подборе фотографий и иллюстраций.
Обралась за помощью к работникам музея и турагентства, с целью подготовки и проведения для детей экскурсий по музею и городу. Пополнила предметно-развивающую среду в группе:
- оформила уголок по патриотическому воспитанию детей: «Мой город», «Мой город, каким он был»;
- подобрали картинки и фотографии по тематике «Памятники города Новочеркасска», «Достопримечательности Новочеркасска»
Для организации непосредственной образовательной деятельности детей разработала конспекты о семье, детском саде, родном крае. Подготовили консультационный материал для родителей:
- «Семейные традиции»;
- «Без прошлого нет бедующего».
3 этап – основной
Цель. Реализация проекта.
Сроки исполнения | Старшая группа 5-6 лет | Подготовительная группа 6-7 лет |
Сентябрь | Беседа «С чего начинается Родина?» Цель. Формировать у детей интерес к своей малой Родине. Рассматривание альбома «Мой город - Новочеркасск» Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?» | Рассматривание карты города Новочеркасска. Экскурсия по городу «Мой город Новочеркасск» Цель. Закрепить знание детей о родном городе. Занятие «Столица Донского казачества – город Новочеркасск» Цель. Развитие ценностно-смыслового отношения к городу Новочеркасску – Столице Донского казачества, к памятникам и архитектуре города. |
Октябрь | Беседа «Улицы города: название и расположение» Цель. Расширять представление детей об улицах города, рассказать в честь кого они названы. Беседа «Улица, на которой я живу» Цель. Закрепить знания детей о своем домашнем адресе. Рисование на тему: «Вот эта улица, вот этот дом» | Занятие «Улицы родного города» Цель. Расширять представление детей об улицах города, рассказать в честь кого они названы. Беседа «Как давали названия улицам» Цель. Формировать представления детей о том, что название улицам давали люди, связывая их с какими-нибудь знаменательными событиями. Экскурсия в музей «Истории Донского казачества» |
Ноябрь | Занятие «История возникновения родного города» Цель. Познакомить детей с историей родного города. Вызвать интерес к истории родного города. Знакомство с гербом и гимном нашего города. | Занятие «История возникновения транспорта в нашем городе» Цель. Познакомить детей с историей возникновения транспорта в нашем городе. Виды транспорта города. Беседа «Транспорт города» Цель. Расширить представление детей о городском транспорте. Игровое упражнение «Знаешь ли ты, как доехать до дома?» |
Декабрь | Занятие «Достопримечательности города» Цель. Познакомить детей с памятниками известных людей, с их местоположением. Воспитывать интерес к истории родного города, чувства уважения к далеким предкам. Создание альбома «Достопримечательности Новочеркасска» Дидактическая игра «Назови, кому установлен памятник?» | Занятие «Город - станица» Цель. Познакомить детей с название станица; формировать у детей представления об особенностях образа жизни в городе и станице; познакомить с особенностями труда людей; воспитывать чувство уважения к людям разных социальных сословий. Занятие «Казачий курень» Цель. Развитие ценностно-смыслового отношения дошкольников к укладу жизни казаков, их жилищу – куреню в процессе изобразительной деятельности. Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого» |
Январь | Беседа «Обряды, обычаи и праздники на Дону» Цель. Познакомить детей с обычаями, обрядами и праздниками на Дону. Посещение дома-музея И.И.Крылова | Беседа «Обряды, обычаи и праздники на Дону» Цель. Познакомить детей с обычаями, обрядами и праздниками на Дону. Посещение дома-музея И.И.Крылова |
Февраль | Занятие «Наши земляки-казаки» Цель. Формировать представления детей о том, кто такие казаки; воспитывать интерес к истории. Создание картотеки казачьих игр | Занятие «Наша армия родная» Цель. Расширять представления об армии, формировать представления об особенностях военной службы; уточнить представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию. Рисование на тему: «Наша Армия родная» Развлечение «А ну-ка, папы» |
Март | Беседа «Казачьи семьи» Цель. Познакомить детей с казачьим бытом; дать детям представления о том, как в казачьей семье воспитывали мальчиков и девочек. Чтение рассказа «Казаки – люди вольные» | Фотовыставка «Наш город сегодня» Совместная работа родителей и детей рисование на тему: «Мой любимый город Новочеркасск» |
Апрель | Совместная деятельность «Как у нас на Дону» Цель. Формирование художественно-эстетического видения мира родного края, эмоционально-ценностного отношения к его культуре. Выставка детских работ «Казаки - наши земляки» | Создание альбома «Памятные места Новочеркасска» Игра – путешествие по родному городу. Цель. Закрепить знания детей о достопримечательностях, улицах родного города. |
Май | Занятие «Ничто не забыто, никто не забыт» Цель. Формировать у детей представление об истории событий и героях г.Новочеркасска в годы ВОВ. Развивать эмоционально-ценностное отношение, к опыту старшего поколения, воспитывать чувство любви и уважения к Родине. | Викторина «Знаешь, ли ты свой город?» Цель. Закрепить знания детей о родном городе, об историческом прошлом и настоящем, об историко-архитектурных памятниках. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, умения работать в коллективе. |
4 этап – итоговый
Цель. Подведение итогов проектной деятельности.
Мониторинг детей, где дети показали наиболее высокие результаты, чем в начале проекта.
Итогом проекта стало проведение викторины «Знаешь, ли ты, свой город?», в ходе которого отслеживались знания детей о родном городе.
Заключение
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе доступны и интересны не только детям, но и взрослым, следовательно, взаимодействие семьи, ребёнка и дошкольного учреждения значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта
Актуальность Патриотическое воспитание дошкольников актуально и значимо в условиях современной России. За последние несколько десятилетий много поменялось в жизни и мировоззрении нашей страны и народа, но несмотря на все изменения воспитание патриотических чувств остается одним из главных приоритетов нашего государства. Ведь чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен он не ощущает своих корней своей истории. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Патриотизм применительно к дошкольникам, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Гипотеза Проблема Если будет четко спланирована система работы по патриотическому воспитанию, то у детей будет развито ценностно-смысловое отношение к истории и культуре Родного края. Недостаточный уровень сформированности духовного, нравственного, патриотического воспитания; знаний об истории и традициях Родного края.
Методическое обеспечение
Цель проекта Формирование основ духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников в процессе приобщения к истории Родного края «Каждая нация, большая или маленькая, имеет свои культурные ценности, из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека.» М.А.Шолохов
Задачи Задач
Ожидаемый результат
Содержание проекта 1.Этап – подготовительный Цель: Проанализировать имеющуюся проблему, определить цель проекта.
2.Этап – организационный Цель: создание условий для реализации проекта.
3.Этап – основной цель. Реализация проекта Сроки исполнения Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет Сентябрь Беседа «С чего начинается Родина?» Цель. Формировать у детей интерес к своей малой Родине. Рассматривания альбома «Мой город - Новочеркасск» Занятие «Столица Донского казачества – город Новочеркасск» Цель. Развитие ценностно-смыслового отношения к городу. Экскурсия по городу «Мой город – Новочеркасск» Октябрь Беседы «Улицы города: название и расположение», «Улица, на которой я живу » Цель. Расширять представления детей об улицах города. Закрепить знания о своем домашнем адресе. Занятие «Улицы родного города» Цель. Формировать представления детей о том, что названия улицам давали люди, связывая их с каким-нибудь знаменательным событием.
Ноябрь Занятие «История возникновения родного города» Цель. Познакомить детей с историей родного города. Знакомство с гербом и гимном города. Беседы «История возникновения транспорта в городе», «Транспорт города» Цель. Познакомить детей с историей возникновения транспорта. Виды транспорта. Декабрь Занятие «Достопримечательности города» Цель. Познакомить детей с памятниками известных людей, с их местоположением. Создание альбома «Достопримечательности Новочеркасска» Занятия «Город-станица», «Казачий курень» Цель. Познакомить детей с названием станица; формировать представления детей об особенностях образа жизни в городе и станице. Создание альбома «Страницы прошлого» Январь Беседа «Обычаи и обряды на Дону» Цель. Познакомить детей с обычаями и обрядами на Дону. Посещение музея И.И.Крылова Беседа «Обычаи и обряды на Дону» Цель. Познакомить детей с обычаями и обрядами на Дону. Посещение музея И.И.Крылова
Февраль Занятие «Наши земляки-казаки» Цель. Формировать представления детей о том, кто такие казаки. Создание картотеки казачьих игр. Занятие «Наша Армия родная» Цель. Расширять представления детей об армии, уточнить знания о родах войск. Воспитывать чувство гордости за свою армию. Развлечение «А ну-ка, папы» Март Беседа «Казачьи семьи» Цель. Познакомить детей с казачьим бытом. Чтение рассказа «Казаки – люди вольные» Фотовыставка «Наш город сегодня» Совместная работа родителей и детей рисование на тему «Мой любимый Новочеркасск» Апрель Совместная деятельность «Как у нас на Дону» Цель. Формирование художественно-эстетического видения родного края, эмоционально-ценностного отношения к его культуре. Выставка детских работ «Казаки- наши земляки» Создание альбома «Памятники Новочеркасска» Игра « Путешествие по родному городу» Цель. Закрепить знания детей о достопримечательностях, памятниках и улицах города.
Май Интегрированное занятие «Ничто не забыто, никто не забыт» Цель. Формировать у детей представление об истории событий и героях г.Новочеркасска в годы Великой Отечественной Войны. Развивать эмоционально-ценностное отношение к опыту старшего поколения. Воспитывать чувство любви и уважения к Родине. Викторина «Знаешь, ли ты, свой город?» Цель. Закрепить знание детей о родном городе, об историческом прошлом и настоящем, об историко-архитектурных памятниках. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, умения работать в коллективе.
Экскурсия по городу Колядки в детском саду Развлечение «А ну-ка, папы!» Масленица
Казачья игра «Заплетись, заплетись плетень» Занятие «Ничто не забыто, никто не забыт» Колядки в доме-музее И.И.Крылова
4.Этап - итоговый цель. Подведение итогов проектной деятельности. Мониторинг сформированности представлений детей о малой Родине Итогом проекта стало проведение викторины «Знаешь, ли ты, свой город?», в ходе которого отслеживались знания детей о родном городе.
заключение Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе доступны и интересны не только детям, но и взрослым. Следовательно, взаимодействие семьи, ребенка и воспитателей значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края
В данной работе отражены исследования, проведённые на базе нашего детского сада, по изучению и повышению уровня развития патриотических чувств у детей и их родителей....
Содержание и методика патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края
Патритотическое воспитание в детском саду....
«Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с природой родного края»
Становление мировоззрения человека происходит в течение всей его жизни и начало этого процесса, как известно, приходится на период дошкольного детства. Именно в этот период ...
«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»
Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем пр...
Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника в процессе ознакомления с историей и культурой родного края
Статья опубликована в сборнике "Аксиологические проблемы педагогики " Выпуск 9...
Проект: "Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю и культуру родного края"
Период дошкольного возраста имеет важное значение в становлении личности человека.Проблема патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна, так как утрачена связь между прошлым и...
Публичное выступление " Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края".
Опыт работы на тему: "Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края" был представлен Мариной А...