Публичное выступление " Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края".
статья (старшая группа)
Опыт работы на тему: "Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края" был представлен Мариной Анатольевной Ильиной в форме публичных выступлений на городской августовской педагогической конференции г. Зимы в августе 2020 г.( свидетельство участника, август 2020 г., Комитет по образованию администрации ЗГМО), и в рамках проведения регионального Фестиваля методических практик по духовно - нравственному образованию « Иркутская область - территория толерантности » ( сертификат участника, 17. ноября 2020 г., Министерство образования Иркутской области, ГАУ ДПО ИРО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_ilina_m.a._2020.docx | 40.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РОДНОГО КРАЯ
Марина Анатольевна Ильина,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 171» г. Зимы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается важность и значимость процесса активизации воспитания патриотических чувств у дошкольников, включения регионального компонента в систему гражданско-патриотического воспитания детей. Сохранение региональной культуры, развитие устойчивого интереса к истории и народам родного края, - вот важные элементы, способствующие формированию патриотизма у детей уже с дошкольного возраста.
Одним из многочисленных и коренных народов, проживающих в Иркутской области является бурятский народ. Опыт работы, беседы с детьми и родителями по приобщению к этнокультуре бурятского народа, выявили проблему недостаточных знаний о бурятском народе. Поэтому в 2019-2020 году мною был разработан и реализован с детьми старшей группы и родителями долгосрочный педагогический практико - ориентированный проект: «Буряты - коренной народ Иркутской области». Основным методом реализации проекта я определила технологию проектной деятельности.
На всех этапах проектной деятельности были подобраны и использованы эффективные педагогические инструментарии, способствующие реализации проекта.
На первом этапе была определена цель. Для достижения цели поставлены задачи с работы детьми и родителями, подобрана методическая литература.
Цель: создание условий для формирования патриотических чувств у детей через ознакомление с этнокультурными особенностями бурятского народа.
Задачи работы с детьми.
1. Расширить представление о национальной культуре, быте и традициях бурятского народа (государственный символы Бурятии, народные праздники, национальная кухня, национальный костюм и другое.).
2. Обогатить и расширить знания о народно-прикладном искусстве и фольклоре бурятского народа.
3. Развивать творческие способности в разных видах деятельности.
4. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине, родному краю, толерантного отношения к людям разных национальных принадлежностях.
Для решения задач в группе были подготовлены условия и создан мини - музей «Мой родной сибирский край» об Иркутской области и бурятском народе, оснащённый наглядным дидактическим материалом, макетами, атрибутами для сюжетно-ролевых игр и другими пособиями.
На втором этапе была составлена «системная паутинка» работы с детьми и родителями, и разработана «Модель трёх вопросов» о бурятском народе.
На третьем этапе были организованы различные виды деятельности в соответствии с «системной паутинкой» как в совместной деятельности детей с педагогом, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
По познавательному развитию провела беседу «Буряты в Иркутской области», цикл занятий «Заповедная Бурятия», «Государственные символы Бурятии» «Бурятский костюм», «Дружные народы».
На базе МБУК «Историко-краеведческий музей» совместно с экскурсоводом музея проведены занятия: «Родной край», «Традиции наших предков», «Жители Прибайкалья».
Речевому развитию и ознакомлению детей с бурятским народным фольклором способствовали чтение и обсуждение народных сказок, легенд, заучивание бурятских пословиц и поговорок, чтение художественных произведений бурятских писателей, прослушивание аудиозаписей элементов бурятской национальной музыки.
В ходе ознакомления с народно-прикладным искусством бурятского народа дети учились рисовать и различать разные виды бурятских орнаментов. В занятиях по аппликации и ручному труду изготовили бурятские головные уборы (« малгай»), создали макет бурятской деревни («улуса»).
Разработана и внедрена в практику с детьми серия авторских дидактических игр «Бурятский костюм», «Бурятские орнаменты», «Сравни и назови», «Символы Бурятии».
На четвёртом этапе было подготовлено итоговое мероприятие. Итоговым мероприятием проекта «Буряты - коренной народ Иркутской области» стало проведение в марте 2020 года викторины «Знатоки Бурятии», в которой приняли участие дети и родители.
На пятом этапе я проанализировала результаты проектной деятельности и сделала следующие выводы:
- у детей расширились и обогатились знания о бурятах, как коренном народе Иркутской области: их традициях, образе жизни, особенностях этнокультуры .
- дети реализовали творческие способности в различных видах деятельности;
- у детей сформированы чувства патриотизма, любви к своему родному краю и толерантного отношения к людям разных национальностей;
- приобретён новый положительный педагогический опыт. Созданы новые методические продукты: авторские дидактические игры, конспекты занятий, консультаций, викторины и другие;
-мини-музей в группе «Наш родной сибирский край» пополнился новыми дидактическими пособиями и экспонатами.
По результатам проекта определены условия, при которых данный опыт может быть использован в практике других педагогов.
Данный проект может быть использован в практике другими педагогами, так как не требует особых материальных затрат. Обязательно взаимодействие с социумом: родителями воспитанников и муниципальными организациями города (школа, библиотека, историко-краеведческий музей и другие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»
данный проект расчитан на старшую и подготовительную группы. патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края....
«Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с природой родного края»
Становление мировоззрения человека происходит в течение всей его жизни и начало этого процесса, как известно, приходится на период дошкольного детства. Именно в этот период ...
Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной
Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников...
Педагогический совет «Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОО посредством ознакомления дошкольников с родным селом»
Сценарий педагогичексого совета на тему «Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОО посредством ознакомления дошкольников с родным селом»...
Презентация "Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с Малой Родиной"
презентация...
Проект в подготовительной группе: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления музея родного края»
Цель проекта:-ознакомление детей с понятием «музей», формирование представлений о том, какие бывают музеи.-воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримеч...
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредствам ознакомления с малой Родиной
Опыт работы детского сад а по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников...