Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

В данной работе отражены исследования, проведённые на базе нашего детского сада, по изучению и повышению уровня развития патриотических чувств у детей и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx123.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

Курсовая работа

по «Дошкольная педагогика и психология»

Исполнитель:

Сирченко Анна Валерьевна

студентка 3-го курса  

заочного отделения,

4,5 года

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

Каратаева Наталья

Александровна

         Шадринск, 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ………………………………………………….8

1.1.Становление теории патриотического воспитания дошкольников……………………………………………………………………8

1.2. Проблемы воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….12

1.3. Традиции культурно-исторической среды и их воспитательный потенциал………………………………………………………………………...16

1.4. Педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..21

ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……29

2.1.Определение уровня сформированности патриотических чувств и знаний  у детей об истории родного края ………………………………………………29

2.2. Формирование патриотических чувств и знаний об истории родного края………….……………………………………………………………………34

2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….47

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из приоритетных направлений воспитательной работы в современном обществе должно быть патриотическое воспитание, главная цель которого – формирование у детей и молодёжи качеств патриотизма. Об актуальности патриотического воспитания говорят принятые государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы».

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека в конкретной социокультурной среде. Для ребёнка Родина – это, прежде всего его семья, его дом, улица, родной город (село).  Детские сады, являясь первым звеном системы образования в нашей стране, могут формировать у детей первичные представления об окружающем мире, дать ребёнку знание о себе как о гражданине  своего отечества. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

В каждом городе (селе) есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Важной частью патриотического воспитания является приобщение детей к истории своего народа, воспитание любви и гордости к земле, на которой мы живём.

Противоречия. В последнее время повысился интерес исследователей к формированию патриотизма у дошкольников – доказана необходимость отбора доступных для дошкольников сведений об окружающем мире, их систематизации, формировании положительного отношения к получаемым сведениям, закреплении полученных знаний. Хорошо разработаны программы по усвоению истории страны, столицы нашей большой Родины, но нет достаточной научной разработанности основ исторического наследия родного края, что сказывается на практике работы дошкольных учреждений. Прежде всего, следует отметить отсутствие целенаправленности, системы, научно обоснованного планирования работы по ознакомлению дошкольников с родным краем и воспитанию у них патриотизма[14].

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности.

 Разные стороны патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К.Д.Ушинский, А.Н.Радищев, В.А.Сухомлинский, А.Г.Ковалёва, В.С.Мухина, А.С. Макренко, Д.С.Лихачёв, Л.Е.Никонова и др.)

Проблема исследования состоит в разрешении противоречий между желаемым результатом достижения эффективности патриотического воспитания и недостаточным научным и практическим обоснованием педагогических условий, обеспечивающих патриотическое воспитание дошкольников. Таким образом, необходимо изучить и систематизировать имеющийся материал по истории родного края, выделить из него наиболее интересный и доступный для изучения в дошкольном учреждении.

Социальная востребованность, практическая значимость и вместе с тем недостаточная разработанность данной проблемы побудило нас избрать темой исследования:

«Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края».

Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания дошкольников на культурно–исторических традициях родного края.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей родного края.

Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания будет эффективным, если: 

  • средством воспитания является освоение истории родного края, включающей исторические памятники, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, образцы деятельности людей, исторические образы…;
  • критериями патриотической воспитанности будут являться: представления ребёнка об истории родного края и страны в целом, сформированность потребности ребёнка в освоении этих знаний;
  • дошкольное учреждение для решения данного вопроса взаимодействует с различными социальными институтами окружающей  среды;
  • освоение истории родного края будет обеспечено готовностью педагогических коллективов дошкольных учреждений к патриотическому воспитанию детей.

Задачи исследования: 

  1. через анализ педагогической и психологической литературы выявить теоретические обоснования для решения задач патриотического воспитания дошкольников;
  2. определить возможности дошкольного образования для патриотического воспитания дошкольников;
  3. обосновать критерии патриотической воспитанности дошкольников и соответствующих их жизни проявлений патриотических поступков.

Теоретическую основу курсовой работы составляют исследования учёных: Казаевой Е.А., Куцаковой Л.В., М.Б. Зацепиной, Л.Е.Никоновой, А.Г. Гогоберидзе, Л.А. Пеньковой, И.А. Лыковой, Л.А. Юченковой, Е.И. Касаткиной, И.Ю. Блясовой, Н.Г. Капустиной,  Л.И.Михеева, Л.А. Кондрыкинской и других.

Исследовательские  методы:

- теоретические: анализ философской, педагогической, методической и психологической литературы по теме исследования, изучение передового и массового педагогического опыта;

- практические: анкетирование педагогов и родителей, беседа с детьми для выяснения уровня сформированности представлений об истории родного края, проведение формирующих занятий с детьми старшего дошкольного возраста  (проведение занятий, индивидуальных бесед, игр – викторин, сюжетно – ролевых игр, экскурсий и тп.), разработка педагогических проектов по теме исследования, использование методов математической обработки результатов эксперимента.

Практическая база исследования: опытно - поисковая работа осуществлялась в МКДОУ детский сад «Светлячок» р.п.Каргаполье.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изучении воспитывающего потенциала культурно – исторической среды посёлка и области в воспитании нравственно - патриотических чувств подрастающего человека, использование полученных данных для воспитания детей дошкольного возраста.

Объём и структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ

  1. Становления теории патриотического воспитания дошкольников

История человечества показывает, что вопросы гражданского и патриотического воспитания с древних времён  находились в центре внимания любого государства. Споры об «идеальном гражданине» велись ещё в античности. Так великий оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) считал, что обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования добродетелям. Среди важнейших обязанностей выделял долг и защиту отечества.

В станах Востока  одно из фундаментальных положений Конфуция (551 – 479 гг. до н. э.) базируется на «послушании и служении человека общине и государству, на проповеди уважения, любви к старшим по возрасту и общественному положению» [6. с.6-7].

В России воспитание патриотизма у детей проходит «красной нитью» со времени возникновения педагогики.

В нашей стране педагогами, мыслителями, философами к середине 18 века разработаны  несколько подходов к пониманию сущности, цели гражданского воспитания, одной из которых была идея государственности, патриотизма, возводящих служение отечеству в ранг общественного и нравственного долга. Сформировался идеал гражданина – это свободная личность, обладающая таким качествами, как мужество, бодрость духа, способность к преодолению жизненных трудностей, готовность к вооружённой защите Родины, достоинства и чести. Стержневым качеством личности гражданина является патриотизм.

Гражданское воспитание имеет в основе своей патриотизм, любовь к отечеству. Патриотизм – источник могущества каждого народа, «любовь к отечеству, гордость народная» должны с детства заполнять сердца человеческие – считали декабристы.

Для понимания идеи гражданского воспитания в концепциях педагогов-гуманистов важно учесть мысль В.Г.Белинского – «вначале нужно воспитать человека и лишь потом гражданина». Цель воспитания по Белинскому – создать гуманного, человечного человека, гражданина Отечества.

Воспитание на чувстве народности позволяет человеку стать членом общества, так как включает воспитание гражданского долга, чувства патриотизма – замечает К.Д.Ушинский[6. с. – 16-19.].

В начале 20 века педагогическая наука акцентировала внимание общества на идее, что истинный патриотизм предполагает любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего отечества, а любовь к родине как деятельностное начало выражается в высокой жизненной активности, направленной на благо и славу отечества. Признавалось, что основным условием для формирования патриотизма является наличие национального самосознания. Особенно важная роль принадлежит истории, родному языку и словесности, географии и законоведению [6. с. – 21.]. В основе гражданственности лежит по утверждению Н.Е.Румянцева, национальное чувство – национальные черты русского народа, которые видел в его эмоциональности, общительности, силе и глубине чувств, мечтательности, непосредственности, серьёзности взгляда на жизнь [6. 22].

Пробуждению гражданского национального самосознания, духовному раскрепощению человека способствовала Великая Отечественная война 1941-1945гг., она вызвала прилив патриотических сил.

В.А.Сухомлинский наполнил глубоким нравственным смыслом понятия «гражданственность» и «патриотизм», рассматривая их в единстве с другими общечеловеческими моральными ценностями, национальным самосознанием, достоинством личности. «Воспитать гражданина», утверждал В.А.Сухомлинский, - «значит воспитать настоящего человека. Быть настоящим человеком и гражданином – значит жить правильно, любить детей, высоко хранить своё достоинство патриота, гражданина, труженика».

Идеи В.А.Сухомлинского нашли своё творческое развитие в педагогической деятельности его последователей – Ш.А. Амонашвили, И.П.Волкова, А.А. Дубровского, Е.Н.Ильина, В.Ф.Шаталова и других.

В конце 80-х -  начале 90-х годов изучение воспитанием гражданственности и патриотизма занимались такие ученые как Е.В Бондаревская, Р.Я.Мирский, Н.М. Навайчик, М.П.Чумакова и другие.

В XXI веке вопросы воспитания патриотического самосознания у детей и молодёжи встают особенно остро. К сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательный потенциал семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность[15. Стр.6].

В   настоящее  время  актуальность  в  педагогической дошкольной  науке приобретают вопросы, связанные с формированием у ребенка положительного активно-заинтересованного отношения к стране, в котором он живет. Педагогическая теория патриотического, гражданского воспитания детей дошкольного возраста строится на принципе народности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, на исследованиях исследователей Р.И. Жуковской. Ф.С. Левин-Щириной. С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, П.В. Мельниковой, Э.К. Сусловой, Е.И, Корнеевой и др. Проблема патриотизма реализуется в программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки», «Детство», «Из детства — в отрочество», в локальных программах «Наследие» (М.Ю. Новицкой), «Наш дом — Южный Урал» (Е.С. Бабунова и др.), «Я — Человек» (С.А. Козлова), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Народоведение» (А. Лазарев) и др.

Современная концепция патриотического воспитания рассматривается в контексте всестороннего развития личности. Патриотизм понимается как состояние любви к Родине и Земле (С.А. Козлова). Этапы патриотического воспитания включают:

базовый (предварительный) — здесь происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения;

художественно-ознакомительный         (с         народными         традициями, национальным искусством);

когнитивно-эмоциональный (развитие интереса-отношения к своей стране, малой родине);

эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в разных видах деятельности).

Средствами патриотического воспитания выступают: мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, традиции и т.п. Методы патриотического воспитания задействуют все стороны и этапы воспитания (экскурсии, игры-путешествия, создание музеев, выставки детских рисунков и т.п.).

Таким образом, современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в контексте соотношений данных понятий. Дошкольная педагогическая наука как совокупность педагогических теорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленного позитивного опыта работы дошкольных образовательных учреждений.

1.2. Проблемы воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

В современном отечественном образовании всё большее внимание уделяется проблеме воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Идея построения в России гражданского общества актуализирует задачу воспитания сознательных граждан, любящих свою страну, понимающих её проблемы и готовых прилагать усилия для их решения [12. Стр.17].

Гражданское воспитание – система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений [3. Стр. 111]

На формирование личности человека влияют разные факторы, взаимосвязанные  и взаимообусловленные:

- общественное бытие и сознание, утвердившееся в стране;

- специфические особенности региона, в котором живёт и развивается человек;

- семья, в которой он родился и воспитывается;

- среда неформального общения (соседи, друзья, знакомые и т.п.);

- общественное воспитание (спортшкола, кружки и пр.);

-образовательное учреждение, в котором воспитывается ребёнок [1.стр. 167].

Чтобы перейти к вопросу – патриотическое воспитание дошкольников, необходимо вспомнить основные понятия, которые нам понадобятся.

Согласно толковому словарю русского языка:

- гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей;

- отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит;

- отчизна – отечество, Родина;

- патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу;

- патриот –  Человек, проникнутый патриотизмом. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь;

- страна -  территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством. 

Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощённого в продуктах материальной и духовной культуры, которые усваиваются ребёнком на протяжении всего детства.

Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников является включение в него культурно–исторического, духовно-нравственного и других компонентов, знание истории и традиций нашей страны.

Процесс воспитания с психологической точки зрения – формирование у ребёнка мотивов поведения доступных для ребёнка определённого возраста. С.Л.Рубинштейн писал: «Ребёнок не созревает сначала, а потом воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, то есть под руководством взрослых, осваивая то содержание культуры, которое создало человечество». Знания и способы деятельности  могут способствовать развитию нравственных чувств, волевых качеств  [1. Стр.169-170].

Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям, Родине, семье, самому себе. К этим чувствам  относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т.д. (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец).

 В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно с раннего возраста зародить интерес к родному краю, его истории, истории России.

Воспитание патриотизма – традиционная для отечественной педагогики задача. Патриотизм – это «нравственный и политический принцип социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины»  - такое определение патриотизма даёт Л.П.Крившенко. По её мнению, понятия «патриот» и «гражданин» сближаются и границу между ними порой трудно провести.

 «Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных, эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству», - пишет М.Ю. Новицкая [25. Стр. 170 - 171].

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Задача воспитателя разъяснить суть патриотизма, патриотических чувств и поведения, удержать от шовинизма, ненависти ко всякой другой культуре, народу. Необходимо воспитывать патриота – гражданина – человека, способного и защищать Родину, и быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает её прогрессу, её народу жить лучше [3. Стр.112 - 113].

По определению А.Г.Гогоберидзе, воспитание – это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса.

Цель воспитания – ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, физическому и психическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность.

Задача воспитания дошкольника состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, собственной жизни [2. Стр.138-139].

Знания обогащают чувства ребёнка. Он начинает ценить то, о чём больше узнаёт. Важно, чтобы ребёнок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в душе появились такие чувства, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрёл опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живёт. И на этой основе в последующем вырастет чувство любви к Родине.

По мнению С.А. Козловой, базой формирования патриотизма должно стать нравственное воспитание, истоки которого лежат в семье: эмоционально насыщенный образ родного дома во многом определяется семейными традициями и ценностями, знанием своей родословной [25.стр.173 - 174].

На основе нормативно – правовых документов можно определить цель патриотического воспитания, заказ государства на воспитание граждан: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа;

- воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Существует несколько видов методов воспитания связанных со сферой воздействия:

- когнитивные методы воздействия – направлены на преобразование

системы знаний человека:

- эмоциональные методы – «заражение» определёнными эмоциями, отношением, способствующим возникновению у воспитанника определённого аффективного состояния (интереса, радости, спокойствия);

- поведенческие воспитательные влияния – непосредственно

направленные на поступки человека, связанные с выработкой привычек к

учебной деятельности, трудовой, в общении [1.стр.174].

При выборе методов воздействия необходимо учитывать возрастные особенности: детям дошкольного возраста всё необходимо доказывать и даже наглядно показывать. Эту ступень развития  можно назвать ступенью категорического требования [1. Стр.175].

Таким образом, патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны.

1.3. Традиции культурно–исторической среды и их воспитательный потенциал

Патриотическое воспитание дошкольников даёт им возможность найти истинные ценности жизни и культуры, использовать исторический опыт, гордиться достижениями наших соотечественников во все времена.

В формировании патриотических чувств к родному краю, патриотически-ориентированного исторического сознания детям важно получить информацию о том, какие исторические события происходили в нашем крае, какие люди внесли наибольший вклад в создание материальных и духовных ценностей и тем самым ответить на вопрос: Чем мы можем гордиться?

 Культурное наследие края включает в себя:

- не только уникальные, существующие в единственном экземпляре шедевры архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, но и типичные объекты, являющиеся результатом культурно-преобразовательной деятельности человека: типовые жилые дома, обычные фонари, природно-культурный ландшафт, предметы повседневного быта и пр.;  

- не только материальные объекты, но и элементы духовной культуры, выработанные предыдущими поколениями и востребованные сегодня: идеи, эстетические и моральные нормы, язык, фольклор, обычаи и традиции;

- не только то, что было создано в далёком прошлом, но и то, что придумано нашими современниками.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество и образовательные учреждения обращаются к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.

В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.

Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у обучающихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее, в отличие от образовательного учреждения, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

Важную роль в развитии патриотических чувств и любви к родному краю, несомненно, играет библиотека. Близкое сотрудничество детского сада и библиотеки даёт большие возможности в формировании нравственного отношения дошкольников не только к истории, но и культуре родного края, даёт возможность проследить развитие событий в масштабе всей страны.

Организация экскурсий по улицам посёлка, его памятным и историческим местам,  на предприятия, культурные центры даёт возможность привлечь внимание детей к традициям нашего края, красоте окружающей природы.  Дать понять, что ценность Родины – это окружающая нас действительность: улица, на которой живу, мама-пекарь, папа – электрик, детский сад и самый лучший друг. А ещё гордость за свой край, за дедушку защищавшего  мир от фашизма, за труд близких людей, за любовь, которая окружает нас сегодня. 

Необходимо помнить, что сегодня в нашем обществе существуют праздники, которые условно можно разделить на 3 пласта, в зависимости от времени их возникновения: языческий, христианский период и новое время.

 Данное разделение носит очень условный характер, так как любую традицию можно отнести практически ко всем разновидностям: элементы народной культуры, дошедшие до наших дней, являются опытом всех сфер жизни наших предков.

Выделяют также календарные (Масленица, Юрьев день, Покровы и т.д.) и семейные (День рождения, Свадьба,  Крестины и т.д.) народные традиции.

Содержанием культурно-исторической традиции являются декоративно-прикладное искусство, фольклор, музыкальная деятельность.  - Предположительно все календарно-обрядовые праздники уходят корнями в язычество, и так или иначе приурочены к работам в поле и изменению жизни человека в зависимости от поры года.

 - Праздники христианского периода приурочены к основным событиям в жизни Иисуса Христа и почитаемых святых.

 - Праздники нового времени чаще всего иллюстрируют определенные исторические события в обществе.

Разумеется, ребенок дошкольного возраста знакомится со всеми праздниками, которые существуют в нашем обществе сегодня. С праздниками христианского периода и нового времени ребенок часто имеет возможность познакомиться вне детского сада, так как они широко распространены в нашем обществе и в том, или ином виде празднуются в большинстве   семей.  

Календарно-обрядовые   праздники   почти  утратили   свою практическую значимость, особенно для городского человека, не имеющего отношения к работам в поле, и поэтому познакомиться с ними зачастую дети могут лишь в образовательных учреждениях.

Культурно-исторические традиции родного народа - это богатое разнообразие материала для работы с детьми.

 - Искрометный фольклор может сопровождать всю деятельность малышей в саду: пословицы и поговорки удачно иллюстрируют и подтверждают мысли педагога, в то же время становясь самостоятельным материалом для обсуждения, помогают развитию речи, знакомя малышей с родным языком и народной мудростью.

-  Народные приметы помогают отмечать изменения погоды и природы, развивают наблюдательность, становясь подспорьем в экологическом воспитании.

- Декоративно-прикладное искусство русского народа - это бесконечные возможности для изобразительного творчества детей.

- Гончарство, соломоплетение, декоративная роспись, ткачество, вышивка, резьба по дереву, создание изделий из лозы - все это не только способ для развития фантазии, творческого самовыражения, знакомства с материалами родной природы, но и великолепная возможность получения тактильных ощущений, развития мелкой моторики, что является важной необходимостью в дошкольном возрасте.

- Традиционная народная музыкальная деятельность - это яркий и самобытный материал для музыкальных занятий, где малыши могут развить свой музыкальный слух, голос, оттачивать координацию движений в народных танцах. Народная музыка может быть великолепным оформлением, или фоном, любого занятия, использоваться воспитателем в качестве средства для релаксации детей.

Усилия педагога должны быть направлены на создание благоприятных условий для включения ребенка во всевозможные виды деятельности с целью активизировать его собственные познавательные действия. Культурно-исторические традиции представляют собой огромный, необъятный запас материала, используя который, педагог сможет включить дошкольников в определенные виды деятельности и побудить их к активности для усвоения знаний, умений и навыков, развития чувств и качеств, формирования доступных их возрасту понятий и убеждений, которые являются залогом положительно мотивированной деятельности по отношению к родной стране и народу. Тесная связь народных традиций с природой, образами, особенностями родного края придают им особую силу и значимость в патриотическом воспитании. 

В работе с детьми дошкольного возраста предпочтительно использовать яркий, красочный, запоминающийся материал, который будет понятен, близок, интересен детям, завладеет их вниманием, станет средством всестороннего развития. Всем этим требованиям отвечают культурно-исторические традиции.

Таким образом, культурно-историческая среда помогает не только воспитывать у ребёнка интерес к окружающему его миру, расширять его знания о малой Родине, но и способствует формированию свободной творческой личности, осознающей свои корни и национальные истоки.

1.4. Педагогические условия патриотического воспитания

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Знакомство дошкольников с культурными истоками родного края становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

 Условия патриотического воспитания:

- создание, благоприятного психологического климата в коллективе. 

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, 

улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания 

чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

- интеграция содержания образования (проектирование такого 

содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком 

культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов);

- интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

- результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

         -        единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда  структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

- использование системы мониторинга (психолого-педагогической диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

 Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

 Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Воспитывать у детей:

-        стремление к познанию истории родного края через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

-        стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

-        воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

-        воспитывать патриотизм, уважение к прошлому России.

-        Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

-   чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной истории, культуре и традициям;

-    представление о России как о родной стране;

-        умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

-        стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Развивать у детей:

 -        познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;

-        представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Курганскую область.

Использовались следующие  формы и методы  работы с детьми:

-  Прослушивание звуков или музыкальных произведений патриотического характера.

- проведение НОД на патриотические темы.

- Выполнение заданий по проекту «Мы жители земли Каргапольской» совместно с родителями.

-  Изготовление подарков.

- Экскурсии в музей, по улицам посёлка, к историческим и памятным местам, МКОУ «ДЮЦ «Радуга»», на хлебозавод, в мастерскую художника.

-  Выставки и экспозиции.

-  Развлечения, досуги, праздники, концерты.

-  Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные).

-  Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне;

- Создание презентаций на тему «Великая Победа: семейный альбом»;

- Изготовление альбомов для рассматривания.

 При работе с родителями использовались такие формы работы как:

-  Анкетирование родителей

-  Фотовыставки   «Самое красивое место в нашем посёлке», «Мой папа служил в Армии», «Мама милая моя», «Праздники и развлечения в детском саду», фоторепортаж с рассказом «Достопримечательности  родного посёлка», «Я и мой дедушка»

-  Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).

- Оформление выставки книг «Сказки наших бабушек», «Каргапольские чтения» (русские народные сказки и книги наших авторов -земляков ),  «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы по патриотическому воспитанию).

- родительские собрания «Прабабушкина школа», «Милости просим, а хлеб-соль по-старинному».

           - консультации для родителей «Народные сказки как средство воспитания  патриотических чувств у дошкольников», «Первые уроки нравственности».

          Таким образом, важнейшими условиями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются заранее спланированные педагогические воздействия, направленные на:

       - создание благоприятного психологического климата в детском коллективе;

       -   стимулирование детской активности, с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию и самореализации, через изучение истории родного края;

     - интеграция условий реализации содержания образования;

     - результат;

     - обогащение предметно-развивающей среды;

     - использование мониторинга;

     -  вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Определение уровня сформированности патриотических чувств и знаний об истории родного края

Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что воспитание патриотических чувств — задача актуальная и достаточно сложная для современной России. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе — что составляет содержание патриотического воспитания, какие средства являются эффективными в воспитании патриотизма у дошкольников и др.

 Цель нашего исследования заключается в поиске педагогических условий формирования патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой области.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой области.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи:

1.   Выяснить сущность и особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2.  Определить уровень сформированности патриотических чувств у старших дошкольников.

3.  Определить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой области.

Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов — констатирующего,  формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе эксперимента нами были определены следующие критерии исследования патриотических чувств у старших дошкольников: знания о стране, областном городе, поселке; знание символики страны, города, поселка; наличие представлений об истории народной культуры и традиций; определение личностного отношения детей к родному краю.

В соответствии с выделенными критериями мы подобрали контрольные задания:

-          Задание 1. Родной посёлок. Цель: определить уровень знаний о родном посёлке, области (знать название своего посёлка, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности посёлка).

Вопрос: Назови, как называется наш посёлок?

Анжела М.: - Мой поселок называется Каргаполье, он похож на сказочный городок, потому что в нём есть фонтан.

Вопрос: Назови свой домашний адрес?

Даша Т.: - У меня самый красивый дом, всех домов красивее.

Вопрос: Назови достопримечательности посёлка.

Лиза С.: - У нас есть старый парк,  его сделали давно и он уже состарился.

Руслан Д.: - Много достопримечательностей есть в музее – пулемёт и каска.

Ваня П.: - Самое старое здание в посёлке – музей, мы ходили туда с мамой смотреть разные выставки.

-          Задание 2. Символика большой и малой Родины. Цель: определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе страны,  города, поселка.

Вопрос:  Что изображено на гербе посёлка?

Юля С.: - Две большие чёрные вороны, а между нами течёт вода.

Вопрос: Опиши герб Курганской области.

Катя Н.: - А на гербе Курганской области нарисован белый зверёк, который называется куницей. Такого же зверя я видела в зоопарке, только он никуда не бежал.

Вопрос: Расскажи про флаг России.

Ваня П.: - У него три цвета: сначала белый, потом синий, потом красный – он называется триколор.

Вопрос: Расскажите, как выгладит герб России.

Даша Т.: - В России есть герб, он очень красивый я думаю.

Вопрос: Что такое гимн страны?

Соня Б.: - Я думаю, что это что-то важное. Я его никогда не видела.

Вопрос: Как называется страна, в которой мы живем?

Ваня П.:  - Я живу в стране, которая называется Россия.

-          Задание 3. История народной культуры и традиций. Цель: определить уровень сформированности знаний о культуре, народных праздниках и традициях русского народа.

Вопрос: Как зовут основателя нашего посёлка?

Рома П.: - Это человек, которому негде было жить, и он ушёл от других людей в лес. А как его зовут, я забыл.

Вопрос: Откуда пришли наши предки?

Юля С.: -  Из леса.

Валера В.: - Из древности.

Вопрос: Какие народные праздники ты знаешь?

Катя Н.: - Такие праздники, которые люди празднуют, все выходят на улицу и празднуют.

Вопрос: Назови народные игрушки.

Лиза С.: - народные игрушки, это игрушки которые сделали люди – матрёшки куклы и лошадки.

Педагогический эксперимент проводился на базе МКДОУ детский сад «Светлячок» р.п. Каргаполье. В эксперименте участвовали дети подготовительной к школе группы в количестве 10 человек: 6 девочек и 4 мальчика. Возраст детей – 6-7 лет.

В процессе проведения диагностики были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности представлений о родном крае показал 1 ребёнок (10%), который  продемонстрировал знания о родном поселке, его основателе, достопримечательностях. Также  показал хорошие знания символики областного центра и своего поселка. Восемь детей (80 %) показали средний уровень. В ответах детей были допущены ошибки и неточности. Один ребенок (10 %) показал низкий уровень.

Рисунок 1

По данным проведенного опроса мы выяснили, что дети, показавшие средний и высокий уровень знаний о родном поселке, крае, проявляют достаточно высокий интерес к истории своего поселка, с желанием посещают краеведческий музей, бывают вместе с родителями на выставках, праздничных мероприятиях. Дети с низким уровнем представлений о родном крае показали и низкий уровень отношения к жизни поселка, его истории. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости усиления воспитательной работы с дошкольниками в области патриотического воспитания.

 В диагностике приняли участие родители воспитанников. Им было предложено ответить на вопросы анкеты. Цель анкеты — выяснить отношение родителей к патриотическому воспитанию -  его важности в развитии ребёнка. По данным анкеты мы выяснили что

90% родителей считают патриотическое воспитание необходимо начинать с детского сада, считают его важным и необходимым, желают принимать активное участие в развитии патриотических чувств у своих детей;

80% считают, тему патриотического воспитания актуальной;

10% не понимают что такое патриотическое воспитание.

Рисунок 2

 

Однако, многие родители не до конца понимают суть патриотического воспитания. На вопрос: «Что такое патриотическое воспитание?» -

20% - воспитание любви к Родине;

20% - воспитание уважения к старшему поколению;

40% - воспитание уважения к обычаям и традициям своего народа;

0% - знание истории своей страны;

30% - считают, что это всё вышеперечисленное;

10% - затрудняются ответить.

Кроме того, перед началом нашей работы проведено анкетирование воспитателей по вопросам патриотического воспитания детей. Из 5 педагогов 4 человека понимают всю важность патриотического воспитания детей и сами любят свою Родину.

Все эти данные позволяют сделать вывод, что работу по патриотическому воспитанию необходимо проводить не только с детьми, но и со взрослыми – воспитателями и родителями.

2.2. Формирующий эксперимент

На втором этапе эксперимента (формирующем) нами были апробированы условия гипотезы, согласно которой успешное формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой области возможно, если обеспечить соблюдение следующих условий:

- поднимать уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей;

-    способствовать обогащению и дополнению развивающей среды в детском саду и в семье;

-     использовать возможности музейной педагогики, ресурсы библиотеки и достопримечательностей родного поселка;

-      осуществлять сотрудничество воспитателей детского сада с семьей по вопросам патриотического воспитания.

Нами был разработан план воспитательно-образовательной работы с детьми, который направлен на обогащение представлений дошкольников об истории родного края и формированию у них патриотических чувств.

Перспективный план ознакомления старших дошкольников с историей и культурой Курганской области

Таблица1

блок

Название мероприятия

вид

1

История родного края

«Как наши предки хлеб выращивали»

НОД

Создание презентаций «Великая Победа: семейный альбом»

Совместная работа с родителями

«Улицы  папиного детства»

фотовыставка

«Как крестьянин за лучшей долей ходил»

Выставка книжек-самоделок

«70 лет Победы»

Занятие в библиотеке

«Каргаполье 350 лет назад», «Деревенская горница», «Предметы ВОв»

Экскурсии в краеведческий музей

«Герои нашего посёлка»

Фотовыставка совместно с родителями

Народные праздники

Праздники и развлечения

2

Родная природа

«Ландшафтный парк»

экскурсия

«Фотовыставка «Я в лесу»»

выставка фотографий

«История старого парка»

экскурсия

3

Народное творчество

«Русская народная кукла»

Экскурсия в МКОУ ДЮЦ «Радуга»

«Береста»

Знакомство с искусством

«Глиняная игрушка»

НОД, знакомство с искусством

«Расписная барышня»

НОД, рассматривание альбомов

«Народный костюм»

НОД, праздники

4

Большая и малая Родина

«Народы нашего края»

НОД

«Мой посёлок – Каргаполье»

НОД

«Символика родного края»

НОД

«Моя Родина - РОССИЯ»

НОД

Уровень представлений детей о родном крае во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в дошкольном образовательном учреждении.

При воспитании у детей чувства любви к родному поселку, мы старались подвести их к пониманию, что их поселок — это часть их большой Родины. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну мы сочетали с формированием толерантного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Работая с детьми, мы одновременно проводили работу с родителями, стараясь их заинтересовать  историей родного края.

Для них также  был разработан план работы, который направлен на обогащение представлений родителей об истории родного края и вовлечению их в активную совместную работу с детьми.

Перспективный план работы с родителями в рамках изучения  истории родного края

Таблица2

блок

Название мероприятия

1

Родительские собрания

«Милости просим, а хлеб-соль по-старинному», «Прабабушкина школа».  Памятка «Как воспитать маленького патриота», консультации для родителей «Народные сказки как средство воспитания  патриотических чувств у дошкольников», «Первые уроки нравственности».

2

История родного края

«Улицы  моего детства» - фотовыставка, «Мой посёлок – Каргаполье»- семейные экскурсии, участие в проекте «Мы жители земли Каргапольской», сбор книг для выставки книг «Сказки наших бабушек», Фотовыставки   «Самое красивое место в нашем посёлке», «Мой папа служил в Армии», фоторепортаж с рассказом «Достопримечательности  родного посёлка», «Я и мой дедушка»

3

Родная природа

«Фотовыставка «Я в лесу»»

4

Большая и малая Родина

Создание презентаций «Великая Победа: семейный альбом»

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента была проведена преобразующая деятельность, которая охватила всех участников воспитательно-образовательного процесса – детей, воспитателей и родителей.

2.3. Контрольный эксперимент

Цель данного этапа исследования – выяснить эффективность созданных педагогических условий на формирование патриотической воспитанности всех участников педагогического процесса.

На контрольном этапе эксперимента нами были взяты те же критерии исследования патриотических чувств у старших дошкольников: знания о стране, областном городе, поселке; знание символики страны, города, поселка; наличие представлений об истории народной культуры и традиций; определение личностного отношения детей к родному краю.

В соответствии с выделенными критериями мы взяли те же контрольные задания:

-          Задание 1. Родной посёлок.

Цель: определить уровень знаний о родном посёлке, области (знать название своего посёлка, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности посёлка).

-          Задание 2. Символика большой и малой Родины.

Цель: определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе страны,  города, поселка.

-          Задание 3. История народной культуры и традиций.

Цель: определить уровень сформированности знаний о культуре, народных праздниках и традициях русского народа.

В процессе проведения диагностики были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности представлений о родном крае показали 3 ребёнка (30%).  Семь детей (70 %) показали средний уровень. В ответах детей были допущены ошибки и неточности. Низкого уровня не обнаружено.                                              

     

Рисунок 3

 

Родители воспитанников вновь ответили на вопросы анкеты. Цель анкеты — выяснить отношение родителей к патриотическому воспитанию -  его важности в развитии ребёнка. По данным анкеты мы выяснили что:

100% родителей считают патриотическое воспитание необходимо начинать с детского сада, считают его важным и необходимым, желают принимать активное участие в развитии патриотических чувств у своих детей;

90% считают, тему патриотического воспитания актуальной;

0% не понимают что такое патриотическое воспитание.

Рисунок4

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости усиления воспитательной работы с дошкольниками и их родителями в области патриотического воспитания.

Подводя итоги исследования, можно утверждать, что любовь к Отчизне у детей начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, поселком, его историей, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Заключение

             Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить  родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сенситивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

    Современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в контексте соотношений  понятий - мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, традиции и т.п. Дошкольная педагогическая наука как совокупность педагогических теорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленного позитивного опыта работы дошкольных образовательных учреждений и их потребностей.

  Патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны. 

Культурно-историческая среда помогает не только воспитывать у ребёнка интерес к окружающему его миру, расширять его знания о малой Родине, но и способствует формированию свободной творческой личности, осознающей свои корни и национальные истоки.

          Важнейшими условиями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются заранее спланированные педагогические воздействия, направленные на:

       - создание благоприятного психологического климата в детском коллективе;

       -   стимулирование детской активности, с целью формирования познавательной, социальной мотивации, к развитию и самореализации ребёнка;

     - интеграция условий реализации содержания образования;

     - результат;

     - обогащение предметно-развивающей среды;

     - использование мониторинга;

      -  вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

По итогам констатирующего эксперимента  сделаны выводы, что работу по патриотическому воспитанию необходимо проводить не только с детьми, но и со взрослыми – воспитателями и родителями.

В формирующем эксперименте была подобрана и проведена преобразующая педагогическая деятельность, которая охватила всех участников воспитательно-образовательного процесса – детей, воспитателей и родителей.

Полученные результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости усиления воспитательной работы с дошкольниками и их родителями в области патриотического воспитания.

Результаты эксперимента представлены в таблице №3

Динамика патриотической воспитанности старших дошкольников

Таблица3

группы

Кол-во опрошенных

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

чел

%

чел

%

чел

%

чел.

%

Констатирующий эксперимент

10

100

1

10

8

80

1

10

Контрольный эксперимент

10

100

0

0

7

70

3

30

В заключение курсовой работы сформулированы следующие выводы:

  1. Средствами патриотического воспитания дошкольников является освоение истории родного края;
  2. в воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать, прежде всего, социальное и природное окружение дошкольников;
  3. целенаправленное, систематическое и планомерное использование возможностей дошкольного образования, готовность педагогического коллектива к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а также на основе взаимодействия детского сада и семьи, позволяют формировать основы  высоконравственной личности.

Таким образом, по нашему мнению, исследование подтверждает заявленные положения гипотезы, цель достигнута, задачи решены.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Дж. Байрон писал: "Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего".

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [текст] / под ред. Н.В.Алёшиной. - М.:УЦ «Перспектива», 2011. – 245с.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]/ под ред. Н.В.Алёшиной. -  М: ЦГЛ,2005.- 246с.

3. Антонова, Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей[текст]  . / Т.В.Антонова, М.Б.Зацепина. – М.: Мозайка – Синтез, 2012. – 148 с.

4. Арапова-Пискарёва, Н.А. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [текст] ./  Под общей редакцией Т.И.Оверчук. – М., 2004.

5. Березина, Т.А.  Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны [текст]   /  Т.А. Березина// Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой.- М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- С. 16 - 23.

6. Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [текст]   / О.В. Бурляева // Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой.- М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- С. 82 - 89.

7. Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие [текст]   / Сост. А.К.Быков, И.И. Мельниченко. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

8. Веракса, Н. Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.- 304с.

9. Виноградова, Е.Б. Развитие познавательного интереса к родному краю у старших дошкольников/ Е.Б.Виноградова // Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М.Ю.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- № 10.- С.34 – 37.

10. Гогоберидзе,  А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева. – СПб. : Питер, 2013. – 464с.

11.Дегтярь, О.В. Работа ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников [текст]   / О.В. Дегтярь, Е.В. Дмитрюк // Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М.Ю.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- № 2.- С.10 - 14.

12. Дыбина, О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет [текст]  / Сост. О.В.Дыбина. – М.: Мозайка-Синтез,2010. – 80 с.

13. Елжова, Н.В.Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения [текст]  / Сост. Н.В.Елжова. – Ростов-на-Дону: Феникс,2010. – 245 с.

14. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет[текст]   / Сост. М.Б.Зацепина. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 122 с.

15. Казаева, Е.А. «Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста» Учебно – методическое пособие для студентов очного и заочного отделений факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии [текст]  .- Шадринск.: ШГПИ, 2001. – 93с

16. Красова, Т.Д. Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников [текст]  / Т.Д.Красова //Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М.Ю.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- № 4.- С.43- 46.

17. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник [текст]  / Сост. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2012. – 432с.

18. Куликовская, И.Э. Формирование основ исторического мышления у дошкольников [текст]  / И.Э.Куликовская//Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой.- М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- С. 6-15.

19. Куцакова, Л.В Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 3 – 7 лет[текст]   / Л.В.Куцакова. – М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 144 с.        

20. Минкевич, Л.В. Тематические педсоветы в детском саду: Учебно – методическое пособие [Текст]/ Сост. Л.В.Минкевич. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2010.-128 с.

21. Мкртычьян, С.С. Знакомим дошкольников с российской символикой [Текст]/ С.С. Мкртычьян // Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М.Ю.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- № 12.- С.43 - 45.

22. Нефёдова, И.В. Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края [текст]   / И.В.Нефёдова // Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М.Ю.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- № 5.- С.4 - 5.

23. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации[текст]    / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозайка-Синтез,2008. – 80 с.

24. Петий, А.А., Духовно – нравственное и патриотическое воспитание молодёжи на православных традициях российского воинства[текст]   / А.А. Петий, И.В.Шилов. – Волгоград: Корифей, 2011. – 96 с.

25. Романова, А.В. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста / А.В.Романова // Ребёнок в современном образовательном пространстве. Выпуск №2[Текст] /  Шадр. гос. пед. институт/ отв. ред. Н.А.Каратаева. – Шадринск: ШГПИ, 2011. – 322с. – С. 73 -77.

26. Савченко, В.И. Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников [текст]   / Сост. В.И. Савченко. – СПб.: Детство-Пресс,2013. – 320 с.

27. Смирнова, Е.О. Детская психология [текст]/Сост. Е.О.Смирнова.- М.: изд. ВЛАДОС,2003.- 368 с.

28.Тихонова, А.Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины [текст]  / А.Ю.Тихонова // Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой.- М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- С. 60 - 65.

29. Флегонтова, Н.П. Воспитание патриотизма: историко – педагогический аспект [текст]   / Н.П.Флегонтова // Ребёнок в детском саду/ под общ. ред. 2009.- №3. – С. 2 -6.

30. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие [текст] / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. -   М.: Изд. ФЛИНТА, 2011г.

31. Хазиева, И.Д. Государственная символика в патриотическом воспитании дошкольников [текст]   / И.Д.Хазиева // Ребёнок в современном образовательном пространстве. Выпуск №2[Текст] /  Шадр. гос. пед. институт/ отв. ред. Н.А.Каратаева. – Шадринск: ШГПИ, 2011. – 322с. – С. 77 - 82.

32. Шейко, Н.Г. Культурное наследие родного края – источник формирования исторических представлений дошкольников [текст]   / Н.Г. Шейко // Детский сад: теория и практика/ под общ. ред. С. Максимовой.- М.: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- С. 66 -73.

33. Юченкова, Л.А. Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании [Текст]/ Л.А. Юченкова //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения/ под общ. ред. М.Ю. Парамонова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- С. 53–62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

"Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, которая  включает в себя воспитание любви к близким людям,   к родному городу и природе родного...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем пр...

"Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края"

Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируетс...

Реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города»

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени...