«Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с природой родного края»
статья (старшая группа) на тему
Становление мировоззрения человека происходит в течение всей его жизни и начало этого процесса, как известно, приходится на период дошкольного детства. Именно в этот период происходит становление фундамента его личности , закладываются ее нравственные основы : экологической и гражданской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с природой родного края»
Теселкина Елена Ивановна - воспитатель МБДОУ«Детский сад №10» г.Дзержинска Нижегородской области
Становление мировоззрения человека происходит в течение всей его жизни и начало этого процесса, как известно, приходится на период дошкольного детства. Именно в этот период происходит
становление фундамента его личности , закладываются ее нравственные основы : экологической и гражданской культуры. На наш взгляд, особенностью дошкольников является то, что экологическое воспитание тесно связано с патриотическим, понимание Родины у дошкольников формируется на основе конкретных представлений о ближайшем окружении , в том числе о природном. Именно поэтому нам, педагогам и родителям необходимо содействовать формированию чувства привязанности к природным и культурным ценностям родного края у дошкольников, что поможет сформировать личностно-положительное , действенное отношение будущего гражданина к природным ресурсам и достояниям своей Родины. Чем больше дети будут узнавать природу родного края , тем больше они будут проявлять к ней эмоционально- положительное отношение. Для того чтобы наша работа была более результативна, мы решили организовывать ее с участием родителей.
Сегодня, когда в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, где подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения, когда в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования идет признание приоритета семейного воспитания, от нас дошкольных работников требуется ориентация на тесное взаимодействие с семьей по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми. В поиске путей решения задач, определенных Стандартом по взаимодействию с семьями воспитанников ,наше дошкольное учреждение делает акцент на организации совместной деятельности детей с родителями, в том числе по экологическому воспитанию. На наш взгляд, одной из ведущих целей взаимодействия детского сада с семьей –это способствовать активизации родителей как активных субъектов, участников образовательного процесса. Поэтому при планировании и организации работы с детьми старшей группы по знакомству с природой родного края, мы старались организовывать разные формы совместной деятельности детей с родителями.
Свою работу мы традиционно начали с группового родительского собрания, на котором я познакомила их с перспективами работы, со своими идеями ,предложила вносить свои предложения и общими обсуждением составить план совместный мероприятий.
В течение 2016/17 учебного года были организованны нетрадиционные и традиционные формы работы совместной деятельности с семьями воспитанников, многие из этих мероприятий стали составляющей частью проектной деятельности и природоохранных акций, это:
-экскурсии;
-прогулки-походы;
-целевые прогулки;
-«домашние задания»;
-мастер-класс;
-организация групповых конкурсов ,выставок совместного творчества детей с родителями;
-создание групповых альбомов;
-создание групповых коллекций;
-групповых фотовыставок;
-групповые развлечения и викторины;
В течение года мы провели ряд мероприятий с семьями воспитанников, предполагающих совместную деятельность родителей с детьми, озвучим наиболее запомнившиеся из них: экскурсия в городской Дендропарк, где мы познакомились с видовым разнообразием растений и деревьев родного края. Все вместе мы смогли оценить красоту родной природы, слушали пение птиц, любовались деревьями.. Восторгу детей не было предела! А родители сожалели о том, что редко бывают с детьми на природе.
В теплое время года (начало осени, весной) многие семьи наших воспитанников выезжают на дачи, деревни, ходят на семейные загородные пикники, и здесь мы использовали такую форму работу с родителями как «домашнее задание»: мы просили родителей собрать нам природный материал для уголка природы, занятий , т.д. Как продолжение этой формы работы становились фотовыставки «Мир природы родного края», «Деревья наших лесов» и т.д.
Но особенно важно для нас было создать условия для развития эмоциональной сферы у детей, вызвать их эмоциональный отклик , нравственные переживания и желание помочь природе и конечно поддержание детской инициативы. Для этого мы организовывали походы-прогулки, целевые прогулки на озеро Утиное, Пионерское, чтобы ребята смогли своими глазами увидеть охраняемые растения. Затем совместно с детьми организовали несколько групповых выставок, инициаторами которых выступали сами дети ( рисунки были созданы в результате их самостоятельной деятельности). По результатам групповой выставки совместного творчества детей с родителями «Страницы Красной книги»
мы создали групповую «Красную книгу» .
По результатам группового проекта «Мой край родной» ,совместно с родителями, был собран материал о родном крае: стихи о Нижегородском крае, городе Дзержинске, загадки о природе родного края, альбомы «Природа родного города», «Земля Нижегородская» и т.д. Дети с радостью узнавали знакомые стихии загадки, гордились участием родителей в их подборке.
Для изучения природы родного края оформили коллекцию насекомых, где родителями была собрана небольшая информация о насекомых.
Развитию эмоциональной отзывчивости и разнообразию переживаний детей в процессе общения с природой родного края, способствовали конкурсы: «Каждой пичужке наша кормушка» (изготовляли разные кормушки, рисовали газеты, приносили корм для птиц)
А также родители нашей группы приняли активное участие в создании «Музея природы» в нашем детском саду. Частью которого является . экспозиция “Природа нашего края”.Родители совместно с детьми собирали различные коллекции: семена дикорастущих и культурных растений, гербарии травянистых растений и древесных пород, спилы различных деревьев , разнообразные камни, природные ископаемые, насекомые, коллекция засушенных букетов, злаков и тд.
Подводя итоги хочется сказать , что совместная деятельность педагога — родителей — детей ведёт к духовной близости родителей и детей не только способствует активизации родителей как активных участников образовательного процесса, но и формирует внутренний мир дошкольника, делает его эмоционально- отзывчивым и неравнодушным.
Наши родители вместе с детьми являются активными участниками конкурсов и выставок, организуемых внутри детского сада, в рамках природоохранных акциях, а так же в городских, организуемых Эколого-биологическим центром города Дзержинска, таких как « Вторая жизнь упаковки», «Сказочная прививайка» и др. Сплоченный групповой родительский коллектив с желанием принимает участие в общедетсадовских акциях, таких как «Украсим наш дом цветами», организуем к Дню защиты от экологической опасности. А также участие в городском смотре-конкурсе «Территория детства» в номинации «Лучшая групповая зона отдыха», где на суд жюри мы совместно с родителями выставили не только оборудованный инвентарем для детских видов деятельности групповой участок, но и как важную часть его –групповой цветник и групповой огород.
Наша работа продолжается, мы в поиске новых интересных тем и форм работы как с родителями и с детьми.
Список литературы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Пособие для воспитателей дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
5.Жуковская Р.И. Родной край. Пособие для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы образования в Российской федерации на значимость организации системного подхода к экологическому о...
Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»
данный проект расчитан на старшую и подготовительную группы. патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края....
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным краем через проектную деятельность
Отчет о деятельности по теме актуального педагогического опыта работы...
Инновационный опыт по теме "Экологические воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"
Ознакомлеение с природой края...
Проект: "Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю и культуру родного края"
Период дошкольного возраста имеет важное значение в становлении личности человека.Проблема патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна, так как утрачена связь между прошлым и...
Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"
В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....
«Экологическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с природой родного края»
План проект в старшей группе по экологическому воспитанию детей. Воспитание любви к природе родного края - одна из главных задач современного дошкольного учреждения.Природа способствует, гармонич...