Реализация программы "Этическая грамматика с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка на тему
Презентация программы по нравственно-этическому воспитанию старших дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Реализация программы «Этическая грамматика»
с детьми дошкольного возраста»
заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
МДОУ «Колосок» Серпуховского муниципального района
Стрелкова Наталья Николаевна
С первых минут рождения жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет полноценной личностью, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире, человеческих отношениях.
Поэтому с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать детей правилам культурного поведения и общения, объяснять им разумность и необходимость их соблюдения, радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных ошибочных действий.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.
Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Проблема этического воспитания сегодня очень востребована, что связано с дефицитом доброты, милосердия, сострадания, сочувствия у людей.
Детский сад является первой ступенькой к освоению детьми «азбуки нравственности». Поэтому одной из сложных и в то же время важнейших задач воспитательно-образовательной работы дошкольной организации является приобщение ребенка к миру нравственности в современной социальной действительности.
Малый социальный опыт у детей дошкольного возраста приводит к неадекватному поведению в различных жизненных ситуациях, незнанию речевого этикета, что не может не тревожить педагогов и родителей.
(СЛАЙД 2)
Поэтому, проанализировав деятельность нашего дошкольного учреждения, мы пришли к выводу, что необходима целенаправленная программа, которая бы могла ещё больше объединить весь коллектив и привлечь родителей в работе над трудной задачей – формирование главной этической направленности развития личности, её будущего самоопределения в мире людей.
(СЛАЙД 3)
В основу программы легла следующая структура:
Структура программы
- Пояснительная записка
- Цель и задачи Программы
- Основные направления Программы
- Основное содержание нравственно-этического воспитания старших дошкольников
- Направления оценки результативности
- Список литературы
(СЛАЙД 4)
Цель программы - заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг к другу и с окружающими.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
1.Продумать методы и средства методической работы в дошкольной организации, способствующие доброжелательному укладу жизнедеятельности детей через сферу становления и развития их нравственных отношений. Постоянно и последовательно повышать нравственные основы взаимодействия и общения с детьми у педагогов, определив для них его ключевую значимость.
2. Вести мониторинг взаимодействия педагогов с детьми, корректируя выявленные непрофессиональные действия.
(СЛАЙД 5)
В основу программы заложены следующие принципы:
Принципы нравственного воспитания воспитанников:
- Принципы воспитания
- Гуманистическая направленность воспитания в отношениях педагога к воспитанникам, реализуя развитие позитивного отношения к себе и к восприятию окружающего мира, а также стимулируя в детях проявление таких нравственных качеств, как доброжелательность, чуткость, тактичность, умение сочувствовать, отзывчивость.
- Формировать в детях умение слушать и слышать другого человека во взаимодействии с ним.
II. Принципы отбора содержания образования
- Научность (сочетание современных достижений педагогики и психологии).
- Учет требований типовых программ.
- Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации непосредственно – образовательной деятельности
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
(СЛАЙД 6)
Основными направлениями программы являются:
- Нравственно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Для реализации программы необходимо применять различные формы и методы:
(СЛАЙД 7)
Формы реализации Программы:
- Этические занятия, беседы, игры нравственно-этического содержания.
- Все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок нравственно-этического содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический, интегративный метод обучения.
- Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
- Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
- Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
- Интегративный метод обучения:
- Метод детского проектирования
- Технология этического диалога
- Воспитательные ситуации
(СЛАЙД 8)
Программа рассчитана на 2 года с поэтапным проведением исследования.
1 этап – организационный
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности
2 этап – основной
Апробация и использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания дошкольников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности.
3 этап – заключительный
Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы нравственно-этического воспитания дошкольников.
(СЛАЙД 9)
Программа включает в себя 4 раздела
1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать дошкольников к нормам воспитанности.
С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение дошкольников к нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно отнести так называемые правила «хорошего тона».
3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания.
Овладение моральными нормами поведения, этической культурой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе является стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой деятельностью, морально окрашено, оно способствует познанию учениками другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических занятиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отношений. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.
(СЛАЙД 10)
Материально – технические условия организации образовательного процесса направленного на нравственно-этическое воспитание детей дошкольного возраста рассматриваются в двух направлениях.
1 Создание макросреды ДОО.
2 Создание микросреды в группах.
Работа по реализации этих двух направлений строится, прежде всего, исходя из возрастных особенностей развития детей, и требований Сан Пин. Макросреда ДОО и микросреда групп создается педагогами и администрацией для качественной организации образовательного процесса, в том числе и по нравственно-этическому воспитанию
(СЛАЙД 11)
Применив всё это, можно предположить, что в процессе реализации программы мы придём к следующим результатам:
- Разработанная система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования ценностно-смысловой сферы личности детей на основе комплексно-тематического планирования.
- Повышение уровня развития детей через систему работы по формированию ценностно-смысловой сферы личности ребёнка.
(СЛАЙД 12)
Изучение особенностей дошкольников, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Хочется верить, что наша совместная деятельность посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
http://kolosok.my1.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек начинается с детства. Именно в детстве делается великий посев и добра, и зла. Этот, казалось бы, незаметный посев взойдет через годы, и от урожая будет зависеть, какой человек вступает в жизнь, становится членом нашего общества. В урожае разобраться не трудно. Куда труднее определить нужные семена. Сергей Михалков
Структура программы Пояснительная записка Цель и задачи Программы Ожидаемые результаты Направления оценки результативности Основное содержание нравственно-этического воспитания старших дошкольников Список литературы
Цель: Заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг к другу и с окружающими. Задачи: Продумать методы и средства методической работы в дошкольной организации, способствующие доброжелательному укладу жизнедеятельности детей через сферу становления и развития их нравственных отношений. Постоянно и последовательно повышать нравственные основы взаимодействия и общения с детьми у педагогов, определив для них его ключевую значимость. 2. Вести мониторинг взаимодействия педагогов с детьми, корректируя выявленные непрофессиональные действия.
Принципы нравственно-этического воспитания дошкольников: Гуманистическая направленность воспитания Научность Возрастной подход
Основные направления Программы Нравственно-образовательное Воспитательно-оздоровительное Культурно-познавательное Нравственно-трудовое
Формы реализации Программы: Этические занятия, беседы, игры нравственно-этического содержания. Все виды творческой художественной деятельности детей. Проведение совместных праздников. Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. Экскурсии, целевые прогулки Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия). Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Постановка музыкальных сказок нравственно-этического содержания. Творческие вечера. Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Основное содержание программы 1 этап – организационный 2 этап – основной 3 этап – заключительный
Программа включает в себя 4 раздела 1. Этика общения 2. Правила этикета 3. Этика общения с окружающими 4. Этика общения в коллективе
Предметно-развивающая среда ДОО - центр краеведения - комната быта «Русская изба» - экологическая тропа - сюжетно-ролевые игры - дидактические игры - строительно-конструктивные игры - театрализованные игры - подвижные игры - традиции группы - зона развития речи - зона продуктивной деятельности - музыкальный уголок - зона познавательного развития - полочка умных книг - панорама добрых дел Нравственно-этическая среда Окружающий социум Макросреда ДОО Микросреда ДОО - музыкально-физкультурный зал - познавательная игротека родители дети педагоги
Ожидаемые результаты Разработанная система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования ценностно-смысловой сферы личности детей на основе комплексно-тематического планирования. Повышение уровня развития детей через систему работы по формированию ценностно-смысловой сферы личности ребёнка.
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Лев Николаевич Толстой http : //kolosok.my1.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам. Об...
Образовательные технологии и особенности их реализации в работе с детьми дошкольного возраста
Сегодня необходимо создавать условия для выявления и развития способностей учеников, развитие учебно-познавательной активности и творческой деятельности. Решить эту задачу возможно при условии переход...
Выступление на педсовете. Сообщение по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление на педсовете. Сообщение по теме:«Использование разных видов планированияпо реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...
Сценарий регионального научно – практического семинара «Реализация регионального краеведческого компонента в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Сценарий регионального семинара по краеведению...
Проект «Реализация этнокультурного содержания с детьми дошкольного возраста с использованием интеллект-карт».
Развитие познавательного интереса посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода Интеллект - карт....
Выступление на РМО «Реализация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет «Будь осторожен на дороге »
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую сами дети являются виновниками дорожно–транспортных происшест...