Реализация программы "Этическая грамматика с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Стрелкова Наталья Николаевна

Презентация программы по нравственно-этическому воспитанию старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация программы «Этическая грамматика»

с детьми дошкольного возраста»

заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

МДОУ «Колосок» Серпуховского муниципального района 

Стрелкова Наталья Николаевна

С первых минут рождения жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет полноценной личностью, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире, человеческих отношениях.

Поэтому  с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать детей правилам культурного поведения и общения, объяснять им разумность и необходимость их соблюдения, радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных ошибочных действий. 

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Проблема этического воспитания сегодня очень востребована, что связано с дефицитом доброты, милосердия, сострадания, сочувствия у людей.

Детский сад является первой ступенькой к освоению детьми «азбуки нравственности». Поэтому одной из сложных и в то же время важнейших задач воспитательно-образовательной работы дошкольной организации является приобщение ребенка к миру нравственности в современной социальной действительности.

Малый социальный опыт у детей дошкольного возраста  приводит к неадекватному поведению в различных жизненных ситуациях, незнанию  речевого этикета, что не может не тревожить педагогов и родителей.

 (СЛАЙД 2)

Поэтому,  проанализировав деятельность нашего дошкольного учреждения, мы пришли к выводу, что необходима целенаправленная программа, которая бы могла ещё больше объединить весь коллектив и привлечь родителей в работе над трудной задачей – формирование главной этической направленности развития личности, её будущего самоопределения в мире людей.

(СЛАЙД 3)

В основу программы легла следующая структура:

Структура программы

  • Пояснительная записка
  • Цель и задачи Программы
  • Основные направления Программы
  • Основное содержание нравственно-этического воспитания старших дошкольников
  •  Направления оценки результативности
  •  Список литературы

(СЛАЙД 4)

Цель программы -   заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг к другу и с окружающими.

Для достижения этой цели поставлены задачи:

1.Продумать методы и средства методической работы в дошкольной организации, способствующие доброжелательному укладу  жизнедеятельности детей через сферу становления и развития  их нравственных отношений. Постоянно и последовательно повышать нравственные основы взаимодействия и общения с детьми у педагогов, определив для них его ключевую значимость.

     2. Вести мониторинг взаимодействия педагогов с детьми, корректируя выявленные непрофессиональные действия.

(СЛАЙД 5)

В основу программы заложены следующие принципы:

Принципы нравственного воспитания воспитанников:

  1.  Принципы воспитания 

- Гуманистическая направленность воспитания в отношениях педагога к воспитанникам, реализуя развитие позитивного отношения к себе и к восприятию окружающего мира,  а также стимулируя в детях проявление таких нравственных качеств, как доброжелательность, чуткость, тактичность, умение сочувствовать, отзывчивость.

-  Формировать в детях умение слушать и слышать другого человека во взаимодействии с ним.

II. Принципы отбора содержания образования

- Научность  (сочетание современных достижений педагогики и психологии).
- Учет требований типовых программ.
- Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации непосредственно – образовательной деятельности 

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. 

(СЛАЙД 6)

Основными направлениями программы являются:

  1. Нравственно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
    2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
    3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов).
    4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

Для реализации программы необходимо применять различные формы и методы:

(СЛАЙД 7)

Формы реализации Программы:

  1. Этические занятия, беседы, игры нравственно-этического содержания. 
  2. Все виды творческой художественной деятельности детей.
  3. Проведение совместных праздников.
  4. Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  5. Экскурсии, целевые прогулки
  6. Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  7. Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  8. Постановка музыкальных сказок нравственно-этического содержания.
  9. Творческие вечера.
  10. Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический, интегративный метод обучения. 

- Наглядный метод  используется во время:

  1. чтения педагогом рассказов;
  2. наблюдений;
  3. показа сказок (педагогом, детьми);
  4. рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  5. проведения дидактических игр;
  6. экскурсий, целевых прогулок;
  7. моделирования сказок.

- Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  1. чтения литературных произведений воспитателем;
  2. чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  3. бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  4. ответов на вопросы педагога, детей;
  5. проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  6. сообщения дополнительного материала воспитателем;
  7. загадывания загадок;
  8. рассматривания наглядного материала;
  9. рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  10. разбора житейских ситуаций;
  11. проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  12. чтения литературных произведений родителями.

- Практический метод используется, когда необходимо:

  1. организовывать продуктивную деятельность;
  2. провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  3. сшить кукол к сказкам;
  4. организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  5. провести экскурсии различной направленности;
  6. организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  7. изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

- Интегративный метод обучения:

- Метод детского проектирования

- Технология этического диалога

- Воспитательные ситуации

(СЛАЙД 8)

Программа рассчитана на 2 года с поэтапным проведением исследования.

1 этап – организационный 

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности

2 этап – основной 

Апробация и использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания дошкольников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности.

3 этап – заключительный

Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы нравственно-этического воспитания дошкольников.

(СЛАЙД 9)

Программа включает в себя 4 раздела

           1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать дошкольников к нормам воспитанности.

С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение дошкольников к нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно отнести так называемые правила «хорошего тона».

3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания.

Овладение моральными нормами поведения, этической культурой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе является стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой деятельностью, морально окрашено, оно способствует познанию учениками другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических занятиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отношений. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.

(СЛАЙД 10)

Материально – технические условия  организации образовательного процесса направленного на нравственно-этическое воспитание детей дошкольного возраста  рассматриваются в двух направлениях.

1  Создание макросреды ДОО.

2 Создание микросреды в группах.

Работа по реализации этих двух направлений  строится, прежде всего, исходя из возрастных особенностей развития  детей,  и требований Сан Пин.   Макросреда ДОО и микросреда групп создается  педагогами и администрацией для  качественной организации образовательного процесса, в том числе и по нравственно-этическому воспитанию

(СЛАЙД 11)

Применив всё это, можно предположить, что в процессе реализации программы мы придём к следующим результатам:

  1. Разработанная система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования ценностно-смысловой сферы личности детей на основе комплексно-тематического планирования.
  2. Повышение уровня развития детей  через систему работы по формированию ценностно-смысловой сферы личности ребёнка.

(СЛАЙД 12)

Изучение особенностей дошкольников, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Хочется верить, что наша совместная деятельность посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

http://kolosok.my1.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок» «Реализация программы «Этическая грамматика» с детьми дошкольного возраста»

Слайд 2

Человек начинается с детства. Именно в детстве делается великий посев и добра, и зла. Этот, казалось бы, незаметный посев взойдет через годы, и от урожая будет зависеть, какой человек вступает в жизнь, становится членом нашего общества. В урожае разобраться не трудно. Куда труднее определить нужные семена. Сергей Михалков

Слайд 3

Структура программы Пояснительная записка Цель и задачи Программы Ожидаемые результаты Направления оценки результативности Основное содержание нравственно-этического воспитания старших дошкольников Список литературы

Слайд 4

Цель: Заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг к другу и с окружающими. Задачи: Продумать методы и средства методической работы в дошкольной организации, способствующие доброжелательному укладу жизнедеятельности детей через сферу становления и развития их нравственных отношений. Постоянно и последовательно повышать нравственные основы взаимодействия и общения с детьми у педагогов, определив для них его ключевую значимость. 2. Вести мониторинг взаимодействия педагогов с детьми, корректируя выявленные непрофессиональные действия.

Слайд 5

Принципы нравственно-этического воспитания дошкольников: Гуманистическая направленность воспитания Научность Возрастной подход

Слайд 6

Основные направления Программы Нравственно-образовательное Воспитательно-оздоровительное Культурно-познавательное Нравственно-трудовое

Слайд 7

Формы реализации Программы: Этические занятия, беседы, игры нравственно-этического содержания. Все виды творческой художественной деятельности детей. Проведение совместных праздников. Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. Экскурсии, целевые прогулки Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия). Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Постановка музыкальных сказок нравственно-этического содержания. Творческие вечера. Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Слайд 8

Основное содержание программы 1 этап – организационный 2 этап – основной 3 этап – заключительный

Слайд 9

Программа включает в себя 4 раздела 1. Этика общения 2. Правила этикета 3. Этика общения с окружающими 4. Этика общения в коллективе

Слайд 10

Предметно-развивающая среда ДОО - центр краеведения - комната быта «Русская изба» - экологическая тропа - сюжетно-ролевые игры - дидактические игры - строительно-конструктивные игры - театрализованные игры - подвижные игры - традиции группы - зона развития речи - зона продуктивной деятельности - музыкальный уголок - зона познавательного развития - полочка умных книг - панорама добрых дел Нравственно-этическая среда Окружающий социум Макросреда ДОО Микросреда ДОО - музыкально-физкультурный зал - познавательная игротека родители дети педагоги

Слайд 11

Ожидаемые результаты Разработанная система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования ценностно-смысловой сферы личности детей на основе комплексно-тематического планирования. Повышение уровня развития детей через систему работы по формированию ценностно-смысловой сферы личности ребёнка.

Слайд 12

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Лев Николаевич Толстой http : //kolosok.my1.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам. Об...

Образовательные технологии и особенности их реализации в работе с детьми дошкольного возраста

Сегодня необходимо создавать условия для выявления и развития способностей учеников, развитие учебно-познавательной активности и творческой деятельности. Решить эту задачу возможно при условии переход...

Выступление на педсовете. Сообщение по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на педсовете. Сообщение по теме:«Использование разных видов планированияпо реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...

Проект «Реализация этнокультурного содержания с детьми дошкольного возраста с использованием интеллект-карт».

Развитие познавательного интереса посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода Интеллект - карт....

Выступление на РМО «Реализация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет «Будь осторожен на дороге »

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую сами дети являются виновниками дорожно–транспортных происшест...