Выступление на педсовете. Сообщение по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка
Выступление на педсовете.
Сообщение по теме:
«Использование разных видов планирования
по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_vystuplenie_na_ped_sovete.docx | 44.69 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №31
Выступление на педсовете.
Сообщение по теме:
«Использование разных видов планирования
по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Воспитатель
Солоид А. Н.
2017 г.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сообщение по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», которые рекомендованы на курсах повышения квалификации кандидатом педагогических наук О. Р. Меремьяниной.
Что такое планирование?
- В практике образования планирование трактуется как процесс составления, разработки планов, проектов, продумывание последовательности будущих действий.
Зачем педагог планирует образовательную деятельность?
планирование – составная часть педагогической деятельности
- выстроить единое образовательное пространство детства;
ФГОС о планировании
- В содержании ФГОС дошкольного образования отсутствуют жестко заданные требования к планированию образовательной деятельности с детьми. По мнению разработчиков стандарта, выбор форм организации и содержания образовательной деятельности педагогическими коллективами осуществляется самостоятельно (Пункт 2. Раздел 2.9.).
В программе «От рождения до школы» о планировании
- даны рекомендации к планированию образовательной деятельности которые, по мнению авторов, следует рассматривать как примерные. Разработчики подчеркивают, что:
- «…образовательная организация может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские программы, либо переписать содержание этих разделов самостоятельно»;
по собственному усмотрению «частично или полностью изменять названия тем, определять содержание работы, временной период», вводить региональный и культурный компоненты, учитывать особенности своего дошкольного учреждения, использовать собственные наработки (культурные практики).
Воспитателю при составлении плана, а руководителю или старшему воспитателю –при организации методического контроля важно учитывать следующее:
- план должен быть максимально лаконичным, чтобы основное время педагога было посвящено общению с ребенком, но вместе с тем, информационно содержательным;
- методически грамотным, корректируемым адекватно меняющейся образовательной ситуации;
составляться на основе анализа и учета результатов педагогического наблюдения
- учитывать продвижения (затруднения) детей, содержать элементы прогнозирования;
- не содержать компонентов репродуктивной деятельности, т.е. механического (без изменений) переписывания разработанного авторского содержания (конспектов занятий) из пособий в календарный план работы.
- быть реальным, что достигается средствами постановки конкретных задач с учетом уровня развития детского коллектива и отдельных детей, текущих общественных событий, особенностей труда и быта взрослых, природного окружения и сезонных изменений в природе.
Перспективный план работы воспитателя
На основе методических рекомендаций О. Р. Меремьяниной «ФГОС. Или все ответы на вопрос «Как планировать образовательную деятельность с детьми»:
- Перспективный план работы составляется воспитателем вместе со специалистами дополнительного образования на один-три месяца. Сроки определяются решением педагогического коллектива, и фиксируется в образовательной программе дошкольной организации.
Планирование это процесс интеграции
- воспитателей, специалистов ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед) и педагогов дополнительного образования. На правах участников образовательных отношений они вносят в планирование предложения содержательного и организационного характера
Комплексно-тематическое планирование
- Комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса с детьми дошкольного возраста очень давно и успешно используется в специальной коррекционной педагогике.
- Учитывая специфику коррекционно - образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья не правомерно поднимать вопрос о переносе существующей комплексно – тематической модели из специализированных групп в массовые.
- для успешной реализации образовательной программы дошкольной организации, достижения целевых ориентиров и выполнения социального заказа родителей этот вариант планирования является неприемлемым, репродуктивным.
Согласно пункту 2.12. ФГОС дошкольного образования часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующие содержанию методические рекомендации и пособия, парциальные программы, сборники практических материалов из опыта работы.
- Они вносятся в образовательную программу дошкольной организации и постоянно находятся в групповой методической библиотеке воспитателя, согласно принципу «пошаговой доступности».
- Согласно положению Закона о сохранении авторских прав недопустимо использовать ксерокопии пособий и методических рекомендаций.
Проблемно-ориентированный анализ:
- содержания раздела «Примерное комплексно-тематическое планирование» в программе «От рождения до школы» позволил установить, что: базовые тематические блоки: «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы», «Осень», «Весна», «Лето», предлагаемые авторами-разработчиками, традиционно отражают события, связанные с подготовкой и проведением праздников социального календаря, сезонных изменений в природе.
Примерный перечень образовательных событий
- Международный день детской книги,
- Международный день мытья рук,
- Международный день театра,
- Международный день музеев,
- Международный день пряника,
- День рождения Деда Мороза,
- День Пушкина А.С.
успешно влияет на развитие любознательности; расширение кругозора, способствует становлению ценностного отношения дошкольников к народным и региональным традициям.
темы игровых занятий (младший дошк возраст)
темы занятий-проектов, исследований, бесед, новые образовательные ситуации (старший дошкольный возраст)
Вносим в планирование региональный компонент «Зимующие птицы Алтайского края»
Исследовательский проект «Какие фрукты не растут в Алтайском крае?»
Кроме комплексно-тематического плана работы организованную образовательную деятельность регламентируют сетка занятий и расписание занятий.
- Сетка занятий показывает общее количество занятий и их виды по основным направлениям развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в течение недели.
- Расписание занятий определяет их последовательность, регулирует время проведения, конкретизирует место проведения занятий (спортивный зал, бассейн, музыкальный зал, студия художественного творчества, компьютерный класс и др.). Расписание занятий составляется с учетом следующих требований СаН ПиН (извлечения):
Планирование и организация занятий носит открытый характер, что предполагает, с одной стороны, наличие ориентиров и методического сопровождения и, с другой стороны, возможность педагогу отклониться от них, изменить структуру занятия, игру, текст художественного произведения, вопросы, развивающее пространство.
- При планировании образовательной деятельности в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму, как форму планирования. Она помогает педагогу установить «баланс» между основными направлениями образовательной деятельности: социально-коммуникативному; познавательному; речевому; художественно-эстетическому; физическому развитию и осуществить самоконтроль за планируемым содержанием.
Как обеспечить оптимальный режим нагрузки?
- понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены; необходимо обеспечить ребенку «легкое» вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от пребывания в детском саду в конце недели;
- каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, по месту и форме организации;
- педагогу необходимо выделять время для индивидуального, неформального общения с детьми;
- необходимо учитывать время для совместных игр с детьми, причем инициатива должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять.
Золотые правила деятельностного подхода
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
- Веди ребенка от собственного опыта к общественному опыту.
- С ребенком будь не «НАД», а «РЯДОМ». Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
- Учи анализировать каждый этап работы. Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Изменения в циклограмме
пояснительная записка (из методички, особенности вашей группы - разновозрастная, дети с овз на основе программы от рождения до школы)
на неделю, без тем
работа с родителями утром не прописывается (имеется ввиду беседы о ребенке, консультации), занимаемся детьми, прописывается работа с родителями вечером
вносится в циклограмму взаимодействие со специалистами
Цель упражнений,заданий прописывать не обязательно у знакомых игр (если игра новая, то вносим в картотеку, название сайта указываем), весь материал берем из программы от рождения до школы.
Циклограмма должна быть понятна другому воспитателю (подменный).
НОД не прописывается в циклограмме.
Если указываем цель, то по ФГОС употребляем слова развивать, не учить.
Организация развивающей среды (материал для деятельности с детьми в течение неделя, атрибуты для игр, новые книги внесли, выставка).
Список литературы.
Календарное планирование не обязательно (репродуктивной деятельностью, механическое переписывание).
Сокращения в планировании не приветствуются, особенно если отправляется работа на конкурс (П/и, С/р).
Проверяющие - 1 неделя октября в пятницу, 3 занятия (2 раза в неделю познание: например, понедельник и пятница, это 10 занятие).
Планы должны быть методически грамотными, адекватно возрастным особенностям детей. (Детские проекты должны реализуются с детьми подготовительной группы) педагогические, исследовательские проекты разный возраст.
Мониторинг эффективности педагогических воздействий не предусматривает процентного соотношения, наблюдения, опрос.
Воспитатель отвечает за подбор стихов, выразительность чтения на музыкальных праздниках и развлечениях, за остальное отвечает музыкальный руководитель.
Механически конспекты не переписываются, можно вносить изменения.
Методист отвечает за методическое обеспечение, ксерокопии изданий использовать нельзя.
Ответы на вопросы педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО на неделю...
«Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Календарный план воспитательно- образовательной работы с детьми старшей группы в соответствии с ФГОС ДО на неделю по теме: "Слава Армии родной!"...
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Календарно - тематическое планирование на каждый день в старшей возрастной группе на тему "Моя семья"...
Современная модель планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Модель планирования...
"Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с лексическими темами"
в данном материале предложен вариант планирования игровых заданий при составлении воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соотвествии с лексическими темами....
«Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
календарно-тематическое планирование на неделю....
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...